УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ СПИНКИ СИДЕНЬЯ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2014 года по МПК B60N2/22 

Описание патента на изобретение RU2507089C2

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобильной промышленности, а именно при изготовлении сидений для автомобилей.

Наиболее близким техническим решением, взятым за прототип, является устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства (RU №47296, опубл. 11.04.2005, B60N 2/02), в котором для фиксации спинки сиденья используют подпружиненную ось, имеющую участки с большим и меньшим диаметрами, между которыми выполнен конический участок. Указанная ось взаимодействует с отверстиями, выполненными в кронштейне сиденья.

Недостатком этого устройства регулировки и фиксации спинки сиденья транспортного средства является то, что регулирование наклона происходит не плавно, а дискретно. Устройство не обеспечивает надежной и точной фиксации.

Задачей изобретения является разработка надежного и простого устройства для фиксации спинки сиденья автомобиля.

Техническим результатом использования предлагаемого устройства является упрощение конструкции фиксирующего механизма, снижение трудоемкости его изготовления, удобство использования механизма, а также надежность фиксации спинки сиденья.

Предлагаемое устройство для фиксации спинки сиденья содержит подпружиненную ось, связанную с рычагом, и кронштейн, прикрепленный к спинке сиденья, а также имеются два конуса, один из которых, внутренний, размещен на оси, а другой, наружный, - на кронштейне. Подпружиненный рычаг снабжен наклонной поверхностью, имеющей возможность взаимодействовать с кулачком, размещенным на корпусе пружины, а также рычаг имеет возможность взаимодействовать посредством оси с внутренним конусом.

В фиксированном положении спинки сиденья конусная пара плотно прижата друг к другу. Благодаря силам трения между конусными поверхностями конусной пары поворотный механизм находится в зафиксированном положении. Для «расцепления» конусной пары применяется рычаг с кулачком, который выталкивает из зацепления один конус из другого. Затем, при отпускании рычага, пружина возвращает конусную пару в исходное зафиксированное положение и механизм удерживает спинку сиденья в конкретно выбранном положении.

На фиг.1 изображен общий вид механизма, на фиг.2 - вид сверху, на фиг.3 - разрез Б-Б.

Устройство содержит подвижное звено 1, выполненное в виде конуса, которое прикреплено к спинке сиденья автомобиля, неподвижное звено 2, которое прикреплено к подушке сиденья автомобиля, рычаг 3, который расцепляет конусные поверхности конусной пары, находящиеся внутри механизма. Конусная пара состоит из наружного конуса 1 и внутреннего конуса 4, который связан с подпружиненной осью 5. Ось 5 имеет возможность взаимодействовать с рычагом 3, который также взаимодействует с кулачком 7, размещенным на корпусе пружины неподвижного звена 2.

Устройство работает следующим образом.

При поднятии рычага 3 вверх наклонная поверхность 8 рычага 3 надавливает на кулачок 7 и рычаг 3 отклоняется наружу от корпуса механизма вместе с осью 5, которая, в свою очередь, вытаскивает внутренний конус 4 из наружного конуса 1, жестко прикрепленного к подвижному звену. В этот момент происходит расцепление конусных поверхностей конусной пары и спинка сиденья вместе с подвижным звеном может свободно перемещаться назад под действием водителя (пассажира) или вперед под действием возвратной пружины, которая к данному механизму имеет косвенное значение. При отпускании рычага 3, который тоже подпружинен возвратной пружиной (на схеме отсутствует), пружина 6 возвращает (заталкивает) конус 4 в конус 1. Таким образом, механизм снова зафиксирован конусной парой.

Пружину 6 выбирают таким образом, чтобы она гарантированно обеспечивала сцепление конусных поверхностей. Усилие подпирания внутреннего конуса в аксиальном направлении составляет 30-50 Н, а прижимное усилие на конусных поверхностях в это время приблизительно в 38 раз больше, то есть составляет 1145 Н. Эта сила равна равнодействующей от подпирающей и ее составляющей. Составляющая в этом случае равна подпирающей силе, деленной на тангенс угла конуса Морзе. Средняя величина конуса Морзе составляет 1 градус 30 минут. Тангенс этого угла равен 0,0262. Тогда, разделив 30 Н на 0,0262, получим 1145 Н. Теперь можно найти равнодействующую силу, направленную по перпендикулярно конусной поверхности, пользуясь соотношениями прямоугольного треугольника. Равнодействующая будет равна 1145,4 Н. Такое прижимающее усилие возникает на конусных поверхностях при вышеуказанных параметрах. А если, например, уменьшить угол конуса примерно в два раза и сделать его равным 40 секунд, то прижимное усилие на конических поверхностях увеличится до 2586 Н, так как тангенс 40 минут равен 0,0116. Следовательно, 30 Н делим на 0,0116, получаем 2586 Н. Прижимную силу можно увеличить, изменив усилие подпирания внутреннего конуса. Но это делать не следует, так как оно и без этого достаточно велико, чтобы удерживать спинку сиденья в выбранном положении.

Положительным эффектом от использования предлагаемого устройства является упрощение конструкции фиксирующего механизма, снижение трудоемкости его изготовления, удобство использования механизма, а также надежность фиксации спинки сиденья.

Похожие патенты RU2507089C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ 1992
  • Простак И.К.
RU2045419C1
МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ МЯГКОЙ МЕБЕЛИ 1992
  • Дидковский А.М.
  • Тарасов А.Л.
RU2014795C1
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Озеров С.Б.
  • Аксентьева И.И.
RU2105521C1
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯТОРА НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ 2007
  • Чжан Синьсюй
  • Спонслер Карл Г.
  • Бхате Анмол
RU2486075C2
СИДЕНЬЕ ВИБРОЗАЩИТНОЕ 1998
  • Савенко Виктор Юрьевич
  • Скуратов Владимир Юрьевич
  • Сурало Владимир Александрович
  • Резников И.Г.(Ru)
RU2137626C1
СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН 2000
  • Шкрабак В.С.
  • Торопов Д.И.
  • Голдобина Л.А.
  • Шкрабак В.В.
  • Лопатин А.Н.
RU2180623C2
СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН 1998
  • Шкрабак В.С.
  • Голдобин Н.Д.
  • Голдобина Л.А.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
RU2137624C1
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2020
  • Калачев Алексей Александрович
RU2752434C1
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИКСАЦИИ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Куликов Ю.А.
  • Севостьянов С.Н.
  • Синцов М.В.
RU2255007C1
ДЕРЖАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО УСТРОЙСТВА (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Драй, Алан Джордж
  • Гроесбек, Гуннар
  • Таламонти, Джо С.
RU2683709C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 507 089 C2

Реферат патента 2014 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ СПИНКИ СИДЕНЬЯ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при изготовлении сидений для автомобилей. Устройство для фиксации спинки сиденья автомобиля содержит подпружиненную ось, связанную с рычагом, и кронштейн, прикрепленный к спинке сиденья. Устройство имеет два конуса, один из которых, внутренний, размещен на оси, а другой, наружный, - на кронштейне. Подпружиненный рычаг снабжен наклонной поверхностью, имеющей возможность взаимодействовать с кулачком, размещенным на корпусе пружины. Рычаг имеет возможность взаимодействовать с внутренним конусом посредством оси. Достигается упрощение конструкции фиксирующего механизма, снижение трудоемкости его изготовления, удобство использования механизма, надежность фиксации спинки сиденья. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 507 089 C2

Устройство для фиксации спинки сиденья автомобиля, содержащее подпружиненную ось, связанную с рычагом, и кронштейн, прикрепленный к спинке сиденья, отличающееся тем, что устройство имеет два конуса, один из которых, внутренний, размещен на оси, а другой, наружный, - на кронштейне, а также подпружиненный рычаг снабжен наклонной поверхностью, имеющей возможность взаимодействовать с кулачком, размещенным на корпусе пружины, при этом рычаг имеет возможность взаимодействовать с внутренним конусом посредством оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2507089C2

DE 3028539 A1, 25.02.1982
DE 916263 C, 05.08.1954
US 2002041120 A1, 11.04.2002
Способ получения нафтиламида тиогликолевой кислоты 1935
  • Берлин А.Я.
SU47296A1
Устройство для хранения силоса и сенажа 1985
  • Дьяков Владимир Данилович
SU1340648A1

RU 2 507 089 C2

Авторы

Кисиленко Иван Антонович

Попов Виктор Михайлович

Даты

2014-02-20Публикация

2011-11-09Подача