Настоящее изобретение относится к устройству для приема жидкостей в летательный аппарат и/или выпуска их из него, в частности во время полета, размещаемому, в частности, на самолете.
Необходимым условием рационального использования летающих аппаратов, в частности самолетов, например, при тушении пожаров, орошении полей, их удобрении или обработке пестицидами, а также при транспортировке противообледенительных средств, является возможность обеспечения приема на борт большого количества жидкостей. При этом необходимо прежде всего не только иметь возможность перевозить как можно большие количества соответствующих жидкостей, но и осуществлять заливку необходимых для этого резервуаров максимально быстро, без дополнительных операций.
Из патента DE 3905118 А1 известно устройство для перевозки средств пожаротушения, которое может быть установлено на транспортных средствах, например, на гусеничных автомобилях, грузовых автомобилях, вертолетах или судах. Это устройство представляет собой автономную систему пожаротушения, которую можно перевозить к очагам пожара обычными транспортными средствами. Устройство снабжено резервуаром в виде контейнера с несколькими камерами, разделенными по меньшей мере одной продольной переборкой и одной поперечной переборкой, для приема средств пожаротушения, например, воды, а также прилегающим к передней стороне контейнера машинным отделением для инструментов пожаротушения и несколькими закрывающимися соединительными штуцерами, выступающими за наружные стенки резервуара, а также по меньшей мере одним отверстием для заливки и выгрузки средств пожаротушения. Известное из патента DE 3905118 А1 устройство доставляют транспортным средством к месту забора воды, где наполняют его контейнер, например, при помощи всасывающего пожарного насоса. Затем набранное средство пожаротушения транспортируют к очагу пожара и вновь выпускают соответствующими устройствами пожаротушения. Недостатком известного устройства является прежде всего то, что, с одной стороны, его нельзя быстро заправить, а с другой стороны, выпустить его содержимое на высокой скорости, используя только атмосферное давление, к тому же это устройство имеет довольно сложную конструкцию и поэтому не обладает достаточной гибкостью относительно количества воды, набираемой для тушения пожара.
Поэтому задачей данного изобретения является создание устройства, которое, с одной стороны, обеспечивает гибкость его применения в соответствующих условиях и, с другой стороны, которое можно быстро заправить.
Для решения этой задачи предложено устройство для приема жидкостей в летательный аппарат и/или выпуска их из него, в частности во время полета, размещаемое на летательном аппарате, которое содержит:
- резервуарный модуль, включающий в себя по меньшей мере один резервуар-контейнер, соединенный соединительным стволом по меньшей мере с одним сборным резервуаром;
- модуль-переборка, который выполнен с возможностью соединения через сборный резервуар с резервуарным модулем, включающий в себя запирающий элемент, посредством которого, при открытом положении, происходит выпуск жидкости из резервуарного модуля; и
- заправочный модуль, который по меньшей мере одним подводящим трубопроводом соединен с резервуарным модулем, и шланг (12), который размещен на наматывающем устройстве (11), содержащий приемный элемент, снабженный по меньшей мере одним отверстием (14), принимающий жидкости, выпущенные из летательного, так что осуществляется заправка устройства.
Модульная конструкция устройства, являющегося предметом изобретения, позволяет очень гибко реагировать на имеющееся количество жидкости, при этом несколько резервуарных модулей могут быть просто соединены друг с другом. Кроме того, благодаря специальной конструкции заправочного модуля и расположенного на нем приемного элемента, имеющего по меньшей мере две стенки-перегородки, можно просто и безопасно набирать большие объемы воды, например, во время полета над водной поверхностью. Заправка изготовленного согласно изобретению устройства может также производиться стационарно, т.е. на летательном аппарате, находящемся на земле.
Предпочтительными жидкостями для забора в предлагаемое устройство являются вода для тушения пожаров, при необходимости с добавлением веществ, препятствующих горению или ослабляющих его, оросительная вода, питательные жидкости, удобрения, противообледенительные средства, пестициды или прочие средства для защиты растений. Добавление жидкостей может осуществляться через точку ввода в модуле-переборке, расположенную, например, за переборкой (глядя по направлению полета).
При помощи устройства, являющегося предметом изобретения, можно с небольшими затратами осуществлять забор жидкостей в больших количествах и быстро их выгрузить. Путем соединения отдельных модулей, в частности, нескольких резервуарных модулей сборным стволом обеспечивается быстрая перенастройка предлагаемого устройства относительно необходимого количества забираемой жидкости. При этом отдельные модули, в частности резервуарные модули, могут присоединяться не только последовательно друг за другом, но также допускается их присоединение к параллельно установленным резервуарным модулям через элементы поперечного соединения, расположенные на сборном резервуаре и/или резервуаре-контейнере (предпочтительнее на сборном резервуаре). Таким образом, можно соорудить большую конструкцию из связанных между собой резервуарных модулей, при этом только один модуль-переборка и один заправочный модуль, а также одно разгрузочное устройство. В соединенной таким образом конструкции предлагаемого устройства можно предусмотреть и большее количество модулей-переборок или заправочных модулей и разгрузочных модулей, чтобы в дальнейшем еще быстрее заправлять или разгружать устройство, выполненное согласно изобретению. Сборный резервуар, связывающий последовательно резервуарные модули друг с другом или резервуарный модуль с модулем-переборкой, может в качестве соединительных средств иметь, например, фланцы с накладными или наносимыми уплотнениями, кроме того, в предпочтительном варианте осуществления изобретения снаружи могут быть предусмотрены дополнительные штыревые элементы, так что отдельные модули всегда надежно соединены. Каждый последний модуль ряда последовательно установленных резервуарных модулей имеет замыкающий элемент, который установлен на фланец последнего резервуарного модуля. Соединения между сборными стволами резервуарных модулей, установленных параллельно друг другу, могут при этом осуществляться таким же образом через фланец, но в таком случае должен быть предусмотрен шаровой вентиль и т.п.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения одна из внешних стенок приемного элемента имеет по меньшей мере одно отверстие, предпочтительно выполненное в виде бороздки так, чтобы быть обращенным по направлению полета. При этом особенное преимущество дает вариант, когда бороздки имеют V-образную форму, что позволяет просто приподнять соответствующие детали приемного элемента для образования достаточно большого отверстия. «Приподнять» в контексте данного изобретения означает, что соответствующие детали приемного элемента, образуемые при помощи бороздок, приподняты над поверхностью приемного элемента. Благодаря тому что по меньшей мере одно отверстие, образованное бороздками, приподнято, чтобы оно было обращено по направлению полета, вода, например, при ее заборе для тушения во время полета летательного аппарата над озером или морем может приниматься через приемный элемент и затем подаваться в резервуарные модули устройства, выполненного согласно изобретению.
Приемному элементу может быть при необходимости придана оптимальная с точки зрения аэродинамики и/или гидродинамики форма. В альтернативном варианте исполнения конструкции он может иметь собственный приводной механизм, при этом в предпочтительном варианте осуществления изобретения скорость летательного аппарата и приемного элемента могут быть синхронизированы.
Особенно важно, чтобы заправочный модуль или модуль-переборка имели насосное устройство, через которое перекачивают жидкость, принятую в полость между внешней и по меньшей мере одной из последующих стенок приемного элемента, по центральному, внутреннему насосному трубопроводу приемного элемента и шлангу в резервуарный модуль, при этом насосный трубопровод образует внутреннюю стенку приемного элемента. При этом насосное устройство может быть выполнено, например, в виде всасывающего насоса и, с целью экономии места, встроен внутрь наматывающего устройства заправочного модуля либо просто доступно размещен в модуле-переборке. Для независимого энергоснабжения модуль-переборка, так же как и заправочный модуль, может быть снабжен еще одним генератором и т.п.
Благодаря конструкции приемного элемента по меньшей мере с двумя стенками гасится турбулентность набираемой жидкости и уменьшается скорость потока. В предпочтительном варианте осуществления изобретения как внешняя, так и внутренняя стенки при двустенной конструкции приемного элемента или, соответственно, нескольких внутренних стенках имеют отверстия, например, в виде V-образных бороздок. Таким образом, жидкость снаружи попадает внутрь, в приемный элемент, и через центральный внутренний трубопровод, также называемый насосным трубопроводом, может быть закачана в резервуарный модуль. Перфорация стенок уменьшает как турбулентность, так и скорость потока принятой жидкости, так что обеспечена высокая эффективность закачки. При этом в предпочтительном варианте осуществления изобретения удаленный от заправочного модуля /шланга конец внутреннего (насосного) трубопровода закрыт.
В альтернативном варианте осуществления изобретения в конце приемного элемента, противоположном шлангу, находятся закрывающие средства, расположенные таким образом, что жидкость, попадающая в область между внешней стенкой приемного элемента, имеющей по меньшей мере одно отверстие, и по меньшей мере одной внутренней стенкой, в предпочтительном варианте осуществления изобретения не имеющей отверстий, или насосным трубопроводом приемного элемента, собирается в головной области, то есть в противоположном по отношению к шлангу конце приемного элемента, и оттуда по внутреннему насосному трубопроводу, который может быть образован самими шлангом, доставляется в резервуарные модули устройства, выполненного согласно изобретению. В головной области приемного элемента, таким образом, длина внешней стенки перегородки превышает длину внутреннего насосного трубопровода.
Преимущество подобного исполнения приемного элемента в том, что вода, собирающаяся в его головной области, обладает меньшей турбулентностью, чем вода, проникающая в приемный элемент через указанное по меньшей мере одно отверстие, таким образом насос эффективнее качает жидкость в резервуарный модуль или модули.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения для стабилизации устройства, выполненного согласно изобретению, при подобной заправке на внешнюю поверхность приемного элемента можно установить один стабилизатор или несколько, кроме того, приемный элемент можно утяжелить грузами-утяжелителями. Наконец, в качестве вспомогательного приспособления параллельно приемному элементу и шлангу можно провести стальной трос, принимающий растягивающее усилие, действующее на приемный элемент при воздушно-водной заправке, и передающий его на модули, в предпочтительном варианте осуществления изобретения расположенные в рамной конструкции устройства, выполненного согласно изобретению, если с ней соединен стальной трос.
Модули, в частности, могут быть изготовлены из композитных материалов.
В качестве альтернативного варианта может быть предусмотрен также насос, устанавливаемый в головной части приемного элемента, то есть в том его конце, который находится напротив шланга, благодаря чему отпадает необходимость во всасывающем насосе, расположенном, например, в заправочном модуле. Подобное усовершенствование приемного элемента особенно полезно в случае заправки устройства, выполненного согласно изобретению в стационарном режиме.
В качестве еще одного варианта исполнения изобретения можно предусмотреть подсоединение к шлангу, например, с помощью штыкового соединения, одностенного приемного элемента, выполненного в виде шланга, так что при погружении его в жидкость она закачивается в резервуарный модуль предлагаемого устройства с помощью, например, закачивающего устройства, расположенного в заправочном модуле, или с помощью насоса, расположенного в головной части приемного элемента.
Приемный элемент может быть выполнен в еще одной альтернативной форме таким образом, что он имеет по меньшей мере одно тело вращения. При этом тело вращения может быть выполнено в виде дискового колеса. Тело вращения предпочтительно имеет по меньшей мере двойные стенки и с обеих сторон имеет ряд отверстий, через которые может поступать жидкость, которая принимается через отверстия и подается в шланг через соединительный элемент. В предпочтительном варианте осуществления изобретения предусмотрено по меньшей мере два тела вращения. Приемный элемент при этом может для стабилизации иметь по меньшей мере один стабилизатор или несколько. Помимо этого основной корпус приемного элемента, на котором закреплены тела вращения, и они сами могут быть оптимизированы относительно своих аэродинамических и/или гидродинамических свойств.
В конце приемного элемента, противоположном шлангу или, соответственно, заправочному модулю, можно при необходимости установить или закрепить стабилизирующий элемент или буксируемое тело. Это смягчает удар приемного элемента о поверхность воды, в частности при заправке в полете, позволяя избежать прыжка на водной поверхности. К тому же разным исполнением стабилизационного элемента (утяжелителя) можно влиять на глубину погружения приемного элемента.
В предпочтительном варианте осуществления изобретения приемный элемент имеет по меньшей мере две стенки, лучше всего точно две. Приемный элемент может, например, быть соединен со шлангом штыковым соединением, но может также и, например, в виде куска одностенного шланга быть надетым на шланг и зафиксирован на нем, например, хомутом. Этим также достигается двухстенная конструкция приемного элемента. В предпочтительном варианте осуществления изобретения при двухстенном исполнении между внешней стенкой, имеющей по меньшей мере одно отверстие, и прилегающей внутренней стенкой, она же - стенка центрального насосного трубопровода - в приемном элементе установлены распорные средства. Подобные средства могут быть выполнены в виде узлов, ребер, поперечин и т.п. и служат для фиксации полости между этими стенками, так что в эту полость можно набрать достаточное количество жидкости. При этом распорные средства могут быть выполнены таким образом, чтобы вызывать эффект, обратный эффекту сопла Вентури, при котором вода, вливающаяся по направлению к заправочному модулю через центральный насосный трубопровод или через шланг, движется по направлению к резервуарному модулю. В качестве материала для шланга или для приемного устройства можно использовать прежде всего синтетические материалы, в частности резиноподобные синтетические материалы, либо резину, при необходимости усиленные углем или стекловолокном; но возможно и применение наматываемых труб из углеродного волокна либо конструкций из легких металлов. Важно, что шланг, а также приемный элемент, который может изготавливаться из того же материала, должны обладать достаточной жесткостью, чтобы быть в состоянии воспринимать действующие на них давление и нагрузки, прежде всего растягивающую нагрузку при заправке в полете. Шланг и/или приемник могут иметь, в зависимости от требований, различные формы в поперечном сечении и различные диаметры, чтобы, например, при заправке в полете менять сопротивление воздуха, в том числе и с помощью выбора материала и количества стенок, так, чтобы изменять угол погружения приемного элемента и/или стабилизировать направление. Изменением геометрии, по меньшей мере геометрии внешней стенки приемного элемента, можно также влиять на распределение давления внутри него, как, например, если внешняя стенка имеет форму усеченного конуса. С помощью этого в конечном итоге можно достичь повышения эффективности / КПД при заправке.
Рекомендуется расположить на стороне модуля-переборки, обращенной к заправочному модулю, подвижное разгрузочное устройство. Оно может иметь выпускные отверстия нужной величины и соответствующие впускные отверстия к сегменту сборного резервуара, расположенному на модуле-переборке. При очень большом размере выпускного отверстия, например, прямоугольной формы, размеры которого приблизительно соответствуют размерам сборного резервуара, возможна очень быстрая разгрузка/опорожнение предлагаемого устройства.
Таким образом, обеспечивая по возможности большое поперечное сечение, при большой высоте водного столба в резервуарном модуле и соответственно высоком давлении можно достичь очень быстрого и равномерного опорожнения предлагаемого устройства.
Разгрузочное устройство также может при необходимости иметь дополнительно выпускные клапаны, распылительные устройства и т.п., которые прежде всего могут контролировать выдачу жидкости. Разгрузочное устройство может служить одновременно и опорой и/или для выравнивания для размотанного шланга либо приемного элемента или использоваться для намотка шланга. Для этого рекомендуется исполнение разгрузочного устройства с таким поперечным сечением, которое бы соответствовало сечению сборного ствола резервуарного модуля и соответствующему сегменту сборного резервуара модуля-переборки. При этом возможно установить, предпочтительно на стороне, обращенной к модулю-переборке, колено, например, фальцованное колено, которое позволяло бы отклонение разгрузочного устройства от расположенного над ним заправочного модуля. Благодаря подобному исполнению разгрузочного устройства из предлагаемого устройства может сразу выдаваться большой объем жидкости, при этом равномерно распределяясь по участку большой ширины. В дальнейшем разгрузочное устройство может быть выполнено предпочтительно таким образом, что его монтажная глубина в направлении струи стекающей жидкости превышает монтажную глубину расположенного над ней заправочного модуля. Тогда разгрузочное устройство выгодно служит опорой при разматывании и сматывании шланга или крепящегося на нем приемного элемента. При этом проведение шланга или приемного элемента можно усовершенствовать, если на стороне разгрузочного устройства, обращенной к заправочному модулю, разместить по бокам направляющие элементы, имеющими, например, У-образную форму, что обеспечивает центрирование хода шланга или приемного элемента на стороне разгрузочного устройства, обращенной к заправочному модулю.
Рекомендуется, чтобы резервуарные модули имели в своей верхней части отверстия для вытяжной вентиляции, которые закрывались бы навинчивающейся крышкой, например, на случай транспортировки и открывались бы для опорожнения. Это обеспечивает выравнивание давления именно во время заправки и опорожнения устройства - предмета изобретения. При этом в таких вентиляционных отверстиях помимо клапанов могут иметься и механизмы управления, которые управляли бы притоком воздуха в резервуарах-контейнерах в зависимости от давления в последних. Сами резервуары-контейнеры предпочтительно изготавливать с возможностью демпфирования качки, при этом они могут иметь расположенные внутри них закрепительные элементы, например, переборки. Последние могут располагаться в продольном направлении резервуаров-контейнеров либо вертикально по отношению к ним и при необходимости могут быть выполнены в виде поперечин и/или перегородок либо переборок. Благодаря этому гасится движение набранной жидкости в случае крена или при продольном движении (при продольной или бортовой качке) летательного аппарата.
Эти и другие преимущества данного изобретения поясняются следующими чертежами, изображающими примерные варианты исполнения изобретения. На чертежах показаны:
Фиг.1 - схематичное аксонометрическое изображение предлагаемого устройства;
Фиг.2 - аксонометрическое изображение резервуарного модуля;
Фиг.3 - аксонометрическое изображение модуля-переборки;
Фиг.4 - аксонометрическое изображение заправочного модуля;
Фиг.5 - разрез приемного элемента по линии А-А на фиг.4;
Фиг.6 - альтернативный вариант исполнения приемного элемента;
Фиг.7 - альтернативный вариант исполнения согласно фиг.6 с частичным разрезом.
На Фиг.1 изображено устройство 1 для приема жидкостей в летательный аппарат и/или выпуска их из него, в частности, во время полета. В устройстве показаны три резервуарных модуля 2, а также модуль-переборка 3 и заправочный модуль 4. При этом упомянутые модули соединены друг с другом подводящим трубопроводом 10.1, 10.2 и 10.3, через который принимаемые жидкости при посредстве приемного элемента 13 и шланга 12 транспортируются в резервуары-контейнеры 6 модулей 2 через подводы 24, расположенные в верхних частях резервуаров-контейнеров 6.
Модуль 2 имеет сборный резервуар 8, который соединен с резервуаром-контейнером 6 через куполообразный ствол 7. При этом резервуар-контейнер 6 может быть выполнен демпфирующим. Система из трех модулей 2 по сути является системой сообщающихся сосудов. Поэтому также можно, например, предусмотреть подвод 24 только в том модуле 2, который расположен ближе всего к модулю 3, так как в системе сообщающихся сосудов остальные резервуары-контейнеры 6, а также и остальные модули 2 будут наполнены жидкостью. В областях соединения между смежными модулями 2 могут предусматриваться запорные элементы, которые перекрывают резервуар 8. Между отдельными модулями 2 могут быть расположены также модули 3.
В последнем модуле 2, обращенном к тому концу предлагаемого устройства 1, где находится заправочный модуль 4, резервуар 8 закрыт крышкой, которая может крепиться на открытый фланец резервуара 8, чтобы предотвращать вытекание жидкости из устройства. Наряду с тремя модулями 2 предлагаемого устройства, показанными на фиг.1, к ним с обеих сторон могут параллельно присоединяться дальнейшие резервуарные модули, причем в этом случае они соединяются друг с другом посредством не показанных здесь соединительных трубопроводов, возможно, снабженных, например, шаровыми клапанами, которые соединяют резервуары 8 и/или резервуар-контейнер 6, при необходимости также запирающиеся. Таким образом, может производиться монтаж крупных узлов из модулей 2, с учетом имеющихся габаритных размеров, в зависимости от типа летательных аппаратов. Возможно также размещение модулей 2 друг над другом, однако в этом случае должны быть предусмотрены более сложные соединения резервуаров 8 и/или резервуаров-контейнеров 6.
В модуле-переборке 3 имеется запирающий элемент 9, который выполнен в виде заслонки и может приводиться в действие при помощи подъемного цилиндра (цилиндров). На фиг.1 элемент 9 показан в закрытом положении. При его открывании жидкость, находящаяся в резервуарных модулях 2, может выгружаться разгрузочным устройством 20 устройства 1, причем устройство 20 связано с частью ствола 30 модуля 3, в середину которого встроен запирающий элемент.
Рядом с модулем 3 показан заправочный модуль 4, который имеет наматывающее устройство 11, работающее как лебедка, на которую наматывается шланг 12. Шланг 12 имеет на конце, противоположном заправочному модулю, приемный элемент 13, который служит для подачи/принятия жидкостей, в частности, также в полете. Принятая жидкость попадает через подводящий трубопровод 10.3, а также его сегменты 10.2 и 10.1 в модуль 2. Ниже модуля 4 расположено устройство 20, которое в продольном направлении выходит за границы модуля 4, благодаря чему при заправке устройства 1 имеется поддержка шланга 12 с приемным элементом 13 при его сматывании с устройства 11 или наматывании на это устройство.
Все модули 2, 3 и 4 расположены в конструкциях из трубчатых рам 5.1, 5.2 и 5.3, которые обеспечивают максимальную гибкость и компактность при расположении отдельных модулей. К тому же таким образом достигается точная установка отдельных модулей относительно друг друга.
На фиг.2 подробно показан отдельный модуль 2. Он имеет резервуар-контейнер 6, соединенную с резервуаром 8 с помощью ствола 7. На одном конце резервуар 8 имеет фланец 25, который к тому же имеет выемки для приема штыревого соединения. На конце резервуара 8, противоположном этому фланцу 25, также предусмотрен фланец, имеющий, соответственно штыревые гнезда 26, которые или соединяются с фланцем 25 соседнего модуля 2, или могут иметь соответствующую крышку, если модуль 2 последний в ряду. Так может быть организовано подсоединение дальнейших модулей.
Резервуарный модуль 2 в рамной конструкции 5.1 имеет подводящий трубопровод 10.1, который с помощью имеющихся на обоих его концах фланцев может надежно присоединяться к соседним резервуарным модулям или к модулю-переборке. Если модуль 2 является последним в ряду, то соответствующий фланец 23 может быть плотно закрыт крышкой, чтобы избежать вытекания жидкости. Через расположенный в верхней части резервуара-контейнера 6 подвод 24 жидкость попадает по подводящему трубопроводу 10.1 в резервуар-контейнер 6. Через вентиляционное приспособление 22 достигается выравнивание давления как при заправке, так и при выпуске жидкости из резервуара-контейнера 6.
На фиг.3 подробно показан модуль 3, который расположен в конструкции из трубчатых рам 5.2 и имеет сегмент ствола 30, в который входит запирающий элемент 9. Запирающий элемент 9 соединен с помощью стержневых элементов 29.1 и 29.2 с подъемными цилиндрами 28.1 и 28.2, которые в свою очередь подсоединены к приводу 27. Приведением в действие привода 27 можно менять положения элемента 9 между открытым и закрытым. На Фиг.3 показан модуль 3 с элементом 9 в закрытом положении. С помощью фланцев 30.1 и 30.2 модуль 3 может быть с одной стороны соединен с устройством 20, а с другой стороны с модулем 2. Модуль 3 к тому же имеет насосное устройство 34, которое всасывающим насосом закачивает жидкость, набранную приемным элементом 13, в резервуарные модули.
На фиг.4 показан заправочный модуль 4 с наматывающим устройством 11, на которое можно наматывать и с которого можно разматывать шланг 12. Шланг 12 имеет на удаленном от наматывающего устройства конце присоединенный штыковым соединением 33, показанным лишь условно, и приемный элемент 13, который имеет ряд V-образных бороздок и образованных ими отверстий 14. Этот приемный элемент имеет на своем удаленном от наматывающего устройства конце замок 32. Внутри устройства 11 находится не показанное здесь насосное устройство. Модуль 4 также имеет конструкцию из трубчатых рам 5.3. Жидкость, набираемая через приемный элемент 13 и шланг 12, подводится через подводящий трубопровод 10.3 из заправочного модуля 4 через не показанный здесь подробно фланец 23 и через модуль 3 в итоге в модуль 2.
На фиг.5 представлен разрез приемного элемента 13 по линии А - А на фиг.4. Очевидно, что речь идет о двустенной конструкции приемного элемента 13 с центральным насосным трубопроводом 18, с внутренней стенкой 34 и внешней стенкой 15, имеющей отверстия 14. Между стенкой 15 элемента 13 и центральным насосным трубопроводом 18 образуется область 17, которая с помощью распорных средств, изображенных здесь в виде перемычек, по определению сохраняется свободной, так что жидкость, принимаемая в область 17 через отверстия 14, в результате может подаваться в устройство через трубопровод 18.
Приемный элемент 13 в исполнениях, иллюстрированных фиг.1-5, обеспечивает, в частности, заправку устройства 1 на летательном аппарате во время полета. При этом после открытия, например, грузового люка летательного аппарата с устройства 11 спускается шланг 12 с приемным элементом 13, например, над морем, пока элемент 13 не войдет в контакт с водой. Шланг 12 и элемент 13 выполнены с учетом их оптимального веса и аэродинамических свойств для полета со скоростью 200 км/ч при высоте полета от 15 до 20 метров над поверхностью воды. При этом рекомендуемый угол входа шланга в воду находится в диапазоне от примерно 35° до 60°, оптимально от 40° до 50°. Приемный элемент 13 забирает жидкость, т.е. воду, с помощью по меньшей мере одного отверстия 14, которое приподнято так, чтобы быть обращенным по направлению полета 16, указанного стрелкой на фиг.1 и 4; причем вне зависимости от того, находится ли элемент 13 под водой, лежит на поверхности воды или бьет по поверхности воды.
При этом вода поступает через отверстие 14 в область 17 между стенкой 15 и трубопроводом 18 с внутренней стенкой 34. Приемный элемент 13 в головной области выполнен таким образом, что с одной стороны он закрыт запирающим элементом 32, с другой же стороны конец трубопровода 18 заметно отстоит от замка 32 внутри элемента 13, так что жидкость, находящаяся в области 17 элемента 13, собирается в головной области элемента 13 и с помощью трубопровода 18 может подводиться к устройству 1. Центральный насосный трубопровод 18, таким образом, имеет меньшую длину, чем стенка 15 элемента 13.
Вода, забираемая всасывающим насосом, который расположен в модуле 4 внутри устройства 11, через подводящие трубопроводы 10.3 и 10.2 и, наконец, 10.1 попадает в отдельные резервуары-контейнеры 6 модулей 2 через подводы 24. Они наполняются равномерно благодаря созданной системе сообщающихся труб. С помощью приспособлений 24, которые при необходимости могут выполняться в виде клапанов, к тому же регулируемых в зависимости от давления внутри резервуара-контейнера 6, определяемого с помощью сенсоров, давление выравнивается посредством воздуха, выходящего при заправке или поступающего при разгрузке устройства. С помощью индикаторов уровня заполнения в резервуаре-контейнере 6 модуля 2, не показываемых здесь подробнее, можно установить, в том числе и автоматически, момент, когда модуль 2 заполнен полностью, после чего заканчивается процесс закачки, и после этого шланг 12 вместе с элементом 13 наматывается на наматывающее устройство.
Затем набранная жидкость, в частности вода, доставляется летательным аппаратом к месту назначения, а после открытия грузового люка и, если нужно, присоединения с помощью фланцев к модулю 3 устройства 20 соответствующей длины, приспособленного к нужному способу применения, открывается закрывающий элемент 9 над приводом 27, чтобы набранную жидкость можно было подавать из устройства 1 через устройство 20 и распространять на целевой район.
Разумеется, возможно также принимать жидкость с помощью устройства 1 путем заправки с днища, причем в качестве приемного элемента 13 в этом случае может использоваться обычный отрезок шланга. Насосное устройство в таком случае может быть расположено в дальнем по отношению к шлангу 12 конце элемента 13.
Если, например, предстоит тушение путем распыления тумана, то в устройстве 20 может помещаться соответствующая выхлопная головка. Кроме этого к принятой жидкости через вентиляционные приспособления 22 или через дополнительные вводные отверстия в отдельные резервуары могут добавляться дополнительные средства, например, вещества, препятствующие горению, пестициды, удобрения и т.п., в зависимости от необходимости и области применения.
Фиг.6 и 7 иллюстрируют вариант исполнения приемного элемента 13. Согласно этому варианту элемент 13 имеет тела 35.1 и 35.2 вращения, в которых имеется ряд отверстий 14. Тела 35.1 и 35.2 держатся на основном корпусе 37, на боковых сторонах которого для стабилизации размещены килеобразные элементы и 36.2. Приемный элемент 13 может соединяться со шлангом 12 (здесь не показан) с помощью соединительного элемента 38. Жидкость забирается через отверстия 14 в телах вращения 35.1 и 35.2 и передается по направлению к заправочному модулю через соединительный элемент 39 с помощью не показанного здесь шланга 12. При этом показанный на фиг.6 приемный элемент может дополнительно иметь собственный приводной механизм, который может быть синхронизирован со скоростью летательного аппарата. При этом тела 35.1 и тоже могут активно приводиться в действие.
Привод приемного элемента, предпочтительно синхронизированный со скоростью летательного аппарата, имеет то преимущество, что таким образом может преодолеваться сопротивление воды, или элемент 13 может быть стабилизирован в жидкости или на жидкости, в частности, в воде, и может управляться, и может набирать жидкость.
Фиг.7 показывает проиллюстрированную на фиг.6 альтернативную форму исполнения элемента 13, причем дисковое колесо 35.2 показано частично в разрезе. При этом хорошо видно, что проходящие в радиальном направлении отверстия 14 соединены между собой пролегающими внутри желобками 41. Такое исполнение внутренней поверхности дисковых колес 35.2 позволяет эффективно набирать большие объемы жидкостей в устройство 1, особенно если снабдить их собственными приводами.
Таким образом, данное изобретение представляет собой особенно гибкое в использовании приспособление, с помощью которого можно быстро принимать и выпускать жидкости, как в стационарном режиме, так и в полете.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПЛЕКС ГРУППОВОЙ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТОПЛИВОМ | 2023 |
|
RU2807222C1 |
Заправочный комплекс для обслуживания и работы автозаправочных станций (АЗС) с вертикальной фиксацией резервуарных блоков, указанная АЗС, сменный резервуарный блок для неё | 2019 |
|
RU2725350C1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ТОПЛИВОМ С УСКОРИТЕЛЕМ ПОТОКА И СПОСОБ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ | 2019 |
|
RU2775340C2 |
Устройство для распыления жидкости впОлЕТЕ | 1977 |
|
SU678829A1 |
Летательный аппарат | 2023 |
|
RU2809957C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2022 |
|
RU2792456C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ВЫЛИВА ЖИДКОСТИ С ВОЗДУХА НА ПОВЕРХНОСТЬ | 2007 |
|
RU2339544C1 |
Система дозаправки в воздухе с автоматическим управлением и автостабилизируемым заправочным устройством | 2023 |
|
RU2809164C1 |
ГРУППОВОЙ ЗАПРАВЩИК ТОПЛИВОМ САМОЛЕТОВ | 1997 |
|
RU2118601C1 |
Беспилотный привязной авиационный комплекс для внесения пестицидов и агрохимикатов в точном земледелии | 2020 |
|
RU2769411C1 |
Изобретение относится к устройству для приема жидкостей в летательный аппарат и/или выпуска их из него, в частности во время полета, размещаемому в самолете. Устройство содержит по меньшей мере два резервуарных модуля, модуль-переборку и заправочный модуль. Резервуарный модуль включает в себя по меньшей мере один резервуар-контейнер, соединенный соединительным стволом по меньшей мере с одним сборным резервуаром. Сборный резервуар размещен под резервуаром-контейнером. Резервуары-контейнеры соединены между собой через сборный резервуар. Модуль-переборка выполнен с возможностью соединения через сборный резервуар с резервуарным модулем и включает в себя запирающий элемент, посредством которого при открытом положении происходит выпуск жидкостей из резервуарного модуля. Заправочный модуль по меньшей мере одним подводящим трубопроводом соединен с резервуарным модулем и шлангом, который размещен на наматывающем устройстве. Шланг содержит приемный элемент. Приемный элемент снабжен по меньшей мере одним отверстием и принимает жидкости, выпущенные из летательного аппарата. Достигается увеличение надежности и скорости приема большого количества жидкостей. 10 з.п. ф-лы, 7 ил.
1. Устройство (1) для приема жидкостей в летательный аппарат и/или выпуска их из него, расположенное на летательном аппарате, содержащее
по меньшей мере, два резервуарных модуля (2), включающих в себя, по меньшей мере, один резервуар-контейнер (6), соединенный соединительным стволом (7), по меньшей мере, с одним сборным резервуаром (8); в соответствии с чем сборный резервуар (8) размещен под резервуаром-контейнером (6) и, в соответствии с чем резервуары-контейнеры (6) соединены между собой через упомянутый сборный резервуар;
модуль-переборку (3), который выполнен с возможностью соединения через сборный резервуар (8) с резервуарным модулем (2), включающий в себя запирающий элемент (9), посредством которого при открытом положении происходит выпуск жидкостей из резервуарного модуля (2); и
заправочный модуль (4), который, по меньшей мере, одним подводящим трубопроводом (10) соединен с резервуарным модулем (2), и шланг (12), который размещен на наматывающем устройстве (11), содержащий приемный элемент (13), снабженный, по меньшей мере, одним отверстием (14), принимающий жидкости, выпущенные из летательного аппарата, так что осуществляется заправка устройства (1).
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что приемный элемент (13) имеет, по меньшей мере, две стенки (15, 34).
3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что, по меньшей мере, одно отверстие (14) во внешней стенке (15) приемного элемента (13) выполнено в виде бороздки, которая приподнята так, чтобы отверстие было обращено по направлению полета.
4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что заправочный модуль (4) или модуль-переборка (3) имеет насосное устройство, посредством которого перекачивают жидкость, принятую в полость (17) между внешней стенкой (15) и, по меньшей мере, одной из дополнительных внутренних стенок (34) приемного элемента (13), по центральному внутреннему трубопроводу (18) приемного элемента (13) и шлангу (12) в резервуарный модуль (2), при этом центральный внутренний трубопровод (18) образует внутреннюю стенку (34) приемного элемента (13).
5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что между центральным насосным трубопроводом (18) и внешней стенкой (15), снабженной отверстиями (14), приемного элемента (13) расположены распорные средства (19).
6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что приемный элемент (13) имеет, по меньшей мере, один стабилизатор для стабилизации.
7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что приемный элемент (13) имеет утяжелители для утяжеления.
8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что на стороне модуля-переборки (3), обращенной к заправочному модулю (4), расположено выполненное подвижным разгрузочное устройство (20).
9. Устройство по п.8, отличающееся тем, что разгрузочное устройство (20) служит для опоры и/или направления шланга (12) и соответственно приемного элемента (13).
10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что резервуарный модуль (2), модуль-переборка (3) и заправочный модуль (4) выполнен(ы) в виде конструкции из трубчатых рам (5).
11. Устройство по п.10, отличающееся тем, что резервуарный модуль (2) имеет, по меньшей мере, одно вентиляционное приспособление (22).
US 4979571 A, 25.12.1990 | |||
US 6209593 В1, 03.09.2001 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЫЛЕВИДНОГО ТОПЛИВА ПЕРЕД СЖИГАНИЕМ | 0 |
|
SU169058A1 |
КАЛОПРИЕМНИК | 2007 |
|
RU2348383C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ | 1995 |
|
RU2101216C1 |
ВЕРТОЛЕТНАЯ УСТАНОВКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА | 1996 |
|
RU2097276C1 |
Авторы
Даты
2010-05-20—Публикация
2005-08-12—Подача