МЕМБРАННАЯ ГРУЗОВАЯ ЕМКОСТЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ХРАНЕНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА Российский патент 2014 года по МПК B63B25/16 F17C3/02 B21D51/24 B65D90/02 G21C13/87 

Описание патента на изобретение RU2522691C2

Изобретение относится к области транспортного судостроения, средствам морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) и касается вопроса создания мембранной грузовой емкости для его транспортировки и хранения.

Известна мембранная грузовая емкость для транспортировки и хранения СПГ, состоящая из составной оболочки, образующей герметичный и термоизолированный резервуар, встроенный в несущую конструкцию судна (европейские патенты №248721 и №573327). Резервуар содержит два герметичных барьера, причем первичный барьер находится в контакте с веществом, содержащимся в резервуаре, а вторичный барьер расположен между первичным барьером и несущей конструкцией; вышеупомянутые герметичные барьеры чередуются с двумя термоизолирующими барьерами (первичным и вторичным).

Патенты Франции №1376525 и №1379651, а также патент Российской Федерации 2282101, опубл. 20.08.2006, бюллетень №23 (прототип) описывают конструкцию мембранной грузовой емкости, содержащую в качестве первичного герметичного барьера контактирующие с СПГ металлические пластины с волнистыми гофрами, на поверхности которых сформированы две серии волн, между которыми расположены плоские поверхности. Первая серия расположена перпендикулярно к волнам второй серии. Волны одной серии имеют высоту, меньшую, по сравнению с волнами второй серии, так, что волны первой серии прерываются при их пересечении с волнами второй серии.

Недостатками такого конструктивного решения является низкая прочность и надежность первичного герметичного барьера при внешних силовых воздействиях и перепадах температуры при заливании и опорожнении грузовой емкости. Эти недостатки обусловлены следующими причинами:

- глубоким пластическим деформированием листов первичного барьера при его изготовлении, связанным с необходимостью (для достижения требуемой формы изделия) образования в нем больших остаточных деформаций и напряжений, вызванных локальным растяжением и сжатием, которые весьма негативно сказываются в дальнейшем на статической и усталостной прочности барьера;

- появлением значительных локальных напряжений в зонах глубокого пластического деформирования при статических и динамических внешних воздействиях со стороны перевозимой (хранимой) жидкости, а также при температурных воздействиях, связанных с заполнением (опорожнением) грузовой емкости жидкостью.

Наличие такого недостатка особенно негативно сказывается при создании больших грузовых емкостей, а также при эксплуатации частично заполненных емкостей, сопряженной с появлением слошинга (биения СПГ о боковые стенки резервуара во время транспортировки), и выражается в потере герметичности конструкции, в пластическом деформировании волнистых гофров в зоне их пересечения и в увеличении вероятности появлений в ней усталостных трещин. Увеличение толщины пластин не ведет к ликвидации недостатков конструкции, поскольку увеличивает материалоемкость конструкции, снижает гибкость герметичного барьера, которая необходима (особенно в районе пересечения волнистых гофров) для обеспечения возможности термического сжатия и растяжения пластин без риска нарушения герметичности.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение прочности и надежности мембранной грузовой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа, уменьшение вероятности нарушения ее герметичности.

Для достижения указанного технического результата предлагаются следующие решения. По изобретению первичный герметичный барьер грузовой емкости выполнен в виде гофрированной однослойной или двухслойной пластины, причем гофры имеют волнообразную форму, а вершины и впадины волн образуют форму зигзага. При однослойном исполнении пластина выполняется из нержавеющей стали или алюминиевого сплава, при двухслойном исполнении металлическая пластина с внутренней стороны емкости имеет стеклопластиковый слой, представляющий собой обформовку металлической пластины. Отдельные гофрированные пластины, образующие первичный герметичный барьер, соединены между собой, причем металлические листы соединены с помощью сварки (преимущественно внахлест). С внутренней стороны пластина соприкасается с сжиженным природным газом. С внешней стороны волнообразные лунки пластины заполнены пористым синтетическим материалом. В качестве заполнителя может использоваться композиция на основе полиуретана или поливинилхлорида, сферопластик, пенопласт, либо паста на основе рубленного стекловолокна и связующего.

Выполнение герметичного первичного барьера в виде пластины с волнистыми зигзагообразными гофрами обеспечивает его высокую податливость при перепадах температуры, связанных с заливанием газа в грузовую емкость или с ее опорожнением, а также низкий уровень температурных напряжений в конструкции барьера. Наличие заполнителя в лунках с внешней стороны первичного барьера обеспечивает низкий уровень напряжений в конструкции барьера, обусловленных статическими и динамическими силовыми воздействиями жидкости. Отсутствие зон пересечения гофров (их непрерывность) обеспечивает при одинаковой материалоемкости более высокий уровень прочности предлагаемой конструкции по сравнению с прототипом. Наличие с внутренней строны емкости обформовки металлического листа герметичного первичного барьера стеклотканью (преимущественно биаксиальной, либо квадроакспальной) второго стеклопластикового слоя дает возможность применения при изготовлении герметичного первичного барьера малой толщины металлической пластины (фольги) и существенно повышает теплоизоляционные свойства этого барьера.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где показаны:

- фрагмент емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа, являющейся прототипом предлагаемого изобретения (фиг.1);

- внутренняя поверхность герметичного первичного барьера грузовой емкости-прототипа (фиг.2);

- фрагмент предлагаемой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа (фиг.3);

- внутренняя поверхность первичного герметичного барьера предлагаемой грузовой емкости (фиг.4);

- вид в плане первичного герметичного барьера предлагаемой емкости (фиг.5);

- сечение первичного герметичного барьера по А-А, расположение которого указано на фиг.5, при однослойном исполнении гофрированной пластины (фиг.6);

- сечение первичного герметичного барьера по Л-А, расположение которого указано на фиг.5, при двухслойном исполнении гофрированной пластины (фиг.7);

- сечение первичного герметичного барьера по Б-Б, расположение которого указано на фиг.5, при однослойном исполнении гофрированной пластины (фиг.8);

- сечение первичного герметичного барьера по Б-Б, расположение которого указано на фиг.5, при двухслойном исполнении гофрированной пластины (фиг.9);

- рациональный способ расположения гофрированных пластин, соединенных между собой при сварке герметичного первичного барьера грузовой емкости (фиг.10).

Перечни конструктивных элементов 1-5 для прототипа и предлагаемой конструкции аналогичны (фиг.1, 3). Емкость для транспортировки и хранения сжиженного газа содержит первичный герметичный барьер 1, вторичный герметичный барьер 2, первичный теплоизоляционный барьер 3, вторичный теплоизоляционный барьер 4. Емкость закреплена на силовой конструкции 5 корпуса судна. Первичный герметичный барьер включает гофрированную металлическую пластину 6 и заполнитель лунок с внешней стороны барьера 7.

Достижение технического результата с помощью предлагаемого исполнения емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа осуществляется следующим образом. При перепадах температур, связанных с заливанием газа в грузовую емкость или с ее опорожнением, температурное расширение или сужение элементов металлических пластин герметичного первичного барьера сопровождается их изгибом в районах вершин и впадин волновых поверхностей гофров и пренебрежимо малым растяжением или сжатием серединных поверхностей пластин. В результате цепные температурные напряжения в пластине крайне малы, а изгибные температурные напряжения не могут достигать значительных величин вследствие малости толщины пластины. Высокая податливость заполнителя лунок, обусловленная значительно более низкими значениями упругих характеристик полимерных материалов по сравнению с металлическими, обеспечивает низкий уровень температурных напряжений в заполнителе. Вместе с тем, он эффективно передает давление жидкости на первичный теплоизоляционный барьер, исключая появление больших напряжений в металлической пластине, вызванных этим давлением.

Рекомендуется соединение отдельных пластин герметичного барьера по боковым кромкам с помощью сварки таким образом, чтобы соседние пластины имели взаимно перпендикулярные направления ориентации гофров (при этом пластины с различной ориентацией гофров располагаются в шахматном порядке), что способствует дальнейшему снижению температурных напряжений.

Таким образом, предлагаемая конструкция корпуса судна позволяет снизить уровень напряженности элементов первичного герметичного барьера, обеспечить повышение надежности и прочности мембранной грузовой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа и уменьшить вероятность нарушения ее герметичности, что выгодно отличает ее от прототипа.

Похожие патенты RU2522691C2

название год авторы номер документа
СУДНО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА И СПОСОБ ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2019
  • Александров Анатолий Владимирович
  • Крыжевич Геннадий Брониславович
  • Шапошников Валерий Михайлович
RU2727768C1
ГЕРМЕТИЧНЫЙ И ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЙ РЕЗЕРВУАР, ИМЕЮЩИЙ АНТИКОНВЕКЦИОННЫЙ ЗАПОЛНИТЕЛЬ 2018
  • Бони, Филипп
  • Делетре, Бруно
  • Тенар, Николя
  • Прунье, Рафаэль
  • Захра, Жан
RU2766510C2
ГЕРМЕТИЧНЫЙ И ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЙ РЕЗЕРВУАР, СОДЕРЖАЩИЙ АНТИКОНВЕКЦИОННУЮ НАКЛАДКУ 2018
  • Захра, Жан
  • Дэлетрэ, Бруно
  • Тенар, Николя
RU2764342C2
ГЕРМЕТИЧНЫЙ И ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЙ РЕЗЕРВУАР С ЭЛЕМЕНТОМ АНТИКОНВЕКЦИОННОГО ЗАПОЛНИТЕЛЯ 2018
  • Жан, Пьер
  • Дэлетрэ, Бруно
  • Шапо, Карим
  • Прунье, Рафаэль
RU2743153C1
ГЕРМЕТИЧНЫЙ И ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫЙ РЕЗЕРВУАР, СОДЕРЖАЩИЙ ГАЗОВУЮ КУПОЛЬНУЮ КОНСТРУКЦИЮ 2018
  • Филипп, Антуан
RU2759040C2
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ И ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИЙ РЕЗЕРВУАР 2018
  • Бойо, Марк
  • Херри, Микаел
  • Филипп, Антуан
RU2764605C2
СПОСОБ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ВОЛНООБРАЗНОГО РЕЛЬЕФА ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ МЕМБРАН 2014
  • Делано Себастьян
  • Буайо Марк
  • Эрри Микаэль
  • Филипп Антуан
  • Лонге Виржини
  • Песке Фабьен
RU2650243C2
ГЕРМЕТИЧНАЯ СТЕНКА С УСИЛЕННОЙ ГОФРИРОВАННОЙ МЕМБРАНОЙ 2019
  • Сасси, Мохамед
  • Бойо, Марк
  • Филипп, Антуан
  • Делано, Себастьен
  • Бергер, Винсент
  • Буго, Йоан
RU2760804C1
СТЕНКА РЕЗЕРВУАРА, СОДЕРЖАЩАЯ ГЕРМЕТИЗИРОВАННУЮ МЕМБРАНУ, ИМЕЮЩУЮ ГОФР С УСИЛЕННЫМ КРИВОЛИНЕЙНЫМ УЧАСТКОМ 2019
  • Бергер, Винсент
  • Бойо, Марк
  • Сасси, Мохамед
RU2786850C2
СТЕНКА ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО И ГЕРМЕТИЧНОГО РЕЗЕРВУАРА 2019
  • Филипп, Антуан
  • Делетре, Бруно
  • Делано, Себастьен
  • Сасси, Мохамед
  • Ландрю, Пьер
RU2788778C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 522 691 C2

Реферат патента 2014 года МЕМБРАННАЯ ГРУЗОВАЯ ЕМКОСТЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ХРАНЕНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА

Изобретение относится к транспортному судостроению, средствам морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) и касается конструкции мембранной грузовой емкости для его транспортировки и хранения. Резервуар для транспортировки или хранения СПГ содержит структурированную термоизолированную оболочку, закрепленную на несущей конструкции транспортного судна или емкости. Оболочка состоит из нескольких слоев. При этом один слой является металлическим, герметичным и находится в контакте с перевозимым или хранящимся сжиженным газом. Слой содержит волнообразные гофры. Вершины и впадины волн образуют форму зигзагов. Волнообразные лунки между гофрами с внешней стороны заполнены пористым синтетическим материалом или пастой на основе рубленного стекловолокна и связующего. Достигается повышение прочности и надежности мембранной грузовой емкости для транспортировки и хранения сжиженного газа, уменьшение вероятности нарушения ее герметичности. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения RU 2 522 691 C2

1. Резервуар для транспортировки или хранения сжиженного природного газа, содержащий структурированную термоизолированную оболочку, закрепленную на несущей конструкции транспортного судна или емкости для хранения сжиженного газа и состоящую из нескольких слоев, по меньшей мере, один из которых является металлическим, герметичным, находится в контакте с перевозимым или хранящимся сжиженным газом и содержит волнообразные гофры, отличающийся тем, что вершины и впадины волн образуют форму зигзагов, волнообразные лунки между гофрами с внешней стороны заполнены пористым синтетическим материалом или пастой на основе рубленного стекловолокна и связующего.

2. Резервуар для транспортировки или хранения сжиженного природного газа по п.1, отличающийся тем, что герметичный слой, находящийся в контакте с перевозимым или хранящимся сжиженным газом, представляет собой металлическую гофрированную пластину, обформованную с внутренней стороны емкости стеклопластиком.

3. Резервуар для транспортировки или хранения сжиженного природного газа по пп.1 и 2, отличающийся тем, что соединенные (с помощью сварки) по боковым кромкам пластины имеют взаимно перпендикулярные направления ориентации гофров, а пластины с различной ориентацией гофров расположены в шахматном порядке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2522691C2

КОНСТРУКЦИЯ ГЕРМЕТИЧНОЙ СТЕНКИ И РЕЗЕРВУАР, ОСНАЩЕННЫЙ ДАННОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ 2004
  • Деллемме Жак
RU2282101C2
Устройство для измерения усилия,приложенного к тормозной педали транспортного средства 1986
  • Белецкий Владимир Александрович
  • Гернер Валерий Самуилович
  • Звездин Александр Михайлович
  • Рубцов Виталий Александрович
  • Щедрин Дмитрий Яковлевич
SU1379651A1
Инструментальный стенд для сборки балок самолетостроительных стапелей 1949
  • Воскобойников А.Н.
  • Файнберг А.М.
  • Эзрохи Л.М.
SU82685A1
Устройство для измерения динамической погрешности аналого-цифрового преобразователя линейно-изменяющегося сигнала 1982
  • Беда Владимир Иванович
  • Володарский Евгений Тимофеевич
  • Шумков Юрий Сергеевич
SU1073713A1
Кантовательное устройство для преобразования спиральной плетенки в полотно пружинного каркаса 1958
  • Малевицкий В.К.
SU116479A1

RU 2 522 691 C2

Авторы

Крыжевич Геннадий Брониславович

Даты

2014-07-20Публикация

2012-05-31Подача