Изобретение относится к электротехнической промышленности и позволяет изготавливать энергоэффективные электрические машины, в частности автомобильные синхронные генераторы с повышенными эксплуатационными характеристиками (ЭХ).
Известно, что форма кривой магнитного поля обмотки в рабочем зазоре классических (стандартных) асинхронных и синхронных электрических машин имеет «негладкий», ступенчатый характер, отличный от синусоиды. Это приводит к модулированию магнитно-движущей силы (МДС) и снижению ЭХ машины, нежелательным акустическим шумам и вибрациям [1]. Поэтому изготовители стремятся указанную кривую приблизить к синусоиде различными способами [2, 3].
Известен принцип формирования обмоток энергоэффективных высокомоментных электрических машин с шестифазными так называемыми совмещенными обмотками (RU 109934 U1, опубл. 27.10.2011, и RU 113090 U1, опубл. 27.01.2012).
Эти обмотки позволяют эффективно подавить паразитные высшие нечетные гармоники МДС и состоят из пространственно-совмещенной композиции двух трехфазных взаимозависимых частей (обмоток), собранных одна в звезду, другая в треугольник, при соотношении чисел витков треугольника и звезды, равном
Совмещение магнитных полей звезды и треугольника приближает к синусоиде форму кривой вращающегося магнитного поля в рабочем воздушном зазоре, за счет чего улучшаются ЭХ машины (RU 111723, опубл. 20.12.2011, RU 132271, опубл. 10.09.2013, - аналоги). В качестве прототипа выбрана «Совмещенная обмотка асинхронной машины для 2р=2, z=18» (RU 2528179, опубл. 10.09.2014).
Неизвестна схема совмещенной обмотки электрической машины с числом пар полюсов 2р=12, числом параллельных ветвей а=1, 3 или 6 и числом пазов z=36.
Задача, на решение которой направлено заявляемое решение, заключается в технической реализации ранее не применяемой в машиностроении совмещенной обмотки в машине с числом пар полюсов 2р=12, числом параллельных ветвей а=1, 3 или 6 и числом пазов z=36 с целью получения в генераторном режиме технического результата в виде увеличения удельной мощности и надежности за счет снижения нагрузки на выпрямитель и реле-регулятор при использовании электромашины в автомобиле.
Указанный технический результат достигается тем, что совмещенная обмотка машины с числом пар полюсов 2р=12, с числом пазов z=36 для числа параллельных ветвей а=1, 3 или 6 включает в себя пространственно-совмещенную композицию двух трехфазных частей (обмоток), собранных одна в звезду, другая в треугольник, при соотношении чисел витков треугольника и звезды, равном
Схемы обмотки в стандартных обозначениях представлены на фиг. 1 (а=6), фиг.2 (а=3) и фиг. 3 и 4 (а=1).
Новизна заявляемого технического решения обусловлена тем, что совмещенная обмотка электрической машины для 2р=12, а=1, 3 или 6 и z=36 характеризуется сдвигом между двумя соседними полюсами звезды и треугольника, равным 0,5 паза.
По данным научно-технической и патентной литературы авторам не известна указанная заявляемая совокупность признаков, направленная на достижение поставленной задачи для электрической машины. И это решение не вытекает с очевидностью из известного уровня техники.
Предлагаемое техническое решение промышленно применимо как для синхронной, так и асинхронной электрических машин.
Источники информации
1. Проектирование электрических машин. Под ред. И.П. Копылова. М.: Энергия, 1980.
2. А.В. Барков, Н.А. Баркова. Интеллектуальные системы мониторинга и диагностики машин по вибрации. Труды петербургского энергетического института повышения квалификации Минтопэнерго РФ и Института вибраций США, вып., 9, С-Пб., 1999 г.
3. А.В. Иванов-Смоленский. Электрические машины, том 1, М.: изд. Дом МЭИ, 2006 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА АСИНРОННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ 2p=4, z=36 | 2013 |
|
RU2538266C2 |
СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ ДЛЯ 2р=2, z=18 | 2013 |
|
RU2528179C1 |
ОБМОТКА ДВУХПОЛЮСНОЙ ТРЕХФАЗНОЙ ЭЛЕКТРОМАШИНЫ ДЛЯ z=18 | 2013 |
|
RU2562795C2 |
МАЛОШУМНЫЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2014 |
|
RU2568672C1 |
СОВМЕЩЁННАЯ ОБМОТКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ЭЛЕКТРОМАШИНЫ | 2020 |
|
RU2767603C2 |
МАЛОШУМНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2507664C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ФАЗ ТРЁХФАЗНЫХ МАШИН ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВРАЩАЮЩИХСЯ С СОВМЕЩЁННЫМИ ОБМОТКАМИ | 2018 |
|
RU2683954C1 |
МАШИНА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ВРАЩАЮЩАЯСЯ АСИНХРОННАЯ С РАЗДЕЛЕННОЙ СОВМЕЩЕННОЙ ОБМОТКОЙ ДЛЯ 2p = 2, z = 36 И КОЛИЧЕСТВОМ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЕТВЕЙ a = 2 | 2020 |
|
RU2755052C1 |
Синхронный вентильный электродвигатель с совмещенными обмотками и способ формирования совмещенной обмотки | 2018 |
|
RU2690509C1 |
3/1-ФАЗНАЯ ЭЛЕКТРОМАШИННАЯ СОВМЕЩЕННАЯ ОБМОТКА | 1992 |
|
RU2050666C1 |
Изобретение относится к электротехнической промышленности и позволяет изготавливать энергоэффективные электрические машины, в частности автомобильные синхронные генераторы. Технический результат - повышение эксплуатационных характеристик электромашины. Совмещенная обмотка электромашины с числом пар полюсов 2р=12 и с числом пазов z=36 для числа параллельных ветвей а=1, 3 или 6 включает в себя пространственно-совмещенную композицию двух трехфазных обмоток, собранных одна в звезду, другая в треугольник. Соотношение чисел витков треугольника и звезды составляет
Совмещенная обмотка электромашины с числом пар полюсов 2р=12 и с числом пазов z=36 для числа параллельных ветвей а=1, 3 или 6, включающая в себя пространственно-совмещенную композицию двух трехфазных взаимозависимых частей (обмоток), собранных одна в звезду, другая в треугольник, при соотношении чисел витков треугольника и звезды, равном
Устройство для повторного автоматического зажигания дуги дежурного возбуждения ртутного вентиля | 1954 |
|
SU109934A1 |
Стол для набивки и сушки штучных текстильных изделий | 1957 |
|
SU113090A1 |
Трехфазная статорная обмотка каскадных асинхронных двигателей и бесконтактных машин двойного питания | 1985 |
|
SU1356129A1 |
EP 648006 A1, 12.04.1995 | |||
DE 3202958 A1, 11.08.1983. |
Авторы
Даты
2015-11-20—Публикация
2014-10-20—Подача