РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ Российский патент 2014 года по МПК F16C19/22 F16C19/26 F16C33/34 F16C33/58 

Описание патента на изобретение RU2522783C2

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен роликовый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с цилиндрической дорожкой качения и буртиками по краям дорожки, внутреннее кольцо с цилиндрической дорожкой качения, тела качения в виде роликов, сепаратор для разделения тел качения. В зоне буртики - цилиндрическая дорожка качения наружного кольца - выполнены проточки. Данный подшипник не обеспечивает возможность фиксации вала в осевом направлении (ГОСТ 3359-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.14, тип 32000).

Основным недостатком описанного подшипника является отсутствие возможности восприятия нагрузки в осевом направлении. Кроме того, проточки, выполненные в зоне буртики - цилиндрическая дорожка качения, снижают допустимую осевую нагрузку, воспринимаемую подшипником.

Наиболее близким к предлагаемым изобретениям по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является роликовый подшипник качения, содержащий наружное кольцо с цилиндрической дорожкой качения и двумя буртиками на противоположных сторонах дорожки качения относительно вертикальной оси подшипника, внутреннее кольцо с цилиндрической дорожкой качения с буртиком на одной стороне дорожки качения относительно вертикальной оси подшипника, тела качения в виде цилиндрических роликов, сепаратор для разделения тел качения. В зоне буртики - цилиндрическая дорожка качения наружного кольца - выполнены две проточки, в зоне буртик - цилиндрическая дорожкка качения внутреннего кольца - выполнена одна проточка. Подшипник допускает возможность восприятия осевой нагрузки в одном направлении (ГОСТ 3359-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - С.14, тип 42000).

Недостатками описанного подшипника являются повышенный момент трения, возникающий при работе подшипника, обусловленный контактом торцев подшипника с тремя буртиками колец подшипника, и пониженная допустимая осевая нагрузка, воспринимаемая подшипником, обусловленная выполнением проточек в зонах буртик - цилиндрическая дорожкка качения.

Предлагаемое изобретения решает задачу снижения момента трения, возникающего при работе подшипника, а также повышения нагрузочной способности подшипника в осевом направлении.

Поставленная задача решается тем, что в роликовом подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с цилиндрическими дорожками качения, имеющими буртики, тела качения в виде роликов, сепаратор для разделения тел качения, согласно изобретению концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, буртики выполнены по одному на противоположных сторонах дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника, причем профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем тел качения, каждая дорожка качения дополнительно снабжена выступом, выполненным на противоположной от буртика стороне и также сопрягаемым с профилем тел качения, а высота выступа выбрана исходя из возможности сборки подшипника, в частности, за счет нагрева наружного кольца подшипника.

Таким образом, в роликовом подшипнике качения по второму варианту исполнения благодаря контакту сферических концов ролика с профилем дорожек качения происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал в одном направлении, выполнение двух буртиков по одному на противоположных сторонах дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника при уменьшении общего количества буртиков снижает момент трения при работе подшипника, устранение проточек повышает нагрузочную способность подшипника в осевом направлении, а наличие дополнительных выступов обеспечивает восприятие меньшей осевой силы в направлении, противоположном основному.

Предлагаемое изобретение поясняются чертежом, где изображен роликовый подшипник качения, осевой разрез

Роликовый подшипник качения содержит наружное кольцо 1 с цилиндрической дорожкой качения и внутреннее кольцо 2 с цилиндрической дорожкой качения, тела качения, выполненные в виде роликов 3, имеющих цилиндрический профиль в средней части и сферический профиль на концах, с радиусом сферы, равным радиусу цилиндрической части ролика. На противоположных сторонах обеих дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника по одному выполнены буртики 4. Профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем роликов 3. Для разделения тел качения в подшипнике установлен сепаратор (на чертеже не показан). Каждая дорожка качения дополнительно снабжена выступом 5, выполненным на противоположной от буртика стороне и сопряженным с профилем тела качения, что позволяет воспринимать незначительную осевую нагрузку и в другом направлении. Высота выступа 5 определяется возможностью сборки подшипника, например, за счет нагрева наружного кольца 1 подшипника. Данное решение обеспечивает неразъемность подшипника, облегчая его монтаж в механизм.

Роликовый подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2 подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного 1 и внутреннего 2 колец подшипника. Благодаря контакту сферических концов роликов 3 с профилем дорожек качения колец подшипника происходит восприятие осевой нагрузки, действующей на вал в одном направлении и частично в другом направлении.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения, по сравнению с прототипом, позволяет воспринимать более высокую осевую нагрузку, действующую на вал, уменьшить момент трения при работе подшипника.

Похожие патенты RU2522783C2

название год авторы номер документа
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2012
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2520861C2
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2012
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2520869C2
Двухрядный роликовый подшипник качения 2015
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2607146C1
ДВУХРЯДНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2015
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2588299C1
ДВУХРЯДНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2015
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2588288C1
ДВУХРЯДНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2015
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2599311C1
ДВУХРЯДНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2015
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2599136C1
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2582630C2
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2011
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2484321C1
ОДНОРЯДНЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2021
  • Серёгин Александр Анатольевич
  • Степовой Дмитрий Владимирович
  • Кияшко Кирилл Константинович
  • Григорян Елизавета Камоевна
  • Прокопенко Сергей Сергеевич
RU2769229C1

Реферат патента 2014 года РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения. Роликовый подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца с цилиндрическими дорожками качения, имеющими буртики, тела качения в виде роликов (3), сепаратор для разделения роликов (3). Концы роликов (3) имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика (3). Буртики (4) выполнены по одному на противоположных сторонах дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника, причем профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем роликов (3). Каждая дорожка качения дополнительно снабжена выступом (5), выполненным на противоположной от буртика (4) стороне и также сопрягаемым с профилем роликов (3). Высота выступа (5) выбрана исходя из возможности сборки подшипника, в частности, за счет нагрева наружного кольца (1). Технический результат - снижение момента трения, возникающего при работе подшипника, а также повышение нагрузочной способности подшипника в осевом направлении. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 522 783 C2

Роликовый подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с цилиндрическими дорожками качения, имеющими буртики, тела качения в виде роликов, сепаратор для разделения тел качения, отличающийся тем, что концы роликов имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика, буртики выполнены по одному на противоположных сторонах дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника, причем профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем тел качения, каждая дорожка качения дополнительно снабжена выступом, выполненным на противоположной от буртика стороне и также сопрягаемым с профилем тел качения, а высота выступа выбрана исходя из возможности сборки подшипника, в частности, за счет нагрева наружного кольца подшипника.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2522783C2

US 5071265 A, 10.12.1991
РОЛИКОПОДШИПНИК 1991
  • Изосимов Михаил Ефимович
RU2011048C1
US 2011091145 A1, 21.04.2011
Устройство для измерения вязкости 1986
  • Пистун Евгений Павлович
  • Крых Анна Бориславовна
  • Кулик Михаил Павлович
SU1374098A2
Способ получения 2-оксибензнафтона 1951
  • Заварихина Г.Б.
  • Лукин А.М.
SU98790A1

RU 2 522 783 C2

Авторы

Галышкин Николай Васильевич

Даты

2014-07-20Публикация

2012-09-21Подача