Изобретение относится к способам переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ переработки нефти, включающий нагрев и ввод сырья в ректификационную колонну с подачей паров с верха колонны после частичной конденсации в емкости орошения с получением газа и легкой бензиновой фракции и выделением боковыми погонами через отпарные секции бензиновой и дизельной фракций, а с низа - мазута, с использованием острого и циркуляционного орошений и ввода нагретых потоков в колонну и отпарные секции (И.А. Александров. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. М.: Химия, 1981, с.148, рис.III - 1а).
Недостатком данного способа является низкая производительность по сырью.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ переработки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания нефти с отбором с верха колонны бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка, нагрев кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями с подачей в низ секций и сложной атмосферной колонны нагретых потоков, и использованием острого и циркуляционных орошений, отбор с верха сложной колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной колонны мазута, стабилизацию бензиновых фракций с получением газа и стабильного бензина (И.А. Александров. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. М.: Химия, 1981, с.157, рис.III - 6а).
Недостатком известного способа являются высокие энергетические и капитальные затраты, в связи с необходимостью ввода большого количества горячей струи и стабилизацией бензина в колонне высокого давления.
Задачей настоящего изобретения является снижение энергетических и капитальных затрат.
Указанная задача решается тем, что в способе перегонки нефти, включающем ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания нефти с отбором с верха колонны бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка, нагрев кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями с подачей в низ секций и сложной атмосферной колонны нагретых потоков и использованием острого и циркуляционных орошений, отбор с верха сложной атмосферной колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной атмосферной колонны мазута, стабилизацию бензиновых фракций с получением газа и стабильного бензина, согласно изобретению нагретое сырье вводят в виде верхнего и нижнего потоков в колонну частичного отбензинивания, при этом нижний поток представляет собой более половины сырья, который нагревают в печи и подают в куб колонны, балансовый избыток тяжелой бензиновой фракции возвращают в колонну частичного отбензинивания, стабилизацию бензиновых фракций осуществляют выводом из зоны возврата тяжелой бензиновой фракции из колонны частичного отбензинивания бокового погона в отпарную секцию, в низ которой подводят тепло, с возвратом паров из отпарной секции в колонну частичного отбензинивания и выводом стабильного бензина, балансовый избыток бензиновой фракции с верха колонны частичного отбензинивания полностью возвращают на верх отпарной секции этой колонны вместе с боковым погоном, жирный газ с верха емкости орошения колонны частичного отбензинивания подают в низ абсорбера, на верх которого подают охлажденную жидкость, отбираемую ниже отбора бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции, с верха абсорбера выводят газ, жидкость с низа абсорбера возвращают в колонну частичного отбензинивания ниже вывода бокового погона в отпарную секцию, ниже ввода этой жидкости с низа абсорбера в колонну частичного отбензинивания отбирают боковой погон и возвращают в сложную атмосферную колонну ниже отбора бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции.
За счет использования в качестве подогретого потока, подаваемого в куб колонны частичного отбензинивания нефти, вместо горячей струи, которая имеет низкую долю отгона на входе в колонну, более половины потока нефти, подогреваемого в печи, удается существенно поднять паровые и жидкостные нагрузки в колонне и в связи с этим осуществить стабилизацию бензиновых фракций обеих колонн выводом из зоны возврата тяжелой бензиновой фракции из сложной атмосферной колонны в колонну частичного отбензинивания бокового погона в отпарную секцию вместе с бензиновой фракцией колонны частичного отбензинивания. Кроме того, это позволяет вывести из колонны частичного отбензинивания боковой погон и подать в сложную атмосферную колонну. Все это позволяет разгрузить как колонну частичного отбензинивания, так и сложную атмосферную колонну. В дополнение к этому подача жирного газа с верха емкости орошения колонны частичного отбензинивания в низ абсорбера с подачей на верх последнего охлажденной жидкости, отбираемой из сложной атмосферной колонны ниже отбора бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции, с выводом с верха абсорбера газа и возвратом жидкости с низа абсорбера в колонну частичного отбензинивания ниже вывода погона в отпарную секцию позволяет исключить стабилизацию бензиновых фракций обеих колонн в отдельной колонне стабилизации при высоком давлении. Все это приводит к снижению энергетических и капитальных затрат.
На прилагаемом чертеже представлена схема осуществления предлагаемого способа.
Верхний поток нефти нагревают в теплообменнике 1 и по линии 2 вводят в колонну частичного отбензинивания нефти 3. Нижний поток нефти нагревают в теплообменнике 4, в печи 5 и по линии 6 вводят в низ колонны частичного отбензинивания нефти 3. Пары с верха колонны частичного отбензинивания нефти 3 частично конденсируют в конденсаторе-холодильнике 7, а затем по линии 8 вводят в емкость орошения 9. С верха емкости орошения 9 по линии 10 выводят жирный газ и подают в низ абсорбера 11, на верх которого подают по линии 12 охлажденную в теплообменнике 4 и холодильнике 13 жидкость, отбираемую по линии 14 из сложной атмосферной колонны 15. С верха абсорбера 11 по линии 16 отводят газ. Жидкость с низа абсорбера 11 по линии 17 возвращают в колонну частичного отбензинивания нефти 3. С низа емкости орошения 9 по линии 18 выводят бензиновую фракцию и подают по линии 19 на верх колонны частичного отбензинивания нефти 3 в качестве острого орошения и по линии 20 балансовый избыток ее на верх отпарной секции 21. Из колонны частичного отбензинивания нефти 3 по линии 22 выводят боковой погон и по линии 23 вместе с бензиновой фракцией подают на верх отпарной секции 21. Пары с верха отпарной секции 21 по линии 24 возвращают в колонну частичного отбензинивания нефти 3. Жидкость с низа отпарной секции 21 по линии 25 подают в кипятильник 26. Пары с верха кипятильника 26 по линии 27 возвращают в низ отпарной секции 21. С низа кипятильника 26 по линии 28 выводят стабильный бензин. Из колонны частичного отбензинивания нефти 3 по линии 29 выводят боковой погон и подают в сложную атмосферную колонну 15. Остаток колонны частичного отбензинивания нефти 3 направляют в печь 30 и по линии 31 вводят в сложную атмосферную колонну 15.
Пары с верха сложной атмосферной колонны 15 частично конденсируют в конденсаторе-холодильнике 32, а затем по линии 33 вводят в емкость орошения 34. С верха емкости орошения 34 по линии 35 выводят газ. С низа емкости орошения 34 по линии 36 отводят жидкость. Часть жидкости по линии 37 возвращают на верх колонны 15, балансовый избыток тяжелой бензиновой фракции по линии 38 подают в колонну частичного отбензинивания нефти 3. Верхний боковой погон сложной атмосферной колонны 15 по линии 39 подают на верх верхней отпарной секции 40. Нижний боковой погон колонны 15 по линии 41 подают на верх нижней отпарной секции 42. С низа верхней 40 и нижней 42 отпарных секций выводят соответственно по линиям 43 и 44 фракции 150-310°С и 270-360°С. Пары с верха отпарных секций 40 и 42 соответственно по линиям 45 и 46 возвращают в сложную атмосферную колонну 15. Из сложной атмосферной колонны 15 соответственно по линиям 47 и 48 выводят верхнее и нижнее циркуляционные орошения, охлаждают соответственно в теплообменниках 49 и 50 и соответственно по линиям 51 и 52 вводят обратно в колонну 15. С низа сложной атмосферной колонны 15 отводится мазут по линии 53, который частично отдает тепло сырьевому потоку колонны частичного отбензинивания нефти 3 в теплообменнике 1, охлаждается в холодильнике 54 и выводится с установки. В низ сложной атмосферной колонны 15 и отпарных секций 40 и 42 соответственно по линиям 55, 56 и 57 подают нагретые потоки водяного пара. Из емкостей орошения 9 и 34 соответственно по линиям 58 и 59 отводят воду.
Сравнительные показатели работы схем переработки нефти по прототипу и предлагаемому способу приведены в прилагаемых таблицах.
Как видно из таблицы 1, предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволят снизить энергетические затраты. Суммарный подвод тепла в печах снижается с 38,108 до 35,019 Гкал/час, то есть на 8,1%, суммарный отвод тепла в конденсаторах и холодильниках абсорбента с 31,975 до 27,147 Гкал/час, то есть на 15,1%. Также снижаются капитальные затраты. Диаметр колонны 3 снижается с 3,6 до 3,0 м.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет снизить энергетические и капитальные затраты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525909C1 |
Способ переработки нефти | 1991 |
|
SU1806168A3 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2516464C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525910C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 1993 |
|
RU2088635C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2011 |
|
RU2455339C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ ФРАКЦИЙ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКЕ НЕФТИ | 1993 |
|
RU2098453C1 |
Способ перегонки нефти | 1989 |
|
SU1685973A1 |
СПОСОБ РЕКТИФИКАЦИИ НЕФТИ | 1995 |
|
RU2114891C1 |
Способ перегонки нефти | 1988 |
|
SU1574625A1 |
Изобретение относится к нефтепереработке. Изобретение касается способа, включающего перегонку нефти, включающего ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания нефти с отбором с верха колонны бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка, нагрев кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями с подачей в низ секций и сложной атмосферной колонны нагретых потоков и использованием острого и циркуляционных орошений, отбор с верха сложной атмосферной колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной атмосферной колонны мазута, стабилизацию бензиновых фракций с получением газа и стабильного бензина. Нагретое сырье вводят в виде верхнего и нижнего потоков в колонну частичного отбензинивания, при этом нижний поток представляет собой более половины сырья, который нагревают в печи и подают в куб колонны. Балансовый избыток тяжелой бензиновой фракции возвращают в колонну частичного отбензинивания, стабилизацию бензиновых фракций осуществляют выводом из зоны возврата тяжелой бензиновой фракции из колонны частичного отбензинивания бокового погона в отпарную секцию, в низ которой подводят тепло, с возвратом паров из отпарной секции в колонну частичного отбензинивания и выводом стабильного бензина. Балансовый избыток бензиновой фракции с верха колонны частичного отбензинивания полностью возвращают на верх отпарной секции этой колонны вместе с боковым погоном, жирный газ с верха емкости орошения колонны частичного отбензинивания подают в низ абсорбера, на верх которого подают охлажденную жидкость, отбираемую ниже отбора бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции, с верха абсорбера выводят газ, жидкость с низа абсорбера возвращают в колонну частичного отбензинивания ниже вывода бокового погона в отпарную секцию, ниже ввода этой жидкости с низа абсорбера в колонну частичного отбензинивания отбирают боковой погон и подают в сложную атмосферную колонну ниже отбора бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции. Технический результат - снижение энергетических и капитальных затрат. 1 ил., 3 табл.
Способ перегонки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания нефти с отбором с верха колонны бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка, нагрев кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями с подачей в низ секций и сложной атмосферной колонны нагретых потоков и использованием острого и циркуляционных орошений, отбор с верха сложной атмосферной колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной атмосферной колонны мазута, стабилизацию бензиновых фракций с получением газа и стабильного бензина, отличающийся тем, что нагретое сырье вводят в виде верхнего и нижнего потоков в колонну частичного отбензинивания, при этом нижний поток представляет собой более половины сырья, который нагревают в печи и подают в куб колонны, балансовый избыток тяжелой бензиновой фракции возвращают в колонну частичного отбензинивания, стабилизацию бензиновых фракций осуществляют выводом из зоны возврата тяжелой бензиновой фракции из колонны частичного отбензинивания бокового погона в отпарную секцию, в низ которой подводят тепло, с возвратом паров из отпарной секции в колонну частичного отбензинивания и выводом стабильного бензина, балансовый избыток бензиновой фракции с верха колонны частичного отбензинивания полностью возвращают на верх отпарной секции этой колонны вместе с боковым погоном, жирный газ с верха емкости орошения колонны частичного отбензинивания подают в низ абсорбера, на верх которого подают охлажденную жидкость, отбираемую ниже отбора бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции, с верха абсорбера выводят газ, жидкость с низа абсорбера возвращают в колонну частичного отбензинивания ниже вывода бокового погона в отпарную секцию, ниже ввода этой жидкости с низа абсорбера в колонну частичного отбензинивания отбирают боковой погон и подают в сложную атмосферную колонну ниже отбора бокового погона в отпарную секцию тяжелой дизельной фракции.
И.А | |||
Александров | |||
Перегонка и ректификация в нефтепереработке | |||
М.: Химия, 1981,с.157, рис | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
СПОСОБ ДИСТИЛЛЯЦИИ СЫРЫХ НЕФТЕЙ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2264430C1 |
RU 2063998 С1, 20.07.1996 | |||
US 7226533 B2, 05.06.2007 |
Авторы
Даты
2014-05-20—Публикация
2013-04-03—Подача