Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к сиденьям автомобиля, спинка которых фиксируется в определенном положении.
Из уровня техники известен шарнирный механизм для спинки сиденья автомобиля по патенту США 5414897, кл. Е 05 D 11/10, 1996, содержащий подвижное звено 12, на котором закреплена с возможностью поворота защелка 20, подпружиненная пружиной 28, неподвижное звено 11, на котором неподвижно закреплен запорный механизм, представляющий собой пластину 15. Защелка 20 и пластина 15 имеют соответственно изогнутые поверхности 25 и 23. В рабочем положении спинки шарнирный механизм находится в состоянии "заперто", при этом упомянутые изогнутые поверхности 23 и 25 находятся в контакте. При повороте защелки 20 по часовой стрелке механизм расфиксируется и спинку сиденья можно откинуть вперед для облегчения входа-выхода пассажиров или доступа в багажное отделение. В этом положении спинка находится в незафиксированном состоянии.
Описанная конструкция отличается своей простотой, однако, в сложенном положении сиденья спинка не зафиксирована относительно подушки сиденья, что создает неудобства при переворачивании всего сиденья в целом или для организации на обратной стороне спинки рабочего стола. Также к недостаткам можно отнести то, что вершина неподвижного звена 11 выступает за габариты рабочей зоны упомянутых изогнутых поверхностей 23 и 25, что может привести к "утыканию" защелки 20 в верхнюю кромку неподвижного звена 11 и, как следствие, к нестабильной работе всего механизма.
Наиболее близким аналогом изобретения является сиденье транспортного средства по патенту РФ 2105521, кл. А 47 С 1/025, 1998, в котором шарнирный механизм для спинки содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм с защелкой и запорным механизмом, расположенными в одной плоскости.
Однако этот механизм достаточно сложен и не обеспечивает комфортности сиденью автомобиля.
Задачей изобретения является создание шарнирного механизма, обеспечивающего несколько фиксированных положений спинки, что повышает комфортабельность автомобиля в целом.
Для решения поставленной задачи шарнирный механизм для спинки сиденья содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм, снабженный защелкой и запорным механизмом, где последний и защелка расположены в одной плоскости и выполнены с возможностью взаимодействия между собой, причем запорный механизм представляет собой две пластины, выполненные с возможностью взаимного зубчатого зацепления, причем нижняя пластина содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора, обеспечивающих соответствующее количество фиксированных положений спинки сиденья, а верхняя пластина размещена на подвижном звене и содержит выступ, ширина которого больше шага зубьев зубчатых секторов нижней пластины; зона впадины зубьев зубчатых секторов нижней пластины запорного механизма расположена выше кромки верхней части неподвижного звена.
Сущность технического решения поясняется на чертежах.
Фиг.1 изображает общий вид сиденья с установленным шарнирным механизмом.
Фиг. 2 - сиденье с шарнирным механизмом, находящимся в расфиксированном положении.
Фиг.3 - шарнирный механизм в зафиксированном положении.
Фиг.4 - сечение А-А фиг.4.
Сиденье транспортного средства содержит подушку 1 и спинку 2, соединенные между собой посредством шарнирного механизма 3, позволяющего фиксировать спинку 2 относительно подушки 1 по меньшей мере в двух положениях - "поднятом" и "сложенном".
Шарнирный механизм 3 регулирования наклона спинки 2 содержит подвижное 4 и неподвижное 5 звенья, фиксирующий механизм 6, снабженный защелкой 7 и запорным механизмом, выполненным из двух пластин, а именно верхней 8 и нижней 9.
Подвижное звено 4 содержит кронштейн 10 и усилитель 11, представляющие собой, преимущественно, штампованные элементы, жестко соединенные между собой осями 12, 13, 14 и 15.
Неподвижное звено 5 представляет собой штампованный элемент с выполненными в нем монтажными отверстиями для крепления к каркасу подушки 1 сиденья.
Верхняя пластина 8 запорного механизма выполнена подвижной и закреплена с возможностью поворота вокруг оси 14 на подвижном звене 4. Нижняя пластина 9 запорного механизма, размещенная на оси 12, выполнена неподвижной и жестко закреплена, например, посредством клепок 16 на неподвижном звене 5 шарнирного механизма 3.
Верхняя пластина 8 запорного механизма имеет сложную конфигурацию и содержит зубчатый сектор 17 с выступом 18, паз 19 для фиксации защелки 7, а также выемку 20 с выступом 21 для упора последнего в ось 15. Рабочие поверхности 22 и 23 защелки 7 и верхней пластины 8 запорного механизма, соответственно, имеют форму, позволяющую им находиться в постоянном контакте даже по мере износа упомянутых рабочих поверхностей 22 и 23. Это достигается за счет того, что центр поворота защелки 7, совпадающий с осью 13, и центр 24 радиуса кривизны рабочих поверхностей 22 и 23 смещены относительно друг друга.
Нижняя пластина 9 запорного механизма содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора 25 и 26, зона Z впадины зубьев которых расположена выше кромки 27 верхней части неподвижного звена 5. Перед зубчатыми секторами 25 и 26 выполнены выемки 28 и 29, соответственно, соответствующие по форме выступу 18, ширина Н которого выполнена больше шага h зубьев зубчатых секторов 25 и 26.
Работа механизма происходит следующим образом. При приложении пользователем нагрузки Р к тяге 30, преодолевая сопротивление пружины 31, происходит поворот рычага привода 32 относительно оси 13 против часовой стрелки и, как следствие, поворот защелки 7 на тот же угол. При этом рабочая поверхность 22 защелки 7 выходит из контакта с рабочей поверхностью 23 верхней пластины 8 запорного механизма. Затем под нагрузкой Р защелка 7 своей угловой зоной 33 оказывает давление на выступ 34 верхней пластины, что позволяет осуществить поворот последней относительно оси 14 до упора выступа 21 в ось 15, при этом зубчатые сектора 17 и 25 соответственно верхней 8 и нижней 9 пластин выходят из зацепления, образуя зазор между вершинами зубьев (см. фиг.2).
В начальный момент перемещения спинки 2 выступ 18 верхней пластины 8 запорного механизма располагается над вершиной первого зуба зубчатого сектора 25, при этом происходит автоматическая блокировка верхней пластины 8. В этом положении возможно дальнейшее перемещение спинки 2 во второе фиксированное положение без приложения нагрузки Р.
При достижении спинки 2 второго фиксированного положения выступ 18 верхней пластины 8 запорного механизма совмещается с выемкой 29 зубчатого сектора 26, при этом происходит разблокировка упомянутой верхней пластины 8. В этом положении защелка 7, посредством пружины 31, угловой зоной 35 оказывает давление на поверхность 36 верхней пластины 8, что позволяет зубчатому сектору 17 верхней пластины 8 войти в зацепление с зубчатым сектором 26 нижней пластины 9, а рабочие поверхности 22 и 23, соответственно, защелки 7 и верхней пластины 8 входят в контакт друг с другом.
Вышеописанная конструкция позволяет фиксировать спинку 2 в сложенном положении для использования тыльной стороны последней, например, в качестве рабочего стола, а также для удобства дальнейшей трансформации салона.
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к сиденьям автомобиля, спинка которых фиксируется в определенном положении. Изобретение позволяет обеспечить сиденью автомобиля комфортность, возможность фиксации в нескольких положениях при простоте конструкции. Шарнирный механизм содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм, снабженный защелкой и запорным механизмом. Запорный механизм и защелка расположены в одной плоскости и выполнены с возможностью взаимодействия между собой. Запорный механизм включает две пластины, выполненные с возможностью зубчатого зацепления, при этом нижняя пластина содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора, обеспечивающих соответствующее количество фиксированных положений спинки сиденья. Верхняя пластина размещена на подвижном звене и имеет выступ, ширина которого больше шага зубьев зубчатых секторов нижней пластины. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2105521C1 |
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПОРНОГО ЭЛЕМЕНТА, СОЕДИНЕННОГО С СИДЕНЬЕМ И ПОВОРАЧИВАЕМОГО В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ | 1993 |
|
RU2100950C1 |
US 4836608 А, 05.05.1989 | |||
US 5414897 А, 07.01.1996 | |||
Кривошип регулируемой длины | 1988 |
|
SU1536104A1 |
Авторы
Даты
2003-08-20—Публикация
2002-03-01—Подача