КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ДВУХВАЛЬНОГО СУДНА Российский патент 2014 года по МПК B63B1/08 

Описание патента на изобретение RU2527244C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к проектированию обводов кормовой оконечности корпуса судна.

Известна кормовая оконечность судна с туннелями для размещения движительных комплексов (патент SU 1627444, В63В 1/08, опубл. 15.02.91 г.), содержащая кормовой и бортовой свесы, а также плоские своды туннелей для размещения гребных винтов, обеспечивающих повышение пропульсивных качеств и снижение вибрации.

Недостатком судна с известной кормовой оконечностью является наличие кормового свеса, который ухудшает пропульсивные качества на свободном ходу, но увеличивает тяговые характеристики на режимах, близких к швартовному. Без кормового свеса, при наличии бортовых свесов, движитель будет подсасывать воздух, так как размер движителя обычно бывает равен или больше осадки судна. Такие обводы характерны для речных буксиров и буксиров-толкачей с гребными винтами в поворотных или неподвижных насадках.

Примером могут служить буксиры-толкачи:

- проект №947 мощностью 4000 л.с. (при средней осадке 3,0 м, диаметр гребного винта в поворотной насадке равен 2,90 м) (см. «Справочник по серийным транспортным судам», том 3. - М.: Транспорт, 1974 г., с.4);

- проект №4151 мощностью 2000 л.с. (при средней осадке 1,60 м, диаметр гребного винта в неподвижной насадке равен 1,63 м) (см. ж. «Судостроение», 1965 г., №8).

Такие суда имеют повышенные энергозатраты на свободном ходу.

Цель предлагаемого изобретения - повышение пропульсивных характеристик двухвального грузового судна, плавающего при значениях чисел Фруда на свободном ходу менее 0,15, имеющего коэффициент общей полноты не менее 0, 90, путем отказа от кормового свеса туннеля и размещения в туннеле движителя с большим гидравлическим сечением.

Указанный результат достигается тем, что бортовые свесы туннеля в плоскости шпангоутов плавно сопрягаются с килем, образуя в плоскости валовой линии винтовой батокс, нижняя ветвь которого плавно вливается в основную плоскость (ОП) судна, а верхняя ветвь не пересекает конструктивную ватерлинию на проекции «бок» и имеет горизонтальный участок, находящийся на высоте около 97% осадки судна по конструктивную ватерлинию.

На фиг.1 представлена проекция «бок» теоретического чертежа обводов кормовой оконечности; на фиг.2 - проекция «корпус» этого теоретического чертежа.

Полутуннельная корма двухвального грузового судна содержит бортовые свесы 5 и киль 6, которые плавно сопрягаются в районе винтового батокса 1, верхняя ветвь которого имеет горизонтальный участок 4, находящийся на высоте около 97% осадки судна.

Винтовые батоксы 1, проходящие через линию вала 2, при пересечении с валом имеют точку перегиба, а касательная 3, проведенная к точке перегиба в плоскости батокса, наклонена к ОП судна под углом α=13°…18°. Угол наклона бортовых свесов β в плоскости шпангоутов определяется между касательной 8 в точке перегиба бортового свеса и ОП судна и изменяется в пределах 0°…18°. Киль 6 служит для увеличения водоизмещения и смещает центр величины судна в корму, а также, совместно с бортовыми свесами, формирует полутуннель, в котором размещается движитель 7. Угол килеватости γ в плоскости шпангоутов определяется между касательной 9 в точке перегиба киля и диаметральной плоскости (ДП) судна и изменяется в пределах 60°…90°.

Предлагаемые обводы кормовой оконечности обеспечивают получение пологих батоксов, снижающих сопротивление формы и создающих подток воды к движителям. За движителями вода плавно сходит с широкого транца без сильного вихреобразования благодаря отсутствию погруженного кормового свеса и наличию горизонтального участка полутуннеля.

Похожие патенты RU2527244C1

название год авторы номер документа
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО 2007
  • Печенюк Андрей Владимирович
RU2395426C2
Кормовая оконечность корпуса судна 1983
  • Ляховицкий Анатолий Григорьевич
  • Петров Анатолий Борисович
  • Бегак Михаил Владимирович
  • Короткин Александр Ильич
  • Келим Борис Иосифович
  • Никитин Геннадий Семенович
SU1122545A1
Кормовая оконечность двухвального судна 1977
  • Сиротникова Людмила Александровна
  • Смородин Александр Иванович
  • Турбал Вадим Кириллович
  • Ивженко Валентин Константинович
  • Каменецкий Юрий Теодорович
  • Квитковский Роман Станиславович
SU656909A1
НАДВОДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1999
  • Белоненко В.Ф.
  • Каневский Г.И.
  • Кильдеев Р.И.
  • Орлов О.П.
  • Пашин В.М.
  • Платонов В.Г.
  • Поляков В.Н.
  • Пустошный А.В.
RU2155693C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА 1992
  • Кокурин В.А.
  • Шаталов В.В.
  • Сорокин В.А.
  • Терин Ю.В.
RU2063356C1
Надводное однокорпусное водоизмещающее быстроходное судно с волнопрорезывающими обводами 2019
  • Шляхтенко Александр Васильевич
  • Захаров Игорь Григорьевич
  • Алешин Михаил Владимирович
  • Гончаров Олег Владимирович
RU2701622C1
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 2000
  • Рогожкин С.Я.
  • Иванушкин С.А.
  • Солодкий П.М.
  • Якименко И.В.
  • Чабан Т.Н.
RU2172271C1
КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА 2019
  • Павлов Геннадий Алексеевич
RU2723200C1
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ 2001
  • Кеслер А.А.
RU2196698C2
КОРПУС ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО СУДНА-ПОЛУТРИМАРАНА 2014
  • Ланг Василий Павлович
  • Белоненко Валентин Фёдорович
  • Смирнов Константин Аркадьевич
RU2566804C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 527 244 C1

Реферат патента 2014 года КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ДВУХВАЛЬНОГО СУДНА

Изобретение относится к области судостроения и касается проектирования обводов кормовой оконечности двухвального грузового судна. Кормовая оконечность корпуса двухвального грузового судна, плавающего при значении чисел Фруда менее 0,15, имеющего коэффициент общей полноты не менее 0,90, содержит шпангоуты, образованные бортовыми свесами и килем, которые плавно сопрягаются в районе винтового батокса, проходящего через линию вала. Верхняя ветвь винтового батокса не пересекает конструктивную ватерлинию на проекции «бок» и имеет горизонтальный участок, находящийся на высоте около 97% осадки судна по конструктивную ватерлинию. Технический результат заключается в повышении пропульсивных характеристик грузового судна. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 527 244 C1

1. Кормовая оконечность корпуса двухвального грузового судна, плавающего при значении чисел Фруда менее 0,15, имеющего коэффициент общей полноты не менее 0,90, содержащая шпангоуты, образованные бортовыми свесами и килем, которые плавно сопрягаются в районе винтового батокса, проходящего через линию вала, отличающаяся тем, что верхняя ветвь винтового батокса не пересекает конструктивную ватерлинию на проекции «бок» и имеет горизонтальный участок, находящийся на высоте около 97% осадки судна по конструктивную ватерлинию.

2. Кормовая оконечность по п.1, отличающаяся тем, что бортовые свесы в плоскости шпангоутов имеют точку перегиба, касательная к которым и ОП образуют угол в пределах 0°…18°.

3. Кормовая оконечность по п.1, отличающаяся тем, что диаметральный киль в плоскости шпангоутов имеет точку перегиба, касательная к которым и ДП образуют угол в пределах 60°…90°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2527244C1

Туннельная корма судна 1988
  • Аснин Борис Абрамович
  • Горбачев Юрий Николаевич
  • Никитин Геннадий Семенович
  • Сахновский Борис Михайлович
  • Смердов Владимир Николаевич
  • Старобинский Владимир Борисович
  • Турбал Вадим Кириллович
SU1627444A1
Кормовая оконечность корпуса судна 1983
  • Ляховицкий Анатолий Григорьевич
  • Петров Анатолий Борисович
  • Бегак Михаил Владимирович
  • Короткин Александр Ильич
  • Келим Борис Иосифович
  • Никитин Геннадий Семенович
SU1122545A1
Туннельная корма речного судна 1985
  • Сахновский Борис Михайлович
  • Румянцев Евгений Яковлевич
  • Никитин Геннадий Семенович
  • Лаппо Юрий Сергеевич
SU1276558A1
KR 100652092 B1, 23.11.2006

RU 2 527 244 C1

Авторы

Еремеев Александр Валерьевич

Кокурин Виктор Александрович

Михайлов Дмитрий Сергеевич

Рабазов Юрий Иванович

Даты

2014-08-27Публикация

2013-04-19Подача