УЗЕЛ ЗАТВОРА КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ Российский патент 2014 года по МПК F16K3/02 F16K3/12 F16K11/22 F16K15/02 

Описание патента на изобретение RU2518704C2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в технологических трубопроводах для управления проводимой средой.

Известна клиновая задвижка (см. RU 2451855 С2, F16К 3/02) содержащая корпус с входным и выходным патрубками, разделяемыми при закрытии задвижки клиновым затвором, при этом во входном либо в выходном патрубке установлен обратный затвор (захлопка), предотвращающий обратный поток проводимой среды. Так как обратный затвор помещен во внутренней полости патрубка, то его детали значительно сокращают проходное сечение патрубка, что является серьезным недостатком из-за потери функции «полнопроходность», которая в большинстве случаев необходима для пропуска очистительных устройств через трубопроводы и имеющуюся в сборе с ними трубопроводную арматуру.

Известен также затвор клиновой задвижки (см. RU 102726 U1, F16K 3/12) - прототип, содержащий корпус с входным и выходным соосными патрубками с обращенными друг к другу расточками, в которых размещены загерметизированные и закрепленные относительно корпуса седла, взаимодействующие при закрытии задвижки наклонными уплотнительными полями с ответными уплотнительными полями дисков, выступы которых установлены в сквозном отверстии управляемой шпинделем клиновой обоймы и с обеих концов последней удерживаемые держателями.

К недостаткам известной конструкции следует отнести отсутствие функции предотвращения обратного потока проводимой среды при открытом узле затвора клиновой задвижки.

Технической задачей изобретения является создание полнопроходного узла клиновой задвижки с выполнением двух функций, а именно перекрытие потока проводимой среды и предотвращение обратного потока проводимой среды при открытом узле затвора клиновой задвижки.

Поставленная задача решается тем, что узел затвора клиновой задвижки, содержащий корпус с входным и выходным патрубками с обращенными друг к другу расточками, в которых установлены загерметизированные и закрепленные относительно корпуса седла, взаимодействующие с ответными уплотнительными полями дисков, управляемых посредством выступов с криволинейной поверхностью, размещенных в отверстии обоймы, соединенной со шпинделем, притом отверстие в обойме со стороны выходного патрубка выполнено глухим, а со стороны входного патрубка обойма имеет сплошную криволинейную поверхность, взаимодействующую при закрытии затвора с ответной наружной поверхностью поворотного рычага, на внутренней стороне последнего выполнена ниша, в которой подвижно-вращательно закреплен диск, ниша в поворотном рычаге выполнена ступенчатой: первая ступень конусной, а вторая цилиндрической, а выступ диска, взаимодействующий с первой ступенью, выполнен сферическим, поворотный рычаг шарнирно соединен посредством оси с кронштейном, установленным в сегментной выемке и пазах, соединяющих последнюю с внутренним диаметром полукольца, закрепленного в расточке корпуса.

На фиг.1 изображен продольный разрез узла затвора клиновой задвижки в закрытом состоянии; на фиг.2 изображен продольный разрез узла затвора клиновой задвижки в открытом состоянии; на фиг.3 - разрез по А-А на фиг.2.

Узел затвора клиновой задвижки состоит из корпуса 1 со входным патрубком 2 и выходным патрубком 3, загерметизированных и закрепленных соответственно в расточках корпуса 4 и 5 седел 6 и 7, уплотнительные поля которых 8 и 9 взаимодействуют в выходном патрубке с уплотнительным полем диска 10 размещенным выступом 11 в гнезде 12 обоймы 13, управляемой шпинделем 14.

А во входном патрубке - с уплотнительным полем диска 15 с выступом 16, закрепленным подвижно-вращательно в поворотном рычаге 18, взаимодействующим с криволинейной поверхностью 17 обоймы 13 и связанным с осью 19, с кронштейном 20, установленным в сегментной выемке 21 полукольца 22, закрепленного в корпусе 1 под крышкой 23.

Сборка узла затвора клиновой задвижки производится следующим образом.

В расточки 4 и 5 корпуса 1 устанавливают с герметизирующими кольцами седла 6 и 7, затем закрепляют на рычаге 18 диск 15 и соединяют осью 19 с кронштейном 20 и помещают последние в сегментную выемку 21 полукольца 22. Затем весь узел устанавливают и закрепляют в корпусе 1. При этом диск 15 соприкасается с уплотнительным полем 8 седла 6.

Затем собирают диск 10 с обоймой 13, со шпинделем 14 и с крышкой 25. Собранный узел помещают в корпус 1 и соединяют крышку 25 с корпусом 1.

Узел затвора клиновой задвижки готов к работе.

Работа узла затвора клиновой задвижки.

Закрытие затвора.

Обойма 13 с диском 10 под управлением шпинделя 14 опускается вниз, при этом поверхность 17 обоймы 13 контактирует с наружной поверхностью рычага 18, который под действием напора среды постоянно прижат к поверхности 17 обоймы 13, при этом диск 15, закрепленный в поворотном рычаге 18, опускается вместе с последним до его упирания в седло 6, закрепленное в корпусе 1.

При этом диск 10 упирается в седло 7, но так как оба диска 10 и 15 взаимодействуют с обоймой 13, причем диск 15 с рычагом 18 связан подвижно-вращательно, то происходит самоустановка дисков 10 и 15 соответственно с седлами 7 и 6, что и обеспечивает герметизацию закрытого затвора.

Открытие затвора.

При подъеме шпинделя 14 диск 10 отходит от седла 7, а под действием напора проводимой среды диск 15 так же отходит от седла 6, при этом наружная поверхность поворотного рычага 18 постоянно контактирует с криволинейной поверхностью 17 обоймы 13 до тех пор, пока бурт шпинделя 14 не упрется в дно крышки 23 (не показан), а диск 15 полностью откроет проходной канал патрубков 2, 3 и корпуса 1.

Таким образом, благодаря тому, что диск, обращенный к входному патрубку, закреплен на поворотном рычаге, наружная поверхность которого постоянно (как при закрытии затвора, так при открытии затвора) контактирует с криволинейной поверхностью обоймы, и производится управление поворотным рычагом с закрепленным в нем диском, который при открытом положении затвора выполняет функцию обратного затвора, а именно предотвращение обратного потока проводимой среды.

А при закрытом положении затвора оба диска как обращенный к выходному патрубку, так и обращенный к входному патрубку выполняют функцию перекрытия потока проводимой среды, как затвор клиновой задвижки.

Похожие патенты RU2518704C2

название год авторы номер документа
ЗАТВОР КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ 2012
  • Ерошкин Владимир Сергеевич
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Лесков Андрей Иванович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2511771C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ 2009
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2451855C2
УЗЕЛ ЗАТВОРА КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ 2008
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Караев Рашид Михайлович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2382923C2
СПОСОБ СБОРКИ ЗАТВОРА КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ 2013
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2572029C2
Узел затвора отсечного устройства 2021
  • Белокрылов Владимир Николаевич
  • Махов Алексей Алексеевич
  • Пошивалов Егор Александрович
  • Сурин Игорь Сергеевич
RU2776259C1
ЗАТВОР КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2013
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Стогней Владимир Григорьевич
  • Солженикин Павел Анатольевич
RU2572030C2
ЗАТВОР КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ 2013
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Дубанин Владимир Юрьевич
  • Солженикин Павел Анатольевич
RU2572032C2
Узел затвора клиновой задвижки 2018
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Матвеев Александр Васильевич
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
RU2695672C1
ЗАТВОР КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ С САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИМИСЯ СЕДЛАМИ 2008
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Караев Рашид Михайлович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2371621C1
ОБРАТНЫЙ ЗАТВОР 2010
  • Куранов Владимир Ашотович
  • Фиалковский Александр Михайлович
RU2422710C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 518 704 C2

Реферат патента 2014 года УЗЕЛ ЗАТВОРА КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к арматуростроению, и может быть использовано в технологических трубопроводах для управления проводимой средой. Узел затвора клиновой задвижки содержит корпус с входным и выходным патрубками с обращенными друг к другу расточками, в которых установлены загерметизированные и закрепленные относительно корпуса седла, взаимодействующие с ответными уплотнительными полями дисков, управляемых посредством выступов с криволинейной поверхностью, размещенных в отверстии обоймы, соединенной со шпинделем. Отверстие в обойме со стороны выходного патрубка выполнено глухим, а со стороны входного патрубка обойма имеет сплошную криволинейную поверхность, взаимодействующую при закрытии затвора с ответной наружной поверхностью поворотного рычага. На внутренней стороне последнего выполнена ниша, в которой подвижно-вращательно закреплен диск. Изобретение направлено на создание полнопроходного узла клиновой задвижки с выполнением двух функций, а именно перекрытие потока проводимой среды и предотвращение обратного потока проводимой среды при открытом узле затвора клиновой задвижки. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 518 704 C2

1. Узел затвора клиновой задвижки, содержащий корпус с входным и выходным патрубками с обращенными друг к другу расточками, в которых установлены загерметизированные и закрепленные относительно корпуса седла, взаимодействующие с ответными уплотнительными полями дисков, управляемых посредством выступов с криволинейной поверхностью, размещенных в отверстии обоймы, соединенной со шпинделем, отличающийся тем, что отверстие в обойме со стороны выходного патрубка выполнено глухим, а со стороны входного патрубка обойма имеет сплошную криволинейную поверхность, взаимодействующую при закрытии затвора с ответной наружной поверхностью поворотного рычага, на внутренней стороне последнего выполнена ниша, в которой подвижно-вращательно закреплен диск.

2. Узел затвора клиновой задвижки по п.1, отличающийся тем, что ниша в поворотном рычаге выполнена ступенчатой: первая ступень конусной, а вторая цилиндрической, а выступ диска, взаимодействующий с первой ступенью, выполнен сферическим.

3. Узел затвора клиновой задвижки по п.1, отличающийся тем, что поворотный рычаг шарнирно соединен посредством оси с кронштейном, установленным в сегментной выемке и пазах, соединяющих последнюю с внутренним диаметром полукольца, закрепленного в расточке корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2518704C2

Сигнализатор начала обледенения самолета в полете 1954
  • Белов К.М.
  • Белов М.Ф.
SU102726A1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ 2009
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2451855C2
Запорно-регулирующее устройство 1988
  • Бырко Вадим Яковлевич
  • Коблев Александр Нухович
SU1643836A1
ОЛИГООРГАНООКТИЛСИЛОКСАНЫ И СПОСОБ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ 2004
  • Нацюк С.Н.
  • Лотарев М.Б.
  • Назарова Д.В.
  • Похис И.Я.
RU2258714C1
Аппарат для непрерывной отбелки целлюлозы 1934
  • Бирилло А.С.
SU44433A1
Устройство для кантования крупногабаритных изделий на 180 @ 1985
  • Арустамов Эдуард Павлович
SU1328126A1

RU 2 518 704 C2

Авторы

Ерошкин Владимир Сергеевич

Заславский Геннадий Александрович

Рязанов Вячеслав Алексеевич

Шанаурин Анатолий Леонтьевич

Чиняев Ильгиз Рашитович

Даты

2014-06-10Публикация

2012-09-10Подача