Изобретение относится к подводным судам, их пусковым установкам и запускаемым с них реактивным снарядам.
Известен подводный корабль, представленный в энциклопедии "Оружие и технологии России. Том III. Вооружение военно-морского флота", издательский дом "Оружие и технологии", Москва, 2001 г. на стр.93-96, принятый за прототип, содержащий контейнер глубоководного погружения с крышкой и устройством ее открытия и герметизации, беспилотный летательный аппарат и систему управления его запуском, при этом беспилотный летательный аппарат размещен в полости контейнера глубоководного погружения, снабжен реактивным двигателем и собственной системой управления с элементами управления положением беспилотного летательного аппарата в полете, сообщенной с реактивным двигателем, а система управления его запуском сообщена линиями электрической связи с устройством открытия и герметизации крышки глубоководного контейнера и через отрывной разъем с системой управления беспилотного летательного аппарата.
Все существенные признаки предлагаемого устройства совпадают с существенными признаками прототипа.
При запуске шум работающего вблизи подводного корабля реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата демаскирует подводный корабль, что увеличивает вероятность его обнаружения средствами противника и поражения. Кроме того, значительные повреждения подводного корабля могут иметь место при возможных аварийных ситуациях, связанных с запуском реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата в условиях его применения, а также при испытаниях.
Техническим результатом, на решение которого направлено изобретение, является повышение безопасности подводного корабля при выполнении пусков.
Для достижения названного технического результата в подводном корабле, содержащем контейнер глубоководного погружения с крышкой и устройством ее открытия и герметизации, беспилотный летательный аппарат и систему управления его запуском, при этом беспилотный летательный аппарат размещен в полости контейнера глубоководного погружения, снабжен реактивным двигателем и собственной системой управления с элементами управления положением беспилотного летательного аппарата в полете, сообщенной с реактивным двигателем, а система управления его запуском сообщена линиями электрической связи с устройством открытия и герметизации крышки глубоководного контейнера и через отрывной разъем с системой управления беспилотного летательного аппарата, контейнер глубоководного погружения закреплен на подводном корабле посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления и сообщенного линией электрической связи с системой управления подводного корабля, линии электрической связи системы управления подводного корабля с системой управления беспилотного летательного аппарата и устройством открытия и герметизации крышки контейнера выполнены через дополнительный отрывной разъем, составные части которого закреплены соответственно на подводном корабле и контейнере, водоизмещение контейнера выбрано из условия его положительной плавучести с размещенным в нем беспилотным летательным аппаратом, при этом в полости контейнера вблизи его крышки выполнен дополнительный свободный объем из условия нахождения центра давления воды на контейнер в погруженном состоянии ближе к крышке контейнера относительно центра тяжести контейнера, система управления беспилотного летательного аппарата сообщена линией электрической связи через отрывной разъем с устройством открытия и герметизации крышки контейнера и выполнена с возможностью открытия крышки контейнера и запуска реактивного двигателя через определенный промежуток времени. Для увеличения дальности полета беспилотный летательный аппарат размещен в полости контейнера глубоководного погружения с параллельным смещением своей продольной оси относительно продольной оси контейнера в направлении нижней стенки контейнера относительно полетного положения беспилотного летательного аппарата при нулевом угле крена.
Отличительными признаками подводного корабля являются следующие:
контейнер глубоководного погружения закреплен на подводном корабле посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления и сообщенного линией электрической связи с системой управления подводного корабля, линии электрической связи системы управления подводного корабля с системой управления беспилотного летательного аппарата и устройством открытия и герметизации крышки контейнера выполнены через дополнительный отрывной разъем, составные части которого закреплены соответственно на подводном корабле и контейнере, водоизмещение контейнера выбрано из условия его положительной плавучести с размещенным в нем беспилотным летательным аппаратом, при этом в полости контейнера вблизи его крышки выполнен дополнительный свободный объем из условия нахождения центра давления воды на контейнер в погруженном состоянии ближе к крышке контейнера относительно центра тяжести контейнера, система управления беспилотного летательного аппарата сообщена линией электрической связи через отрывной разъем с устройством открытия и герметизации крышки контейнера и выполнена с возможностью открытия крышки контейнера и запуска реактивного двигателя через определенный промежуток времени;
беспилотный летательный аппарат размещен в полости контейнера глубоководного погружения с параллельным смещением своей продольной оси относительно продольной оси контейнера в направлении нижней стенки контейнера относительно полетного положения беспилотного летательного аппарата при нулевом угле крена.
Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными, указанными в ограничительной части формулы, уменьшается вероятность обнаружения и применения противодействия подводному кораблю, а также устраняется возможность повреждения корабля при возможных аварийных ситуациях, связанных с запуском с него БПЛА, в том числе при испытаниях подводного корабля в процессе его разработки, учебных или разведывательных поисковых запусках и при пожарах в процессе эксплуатации подводного корабля. Дополнительно, увеличивается максимальная дальность полета БПЛА.
Предложенное техническое решение может найти применение при разработке и эксплуатации научно-исследовательских и оборонных подводных судов, для повышения эффективности использования подводных судов, уменьшения вероятности их повреждения, уменьшения затрат на их разработку и эксплуатацию.
Изобретение поясняется чертежами, фиг.1-3.
На фиг.1 представлено расположение БПЛА в контейнере, закрепленном на подводном корабле.
На фиг.2 представлено положение БПЛА в контейнере после его всплытия к поверхности воды.
На фиг.3 показано действие выравнивающего момента сил при случайном повороте контейнера с БПЛА вокруг продольной оси при всплытии и плавучем состоянии.
Представленный на чертежах подводный корабль 1 содержит контейнер 2 с крышкой 3 и устройством 4 ее открытия и герметизации, закрепленный на подводном корабле 1, и БПЛА 5, размещенный в полости 6 контейнера 2 и снабженный реактивным двигателем 7 и системой 8 управления с элементами управления положением БПЛА 5 в полете (на чертежах не показаны), сообщенной линией 9 электрической связи с реактивным двигателем 7. Подводный корабль 1 также содержит систему 10 управления запуском БПЛА 5, сообщенную линиями 11 и 12 электрической связи, соответственно, с устройством 4 открытия и герметизации крышки 3 контейнера 2 и через отрывной разъем 13, составные части которого закреплены, соответственно, на контейнере 2 и БПЛА 5, с системой 8 управления БПЛА 5. Контейнер 2 закреплен на подводном корабле 1 посредством устройства 14 крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления и сообщенного линией 15 электрической связи с системой 10 управления подводного корабля 1, линии 11 и 12 электрической связи системы 10 управления подводного корабля 1 с устройством 4 открытия и герметизации крышки 3 контейнера 2 и системой 8 управления беспилотного летательного аппарата 5 выполнены через дополнительный отрывной разъем 16, составные части которого закреплены соответственно на подводном корабле 1 и контейнере 2, водоизмещение контейнера 2 выбрано из условия его положительной плавучести с размещенным в нем беспилотным летательным аппаратом 5, при этом распределение свободного объема в полости 6 контейнера 2 вблизи его крышки 3 обеспечен дополнительный свободный объем 17 из условия нахождения центра 18 давления воды на контейнер в погруженном состоянии ближе к крышке 3 контейнера 2 относительно центра 19 тяжести контейнера, система 8 управления БПЛА 5 сообщена линией 20 электрической связи через отрывной разъем 13 с устройством 4 открытия и герметизации крышки контейнера и выполнена с возможностью открытия крышки 3 контейнера 2 и запуска реактивного двигателя 7 через определенный промежуток времени. Свободный объем в полости 6 контейнера 2 с размещенным в ней БПЛА 5 распределен со смещением его большей части к верхней стенке контейнера 2 относительно полетного положения БПЛА 5 при нулевом угле крена, для чего БПЛА 5 размещен в полости 6 контейнера 2 глубоководного погружения с параллельным смещением своей продольной оси относительно продольной оси контейнера на расстояние S в противоположном направлении.
Представленное на фиг.1-3 устройство работает следующим образом. Подводный корабль 1 на маршрутной глубине погружения подплывает к району запуска БПЛА 5, всплывает на разрешенную глубину его запуска. Оператором посредством системы 10 управления подводного корабля 1 по линии электрической связи 12 через отрывные разъемы 16 и 13 в систему управления 8 БПЛА 5 вводятся маршрутные данные, а также производятся необходимые проверки для подготовки к запуску БПЛА 5, после чего по линии 15 электрической связи расфиксируется устройство 14 крепления контейнера 2 к подводному кораблю 1. При этом благодаря тому, что водоизмещение контейнера 2 выбрано из условия его положительной плавучести с размещенным в нем БПЛА 5, контейнер 1 всплывает к поверхности воды, при этом благодаря тому, что в полости 6 контейнера 2 вблизи его крышки 3 выполнен дополнительный свободный объем 17, из условия нахождения центра 18 давления воды на контейнер 2 в погруженном состоянии ближе к крышке 3 контейнера 2 относительно центра 19 тяжести контейнера 2, более легкая передняя часть контейнера 2 с крышкой 3 выходит над поверхностью воды, что уменьшает подъемную силу Архимеда FA, приложенную в центре 18 давления, и приводит к смещению центра 18 давления по вертикали, проходящей через центр 19 тяжести контейнера 2. Всплытие контейнера 2 завершается, когда подъемная сила Архимеда FA уменьшится до величины силы тяжести FM, приложенной в центре 19 тяжести, и центр 18 давления будет располагаться на вертикальной линии, проходящей через центр 19 тяжести контейнера 2, который при этом будет находится в вертикальном положении. Через определенный промежуток времени, необходимый для выполнения маневра подводного корабля 1 по удалению от места старта БПЛА 5, система управления 8 посредством линии 20 через отрывной разъем 13 задействует устройство 4 открытия и герметизации крышки 3, обеспечивая ее открытие, а также посредством линии 9 электрической связи запускает реактивный двигатель 7, сила тяги которого обеспечивает разделение составных частей разъема 13, выход БПЛА 5, из полости 6 контейнера 2 и его разгон до полетной скорости, после чего система 8 посредством элементов управления положением БПЛА 5 разворачивает его в направлении полета и устанавливает с необходимым углом атаки и нулевым углом крена для полета по маршруту и выполнения полетного задания. Благодаря запуску БПЛА 5 через определенный промежуток времени обеспечивается возможность удаления подводного корабля 1 от зоны запуска БПЛА 5 в произвольном направлении на безопасное расстояние и возможность его погружения на большую глубину, что значительно уменьшает вероятность его обнаружения и повреждения, как при испытаниях в процессе разработки подводного корабля 1, так и в процессе его эксплуатации. Дополнительно, обеспечивается безопасность подводного корабля 1 при пожарах в отсеках корабля 1, поскольку, благодаря выполнению устройства 14 крепления контейнера 2 на подводном корабле 1 с возможностью расфиксации крепления и сообщению устройства крепления 14 линии 15 электрической связи с системой 10 управления подводного корабля 1, БПЛА 5 в составе контейнера 2 может быть удален от подводного корабля 1 без запуска реактивного двигателя 7. После ликвидации пожара контейнер 2 с БПЛА 5 может быть снова закреплен на подводном корабле 1 посредством устройства 14 с обеспечением его фиксации и стыковки частей отрывного разъема 13. Благодаря уменьшению вероятности повреждения подводного корабля 1 задачи обороны могут быть решены меньшим их количеством, что уменьшает затраты на их изготовление и эксплуатацию. При размещении БПЛА 5 в полости 6 контейнера 2 глубоководного погружения с параллельным смещением своей продольной оси относительно продольной оси контейнера на расстояние S, фиг.1,2, в направлении нижней стенки контейнера 2, относительно полетного положения БПЛА 5 при нулевом угле крена, свободный объем в полости 6 контейнера 2 распределен в ней со смещением его большей части в противоположном направлении, к верхней стенке контейнера 2, поэтому при всплытии контейнера 2 и при его нахождении у поверхности воды, до момента выхода БПЛА 5 из полости 6 контейнера 2, предотвращается вращение контейнера 2 относительно его продольной оси, поскольку при случайном повороте контейнера 2 вокруг его продольной оси на уголβ, фиг.3, его центр 19 тяжести с размещенным в нем БПЛА 5 отклоняется от вертикальной линии, проходящей через центр 18 давления, при этом приложенные в этих центрах силы FA и FM формируют момент сил, возвращающий контейнер 2 с БПЛА 5 в исходное положение. При этом перед расфиксацией устройства 14 крепления контейнера 2 подводный корабль 1 разворачивается в направлении полета БПЛА 5, а при выходе передней части контейнера 2 с крышкой 3 над поверхностью воды центр 18 давления смещается к вертикали, проходящей через центр 19 тяжести контейнера 2 и всплытие контейнера 2 завершается, когда подъемная сила Архимеда FA уменьшится до величины силы тяжести fm, приложенной в центре 18 тяжести и центр 17 давления будет располагаться на вертикальной линии, проходящей через центр 19 тяжести контейнера 2, который при этом располагается под определенным углом α к горизонту, см. фиг.2, являющимся стартовым углом для БПЛА 5 с нулевым углом крена и в направлении полета, что исключает необходимость установки БПЛА 5 системой 8 в направлении полета с нулевым углом крена для полета по маршруту и выполнения полетного задания, соответственно, исключает расход топлива на этот маневр БПЛА 5 и обеспечивает увеличение дальности его полета. Кроме того, максимальная дальность полета БПЛА 5 на имеющемся запасе топлива увеличивается, так как подводный участок его траектории выполняется в составе контейнера 2 с неработающим реактивным двигателем 7.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОДВОДНОГО КОРАБЛЯ | 2013 |
|
RU2521447C1 |
ПОДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ | 2013 |
|
RU2532279C1 |
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОДВОДНОГО КОРАБЛЯ | 2013 |
|
RU2532282C1 |
СПОСОБ СКРЫТНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПОД ВОДОЙ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ВЫХОДА ЕГО НА СТАРТОВУЮ ПОЗИЦИЮ | 2015 |
|
RU2613632C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ МНОГОРАЗОВЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ В ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ И СПОСОБЫ СТАРТА | 2022 |
|
RU2778177C1 |
СПОСОБ ПУСКА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И РЕАКТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2507468C2 |
УДАРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ | 2022 |
|
RU2810821C1 |
Многоразовый беспилотный летательный аппарат в транспортно-пусковом контейнере и способ старта многоразового беспилотного летательного аппарата из транспортно-пускового контейнера | 2019 |
|
RU2714616C1 |
Способ формирования мишенного объекта, имитирующего старт воздушной цели в условиях ракетной позиции, аэродрома, необорудованной территории, и устройство для его осуществления | 2019 |
|
RU2759973C2 |
Малогабаритное бортовое радиоэлектронное устройство для управления пилотажно-навигационным комплексом беспилотного летательного аппарата | 2021 |
|
RU2799748C2 |
Изобретение относится к подводным судам, их пусковым установкам. Подводный корабль содержит контейнер глубоководного погружения с крышкой, устройством ее открытия и герметизации, в котором размещен беспилотный летательный аппарат с системой управления, реактивным двигателем. Контейнер закреплен на подводном корабле посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации и сообщенного линией электрической связи с системой управления подводного корабля. Линии электрической связи системы управления подводного корабля сообщены с системой управления беспилотного летательного аппарата и устройством открытия и герметизации крышки контейнера и выполнены через дополнительный отрывной разъем, составные части которого закреплены соответственно на подводном корабле и контейнере. Водоизмещение контейнера выбрано из условия его положительной плавучести. В полости контейнера вблизи его крышки выполнен дополнительный свободный объем из условия нахождения центра давления воды на контейнер в погруженном состоянии ближе к крышке контейнера относительно центра тяжести контейнера. Обеспечивается безопасность подводного корабля при выполнении пусков. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Подводный корабль, содержащий контейнер глубоководного погружения с крышкой и устройством ее открытия и герметизации, беспилотный летательный аппарат и систему управления его запуском, при этом беспилотный летательный аппарат размещен в полости контейнера глубоководного погружения, снабжен реактивным двигателем и собственной системой управления с элементами управления положением беспилотного летательного аппарата в полете, сообщенной с реактивным двигателем, а система управления его запуском сообщена линиями электрической связи с устройством открытия и герметизации крышки глубоководного контейнера и через отрывной разъем с системой управления беспилотного летательного аппарата, отличающийся тем, что контейнер глубоководного погружения закреплен на подводном корабле посредством устройства крепления, выполненного с возможностью расфиксации крепления и сообщенного линией электрической связи с системой управления подводного корабля; линии электрической связи системы управления подводного корабля сообщены с системой управления беспилотного летательного аппарата и устройством открытия и герметизации крышки контейнера и выполнены через дополнительный отрывной разъем, составные части которого закреплены соответственно на подводном корабле и контейнере, водоизмещение контейнера выбрано из условия его положительной плавучести с размещенным в нем беспилотным летательным аппаратом, при этом в полости контейнера вблизи его крышки выполнен дополнительный свободный объем из условия нахождения центра давления воды на контейнер в погруженном состоянии ближе к крышке контейнера относительно центра тяжести контейнера; система управления беспилотного летательного аппарата сообщена линией электрической связи через отрывной разъем с устройством открытия и герметизации крышки контейнера и выполнена с возможностью открытия крышки контейнера и запуска реактивного двигателя через определенный промежуток времени.
2. Подводный корабль по п.1, отличающийся тем, что беспилотный летательный аппарат размещен в полости контейнера глубоководного погружения с параллельным смещением своей продольной оси относительно продольной оси контейнера в направлении нижней стенки контейнера относительно полетного положения беспилотного летательного аппарата при нулевом угле крена.
Энциклопедия "Оружие и технологии России, т.111, Вооружение военно-морского флота", изд."Оружие и технологии", М, 2001, с.93-96 | |||
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2151711C1 |
DE 29515885 U1, 07.11.1996 | |||
US 5363791 A, 15.11.1994 |
Авторы
Даты
2014-07-10—Публикация
2013-04-11—Подача