Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и медицинской психологии.
Проблема реабилитации больных невротическими расстройствами является актуальной в связи с недостаточной эффективностью существующих методов психофармакотерапии и психотерапии.
Известен способ реабилитации больных невротическими расстройствами путем назначения психотропных средств в сочетании с различными видами психотерапии (системная семейная, рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая) (Ellis A. Rational-Emotive Therapy // Corsini R. J. Current psychotherapies. Itasca, Ill.: Piacock, 1989. P.197-238; Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. - 352 с.; Эйдемиллер Э.Г. Семейная системная когнитивно-поведенческая психотерапия: эклектика или новый интегративный подход? // Интегративные аспекты современной психотерапии. Л., 1992. С.51-56. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.).
Недостатками этого способа является невысокая эффективность реабилитации больных невротическими расстройствами, а также длительность лечения.
Известно применение «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик, представляющего собой 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, предъявляемых однократно одному пациенту в индивидуальной форме для диагностики причин и степени невротизации (Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест. - СПб.: Речь, 2002. - 32 с.).
Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эффективности реабилитации за счет снижения психопатологической симптоматики (соматизация, межличностная сензитивность, депрессия, тревожность, враждебность), улучшения когнитивных и поведенческих копинг-стратегий, улучшение качества жизни, а также расширение арсенала способов реабилитации.
Этот результат достигается тем, что группе больных невротическими расстройствами на фоне лечения психотропными средствами и психотерапии дополнительно предъявляют зрительные стимулы «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик, включающего 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, модифицированных в форму видеоряда, состоящего из картинки одного вида на 9 цветовых фонах, 2 из которых являются ахроматическими (белый и серый) и 7 - хроматическими (цвета радуги), длительность предъявления одной картинки на 9 цветовых фонах - 5 мин за один сеанс, длительность сеанса 2 часа с групповым обсуждением после каждого сеанса творческого решения выхода из ситуации, изображенной на картинке, курс - 8 сеансов. Включение цветовых фонов позволяет воздействовать на эмоциональную составляющую конфликта, вызвавшего невротическое расстройство.
Не вытекает из известного уровня техники тот факт, что дополнительное применение в процессе лечения диагностического стимульного материала «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик в групповой форме способствует повышению эффективности реабилитации больных невротическими расстройствами, решению жизненных ситуаций.
Способ осуществляют следующим образом. Группе больных невротическими расстройствами, в том числе родственникам больных шизофренией, на фоне психофармакотерапии в сочетании с различными видами психотерапии (системная семейная, рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая) дополнительно предъявляют зрительные стимулы «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик (Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест. - СПб.: Речь, 2002. - 32 с.), включающего 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, модифицированных в форму видеоряда, состоящего из картинки одного вида на 9 цветовых фонах, 2 из которых являются ахроматическими (белый и серый) и 7 - хроматическими (цвета радуги), длительность предъявления одной картинки на 9 цветовых фонах - 5 мин за один сеанс, длительность сеанса 2 часа с групповым обсуждением после каждого сеанса творческого решения выхода из ситуации, изображенной на картинке.
На последующих сеансах аналогичную процедуру повторяют с другими картинками теста, курс - 8 сеансов.
Эффективность психотерапии оценивают по многомерному опроснику выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R, разработанному L. Derogatis и соавт. (Symptom Check List-90-Revised - SCL-90-R) (Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер. - 2001. - С.146-157) и методике диагностики копинг-механизмов Е.Heim, адаптированной в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, под руководством д.м.н. профессора Л.И.Вассермана (Набиуллина P.P., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие. - Казань: Казанская государственная медицинская академия, 2003. - С.24-30).
Пример 1. Больная Н., 1958 г.р. Диагноз: Невротическое расстройство. F48.9.
Больная обратилась с жалобами на расстройство ночного сна, повышенную утомляемость, невозможность расслабиться, раздражительность, обидчивость, плаксивость, изнуряющее чувство вины за возможную причастность к развившемуся у сына заболеванию, колебания настроения, «наплывы тревожности», появившимися вскоре после установления сыну диагноза «шизофрения». Больной были назначены психотропные средства (антидепрессанты, транквилизаторы), одновременно больная была включена в группу, где проводились занятия по системной семейной психотерапии в сочетании с другими видами психотерапии (рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая). Через 2 недели в состоянии больной произошли незначительные изменения (наладился ночной сон, купированы плаксивость, раздражительность). Однако продолжала быть подавленной, тревожной, фиксированной на своих переживаниях, обидчивой, чувство вины по-прежнему было интенсивным. Неоднократно в течение дня мысленно возвращалась к возможным ошибкам, допущенным в воспитании, в собственном поведении, что затрудняло способность к переключению внимания на другие контексты жизни и отражалось на продуктивности в рабочем контексте. Дополнительно к вышеуказанной терапии через две недели больной предъявили зрительные стимулы «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик, включающего 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, модифицированных в форму видеоряда, состоящего из картинки одного вида на 9 цветовых фонах, 2 из которых являются ахроматическими (белый и серый) и 7 - хроматическими (цвета радуги), длительность предъявления одной картинки на 9 цветовых фонах - 5 мин за один сеанс. Длительность сеанса 2 часа. Затем больную включили в групповое обсуждение творческого решения выхода из ситуации, изображенной на картинке.
На последующих сеансах аналогичная процедура повторялась с другими картинками теста. Курс - 8 сеансов.
В результате проведенного лечения купированы психосоматические расстройства, отмечено снижение жалоб, уменьшение беспокойства и дискомфорта в процессе межличностного взаимодействия, повышение интереса к семье, продуктивности в работе. Индексы по шкалам SCL-90-R снизились по сравнению с оценками до начала лечения: по шкале соматизации - от 1,25 до 0,92; по шкале межличностной сензитивности - от 2,11 до 0,92; по шкале депрессии - от 1,23 до 0,77; по шкале враждебности - от 0,8 до 0,3; общий индекс тяжести расстройства - 1,01 до 0,71. Оценка степени адаптивности копинг-стратегий по методике Е.Heim увеличилась: по когнитивным стратегиям - от 1 (неадаптивные) до 3 (адаптивные) баллов; по поведенческим стратегиям - от 2 (относительно адаптивные) до 3 (адаптивные) баллов.
Таким образом, дополнительное применение зрительных стимулов «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик, включающего 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, модифицированных в форму видеоряда, состоящего из картинки одного вида на 9 цветовых фонах, 2 из которых являются ахроматическими (белый и серый) и 7 - хроматическими (цвета радуги), длительность предъявления одной картинки на 9 цветовых фонах - 5 мин за один сеанс, длительность сеанса 2 часа с групповым обсуждением после каждого сеанса творческого решения выхода из ситуации, изображенной на картинке, курс - 8 сеансов, на фоне психофармакотерапии в сочетании с различными видами психотерапии (системная семейная, рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая), способствовало редукции тревожной и субдепрессивной симптоматики и адаптации к сложившейся семейной ситуации. Семья больной установила связи с другими семьями больных, совместно планируют отдых и досуг.
Предлагаемым способом проведено лечение 24 больных невротическим расстройством (F48). Положительный эффект реабилитации получен у 18 больных (75%).
Для сравнения были взяты 2 группы больных невротическими расстройствами: 11 больных проходили реабилитацию предлагаемым способом, 12 больных (контрольная группа) были включены в традиционную психотерапевтическую группу. Результаты сравнения по критерию U-Манна-Уитни (Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных / А.Д.Наследов. - Спб: Речь, 2006. - 390 с.) показали следующее: до начала занятий обе группы были идентичны по всем показателям; после окончания курса между больными обеих групп по ряду показателей выявлены существенные различия. В группе с применением предлагаемого способа существенно ниже уровень психопатологической симптоматики по ряду показателей: соматизации (p<0,05); межличностной сензитивности (p<0,05); депрессии (p<0,01); враждебности (p<0,05) и общему индексу тяжести расстройства (p<0,05) (фиг.1). В этой группе значительно увеличивается уровень адаптивности когнитивных (p<0,01) и поведенческих (p<0,05) копинг-стратегий (фиг.2). Таким образом, эффективность психотерапевтической реабилитации предлагаемым способом значительно превышает эффективность метода традиционной психотерапии у больных невротическими расстройствами.
Данный способ имеет преимущества, выражающиеся в повышении эффективности способа по сравнению с общеизвестными, ускорении психотерапевтического эффекта реабилитации за счет снижения психопатологической симптоматики (соматизация, межличностная сензитивность, депрессия, тревожность, враждебность), улучшения когнитивных и поведенческих копинг-стратегий, а также улучшение качества жизни, расширение арсенала способов реабилитации.
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии и медицинской психологии. Больным невротическими расстройствами на фоне психофармакотерапии в сочетании с различными видами психотерапии - системная семейная, рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая предъявляют зрительные стимулы «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик. Тест включает 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, модифицированных в форму видеоряда, состоящего из картинки одного вида на 9 цветовых фонах, 2 из которых являются ахроматическими - белый и серый и 7 - хроматическими - цвета радуги. Длительность предъявления одной картинки на 9 цветовых фонах - 5 мин за один сеанс. Длительность сеанса 2 часа с групповым обсуждением после каждого сеанса творческого решения выхода из ситуации, изображенной на картинке, курс - 8 сеансов. Способ позволяет повысить эффективность реабилитации, улучшить качество жизни. 2 ил., 1 пр.
Способ реабилитации больных невротическими расстройствами, включающий применение психотропных средств в сочетании с различными видами психотерапии: системная семейная, рационально-эмотивная, когнитивно-поведенческая, отличающийся тем, что на фоне лечения психотропными средствами и психотерапии дополнительно предъявляют зрительные стимулы «Рисованного апперцептивного теста» Л.Н.Собчик, включающего 8 сюжетных картинок, изображающих ситуации межличностного взаимодействия 2-3-х контурных фигур неопределенного пола и возраста, модифицированных в форму видеоряда, состоящего из картинки одного вида на 9 цветовых фонах, 2 из которых являются ахроматическими: белый и серый и 7 - хроматическими: цвета радуги, длительность предъявления одной картинки на 9 цветовых фонах - 5 мин за один сеанс, длительность сеанса 2 ч с групповым обсуждением после каждого сеанса творческого решения выхода из ситуации, изображенной на картинке, курс - 8 сеансов.
ЭЛЛИС А | |||
и др | |||
Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии | |||
- СПб.: Издательство "Речь", 2002 | |||
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ | 2004 |
|
RU2279899C2 |
СОБЧИК Л.Н | |||
Рисованный апперцептивный тест | |||
- СПб.: Речь, 2002 | |||
Психотерапия | |||
/ Под ред | |||
КАРВАСАРСКОГО Б.Д | |||
- Спб., 2000, с.257-283, 415-423. |
Авторы
Даты
2013-12-10—Публикация
2012-11-07—Подача