СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ИЗЛУЧЕНИЮ ГРОЗОВОГО РАЗРЯДА Российский патент 2014 года по МПК G01M17/00 G01M15/04 G01R31/02 G01R23/10 G01H11/08 

Описание патента на изобретение RU2514316C1

Изобретение относится к электрическим испытаниям на восприимчивость к электромагнитному воздействию микропроцессорной системы управления двигателем (МПСУД) автотранспортного средства (АТС), в частности к воздействию электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом.

Из Немченко Ю.С. Реализация испытаний устойчивости бортового авиационного оборудования к переходным процессам, которые вызваны молнией [Текст] / Ю.С.Немченко, В.В.Князев, И.П.Лесной, С.Б.Сомхиев // 11-й Международный симпозиум по электромагнитной совместимости и электромагнитной экологии: труды симпозиума. - СПб.: ЛЭТИ, 2011. - С.460-463, известен способ испытаний на восприимчивость технических систем к электромагнитному воздействию грозового разряда, в котором испытуемое техническое средство подвергается методом «кабельной инжекции» импульсному колебательному затухающему воздействию, созданному генератором с известными параметрами.

Недостатками данного способа является то, что техническое средство подвергается импульсному колебательному затухающему воздействию, созданному генератором, частотный диапазон которого намного уже, чем частотный диапазон электромагнитного поля грозового разряда. Этот способ во время испытаний не обеспечивает в полном объеме оценку восприимчивости МПСУД АТС к воздействию электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом.

Из MIL-STD-464. Department of defense. Interface standard. «Electromagnetic environmental effects requirements for systems». 18 March 1997 (стр.8) известен способ испытаний на восприимчивость технических систем к воздействию грозового разряда, в котором испытуемое техническое средство подвергается непосредственному контактному импульсному воздействию, состоящему из серии пачек синхронизированных импульсов тока, созданных генератором грозового разряда с известными параметрами.

Недостатком данного способа является то, что техническое средство подвергается непосредственному контактному импульсному воздействию тока, имитируя прямой разряд на техническое средство, что не позволяет оценить устойчивость технического средства к воздействию импульсного электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом.

За прототип заявляемого способа принят известный из MIL-STD-464. Department of defense. Interface standard. «Electromagnetic environmental effects requirements for systems». 18 March 1997 (стр.9-10) способ испытаний на восприимчивость технических систем к импульсному электромагнитному излучению, созданному грозовым разрядом, в котором испытуемое техническое средство подвергают одиночному импульсному воздействию электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда с известными параметрами.

Недостатком данного способа является то, что техническое средство подвергается одиночному импульсному воздействию электромагнитного излучения, что не обеспечивает попадание с вероятностью Р=0,95 импульса электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда, в наиболее электромагнитно уязвимый интервал времени протекания синхронизирующего сигнала, формируемого задающим диском, механически жестко связанным с коленчатым валом, в период которого происходит синхронизации МПСУД.

Задачей заявляемого решения является создание способа испытаний МПСУД АТС на восприимчивость к импульсному электромагнитному излучению, созданному грозовым разрядом, позволяющего более достоверно оценить электромагнитную стойкость МПСУД, что обеспечивает (делает возможным) создание МПСУД устойчивой к электромагнитному импульсному воздействию излучения, созданного грозовым разрядом.

Указанная задача решается в способе испытаний, в котором испытываемое техническое средство подвергают воздействию импульсного электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда с известными параметрами.

Указанная задача решается тем, что испытываемое техническое средство подвергают воздействию электромагнитного, импульсного, с заданным количеством несинхронизированных импульсов излучения, созданного генератором грозового разряда с известными параметрами, а количество импульсов электромагнитного излучения, создаваемых генератором грозового разряда, выбирают из условия

N = [ T ( τ с с 2 τ г р ) ] + 1 ,

где

T=60/n - время одного оборота коленчатого вала двигателя,

τсс=2/n - время протекания синхронизирующего сигнала, формируемого задающим диском, механически жестко связанным с коленчатым валом;

τгр - длительность импульса электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом;

n - установившиеся обороты двигателя.

Минимальная длительность Ти.гр.min между импульсами электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда выбирается из условия

Tи.гр.min>>60/n.

Причем

τ и . г р i τ и . г р i + 1

где i=1, 2, 3, …,N.

Изобретение поясняется чертежом Фиг 1, иллюстрирующим сущность способа, которая заключается в вероятностном попадании несинхронизированного сигнала импульса электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом, в наиболее электромагнитно уязвимый интервал времени протекания синхронизирующего сигнала, формируемого задающим диском, механически жестко связанным с коленчатым валом, в период которого происходит синхронизации МПСУД. На Фиг.1 схематично показаны: 1 - сигнал импульсного электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом; 2 - синхронизирующий сигнал, формируемый задающим диском, механически жестко связанным с коленчатым валом; 3 - время протекания синхронизирующего сигнала.

Заявляемое техническое решение основано на том, что расчетное количество не синхронизированных импульсов электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда, воздействующих во время испытаний на АТС с МПСУД, достаточно для попадания с вероятностью Р=0,95 хотя бы одного импульса электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда, в наиболее электромагнитно уязвимый интервал времени протекания синхронизирующего сигнала, формируемого задающим диском, механически жестко связанным с коленчатым валом, в период которого происходит синхронизации МПСУД.

Изобретение реализуется следующей последовательностью действий:

1. Расчетом определяют количество N импульсов электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда.

2. АТС с МПСУД размещается под полеобразующей системой, формирующей через несинхронизированные интервалы времени Tи.гр импульсы электромагнитного излучения, имитирующие грозовой разряд.

3. Во время испытаний на АТС с МПСУД производится N несинхронизированных импульсных воздействий электромагнитного излучения грозового разряда.

4. Если в процессе испытаний не зарегистрировано нарушений работоспособности МПСУД, то оно признается устойчивым к воздействию электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом. В случае регистрации нарушений работоспособности МПСУД оно признается неустойчивыми к воздействию электромагнитного излучения? созданного грозовым разрядом.

Испытания по заявляемому способу обеспечивают создание МПСУД с эффективной до требуемого порога электромагнитной стойкости защитой от воздействия электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом.

Похожие патенты RU2514316C1

название год авторы номер документа
Способ испытаний светотехнических систем автотранспортных средств в условиях воздействия электромагнитного поля 2023
  • Николаев Павел Александрович
  • Горшков Дмитрий Викторович
  • Афанасьев Андрей Викторович
  • Ширшов Иван Юрьевич
RU2805344C1
Способ испытаний бортовых систем удалённого запуска двигателей автотранспортных средств на устойчивость к воздействию высокочастотного электромагнитного поля 2022
  • Николаев Павел Александрович
  • Горшков Дмитрий Викторович
  • Афанасьев Андрей Викторович
RU2795645C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И/ИЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ 2012
  • Николаев Павел Александрович
  • Калашников Павел Вячеславович
  • Герасимов Тарас Геннадьевич
  • Кулагин Фёдор Николаевич
RU2499987C1
Способ испытаний бортовых систем/устройств измерения и отображения пройденного пути автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному полю 2019
  • Михеев Олег Леонидович
  • Николаев Павел Александрович
RU2708518C1
Способ испытаний автотранспортных средств на восприимчивость к излучаемому электромагнитному полю 2020
  • Николаев Павел Александрович
  • Горшков Дмитрий Викторович
RU2735001C1
Способ испытаний навигационных систем автотранспортных средств 2021
  • Николаев Павел Александрович
  • Горшков Дмитрий Викторович
  • Афанасьев Андрей Викторович
RU2761588C1
Способ оценки технических средств на соответствие нормативным требованиям на помехоустойчивость 2017
  • Николаев Павел Александрович
  • Герасимов Тарас Геннадьевич
  • Подгорний Александр Сергеевич
RU2642024C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ 2015
  • Николаев Павел Александрович
  • Горшков Борис Михайлович
  • Самохина Наталья Станиславовна
  • Бутнев Андрей Борисович
  • Подгорний Александр Сергеевич
  • Меликов Александр Аркадьевич
RU2618835C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ОБОРУДОВАНИЯ И/ИЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ 2010
  • Николаев Павел Александрович
  • Горшков Борис Михайлович
  • Самохина Наталья Станиславовна
RU2446409C1
Способ испытаний бортовых навигационных модулей устройств/систем вызова экстренных оперативных служб автотранспортных средств 2022
  • Николаев Павел Александрович
  • Горшков Дмитрий Викторович
  • Афанасьев Андрей Викторович
RU2776718C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ИЗЛУЧЕНИЮ ГРОЗОВОГО РАЗРЯДА

Изобретение относится к электрическим испытаниям электрооборудования на восприимчивость к электромагнитному воздействию. Способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем автотранспортного средства на восприимчивость к электромагнитному воздействию, в котором испытуемую систему управления в составе транспортного средства подвергают импульсному воздействию электромагнитного излучения с помощью генератора грозового разряда. Испытуемую систему подвергают воздействию заданного количества несинхронизированных импульсов электромагнитного излучения, при этом количество импульсов электромагнитного излучения рассчитывают из формулы. Решение позволяет более достоверно оценить электромагнитную стойкость системы управления двигателем. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 514 316 C1

Способ испытаний микропроцессорной системы управления двигателем (МПСУД) автотранспортного средства (АТС) на восприимчивость к электромагнитному воздействию, созданному грозовым разрядом, в котором испытуемую МПСУД в составе АТС подвергают импульсному воздействию электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда с известными параметрами, отличающийся тем, что испытуемую МПСУД подвергают воздействию заданного количества несинхронизированных импульсов электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда, при этом количество импульсов электромагнитного излучения выбирают из условия:
,
где
T=60/n - время одного оборота коленчатого вала двигателя,
τсс=2/n - время протекания синхронизирующего сигнала, формируемого задающим диском, механически жестко связанным с коленчатым валом;
τгр - длительность импульса электромагнитного излучения, созданного грозовым разрядом;
n - установившиеся обороты двигателя,
при этом минимальная длительность Tи.гр.min между импульсами электромагнитного излучения, созданного генератором грозового разряда, выбирается из условия
Tи.гр.min>>60/n,
где
,
где
i=1, 2, 3,…N.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2514316C1

Канатный зажим для проволочно-канатной дороги 1926
  • Иоганн Гатцвейлер
SU51320A1
Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗОНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Ашихмин А.В.
  • Быковников В.В.
  • Виноградов А.Д.
  • Рембовский А.М.
RU2206101C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ РАДИОСИГНАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Ашихмин А.В.
  • Виноградов А.Д.
  • Литвинов Г.В.
  • Рембовский А.М.
RU2184980C1
СПОСОБ ОДНОЗНАЧНОГО ПЕЛЕНГОВАНИЯ ИСТОЧНИКА РАДИОСИГНАЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Богданов Ю.Н.
  • Виноградов А.Д.
RU2185636C1
US 3939420 A, 17.02.1976
DE 4128191 A1, 25.02.1993
Телефонная трансляция 1922
  • Коваленков В.И.
SU464A1

RU 2 514 316 C1

Авторы

Николаев Павел Александрович

Калашников Павел Вячеславович

Герасимов Тарас Геннадьевич

Кулагин Фёдор Николаевич

Даты

2014-04-27Публикация

2012-09-05Подача