Изобретение относится к судостроению, в частности к кормовым оконечностям речных судов с туннельными обводами.
Известна кормовая оконечность корпуса судна с туннельными обводами для размещения движительно-рулевого комплекса, содержащая бортовые и кормовые свесы .
Недостатком известного судна с такой туннельной кормовой оконечностью является резкое возрастание сопротивления воды движению судна.
Цель изобретения - снижение сопротивления воды движению судна.
Для достижения указанной цели в кормовой оконечности корпуса судна с туннельными обводами для размещения движительно-рулевого комплекса, содержащей бортовые и кормовые свесы, днище корпуса судна за плоскостями дисков гребных винтов спрофилировано по форме плавной поверхности двоякой кривизны с выпуклостью, обращенной вниз, образующие которой в плоскостях батоксов, проходящих через оси гребных валов, имеют локальный минимум, расположенный на расстоянии не менее 0,9 диаметра гребного винта за его диском, а упомянутые образующие за точкой перегиба этого минимума подходят к плоскости конструктивной грузовой ватерлинии под углом не более 15°.
На фиг. 1 изображена предлагаемая кормовая оконечность судна; на фиг. 2 - то же, план; на фиг. 3 - то же, на проекции «корпус теоретического чертежа.
Туннельная кормовая оконечность судна включает носовую часть подзора туннеля 1, расположенную перед плоскостью диска гребного винта 2 и образованную плавной поверхностью двоякой кривизны, кормовую часть туннеля 3, при этом образующие кормовой части в плоскостях батоксов имеют локальный минимум 4, расположенный на расстоянии не менее 0,9 диаметра гребного винта за ним, после чего за точкой перегиба подходят к плоскости конструктивной
(грузовой) ватерлинии 5 под углом между ватерлинией и касательной 6 к батоксу в точке пересечения с ватерлинией 5 не более 15°.
При движении судна, благодаря работе
гребных винтов. 2, происходит заполнение водой туннелей как в носовой 1, так и в кормовой 3 частях. На щироких речных судах обтекание корпуса происходит по батоксам. Наличие локального минимума 4, расположенного на расстоянии не менее чем 0,9 диаметра гребного винта 2 за ним, приводит к тому, что за этой точкой поток не открывается от поверхности корпуса с образованием вихрей, а обтекает ее. Форма поверхности, определяемая батоксами за локальным минимумом 4, имеющими точку перегиба и подходящими к конструктивной (грузовой) ватерлинии 5 под углом между ней и касательной б к батоксу в точке пересечения с ватерлинией не более 15°, обеспечивает
безотрывное обтекание кормовой туннельной оконечности за диском гребного винта 2 на всем ее протяжении.
Предлагаемая форма кормовой оконечности, благодаря безотрывному обтеканию,
приводит к резкому снижению сопротивления воды движению судов, что обеспечивает существенное снижение потребной мощности энергетических установок при сохранении объема транспортной работы флота или к снижению расходов энергии (топлива).
Выполненные в аэродинамической трубе испытания дублированной модели судна с предлагаемой кормовой оконечностью показывают, что она обтекается безотрывно.
Для известного судна снижение полного сопротивления при использовании предлагаемой кормовой оконечности составляет 25°/о. Ориентировочный выигрыщ в скорости хода при сохранении расходов топлива составляет 12%.
Предлагаемая кормовая оконечность может быть использована на многих речных мелкосидящих судах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ДВУХВАЛЬНОГО СУДНА | 2013 |
|
RU2527244C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2007 |
|
RU2395426C2 |
Мелкосидящее речное судно | 1979 |
|
SU802124A1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ПОЛУПОГРУЖНОГО КРУПНОТОННАЖНОГО СУДНА | 2013 |
|
RU2537362C1 |
Туннельная корма речного судна | 1978 |
|
SU704851A1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ | 2001 |
|
RU2196698C2 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА | 1992 |
|
RU2063356C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2012 |
|
RU2494911C1 |
Речное мелкосидящее судно | 1981 |
|
SU975489A1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА С ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ | 2001 |
|
RU2203824C2 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА с туннельными обводами для размещения движительно-рулевого комплекса, содержащая бортовые и кормовые свесы, отличающаяся тем, что, с целью снижения сопротивления воды движению судна, днище корпуса судна за плоскостями дисков гребных винтов спрофилировано по форме плавной поверхности двоякой кривизны с выпуклостью, обращенной вниз, образующие которой в плоскостях батоксов, проходящих через оси гребных валов, имеют локальный минимум, расположенный на расстоянии не менее 0,9 диаметра гребного винта за его диском, а упомянутые образующие за точкой перегиба этого минимума подходят к плоскости конструктивной грузовой ватерлинии под углом не более 15°. S to to сд 4 01
-Li
/I
r 1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Туннельная корма речного судна | 1978 |
|
SU704851A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-11-07—Публикация
1983-04-12—Подача