Изобретение относится к судостроению, в частности к моторным надувным лодкам.
Широко распространенная конструкция надувной лодки включает надувное днище, изготовленное из двух (верхнего и нижнего) полотнищ из эластичной герметичной ткани, соединенных между собой продольными и/или поперечными формообразующими перегородками (А.Н. Королев, В.П. Жохов, «Надувные лодки», - Л.: Судостроение, 1989 г., сс.81, 111). Перегородка выполняется из ткани и состоит из двух - нижней и верхней - горизонтальных лент, которые приклеиваются к внутренним поверхностям полотнищ, и вертикальной полосы, которая выполняет функцию ребра жесткости.
Аналогичное надувное днище имеет моторная надувная лодка (патент №2389633, МПК В63В 7/08, опубл. 20.05.2010), включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, причем надувное днище присоединено к бортам в их нижней части, а в кормовой части надувного днища торец имеет плоскую форму.
Недостатком известных надувных лодок с указанными формообразующими перегородками надувного днища является высокая трудоемкость при ручной сборке и низкая приспособленность для использования механизации и автоматизации в изготовлении. Поскольку надувное днище с перегородками представляет собой один общий воздушный объем, то при повреждении одного из полотнищ, надувное днище полностью теряет жесткость, а лодка может двигаться только с малой скоростью. При разрыве нижнего полотнища, например, в результате контакта с острым предметом при движении на скорости, внутрь надувного днища попадает большое количество воды, вследствие чего его масса возрастает и движение становится возможным с самой малой скоростью.
Кроме того, клеевое соединение горизонтальных лент перегородок подвержено значительным нагрузкам «на раздир» и при превышении давления, во время наполнения его воздухом и/или при перегреве его прямыми солнечными лучами, возникает весьма высокая вероятность отрыва перегородки от полотнища. Причем перегрев верхнего полотнища надувного днища солнечными лучами чреват стечением двух неблагоприятных факторов: увеличением внутреннего давления воздуха в днище и ростом нагрузки на клеевое соединение перегородки и верхнего полотнища и, вместе с этим, снижением прочности клеевого соединения вследствие увеличения пластичности и текучести клея. Для предотвращения повреждения надувного днища по причине чрезмерного давления воздуха, производители строго регламентируют давление (что трудно проконтролировать на практике) и устанавливают предохранительные клапаны.
Наиболее близкой к предложенному техническому решению является моторная надувная лодка (патент №2287449, вариант 2, МПК B63B 7/08, опубл. 20.11.2006). По варианту 2 моторная надувная лодка включает незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, надувное днище, присоединенное к бортам в их нижней части. В качестве средства, образующего форму днища, используют формообразующие перегородки, расположенные внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища таким образом, что формообразующая перегородка верхней и нижней частей днища проходит через их оси симметрии, количество перегородок одинаково по обе стороны от оси симметрии, перегородки нижней и соответствующие им верхней частей днища соединены между собой по ребру свободного края по всей длине.
Данная лодка имеет недостатки, обусловленные конструкцией надувного днища, которые описаны выше.
Задачей заявленного изобретения является разработка лодки, лишенной недостатков надувного днища с перегородками, надежной в эксплуатации, технологичной в производстве, с достаточной остойчивостью, экономичной и скоростной.
Поставленная задача решается моторной надувной лодкой, включающей незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, надувное днище, присоединенное к бортам в их нижней части и состоящее из верхнего и нижнего эластичных полотнищ, между которыми расположены формообразующие элементы, обеспечивающие килеватую форму днища, в которой в отличие от прототипа эластичные полотнища днища скреплены между собой продольными надувными баллонами с расположением центрального баллона по оси симметрии лодки в диаметральной плоскости и с равным количеством баллонов по обеим сторонам, причем форма и размеры баллонов обеспечивают заданную продольную и поперечную конфигурацию днища, при этом кормовой конец каждого баллона имеет плоский торец, а носовой конец имеет заостренную форму, и все баллоны склеены между собой боковыми стенками по всей длине до перехода в заостренную часть с образованием вертикальных ребер.
Согласно изобретению надувные баллоны днища могут быть сблокированы попарно и/или по три и имеют сообщающиеся полости.
Согласно изобретению в кормовой части надувного днища может быть установлен изготовленный из стеклопластика подпорный клин, переходящий в транцевую плиту.
Технический результат изобретения достигается за счет конструктивных особенностей надувного днища лодки с выполнением формообразующих элементов в виде независимых надувных баллонов. Каждый баллон имеет только один продольный шов, находящийся в комфортных температурных условиях ввиду охлаждения водой. Шов баллона выполнен прочным, так как работает «на сдвиг». Это позволяет получать давление внутри надувного днища, большее, чем у известных конструкций надувных днищ моторных лодок, без риска его разрушения, используя штатный насос. При этом не требуется установка предохранительного клапана.
Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 представлен вид лодки сверху (в плане), на фиг.2 - вид лодки сбоку, на фиг.3 - сечение А-А на фиг.1 (вид лодки сзади).
Моторная надувная лодка содержит надувные борта 1 А-образной формы в плане, транец 2, надувное днище 3, в котором между верхним и нижним полотнищами размещены продольные надувные баллоны 4, скрепляющие между собой клеевым соединением верхнее и нижнее полотнища днища. Центральный баллон расположен по оси симметрии лодки, по обеим сторонам от него расположено равное количество баллонов. Форма и размеры баллонов обеспечивают заданную продольную и поперечную конфигурацию днища, при этом кормовой конец каждого баллона имеет плоский торец, а носовой конец имеет заостренную форму. Все баллоны склеены между собой боковыми стенками по всей их длине до перехода в заостренную часть с образованием вертикальных ребер жесткости 5. При этом для обеспечения плоского пола в лодке баллоны 4 внутри надувного днища 3 расположены таким образом, что линии соединения их с верхним полотнищем днища находятся в одной плоскости.
Надувные баллоны могут быть сблокированы попарно или по три, имея при этом сообщающиеся полости. В этом случае на блок баллонов достаточно иметь один клапан для накачки их насосом.
В кормовой части днища находится изготовленный из стеклопластика подпорный клин 6, переходящий в небольшую транцевую плиту. Отгиб днища вниз у транца, образуемый при установке такого клина, повышает гидродинамическое давление на этом участке, уменьшающее кормовой дифферент и выравнивающее лодку на ходу. Подпорный клин сокращает время выхода на глиссирование и тем самым экономит топливо.
Предложенная конструкция надувного днища обеспечивает его высокую надежность, поскольку оно не имеет одного общего объема, и при нарушении герметичности одного из баллонов, в том числе и заполнении его водой, остальные баллоны обеспечивают движение лодки практически без потери ходовых качеств.
Сборка предложенной конструкции более технологична и позволяет применить механизацию процесса изготовления.
Таким образом, предложенное изобретение обеспечивает экономичность, надежность, скоростные качества надувной лодки, а также технологичность в производстве.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2287449C1 |
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2389633C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДНА ЛОДКИ | 2010 |
|
RU2429987C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАДУВНОГО ДНИЩА ДЛЯ НАДУВНОЙ МОТОРНОЙ ЛОДКИ | 2013 |
|
RU2535998C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАДУВНОГО ДНИЩА ДЛЯ НАДУВНОЙ МОТОРНОЙ ЛОДКИ | 2013 |
|
RU2599293C1 |
Жестконадувная моторная лодка | 2022 |
|
RU2805586C1 |
Надувная моторная лодка | 2019 |
|
RU2703414C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАДУВНОГО ЭЛАСТИЧНОГО ДНИЩА КИЛЕОБРАЗНОЙ ФОРМЫ МАЛОМЕРНОГО НАДУВНОГО СУДНА И ДНИЩЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 2014 |
|
RU2567102C1 |
Способ изготовления надувного днища для надувной лодки | 2017 |
|
RU2654170C1 |
Надувная моторная лодка | 2019 |
|
RU2723925C1 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к моторным надувным лодкам. Моторная надувная лодка включает незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, надувное днище, присоединенное к бортам в их нижней части и состоящее из верхнего и нижнего эластичных полотнищ, между которыми расположены формообразующие элементы, обеспечивающие килеватую форму днища. Эластичные полотнища днища скреплены между собой продольными надувными баллонами с расположением центрального баллона по оси симметрии лодки в диаметральной плоскости и с равным количеством баллонов по обеим сторонам, причем форма и размеры баллонов обеспечивают заданную продольную и поперечную конфигурацию днища. Кормовой конец каждого баллона имеет плоский торец, а носовой конец имеет заостренную форму. Все баллоны склеены между собой боковыми стенками по всей длине до перехода в заостренную часть с образованием вертикальных ребер. Технический результат заключается в повышении надежности в эксплуатации и скоростных качеств надувной лодки, а также обеспечении технологичности в производстве. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, надувное днище, присоединенное к бортам в их нижней части и состоящее из верхнего и нижнего эластичных полотнищ, между которыми расположены формообразующие элементы, обеспечивающие килеватую форму днища, отличающаяся тем, что эластичные полотнища днища скреплены между собой продольными надувными баллонами с расположением центрального баллона по оси симметрии лодки в диаметральной плоскости и с равным количеством баллонов по обеим сторонам, причем форма и размеры баллонов обеспечивают заданную продольную и поперечную конфигурацию днища, при этом кормовой конец каждого баллона имеет плоский торец, а носовой конец имеет заостренную форму, и все баллоны склеены между собой боковыми стенками по всей длине до перехода в заостренную часть с образованием вертикальных ребер.
2. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что надувные баллоны днища сблокированы попарно и/или по три и имеют сообщающиеся полости.
3. Моторная надувная лодка по п.1, отличающаяся тем, что содержит в кормовой части надувного днища изготовленный из стеклопластика подпорный клин, переходящий в небольшую транцевую плиту.
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2287449C1 |
Станок для сварки трением | 1957 |
|
SU112147A1 |
Прибор для графического определения годовых слоев древесины | 1941 |
|
SU81469A1 |
Прибор для вычерчивания параллельных прямых линий | 1925 |
|
SU2970A1 |
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2237593C2 |
DE 3409760 C1, 27.06.1985 | |||
US 5642685 A, 01.07.1997 | |||
Устройство привода горизонтального зонда доменной печи | 1980 |
|
SU908819A1 |
Авторы
Даты
2014-11-20—Публикация
2013-08-06—Подача