СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ 2р=2, z=18 Российский патент 2014 года по МПК H02K17/14 H02K3/28 

Описание патента на изобретение RU2528179C1

Изобретение относится к электротехнической промышленности и позволяет изготавливать энергоэффективные электрические машины, в частности высокомоментные малошумные асинхронные двигатели с повышенными эксплуатационными характеристиками.

Известно, что форма кривой магнитного поля обмотки в рабочем зазоре классических (стандартных) электрических машин имеет «негладкий», ступенчатый характер, отличный от синусоиды. Это приводит к модулированию МДС и снижению тягового усилия ротора машины, нежелательным акустическим шумам и вибрациям [1] что является известным недостатком. Поэтому изготовители стремятся указанную кривую приблизить к синусоиде различными способами [2, 3].

Известен принцип формирования обмоток энергоэффективных электрических машин с шестифазными так называемыми совмещенными обмотками (RU 109934 U1, опубл. 27.10.2011, и RU 113090 U1, опубл. 27.01.2012). К ним относятся серийно выпускаемые высокомоментные асинхронные двигатели серии АДЭМ (промобразец, http://www.uralelectro.ru/), некомбинированная совмещенная обмотка статора которых выбрана в качестве прототипа предложенного технического решения. Эта обмотка позволяет эффективно подавить высшие нечетные гармоники МДС и состоит из пространственно-совмещенной композиции двух трехфазных взаимозависимых частей (обмоток), собранных одна в звезду, другая в треугольник, при соотношении чисел витков треугольника и звезды, равном 3 , при этом на каждую фазу приходится равное число пазов, катушки различных фаз уложены в разные пазы так, что результирующие векторы индукции магнитного потока каждой из двух соседних фаз образует между собой угол в 30 эл. градусов, нечетные фазы соединены в звезду, а четные - в треугольник, или наоборот, а выводы их фаз соединены между собой и образуют точки их подключения. Совмещение магнитных полей звезды и треугольника приближает к синусоиде форму кривой вращающегося магнитного поля в рабочем воздушном зазоре, за счет чего улучшаются энергетические характеристики машины, понижаются материалоемкость, уровень шумов и вибраций.

Неизвестна схема комбинированной совмещенной обмотки электрической машины с шагом у=1-10, числом пар полюсов 2р=2, числом параллельных ветвей а=1 и числом пазов z=18, в которой в двухслойных пазах число витков в два раза меньше, чем число витков в однослойных пазах.

Задача, на решение которой направлена заявляемое решение, заключается в технической реализации ранее не применяемой в электромашиностроении комбинированной совмещенной обмотки в машине с шагом у=1-10, числом пар полюсов 2р=2, числом параллельных ветвей а=1, и числом пазов z=18 с целью получения технического результата в виде увеличения ее удельной мощности, снижения материалоемкости, уровня шумов и вибраций.

Указанный технический результат достигается тем, что совмещенная обмотка асинхронной машины с числом пар полюсов 2р=2, с числом пазов z=18 для числа параллельных ветвей а=1, выполнена с шагом у=1-10 содержит 6 катушек, при этом число mз витков нечетных катушек и число mтр витков четных катушек удовлетворяет отношению m / т р m = з 3 .

Схема обмотки в стандартных обозначениях для a=1 представлена на фиг.1.

Новизна заявляемого технического решения обусловлена тем, что схема совмещенной обмотки электрической машины с шагом у=1-10, числом пар полюсов 2р=2, числом параллельных ветвей а=1, и числом пазов z=18 выполнена комбинированной, включает полюсные катушки, которые состоят из двух равных по числу секций отдельных групп, при этом четные группы соединены в звезду/ нечетные - в треугольник или, наоборот, четные - в треугольник, нечетные - в звезду, а выводы одноименных фаз звезды и треугольника соединены между собой и образуют точки подключения фаз согласно поясняющего сущность заявленного технического решения чертежа на фиг.1. В отличие от аналогов и прототипа в указанных обмотках в двухслойных пазах число витков в два раза меньше, чем число витков в однослойных пазах.

По данным научно-технической и патентной литературы авторам не известна заявляемая совокупность признаков, направленная на достижение поставленной задачи для электрической машины с совмещенной комбинированной обмоткой с шагом у=1-10, числом пар полюсов 2р=2, числом параллельных ветвей а=1 и числом пазов z=18, и это решение не вытекает с очевидностью из известного уровня техники.

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо.

Источники информации

1. Проектирование электрических машин. Под ред. И.П. Копылова. М.: Энергия, 1980.

2. А.В. Барков, Н.А. Баркова. Интеллектуальные системы мониторинга и диагностики машин по вибрации. Труды петербургского энергетического института повышения квалификации Минтопэнерго РФ и Института вибраций США, вып., 9, С-Пб, 1999 г.

3. А.В. Иванов-Смоленский. Электрические машины, том 1, М.: изд. дом МЭИ, 2006 г.

Похожие патенты RU2528179C1

название год авторы номер документа
СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА АСИНРОННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ 2p=4, z=36 2013
  • Агриков Юрий Михайлович
  • Дуюнов Дмитрий Александрович
  • Дуюнов Евгений Дмитриевич
  • Яковлев Игорь Николаевич
RU2538266C2
СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА ЭЛЕКТРОМАШИНЫ ДЛЯ 2p=12, z=36 2014
  • Агриков Юрий Михайлович
  • Дуюнов Дмитрий Александрович
  • Дуюнов Евгений Дмитриевич
  • Блинов Вадим Леонидович
RU2568646C1
ОБМОТКА ДВУХПОЛЮСНОЙ ТРЕХФАЗНОЙ ЭЛЕКТРОМАШИНЫ ДЛЯ z=18 2013
  • Агриков Юрий Михайлович
  • Дуюнов Дмитрий Александрович
  • Иванов Сергей Александрович
  • Блинов Вадим Леонидович
  • Яковлев Игорь Николаевич
  • Дуюнов Евгений Дмитриевич
RU2562795C2
МАЛОШУМНЫЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2014
  • Агриков Юрий Михайлович
  • Дуюнов Дмитрий Александрович
  • Дуюнов Евгений Дмитриевич
  • Блинов Вадим Леонидович
  • Яковлев Игорь Николаевич
RU2568672C1
МАЛОШУМНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 2017
  • Коптяев Евгений Николаевич
  • Ивлев Марк Леонидович
  • Семенов Дмитрий Николаевич
RU2660442C2
МАЛОШУМНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Агриков Юрий Михайлович
  • Дуюнов Дмитрий Александрович
  • Блинов Вадим Леонидович
  • Яковлев Игорь Николаевич
RU2507664C2
СОВМЕЩЁННАЯ ОБМОТКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ЭЛЕКТРОМАШИНЫ 2020
  • Семёнов Александр Юрьевич
  • Корхов Игорь Юрьевич
  • Теплова Яна Олеговна
  • Дуюнов Евгений Дмитриевич
  • Безгин Фёдор Георгиевич
RU2767603C2
Совмещенная роторная обмотка 1983
  • Попов Виктор Иванович
SU1138890A1
Обмотка ротора совмещенного типа /ее варианты/ 1983
  • Попов Виктор Иванович
  • Гурьянов Игорь Александрович
  • Макаров Лев Николаевич
  • Чебурахин Игорь Михайлович
SU1104616A1
Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для многоскоростных электрических машин 1985
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1279022A1

Реферат патента 2014 года СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ 2р=2, z=18

Изобретение относится к области электротехники и электротехнической промышленности и позволяет изготавливать энергоэффективные электрические машины, в частности высокомоментные малошумные асинхронные двигатели с повышенными эксплуатационными характеристиками. Предлагаемая совмещенная обмотка асинхронной машины с числом пар полюсов 2р=2, с числом пазов z=18 для числа параллельных ветвей а=1 выполнена с шагом у=1-10 и 6 содержит катушек, при этом число mз витков нечетных катушек и число mтр витков четных катушек удовлетворяет отношению m / т р m = з 3 . Технический результат, достигаемый при использовании данного изобретения, состоит в увеличении удельной мощности асинхронных машин при одновременном обеспечении снижения их материалоемкости, уровня шумов и вибраций. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 528 179 C1

Совмещенная обмотка асинхронной машины с числом пар полюсов 2р=2 с числом пазов z=18 для числа параллельных ветвей а=1 выполнена с шагом y=1-10 содержит 6 катушек, при этом число mз витков нечетных катушек и число mтр витков четных катушек удовлетворяет отношению m / т р m = з 3 .

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2528179C1

Устройство для повторного автоматического зажигания дуги дежурного возбуждения ртутного вентиля 1954
  • Квятковский В.М.
  • Озол А.Я.
SU109934A1
Стол для набивки и сушки штучных текстильных изделий 1957
  • Вайнер Д.Н.
  • Кондратов В.И.
  • Хомут А.В.
SU113090A1
Трехфазная статорная обмотка каскадных асинхронных двигателей и бесконтактных машин двойного питания 1985
  • Лущик Вячеслав Данилович
SU1356129A1
СОВМЕЩЕННАЯ 3/1-ФАЗНАЯ ОБМОТКА ЯКОРЯ 1992
  • Попов В.И.
RU2072608C1
RU 2075147 C1,10.03.1997
СОВМЕЩЕННАЯ ЭЛЕКТРОМАШИННАЯ ОБМОТКА 1992
  • Попов В.И.
RU2040098C1
Трехфазная совмещенная обмотка электрической машины переменного тока 1983
  • Попов Виктор Иванович
SU1098073A2
EP 0648006 A1, 12.04.1995
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ 2007
  • Холмгрен Йораким
  • Васел Йенс
RU2439443C2

RU 2 528 179 C1

Авторы

Агриков Юрий Михайлович

Дуюнов Дмитрий Александрович

Дуюнов Евгений Дмитриевич

Яковлев Игорь Николаевич

Даты

2014-09-10Публикация

2013-03-06Подача