СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОДВОДНОГО КОРАБЛЯ Российский патент 2014 года по МПК B63G8/30 F41F3/07 F42B15/20 

Описание патента на изобретение RU2532282C1

Изобретение относится к подводным судам, их пусковым установкам и запускаемым с них реактивным снарядам.

Известен способ применения беспилотного летательного аппарата с подводного корабля, представленный в энциклопедии "Оружие и технологии России. Том III. Вооружение военно-морского флота", издательский дом "Оружие и технологии", Москва, 2001 г. на стр.93-96, принятый за прототип, включающий открытие крышки контейнера глубоководного погружения подводного корабля при ее надводном положении, загрузку беспилотного летательного аппарата в контейнер глубоководного погружения и герметизацию его крышки, погружение подводного корабля, его передвижение по маршруту в район запуска и всплытие подводного корабля на глубину запуска, открытие крышки контейнера глубоководного погружения и запуск реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата.

Все существенные признаки предлагаемого способа совпадают с существенными признаками прототипа.

При запуске шум работающего вблизи подводного корабля реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата демаскирует подводный корабль, что увеличивает вероятность его обнаружения и поражения. Кроме того, значительные повреждения подводного корабля могут иметь место при возможных аварийных ситуациях, связанных с запуском реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата в условиях его применения, а также при испытаниях.

Техническим результатом, на решение которого направлено изобретение, является повышение безопасности подводного корабля при выполнении пусков.

Для достижения названного технического результата в способе применения беспилотного летательного аппарата с подводного корабля, включающем открытие крышки контейнера глубоководного погружения подводного корабля при ее надводном положении, загрузку беспилотного летательного аппарата в контейнер глубоководного погружения и герметизацию его крышки, погружение подводного корабля, его передвижение по маршруту в район запуска и всплытие подводного корабля на глубину запуска, открытие крышки контейнера глубоководного погружения и запуск реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата, перед герметизацией крышки контейнера глубоководного погружения в верхней части его полости размещают средство всплытия беспилотного летательного аппарата, соединенное с ним гибкой связью посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления, содержащее обжатую эластичную емкость и систему ее наддува избыточным давлением газа, при этом объем эластичной емкости в надутом состоянии выбирается из условия обеспечения суммарной положительной плавучести средства всплытия с беспилотным летательным аппаратом, и перед запуском его реактивного двигателя задействуют наддув эластичной емкости от системы наддува, а запуск реактивного двигателя и расфиксацию крепления гибкой связи к беспилотному летательному аппарату осуществляют после всплытия беспилотного летательного аппарата из контейнера и выполнения маневра подводного корабля по удалению от места запуска.

Отличительными признаками способа применения беспилотного летательного аппарата с подводного корабля являются следующие - перед герметизацией крышки контейнера глубоководного погружения в верхней части его полости размещают средство всплытия беспилотного летательного аппарата, соединенное с ним гибкой связью посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления, содержащее обжатую эластичную емкость и систему ее наддува избыточным давлением газа, при этом объем эластичной емкости в надутом состоянии выбирается из условия обеспечения суммарной положительной плавучести средства всплытия с беспилотным летательным аппаратом, и перед запуском его реактивного двигателя задействуют наддув эластичной емкости от системы наддува, а запуск реактивного двигателя и расфиксацию крепления гибкой связи к беспилотному летательному аппарату осуществляют после всплытия беспилотного летательного аппарата из контейнера и выполнения маневра подводного корабля по удалению от места запуска.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными, указанными в ограничительной части формулы, уменьшается вероятность обнаружения и применения противодействия подводному кораблю, а также устраняется возможность его повреждения при аварийных ситуациях, связанных с запуском с него беспилотного летательного аппарата, в том числе при испытаниях подводного корабля в процессе его разработки, учебных или разведывательных поисковых запусках и при пожарах в процессе эксплуатации подводного корабля. Дополнительно, увеличивается максимальная дальность полета беспилотного летательного аппарата за счет исключения затрат топлива на подводный участок его траектории.

Предложенное техническое решение может найти применение при разработке и эксплуатации научно-исследовательских и оборонных подводных судов, для повышения эффективности использования подводных судов, уменьшения вероятности их повреждения, уменьшения затрат на их разработку и эксплуатацию.

Изобретение поясняется чертежами фиг.1 и 2.

На фиг.1 представлено расположение беспилотного летательного аппарата со средством его всплытия в контейнере глубоководного погружения подводного корабля.

На фиг.2 представлено положение беспилотного летательного аппарата перед запуском его реактивного двигателя.

Представленный на чертежах подводный корабль 1, содержит контейнер 2 глубоководного погружения с крышкой 3 и устройством 4 ее открытия и герметизации, беспилотный летательный аппарат (БПЛА) 5, размещенный в полости 6 контейнера 2 глубоководного погружения и содержащий реактивный двигатель 7 и систему 8 управления, сообщенную электрической связью 9 с реактивным двигателем 7. В верхней части полости 6 контейнера 2 глубоководного погружения размещено средство 10 всплытия БПЛА 5, связанное с ним гибкой связью 11 и содержащее обжатую эластичную емкость 12 и систему 13 наддува, сообщенную магистралью 14 подачи сжатого газа с полостью обжатой эластичной емкости 12, при этом система 8 управления БПЛА 5 выполнена с возможностью запуска реактивного двигателя 7 через определенный промежуток времени. Система 13 наддува закреплена на эластичной емкости 12 гибкими связями 15 и 16. Подводный корабль 1 снабжен системой 17 управления запуском, связанной электрической связью 18 с системой 8 управления БПЛА 5 через отрывной разъем 19. Гибкая связь 11 соединена с БПЛА 5 посредством устройства 20 крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления.

Представленное на фиг.1 и 2 устройство работает следующим образом. Подводный корабль 1 на маршрутной глубине погружения подплывает к району запуска БПЛА 5, всплывает на разрешенную глубину его запуска и разворачивается в направлении его полета. Оператором посредством системы 17 управления запуском через отрывной разъем 19 в систему управления 8 БПЛА 5 вводятся маршрутные данные, а также производятся необходимые проверки для подготовки к запуску БПЛА 5, после чего последовательно задействуются устройство 4, обеспечивающее открытие крышки 3 контейнера 2, и система 13 наддува полости обжатия эластичной емкости 12, при этом газ избыточного давления по магистрали 14 поступает в полость обжатой эластичной емкости 12, обеспечивая повышение в ней давления газа, которое расправляет ее стенки. При этом емкость 12 всплывает из полости 6 контейнера 2, натягивая гибкую связь 11. Водоизмещение емкости 12 в надутом состоянии выбирается из условия обеспечения положительной суммарной плавучести средства 10 всплытия и БПЛА 5 после натяжения гибкой связи 11, благодаря чему средство 10 всплытия поднимает БПЛА 5 к водной поверхности, см. фиг.2, который находится в таком положении, пока подводный корабль 1 совершает маневр по удалению от зоны запуска БПЛА 5 в произвольном направлении на безопасное расстояние. В таком положении система 13 наддува выполняет роль киля, предотвращая вращение средства всплытия 10 и БПЛА 5 вокруг вертикальной оси. Через определенный промежуток времени, необходимый для выполнения маневра подводного корабля 1, система управления 8 обеспечивает запуск реактивного двигателя 7, обеспечивает ускоренное движение БПЛА 5, при этом устройство 20 расфиксирует крепление гибкой связи 11 к БПЛА 5, после разгона система 8 посредством элементов управления положением БПЛА 5 разворачивает его в направлении дальнейшего полета и устанавливает с необходимым углом атаки и нулевым углом крена для полета по маршруту и выполнения полетного задания. Благодаря запуску БПЛА 5 через определенный промежуток времени обеспечивается возможность удаления подводного корабля 1 от зоны запуска БПЛА 5 в произвольном направлении на безопасное расстояние и возможность его погружения на большую глубину, что значительно уменьшает вероятность его обнаружения, повреждения и вероятность гибели экипажа как при испытаниях в процессе разработки подводного корабля 1, так и в процессе его эксплуатации, в аварийных ситуациях. Дополнительно, обеспечивается безопасность подводного корабля 1 и его экипажа при пожарах в отсеках корабля 1, поскольку благодаря средству 10 всплытия БПЛА 5 может быть удален из контейнера 2 без запуска. После ликвидации пожара и восстановления работоспособности системы 13 надува и обжатия эластичной емкости 12 БПЛА 5 со средством всплытия 10 могут быть снова установлены в контейнер 2. Благодаря уменьшению вероятности повреждения подводного корабля 1 задачи обороны могут быть решены меньшим их количеством, что уменьшает затраты на их изготовление и эксплуатацию. Дополнительно, увеличивается максимальная дальность полета БПЛА 5 на имеющемся запасе топлива, так как подводный участок его траектории выполняется со средством 10 всплытия и неработающим реактивным двигателем 7.

Похожие патенты RU2532282C1

название год авторы номер документа
ПОДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ 2013
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Перегудов Борис Васильевич
  • Татауров Иосиф Яковлевич
RU2532279C1
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОДВОДНОГО КОРАБЛЯ 2013
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Перегудов Борис Васильевич
  • Татауров Иосиф Яковлевич
RU2521447C1
ПОДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ 2013
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Перегудов Борис Васильевич
  • Татауров Иосиф Яковлевич
RU2522217C1
СПОСОБ СКРЫТНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПОД ВОДОЙ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ВЫХОДА ЕГО НА СТАРТОВУЮ ПОЗИЦИЮ 2015
  • Загладов Сергей Викторович
RU2613632C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ МНОГОРАЗОВЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ В ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ И СПОСОБЫ СТАРТА 2022
  • Евдокимов Сергей Викторович
  • Бадеха Александр Иванович
  • Маталасов Сергей Юрьевич
  • Куминов Сергей Александрович
  • Жестков Юрий Николаевич
  • Анфимов Михаил Николаевич
  • Крупин Сергей Андреевич
  • Иовлев Михаил Андреевич
RU2778177C1
Мобильное активное устройство для защиты различных объектов от беспилотных управляемых самодвижущихся средств поражения 2018
  • Парфенов Дмитрий Юрьевич
RU2680919C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2008
  • Дмитриев Альберт Иванович
  • Зайцев Евгений Викторович
  • Закота Анатолий Иванович
  • Карпов Сергей Иванович
  • Кликодуев Николай Григорьевич
  • Кучеренко Юрий Стефанович
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Пашков Анатолий Николаевич
RU2375254C1
Устройство радиомониторинга морских и воздушных объектов с применением привязного беспилотного летательного аппарата мультикоптерной схемы с электропитанием по тросу-кабелю 2023
  • Борисов Евгений Геннадьевич
  • Морозова Елена Владимировна
  • Сидоров Николай Михайлович
  • Чукалин Сергей Львович
RU2813105C1
СПОСОБ ПУСКА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И РЕАКТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Дмитриев Альберт Иванович
  • Кликодуев Николай Григорьевич
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Смирнов Владимир Нестерович
  • Сыздыков Елтуган Кимашевич
  • Чуприна Павел Михайлович
RU2507468C2
Способ отделения группы беспилотных летательных аппаратов от самолета-носителя 2017
  • Мицына Александра Сергеевна
  • Мищенко Анатолий Пертович
  • Семененко Юрий Николаевич
  • Смирнов Владимир Нестерович
  • Чернов Леонид Александрович
  • Чуприна Павел Михайлович
RU2664812C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 532 282 C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОДВОДНОГО КОРАБЛЯ

Изобретение относится к подводным кораблям и запускаемым с них реактивным снарядам. Способ включает открытие крышки контейнера глубоководного погружения подводного корабля при ее надводном положении, загрузку беспилотного летательного аппарата в контейнер, герметизацию крышки, передвижение подводного корабля в район запуска, его всплытие на глубину запуска, открытие крышки контейнера и запуск реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата. Перед герметизацией крышки контейнера подводного корабля в верхней части его полости размещают средство всплытия беспилотного летательного аппарата, соединенное с ним гибкой связью посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления, содержащее обжатую эластичную емкость и систему ее наддува избыточным давлением газа. Объем эластичной емкости в надутом состоянии выбирается из условия обеспечения суммарной положительной плавучести средства всплытия с беспилотного летательного аппарата. Перед запуском реактивного двигателя задействуют наддув эластичной емкости от системы наддува, а запуск реактивного двигателя и расфиксацию крепления гибкой связи к беспилотному летательному аппарату осуществляют после его всплытия из контейнера и выполнения маневра подводного корабля по удалению от места запуска. Повышается безопасность подводного корабля при выполнении пусков беспилотных летательных аппаратов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 532 282 C1

Способ применения беспилотного летательного аппарата с подводного корабля, включающий открытие крышки контейнера глубоководного погружения подводного корабля при ее надводном положении, загрузку беспилотного летательного аппарата в контейнер глубоководного погружения и герметизацию его крышки, погружение подводного корабля, его передвижение по маршруту в район запуска и всплытие подводного корабля на глубину запуска, открытие крышки контейнера глубоководного погружения и запуск реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата, отличающийся тем, что перед герметизацией крышки контейнера глубоководного погружения подводного корабля в верхней части его полости размещают средство всплытия беспилотного летательного аппарата, соединенное с ним гибкой связью посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления, содержащее обжатую эластичную емкость и систему ее наддува избыточным давлением газа, при этом объем эластичной емкости в надутом состоянии выбирается из условия обеспечения суммарной положительной плавучести средства всплытия с беспилотным летательным аппаратом, и перед запуском его реактивного двигателя задействуют наддув эластичной емкости от системы наддува, а запуск реактивного двигателя и расфиксацию крепления гибкой связи к беспилотному летательному аппарату осуществляют после всплытия беспилотного летательного аппарата и выполнения маневра подводного корабля по удалению от места запуска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2532282C1

Энциклопедия "Оружие и технологии России", т.3, Вооружение военно-морского флота, изд
"Оружие и технологии", М, 2001, с.93-96
НОВЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ ИМИДАЗОЛИДИН-2,4-ДИОНОВ 2013
  • Овэн Серж
  • Ланко Кристоф
  • Дютрюэль Оливер
  • Чао Ци
  • Гу Кайчунь
RU2650678C2
ПОЛИУРЕТАНОВЫЙ ОГНЕЗАЩИТНЫЙ СОСТАВ 2012
  • Бурбиго Серж
  • Дюкесн Софи
  • Самин Фабьенн
  • Мюллер Мариска
  • Линдсэй Крис Ян
  • Клейн Рене Александер
  • Джаннини Джакомо
RU2560146C2
WO 2011023863 A1, 03.03.2011
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2007
  • Бородавкин Андрей Николаевич
  • Виноградов Михаил Евгеньевич
  • Курносов Андрей Алексеевич
  • Николаев Владимир Федорович
  • Убытков Михаил Андреевич
  • Антонов Геннадий Николаевич
RU2349492C1
Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1

RU 2 532 282 C1

Авторы

Мищенко Анатолий Петрович

Перегудов Борис Васильевич

Татауров Иосиф Яковлевич

Даты

2014-11-10Публикация

2013-04-11Подача