Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов.
Известным является способ диагностирования электрических цепей, в частности, автомобильного электрооборудования по наличию тока в электрической цепи при подключении к источнику напряжения [Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. - М.: Транспорт, 2001. - 287 с., ил.].
Недостатком такого способа является невозможность диагностировать дефекты электрической цепи, в частности, автомобильного электрооборудования, не влекущие за собой разрыв электрической цепи.
Известен способ диагностирования, выбранный за прототип, использующий в качестве параметра диагностирования постоянную времени тока переходного процесса в диагностируемой электрической цепи [RU 2314432 C2]. При этом измеряют мгновенные значения тока в течение переходного процесса при подаче постоянного напряжения на автомобильное электрооборудование и рассчитывают постоянную времени.
Недостатком указанного способа является погрешности определения постоянной времени по экспоненте, которая является плавной кривой, что приводит к существенным ошибкам. К примеру на фиг.1 показан переходный процесс кривая 1 для принятых значений Тфакт.=1 с и Uyст.факт.=1, где Тфакт. - фактическое значение постоянной времени, Uуст.факт. - установившееся значение выходной величины в относительных единицах; установившееся значение выходной величины показано прямой 2. Прямой 3 показано значение 0,95Uуст. факт. Из чертежа и проведенных расчетов следует, что значение 0,95 достигается при t=3Тфакт.=3 с, где Тфакт.=1 с.
Если установившееся значение измеряется с погрешностью -2%, т.е. измеренное значение составляет Uуст.изм.1=0,98, тогда 0,95Uуст.изм.1=0,931, это значение показано прямой 4. Из чертежа и проведенных расчетов следует, что значение 0,931 будет достигаться за время tизм.1=3Tизм.1=2,66 с, тогда значение постоянной времени будет равно Тизм.1=0,887, следовательно, погрешность измерения составит Δ%=11,3%.
Если установившееся значение измеряется с погрешностью +2%, т.е. измеренное значение составляет Uуст.изм.2=1,02, тогда значение 0.95Uуст.изм.1=0,969, это значение показано прямой 5. Из чертежа и проведенных расчетов следует, что это значение будет достигаться за время tизм.2=3Тизм.2=3,47 с, тогда значение постоянной времени Тизм.2=1,157, а погрешность оценки составит Δ%=15,7%.
Техническим результатом является повышение информативности параметров диагностирования.
Технический результат достигается тем, что в способе диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов, в электрическую цепь дополнительно последовательно подключают конденсатор, подают на электрическую цепь гармоническое напряжение фиксированных частот и в режиме установившихся гармонических колебаний измеряют амплитуду и фазовый сдвиг напряжения на конденсаторе относительно подаваемого напряжения, вычисляют отношение амплитуды напряжения на конденсаторе к амплитуде подаваемого напряжения и в качестве диагностируемых параметров принимают значение фазового сдвига и вычисленное значение отношения амплитуд, причем значение емкости конденсатора выбирается из условия
На фиг.3 представлена функциональная схема возможного варианта технической реализации способа диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, где в качестве диагностируемого электрооборудования взята фазовая обмотка статора автомобильного генератора 94.3701 с параметрами L=0,001447 Гн, R=0,0373 Ом, а к одной из фаз статора дополнительно последовательно подключена емкость С=2000 мкФ, величина которой выбрана из условия
Схема измерения фиг.3 состоит из последовательно соединенных источника гармонического напряжения фиксированных частот 1 (генератор гармонических колебаний), коммутирующего устройства 2, диагностируемой электрической цепи 3, дополненной последовательно включенным конденсатором, измерительного устройства 4, вход которого соединен с выходом коммутирующего устройства 2, и регистрирующего устройства 5 на базе ЭВМ.
Измерения производятся следующим образом: с помощью коммутирующего устройства 2 диагностируемую электрическую цепь 3 подключают к источнику гармонического напряжения фиксированных частот 1, при этом измерительный модуль 4 в режиме установившихся гармонических колебаний производит измерения мгновенных значений напряжения на конденсаторе, которые передаются на регистрирующее устройство 5, где обрабатываются и хранятся. Результаты измерений амплитудных частотных и фазовых частотных характеристик диагностируемых электрических цепей представлены на фиг.2.
В регистрирующем устройстве 5 обрабатываются мгновенные значения напряжения и вычисляются указанные параметры диагностирования. В таблице 1 приведены численные значения параметров диагностирования для диагностируемой электрической цепи с номинальными значениями параметров и для диагностируемой электрической цепи с дефектом (межвитковое замыкание витков фазы статора). Как показали вычисления, значения указанных параметров диагностирования существенно изменяются при наличии дефекта в диагностируемой электрической цепи. Так, например, отношение максимального значения относительной амплитуды напряжения в диагностируемой электрической цепи с дефектом к максимальному значению относительной амплитуды напряжения в диагностируемой электрической цепи с номинальными значениями параметров
Таким образом, указанные параметры диагностирования существенно зависят от параметров диагностируемой электрической цепи, что доказывает целесообразность их использования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ АКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ И ИНДУКТИВНОСТЬ | 2012 |
|
RU2496115C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ, СОДЕРЖАЩИХ АКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ И ИНДУКТИВНОСТЬ | 2010 |
|
RU2451943C2 |
Способ диагностирования электрической изоляции в процессе дистанционного компьютерного мониторинга технологического оборудования | 2018 |
|
RU2709604C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СБОЕВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДАТЧИКОВ | 2004 |
|
RU2292578C2 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН | 2020 |
|
RU2733093C1 |
Способ диагностирования технического состояния электрических двигателей в режиме реального времени | 2024 |
|
RU2826152C1 |
СПОСОБ ФИЛЬТРАЦИИ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ | 2003 |
|
RU2251791C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 2009 |
|
RU2431152C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2259549C1 |
Способ определения технического состояния электрических и гидравлических приводов | 2022 |
|
RU2799489C1 |
Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов. Техническим результатом является повышение чувствительности к изменению параметров диагностирования, что достигается путем использования в качестве параметров диагностирования амплитудно-частотных и фазово-частотных характеристик, обладающих высокой чувствительностью к изменению параметров электрической цепи. Технический результат достигается благодаря тому, что способ диагностирования заключается в том, что в электрическую цепь дополнительно последовательно подключают конденсатор, подают на электрическую цепь гармоническое напряжение фиксированных частот и в режиме установившихся гармонических колебаний измеряют амплитуду и фазовый сдвиг напряжения на конденсаторе относительно подаваемого напряжения, вычисляют отношение амплитуды напряжения на конденсаторе к амплитуде подаваемого напряжения и в качестве диагностируемых параметров принимают значение фазового сдвига и вычисленное значение отношения амплитуд. Анализируя и сравнивая между собой значения измеряемых диагностируемых параметров с номинальными значениями диагностируемых параметров, можно судить о наличии дефектов. 3 ил., 1 табл.
Способ диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность, в частности обмоток электрических машин и аппаратов, путем подачи на электрическую цепь напряжения и сравнения значений измеряемых диагностируемых параметров с номинальными значениями диагностируемых параметров, отличающийся тем, что в электрическую цепь дополнительно последовательно подключают конденсатор, подают на электрическую цепь гармоническое напряжение фиксированных частот, в режиме установившихся гармонических колебаний измеряют амплитуду и фазовый сдвиг напряжения на конденсаторе относительно подаваемого напряжения, вычисляют отношение амплитуды напряжения на конденсаторе к амплитуде подаваемого напряжения и в качестве диагностируемых параметров принимают значение фазового сдвига и вычисленное значение отношения амплитуд, причем значение емкости конденсатора выбирается из условия
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ | 2006 |
|
RU2314432C2 |
Устройство для контроля параметров комплексных сопротивлений | 1976 |
|
SU664121A1 |
Способ фазового детектирования | 1990 |
|
SU1800385A1 |
WO 2002039642 A3, 16.05.2002 | |||
DE 19850990 A1, 18.05.2000 |
Авторы
Даты
2014-04-10—Публикация
2010-11-30—Подача