ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СПИНКИ СИДЕНЬЯ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 2003 года по МПК A47C1/25 B60N2/06 E05D11/10 

Описание патента на изобретение RU2210300C1

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к сиденьям автомобиля, спинка которых фиксируется в определенном положении.

Из уровня техники известен шарнирный механизм для спинки сиденья автомобиля по патенту США 5414897, кл. Е 05 D 11/10, 1996, содержащий подвижное звено 12, на котором закреплена с возможностью поворота защелка 20, подпружиненная пружиной 28, неподвижное звено 11, на котором неподвижно закреплен запорный механизм, представляющий собой пластину 15. Защелка 20 и пластина 15 имеют соответственно изогнутые поверхности 25 и 23. В рабочем положении спинки шарнирный механизм находится в состоянии "заперто", при этом упомянутые изогнутые поверхности 23 и 25 находятся в контакте. При повороте защелки 20 по часовой стрелке механизм расфиксируется и спинку сиденья можно откинуть вперед для облегчения входа-выхода пассажиров или доступа в багажное отделение. В этом положении спинка находится в незафиксированном состоянии.

Описанная конструкция отличается своей простотой, однако, в сложенном положении сиденья спинка не зафиксирована относительно подушки сиденья, что создает неудобства при переворачивании всего сиденья в целом или для организации на обратной стороне спинки рабочего стола. Также к недостаткам можно отнести то, что вершина неподвижного звена 11 выступает за габариты рабочей зоны упомянутых изогнутых поверхностей 23 и 25, что может привести к "утыканию" защелки 20 в верхнюю кромку неподвижного звена 11 и, как следствие, к нестабильной работе всего механизма.

Наиболее близким аналогом изобретения является сиденье транспортного средства по патенту РФ 2105521, кл. А 47 С 1/025, 1998, в котором шарнирный механизм для спинки содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм с защелкой и запорным механизмом, расположенными в одной плоскости.

Однако этот механизм достаточно сложен и не обеспечивает комфортности сиденью автомобиля.

Задачей изобретения является создание шарнирного механизма, обеспечивающего несколько фиксированных положений спинки, что повышает комфортабельность автомобиля в целом.

Для решения поставленной задачи шарнирный механизм для спинки сиденья содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм, снабженный защелкой и запорным механизмом, где последний и защелка расположены в одной плоскости и выполнены с возможностью взаимодействия между собой, причем запорный механизм представляет собой две пластины, выполненные с возможностью взаимного зубчатого зацепления, причем нижняя пластина содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора, обеспечивающих соответствующее количество фиксированных положений спинки сиденья, а верхняя пластина размещена на подвижном звене и содержит выступ, ширина которого больше шага зубьев зубчатых секторов нижней пластины; зона впадины зубьев зубчатых секторов нижней пластины запорного механизма расположена выше кромки верхней части неподвижного звена.

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 изображает общий вид сиденья с установленным шарнирным механизмом.

Фиг. 2 - сиденье с шарнирным механизмом, находящимся в расфиксированном положении.

Фиг.3 - шарнирный механизм в зафиксированном положении.

Фиг.4 - сечение А-А фиг.4.

Сиденье транспортного средства содержит подушку 1 и спинку 2, соединенные между собой посредством шарнирного механизма 3, позволяющего фиксировать спинку 2 относительно подушки 1 по меньшей мере в двух положениях - "поднятом" и "сложенном".

Шарнирный механизм 3 регулирования наклона спинки 2 содержит подвижное 4 и неподвижное 5 звенья, фиксирующий механизм 6, снабженный защелкой 7 и запорным механизмом, выполненным из двух пластин, а именно верхней 8 и нижней 9.

Подвижное звено 4 содержит кронштейн 10 и усилитель 11, представляющие собой, преимущественно, штампованные элементы, жестко соединенные между собой осями 12, 13, 14 и 15.

Неподвижное звено 5 представляет собой штампованный элемент с выполненными в нем монтажными отверстиями для крепления к каркасу подушки 1 сиденья.

Верхняя пластина 8 запорного механизма выполнена подвижной и закреплена с возможностью поворота вокруг оси 14 на подвижном звене 4. Нижняя пластина 9 запорного механизма, размещенная на оси 12, выполнена неподвижной и жестко закреплена, например, посредством клепок 16 на неподвижном звене 5 шарнирного механизма 3.

Верхняя пластина 8 запорного механизма имеет сложную конфигурацию и содержит зубчатый сектор 17 с выступом 18, паз 19 для фиксации защелки 7, а также выемку 20 с выступом 21 для упора последнего в ось 15. Рабочие поверхности 22 и 23 защелки 7 и верхней пластины 8 запорного механизма, соответственно, имеют форму, позволяющую им находиться в постоянном контакте даже по мере износа упомянутых рабочих поверхностей 22 и 23. Это достигается за счет того, что центр поворота защелки 7, совпадающий с осью 13, и центр 24 радиуса кривизны рабочих поверхностей 22 и 23 смещены относительно друг друга.

Нижняя пластина 9 запорного механизма содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора 25 и 26, зона Z впадины зубьев которых расположена выше кромки 27 верхней части неподвижного звена 5. Перед зубчатыми секторами 25 и 26 выполнены выемки 28 и 29, соответственно, соответствующие по форме выступу 18, ширина Н которого выполнена больше шага h зубьев зубчатых секторов 25 и 26.

Работа механизма происходит следующим образом. При приложении пользователем нагрузки Р к тяге 30, преодолевая сопротивление пружины 31, происходит поворот рычага привода 32 относительно оси 13 против часовой стрелки и, как следствие, поворот защелки 7 на тот же угол. При этом рабочая поверхность 22 защелки 7 выходит из контакта с рабочей поверхностью 23 верхней пластины 8 запорного механизма. Затем под нагрузкой Р защелка 7 своей угловой зоной 33 оказывает давление на выступ 34 верхней пластины, что позволяет осуществить поворот последней относительно оси 14 до упора выступа 21 в ось 15, при этом зубчатые сектора 17 и 25 соответственно верхней 8 и нижней 9 пластин выходят из зацепления, образуя зазор между вершинами зубьев (см. фиг.2).

В начальный момент перемещения спинки 2 выступ 18 верхней пластины 8 запорного механизма располагается над вершиной первого зуба зубчатого сектора 25, при этом происходит автоматическая блокировка верхней пластины 8. В этом положении возможно дальнейшее перемещение спинки 2 во второе фиксированное положение без приложения нагрузки Р.

При достижении спинки 2 второго фиксированного положения выступ 18 верхней пластины 8 запорного механизма совмещается с выемкой 29 зубчатого сектора 26, при этом происходит разблокировка упомянутой верхней пластины 8. В этом положении защелка 7, посредством пружины 31, угловой зоной 35 оказывает давление на поверхность 36 верхней пластины 8, что позволяет зубчатому сектору 17 верхней пластины 8 войти в зацепление с зубчатым сектором 26 нижней пластины 9, а рабочие поверхности 22 и 23, соответственно, защелки 7 и верхней пластины 8 входят в контакт друг с другом.

Вышеописанная конструкция позволяет фиксировать спинку 2 в сложенном положении для использования тыльной стороны последней, например, в качестве рабочего стола, а также для удобства дальнейшей трансформации салона.

Похожие патенты RU2210300C1

название год авторы номер документа
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Озеров С.Б.
  • Аксентьева И.И.
RU2105521C1
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИКСАЦИИ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Куликов Юрий Александрович
  • Севостьянов Сергей Николаевич
RU2283249C1
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ФИКСАЦИИ НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Куликов Ю.А.
  • Севостьянов С.Н.
  • Синцов М.В.
RU2255007C1
СКЛАДЫВАЮЩЕЕСЯ ЗАДНЕЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Лушин М.В.
  • Озеров С.Б.
  • Аксентьева И.И.
RU2098295C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СПИНКИ И ПОДУШКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Захаров В.В.
  • Слёзка В.Ф.
  • Егоров Ю.П.
RU2216460C2
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Лушин М.В.
  • Озеров С.Б.
  • Аксентьева И.И.
RU2094251C1
ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯТОРА НАКЛОНА СПИНКИ СИДЕНЬЯ 2007
  • Чжан Синьсюй
  • Спонслер Карл Г.
  • Бхате Анмол
RU2486075C2
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Комин Л.А.
RU2174920C2
НАПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Комин Леонид Андреевич
  • Озеров Сергей Борисович
  • Миронов Алексей Николаевич
RU2290331C2
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2020
  • Калачев Алексей Александрович
RU2752434C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 210 300 C1

Реферат патента 2003 года ШАРНИРНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ СПИНКИ СИДЕНЬЯ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к сиденьям автомобиля, спинка которых фиксируется в определенном положении. Изобретение позволяет обеспечить сиденью автомобиля комфортность, возможность фиксации в нескольких положениях при простоте конструкции. Шарнирный механизм содержит подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм, снабженный защелкой и запорным механизмом. Запорный механизм и защелка расположены в одной плоскости и выполнены с возможностью взаимодействия между собой. Запорный механизм включает две пластины, выполненные с возможностью зубчатого зацепления, при этом нижняя пластина содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора, обеспечивающих соответствующее количество фиксированных положений спинки сиденья. Верхняя пластина размещена на подвижном звене и имеет выступ, ширина которого больше шага зубьев зубчатых секторов нижней пластины. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 210 300 C1

1. Шарнирный механизм для спинки сиденья автомобиля, содержащий подвижное и неподвижное звенья, фиксирующий механизм, снабженный защелкой и запорным механизмом, представляющим собой две пластины, выполненные с возможностью взаимного зубчатого зацепления, причем защелка и запорный механизм расположены в одной плоскости и выполнены с возможностью взаимодействия между собой, отличающийся тем, что нижняя пластина запорного механизма содержит, по меньшей мере, два зубчатых сектора, обеспечивающих соответствующее количество фиксированных положений спинки сиденья, а верхняя пластина размещена на подвижном звене и имеет выступ, ширина которого больше шага зубьев зубчатых секторов нижней пластины. 2. Шарнирный механизм по п. 1, отличающийся тем, что зона впадины зубьев зубчатых секторов нижней пластины запорного механизма расположена выше кромки верхней части неподвижного звена.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2210300C1

СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Озеров С.Б.
  • Аксентьева И.И.
RU2105521C1
РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПОРНОГО ЭЛЕМЕНТА, СОЕДИНЕННОГО С СИДЕНЬЕМ И ПОВОРАЧИВАЕМОГО В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ 1993
  • Эркки Вайринен[Fi]
RU2100950C1
US 4836608 А, 05.05.1989
US 5414897 А, 07.01.1996
Кривошип регулируемой длины 1988
  • Амбарцумянц Роберт Вачаганович
  • Липин Андрей Павлович
SU1536104A1

RU 2 210 300 C1

Авторы

Озеров С.Б.

Даты

2003-08-20Публикация

2002-03-01Подача