ГИДРОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ СТВОРОК ЛЮКОВ ВОДОБАКОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2014 года по МПК B64C13/36 

Описание патента на изобретение RU2503586C1

Предполагаемое изобретение относится к области самолетостроения, в частности к системам управления створками люков водобаков противопожарного летательного аппарата. Это изобретение может быть использовано и в других областях техники.

Известна система управления гидроприводами, содержащая свои трехпозиционные распределители подачи жидкости от источника давления к гидроцилиндрам рампы, гермостворки, средней створки, боковых створок (см. копию инструкции по технической эксплуатации самолета ИЛ-76).

Однако, при управлении группой створок на противопожарном самолете для обеспечения независимого открытия любого или нескольких люков, такая система требует большого количества распределителей, что снижает надежность гидросистемы и увеличивает ее массу.

Наиболее близким к предполагаемому изобретению, является изобретение RU 2015065 C1 «Гидравлическая система управления приводами люков группы баков противопожарного летательного аппарата» МПК B64C 13/36, содержащая минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок.

Недостатком такой гидросистемы является то, что открытие створок происходит неуправляемо и очень быстро. Это приводит к тому, что весь объем огнегасящей жидкости из водобаков сливается точечно и на земле образуется компактное мокрое пятно, что является недостатком при необходимости образования на земле протяженной мокрой защитной полосы от пожара после сброса воды с противопожарного летательного аппарата.

В предполагаемом изобретении этот недостаток устранен.

Техническим результатом предполагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей противопожарного летательного аппарата путем обеспечения двух режимов открытия створок люков водобаков:

- первый «СЛИВ», когда плавающие поршни гидроцилиндров створок находятся в первом крайнем положении, в зацеплении со штоками и, при открытии створок, двигаются вместе со штоками, вытесняя жидкость из поршневых полостей через дроссель, который рассчитан из условия обеспечения требуемого времени открытия створок для образования мокрой защитной полосы на земле;

- второй «СБРОС», когда плавающие поршни гидроцилиндров створок располагаются в другом крайнем положении и не находятся в зацеплении со штоками, и не препятствуют быстрому перемещению штоков в гидроцилиндре при открытии створок для образования точечного мокрого пятнана земле.

Технический результат достигается тем, что гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата, содержащая минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок, выполнена так, что в линии подвода рабочей жидкости в штоковую полость каждого гидроцилиндра створок установлен челночный клапан. Один штуцер челночного клапана соединен линией на закрытие со своим трехпозиционным распределителем, а другой штуцер с общей линией на открытие от общего трехпозиционного распределителя через дроссель и общий для всех челночных клапанов двухпозиционный распределитель. При этом линия слива от этого двухпозиционного распределителя соединена с общей линией слива гидросистемы питания через обратный клапан.

Дроссель может быть управляемым.

Сопоставительный анализ предполагаемого изобретения с выявленными аналогами показывает, что оно обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется кратким описанием и прилагаемыми схемами, где:

на фиг.1 показана принципиальная схема гидросистемы управления приводами створок люков водобаков в режиме «СЛИВ»;

на фиг.2 показана принципиальная схема гидросистемы управления приводами створок люков водобаков в режиме «СБРОС»;

на фиг.3 показана принципиальная схема гидросистемы управления приводами створок люков водобаков с трубопроводом и управляемым дросселем.

Гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата, представленная на фиг.1, фиг.2 и фиг.3 состоит из отдельных для каждого гидроцилиндра 1 створки с плавающим поршнем 2, штоком 3 и челночным клапаном 4, и гидроцилиндра 5 замка створки трехпозиционного распределителя 6, общего для всех гидроцилиндров 1 створок и гидроцилиндров 5 замков створок трехпозиционного распределителя 7, двухпозиционного распределителя 8.

Двухпозиционный распределитель 8 на входе соединен с общей линией открытия створок (ОС) ОС-К от общего трехпозиционного распределителя 7, на выходе со штуцерами А всех челночных клапанов 4 через дроссель 9, а по линии слива через обратный клапан 10 с общей линией слива гидросистемы. Каждый штуцер Б челночного клапана 4 соединен линией закрытия створки (ЗС) с соответствующим своим трехпозиционным распределителем 6.

Каждая штоковая полость гидроцилиндров 5 замков створок соединена линией открытия замков (03) со своим трехпозиционным распределителем 6, а все поршневые полости линией закрытия створок (33) с общим трехпозиционным распределителем 7.

В зависимости от условий монтажа гидросистемы, челночный клапан может быть установлен непосредственно в гнездо штоковой полости гидроцилиндра 1 створок (фиг.1) или соединен со штоковой полостью гидроцилиндра 1 трубопроводом 11 (фиг.3).

Дроссель 9 может быть управляемым и обеспечивать любую необходимую скорость открытия створок водобаков с учетом скорости летательного аппарата, количества огнегасящей жидкости в водобаках, высоты полета и др. при режиме «СЛИВ».

Гидросистема работает следующим образом.

При выбранном режиме «СЛИВ» перед открытием створок водобаков все трехпозиционные распределители 6 и распределитель 7 выключены, двухпозиционный распределитель 8 выключен и находится в позиции, указанной на фиг.1, плавающие поршни 2 всех гидроцилиндров 1 створок находятся в первом крайнем положении, в зацеплении со штоками 3.

Для открытия створок включается трехпозиционный распределитель 7 и один или два, или все трехпозиционные распределители 6, при этом давление рабочей жидкости от распределителя 7 подается по общей линии ОС-К и далее в поршневые полости всех гидроцилиндров 1 створок и одновременно через двухпозиционный распределитель 8, дроссель 9 и далее ко всем штуцерам А челночных клапанов 4, далее в штоковые полости всех гидроцилиндров 1 створок. Под действием давления рабочей жидкости штоки 3, после срабатывания трехпозиционных распределителей 6 и гидроцилиндров 5 замков створок на открытие замков, будут двигаться на выпуск, толкая поршни 2. При этом рабочая жидкость из штоковых полостей всех гидроцилиндров 1 створок будет выдавливаться поршнями 2 через челночные клапаны 4, дроссель 9 и двухпозиционный распределитель 8 в общую линию ОС-К и далее для заполнения поршневых полостей всех гидроцилиндров 1. Скорость движения штоков на выпуск, а, следовательно, и скорость открытия створок водобаков будет определяться пропускной способностью дросселя 9, которая рассчитывается в зависимости от требования к системе слива по созданию протяженного мокрого защитного пятна на земле.

Закрытие створок происходит после включения трехпозиционных распределителей 6, которые подают давление рабочей жидкости в штоковые полости всех гидроцилиндров 1 по линиям ЗС через челночные клапаны 4. После закрытия всех створок включается трехпозиционный распределитель 7 и подает давление рабочей жидкости по линиям 33 в гидроцилиндры 5 замков створок на закрытие замков створок, после чего все распределители выключаются.

При выборе режима «СБРОС» при закрытых створках водобаков включается двухпозиционный распределитель 8 и переходит в позицию, указанную на фиг.2, при этом одновременно включается трехпозиционный распределитель 7 на подачу давления рабочей жидкости в общую линию ОС-К и далее в поршневые полости всех гидроцилиндров 1 створок на выпуск штоков 3. Однако, так как штоки 3 всех гидроцилиндров 1 створок механически присоединены к створкам водобаков, а замки створок закрыты, (трехпозиционные распределители 6 выключены и гидроцилиндры 5 не открыли замки створок), то штоки 3 не двигаются.

В движение приходят плавающие поршни 2 всех гидроцилиндров 1 створок и занимают другое крайнее положение, освобождая штоки 3 от зацепления. Рабочая жидкость из штоковых полостей всех гидроцилиндров 1 створок выдавливается поршнями 2 через челночные клапаны 4, дроссель 9, двухпозиционный распределитель 8 и обратный клапан 10 в линию слива гидросистемы питания. После того как плавающие поршни 2 заняли второе крайнее положение в гидроцилиндрах 1 створок можно производить сброс воды из водобаков.

Далее, для открытия одной или двух, или всех створок включаются соответствующие трехпозиционные распределители 6 и давление рабочей жидкости подается в гидроцилиндры 5 замков створок и одновременно включается трехпозиционный распределитель 7.

После открытия гидроцилиндрами 5 замков створок под действием давления рабочей жидкости в гидроцилиндрах 1 створок, веса воды створки открываются быстро, а штоки 3 в гидроцилиндрах 1 створок двигаются на выпуск беспрепятственно. Т.е. обеспечивается компактный сброс воды.

Закрытие створок аналогично как при режиме «СЛИВ», кроме того, что после закрытия замков створок, плавающие поршни 2 перегоняются во второе крайнее положение, при котором они не находятся в зацеплении со штоками 3. После чего система вновь готова работать в режиме «СБРОС».

При выборе режима «СЛИВ» вновь включатся все трехпозиционные распределители 6 и подадут давление рабочей жидкости по линиям ЗС-Б через челночные клапаны 4 в штоковые полости гидроцилиндров 1, плавающие поршни 2 всех гидроцилиндров 1 створок из второго крайнего положения перегоняться в первое крайнее положение. Одновременно включится двухпозиционный распределитель 8, который переходит в позицию на фиг.1, после чего гидросистема вновь готова работать в режиме «СЛИВ».

Все перенастройки гидросистемы будут происходить при выборе режимов открытия створок во время полета самолета от места забора воды к пожару.

Таким образом, предполагаемое изобретение позволяет расширить функциональные возможности противопожарного летательного аппарата.

Предлагаемое изобретение находится на стадии разработки рабочей конструкторской документации для опытного образца.

Похожие патенты RU2503586C1

название год авторы номер документа
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ ЛЮКОВ ГРУППЫ БАКОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Бондаренко Г.Г.
  • Фортинов Л.Г.
RU2015065C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТВОРКАМИ ДЛЯ СБРОСА ЖИДКОСТИ С ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Воронков Юрий Сергеевич
RU2076828C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД ЛЮКОВОГО ЗАКРЫТИЯ 2008
  • Березницкий Сергей Владимирович
  • Зайцев Борис Иванович
  • Павлов Николай Михайлович
  • Сальников Юрий Васильевич
  • Фролов Виктор Сергеевич
RU2364542C1
ГИДРОСИСТЕМА 2000
  • Иванов Г.М.
  • Столбов Л.С.
  • Орлик И.В.
RU2178843C1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СТВОРОК РАЗДВИЖНОЙ ЧАСТИ КРОВЛИ СТАДИОНА 2014
  • Бодров Валерий Владимирович
  • Багаутдинов Рамиль Мерсеитович
  • Староверов Юрий Алексеевич
  • Гойдо Максим Ефимович
  • Шнайдер Леонид Бенюминович
  • Пожидаев Григорий Владимирович
  • Досин Алексей Анатольевич
RU2556098C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ КОЛЕС ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ 1992
  • Соколов В.И.
RU2042575C1
Гидросистема управления подъемом вилочного погрузчика 1985
  • Маркевич Леонид Константинович
  • Кашин Михаил Дмитриевич
SU1314150A1
НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА ПОГРУЗОЧНОЙ МАШИНЫ 1992
  • Хазанович Г.Ш.
  • Носенко А.С.
  • Голованов В.К.
  • Есин В.И.
  • Переплетчиков Е.З.
  • Меньшенина Е.А.
RU2057695C1
ПРИВОД СТВОРКИ ЛЮКА БАКА С ЖИДКОСТЬЮ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1987
  • Фортинов Л.Г.
  • Бондаренко Г.Г.
SU1538414A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫПУСКОМ И УБОРКОЙ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Иванчина А.К.
SU1793640A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 503 586 C1

Реферат патента 2014 года ГИДРОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ СТВОРОК ЛЮКОВ ВОДОБАКОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к системам управления створками люков водобаков противопожарного летательного аппарата. Гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата содержит минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок. Гидросистема управления приводами створок люков водобаков выполнена так, что в линии подвода рабочей жидкости в штоковую полость каждого гидроцилиндра створок установлен челночный клапан. Один штуцер челночного клапана соединен линией на закрытие со своим трехпозиционным распределителем, а другой штуцер с общей линией на открытие от общего трехпозиционного распределителя через дроссель и общий для всех челночных клапанов двухпозиционный распределитель. Линия слива от этого двухпозиционного распределителя соединена с общей линией слива гидросистемы питания через обратный клапан. Дроссель может быть управляемым. Все перенастройки гидросистемы происходят при выборе режимов открытия створок во время полета самолета от места забора воды к пожару. Расширяются функциональные возможности путем обеспечения двух режимов открытия створок люков водобаков. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 503 586 C1

1. Гидросистема управления приводами створок люков водобаков противопожарного летательного аппарата, содержащая минимальное количество трехпозиционных распределителей для управления створками люков водобаков и замками створок, гидроцилиндры створок с плавающими поршнями и гидроцилиндры замков створок, отличающаяся тем, что в линии подвода рабочей жидкости в штоковую полость каждого гидроцилиндра створок установлен челночный клапан, один штуцер которого соединен линией на закрытие со своим трехпозиционным распределителем, а другой штуцер - с общей линией на открытие от общего трехпозиционного распределителя через дроссель и общий для всех челночных клапанов двухпозиционный распределитель, при этом линия слива от этого двухпозиционного распределителя соединена с общей линией слива гидросистемы питания через обратный клапан.

2. Гидросистема по п.1, отличающаяся тем, что дроссель выполнен управляемым.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2503586C1

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ ЛЮКОВ ГРУППЫ БАКОВ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Бондаренко Г.Г.
  • Фортинов Л.Г.
RU2015065C1
ПРИВОД СТВОРКИ ЛЮКА БАКА С ЖИДКОСТЬЮ ПРОТИВОПОЖАРНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1987
  • Фортинов Л.Г.
  • Бондаренко Г.Г.
SU1538414A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИЕМА ЖИДКОСТЕЙ В ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И/ИЛИ ВЫПУСКА ИХ ИЗ НЕГО 2005
  • Фон Мохос Цольтан
RU2389654C2
ВЕРТОЛЕТНАЯ УСТАНОВКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 1996
  • Захаров А.А.
  • Марин А.И.
  • Батюков В.И.
  • Саховская Л.В.
  • Талов А.А.
  • Семаков В.Я.
RU2097276C1

RU 2 503 586 C1

Авторы

Лузинов Олег Васильевич

Даты

2014-01-10Публикация

2012-06-05Подача