Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетам, автожирам, вертолетам, и может быть использовано для создания преобразуемого летательного аппарата.
Известен дисколет по патенту РФ №2101215 C1, состоящий из корпуса, соединенного свободно, без трансмиссии, с несущим диском, снабженным лопастным центробежным вентилятором с окнами по периметру диска и осевым вентилятором, установленным по периферии диска с регулируемыми и втягиваемыми в диск лопастями, двигателями. Диск разделен на воздушную и лопастную части диаметральной перегородкой, первая часть снабжена-окнами соплами вытеснения сжатого воздуха для привода вращения диска, а во второй расположены лопасти с барабаном и тросом намотки. Однако такая конструкция сложна и имеет большое поперечное сечение диска, что ухудшает аэродинамику горизонтального полета.
Изобретение направлено на устранение указанных недостатков.
Достигается это тем, что в дисколете, состоящем из корпуса, соединенного свободно, без трансмиссии, с несущим диском, снабженным лопастным центробежным вентилятором с окнами по периметру диска, и осевым вентилятором, установленным по периметру диска с регулируемыми лопастями, двигателей, лопасти центробежного вентилятора выполнены складными, при этом лопасти осевого вентилятора преобразуются в кольцевое крыло.
На фиг.1 показан дисколет, вид сверху, где на верхней половине чертежа показан дисколет со сложенными в горизонтальной плоскости лопастями для горизонтального полета, на нижней половине чертежа лопасти дисколета повернуты вертикально для вертикального полета; на фиг.2 - дисколет, вид сбоку и спереди.
Конструкция включает корпус 1, соединенный свободно, без трансмиссии, с несущим тонким диском 2, являющимся маховиком и обтекателем, снабженный регулируемыми радиальными лопастями 3, закрепленными шарнирно на верхней плоскости диска 2, образующими центробежный вентилятор с возможностью их складывания заподлицо диска. По периферии диска 2 установлены регулируемые лопасти 7, образующие в горизонтальном положении кольцевое крыло. Под диском 2 установлены складывающиеся заподлицо нижней поверхности диска лопасти 4 привода вращения диска реактивными газами одного из, как минимум, двух двигателей 5, закрепленных к корпусу 1 при помощи стабилизаторов управления полетом 6. Двигатели 5 оборудованы тормозными интерцепторами, способными отклонять реактивные газы на лопасти 4.
Как вариант (на чертеже не показано), лопасти 3 центробежного вентилятора могут быть закреплены под диском 2, при этом ступица диска будет иметь спицы, образующие входное окно вентилятора.
Предлагаемая конструкция дисколета объединяет возможности дискового крыла самолета, которое создает подъемную силу при обтекании воздушного потока в горизонтальном полете с несущим винтом в вертикальном полете вертолетов и автожиров.
В вертикальном полете лопасти 3 раскладываются перпендикулярно плоскости диска, образуя центробежный вентилятор, подающий воздух на лопасти 7 осевого вентилятора, создавая разрежение над диском, при этом лопасти 7 переводятся на угол атаки и превращаются в несущий винт, создавая вертикальную тягу и повышенное давление под диском, что обеспечивает подъемную силу дисколета. Вихревые потоки, образующиеся в результате перепада давления по периметру диска, улавливаются лопастями 7, что дает дополнительную подъемную силу. Лопасти 4, расположенные под диском 2, устанавливаются в вертикальное положение для взаимодействия с отклоненным интерцепторами реактивным потоком одного из двигателей 5. Поворот диска и компенсация реактивного момента от его вращения осуществляется изменением тяги противоположного двигателя.
В горизонтальном полете лопасти 7 устанавливаются на небольшой угол атаки для вращения диска 2, увеличивая аэродинамические качества диска в 2…3 раза по сравнению с неподвижным, а лопасти 4 складываются заподлицо нижней поверхности диска. Управление горизонтальным полетом осуществляется при помощи стабилизаторов 6, а также изменением тяги двигателей 5.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям комбинированных летательных аппаратов. Дисколет включает корпус, соединенный свободно без трансмиссии с несущим тонким диском, снабженным складными радиальными лопастями центробежного вентилятора, закрепленными шарнирно к верхней плоскости диска. По периферии диска расположены регулируемые лопасти осевого вентилятора, преобразующегося в несущий винт в вертикальном полете и в кольцевое крыло в горизонтальном полете. Под диском установлены складывающиеся заподлицо с нижней поверхностью диска лопасти привода вращения диска реактивными газами двигателей. Двигатели закреплены к корпусу при помощи стабилизаторов управления полетом. Достигается возможность объединить свойства дискового крыла самолета, которое создает подъемную силу при обтекании воздушного потока в горизонтальном полете, с несущим винтом в вертикальном полете. 2 ил.
Дисколет, состоящий из корпуса, соединенного свободно без трансмиссии с несущим диском, снабженным лопастным центробежным вентилятором с окнами по периметру диска и осевым вентилятором, установленным по периметру диска с регулируемыми лопастями, двигателей, отличающийся тем, что лопасти центробежного вентилятора выполнены складными, при этом лопасти осевого вентилятора преобразуются в кольцевое крыло.
КРЫЛО САМОЛЕТА ПАВЛОВЫХ | 1996 |
|
RU2101215C1 |
US 8181902 B2, 22.05.2012 | |||
ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА | 1998 |
|
RU2151717C1 |
US 20090230235 A1, 17.09.2009 |
Авторы
Даты
2014-05-20—Публикация
2013-04-23—Подача