Конструкция относится к маломерным надувным судам с надувным килевым дном, в частности к конструкции надувного днища.
Для указанных судов классическим является килевое днище. Суда с килевым днищем имеют устойчивый прямолинейный ход, плавную всхожесть на волну, хорошие скоростные характеристики. В настоящее время большую популярность приобретают надувные лодки с надувным килевым днищем. В книге «Надувные лодки» авторов Королева А.Н. и Жохова В.П. (1989 г., глава 2) описан способ изготовления надувного днища. Надувное днище изготавливают из двух полотнищ, которые соединяются внутренними перегородками, чаще продольно расположенными, и образуют несколько отсеков. Конструктивное расположение таких перегородок может быть самым разнообразным. Надувное днище для таких лодок может быть выполнено с килеватостью, образованной надувными элементами днища разных сечений с использованием перегородок разной высоты. Известен патент РФ №2287449 (приор. 24.03.2005, МПК В63В 7/08), в котором описан вариант изготовления надувного днища в составе надувной лодки: моторная надувная лодка, включающая незамкнутый контур бортов А-образной формы в плане, транец, эластичное днище, присоединенное к бортам в их нижней части, средство, создающее килеобразную форму днища, в качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, соединенных между собой по периметру, причем нижняя часть выполнена из эластичного листа материала под углом, определяющим заданную килеватость, а верхняя часть - в виде плоского листа, формообразующие перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине, причем количество формообразующих перегородок должно быть равным относительно оси симметрии и по мере удаления от нее их высота уменьшается, а расстояние между осью симметрии и соответствующими перегородками по обе стороны от оси симметрии одинаково.
На практике, при осуществлении конструкции прототипа, днище становится килевым, но с негативной выпуклостью на плоской верхней части днища, являющейся палубой лодки. Происходит это из-за того, что воздух, находящийся под давлением в надувном днище, стремится равномерно занять весь объем. Если перегородки между собой симметричны, то воздух распределяется равномерно и создает одинаковое давление на верх и на низ днища. Соответственно расширение приходится и на верх, и на низ днища одинаково. В отличие от низа, где расширение полезно, верх страдает, появляется горб.
Конструкции надувных днищ требуют того, чтобы палуба оставалась плоской, а днище под влиянием давления воздуха и за счет перегородок, формирующих угол килеватости днища, стремилось приобрести правильную килевую форму, что является техническим результатом предлагаемого решения.
На фигурах обозначены позиции: 1 - плоскости (крой эластичного материала), 2 - киль (выпуклость в виде плавно начинающегося и заканчивающегося объема), 3 - перегородки, 4 - края плоскостей 1, 5 - нижняя часть перегородок 3, 6 - килеватость лодки, 7 - перегородка крыловидной формы, 8 - верхняя части днища, 9 - симметричное закрепление перегородок 3, 10 - нижняя часть перегородок 3, 11 - параллельные линии, 12 - больший объем днища, 13 - меньший объем днища (кривая линия перегородки), 14 - форма киля 2 (прямая линия перегородки).
Таким образом, днище формируется, как показано на чертежах по фиг. 1-3. На верхней части днища (Фиг. 1) 8 в диаметральной плоскости закреплены перегородки симметрично 9 относительно друг друга. В нижней килевой части плоскости днища, соблюдая симметрию, в местах, где это необходимо, закреплена нижняя часть перегородок 10 на расстоянии, большем друг от друга, чем верхняя часть перегородок 9 закреплена относительно друг друга на верхней плоскости днища. В зависимости от конструкции килеватости (Фиг. 3) нижняя часть перегородок 5 при необходимости закреплена параллельно по линиям 11 относительно друг друга. Таким образом (Фиг. 1), в нижней части днища образуется больший 12, а в верхней меньший объем 13. При заполнении воздухом этого неравномерного объема, который к тому же сформирован перегородками с заданной высотой, происходит перепад давления. В верхней части надувного днища давление ниже, а в нижней из-за большего объема давление выше. Днище при этом приобретает заданную конструктором форму (Фиг. 1), где верхняя часть надувного днища выравнивается в плоскую поверхность 8, а нижняя приобретает форму киля 14 с заданным углом.
Задавать разницу давления и создавать киль в надувном днище можно и по-другому. Днище имеет две поверхности - верхнюю и нижнюю (Фиг. 2). Между двумя поверхностями в диаметральной плоскости симметрично друг другу закрепляются перегородки 3. Перегородки могут по всей длине иметь разную форму (Фиг. 3), например крыловидную 7, а также прямоугольную, конусообразную, изогнутую под разными радиусами и т.п. В нижней части плоскости днища в диаметральной плоскости по центральной осевой создаются две равных плоскости 1, края которых симметричны и имеют синусоиду крыловидной формы, обращенных друг к другу 4. При соединении друг с другом половинок образуется на плоской поверхности выпуклый объем, формирующий киль надувного днища 2. При наполнении воздухом надувного днища (Фиг. 2, 3) перегородки 3, 5 формируют толщину и форму днища, а заданный конструктором объем нижней плоскости при наполнении воздухом формирует килеватость лодки 6. Таким способом можно задать малокилевое днище и глубокое V-образное днище, можно сконструировать продольный воздушный канал на абсолютно плоском днище, который будет способствовать хорошей всхожести на волну и прямолинейности хода. Подобную конструкцию удобно применять как для надувных моторных, так и для гребных маломерных судов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2389633C2 |
ДВУХКОРПУСНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2591557C1 |
Способ изготовления надувного дна судна (варианты) | 2016 |
|
RU2611288C1 |
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2287449C1 |
МОТОРНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО КАТАМАРАННОГО ТИПА | 2014 |
|
RU2575295C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАДУВНОГО ДНИЩА ДЛЯ НАДУВНОЙ МОТОРНОЙ ЛОДКИ | 2013 |
|
RU2535998C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАДУВНОГО ДНИЩА ДЛЯ НАДУВНОЙ МОТОРНОЙ ЛОДКИ | 2013 |
|
RU2599293C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДНА ЛОДКИ | 2010 |
|
RU2429987C1 |
Способ усиления надувных конструкций (варианты) | 2016 |
|
RU2611668C1 |
Способ изготовления надувного днища для надувной лодки | 2017 |
|
RU2654170C1 |
Изобретение относится к маломерным надувным судам с надувным килевым дном, в частности к конструкции надувного днища. Получение надувного эластичного днища килеобразной формы маломерного надувного судна, по которому в качестве средства создают килеобразную форму днища и используют формообразующие перегородки. Перегородки расположены внутри надувного днища, которое состоит из нижней и верхней частей. Верхние и нижние части выполнены из эластичного листа материала. Формообразованные киль-перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине. В верхней части днища в диаметральной плоскости перегородки закреплены симметрично друг другу. В нижней килевой части плоскости днища нижнюю часть перегородок закрепляют на расстоянии, большем друг от друга, чем верхняя часть перегородок в верхней плоскости днища, либо нижнюю часть перегородок закрепляют параллельно относительно друг друга. Достигается улучшение килеватости днища. 3 ил.
Способ получения надувного эластичного днища килеобразной формы маломерного надувного судна, по которому в качестве средства, создающего килеобразную форму днища, используют формообразующие перегородки, которые расположены внутри надувного днища, состоящего из нижней и верхней частей, которые выполнены из эластичного листа материала, формообразующие киль-перегородки выполнены крыловидной формы и прикреплены через соединительные элементы по обе стороны от оси симметрии в диаметральной плоскости к внутренней поверхности нижней и верхней частей днища и соединены между собой по ребру свободного края по всей длине, причем количество формообразующих перегородок равно относительно оси симметрии и по мере удаления от нее их высота может уменьшаться, а расстояние между осью симметрии и соответствующими перегородками по обе стороны от оси симметрии одинаково, отличающийся тем, что в верхней части днища в диаметральной плоскости перегородки закреплены симметрично друг другу, в нижней килевой части плоскости днища, нижнюю часть перегородок закрепляют на расстоянии, большем друг от друга, чем верхняя часть перегородок в верхней плоскости днища, либо нижнюю часть перегородок закрепляют параллельно относительно друг друга.
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2287449C1 |
Адресная система для запоминающего устройства | 1959 |
|
SU142815A1 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОНСЕРВОВ "БОРЩ ЗЕЛЕНЫЙ" | 2007 |
|
RU2351261C1 |
Авторы
Даты
2015-10-27—Публикация
2014-08-21—Подача