Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке глубокозалегающих, крутонаклонных, с малой площадью в плане в нижней части залежи месторождений полезных ископаемых.
Известен способ вскрытия карьеров, заключающийся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, с начала выхода рабочего борта карьера на его конечный контур с поверхности по границе рабочего и конечного бортов на временном целике пород формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности. Параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик со съездом разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера [1].
Общими с заявляемым техническим решением признаками являются „заключающийся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, с начала выхода рабочего борта карьера на его конечный контур с поверхности по границе рабочего и конечного бортов на временном целике пород формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик со съездом разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов".
Однако при разработке глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых с малой площадью в плане в нижней части залежи глубокими карьерами съезды для обычных колесных автосамосвалов грузоподъемностью 30…40 т не вписываются в малый объем карьерного пространства в нижней части карьера. Для того чтобы разместить их на борту карьера требуется выемка дополнительного объема вскрыши от разноса конечного борта карьера. Кроме того, по условию безопасности в глубоких карьерах необходимо иметь два выезда на поверхность.
Известен также способ проведения крутой траншеи, вскрывающей горизонты с ограниченной площадью для автосамосвалов, способных преодолевать повышенный уклон [2].
Общими с заявляемым техническим решением признаками являются „самые глубокие горизонты карьера, имеющие ограниченную площадь, вскрывают известным способом с проведением крутого съезда для автосамосвалов, преодолевающих повышенный уклон". Такими автосамосвалами являются автосамосвалы с шарнирно-сочлененной рамой.
Однако разработку этих горизонтов с использованием автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой эффективно можно вести только с транспортированием горной массы на поверхность по отдельному крутому съезду.
Задачей изобретения является повышение эффективности разработки глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых, нижняя часть залежи которых имеет малую площадь в плане, за счет нового способа формирования на бортах карьера съездов для обычных колесных автосамосвалов и автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, позволяющего вести разработку с наименьшими затратами на выемку вскрышных пород и обеспечивающего два выезда на поверхность.
Указанный результат достигается тем, что в известном способе вскрытия карьеров, заключающемся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, с начала выхода рабочего борта карьера на его конечный контур с поверхности по границе рабочего и конечного бортов на временном целике пород формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик со съездом разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, самые глубокие горизонты карьера, имеющие ограниченную площадь, вскрывают известным способом с проведением крутого съезда для автосамосвалов, преодолевающих повышенный уклон, на временном целике пород размещают только часть съезда по его ширине, а другую часть съезда размещают на конечном борту карьера, при разработке съезда разрабатывают только часть съезда, расположенную на временном целике пород, а на части съезда на конечном борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, при этом горную массу от разработки целика под частью съезда транспортируют на поверхность по съезду на рабочем борту карьера, съезд на рабочем борту перемещают на конечный борт карьера, при этом его уклон увеличивают до крутого для движения по нему автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, горную массу от формирования крутого съезда автосамосвалами малой грузоподъемности транспортируют на поверхность по уже сформированному на конечном борту карьера съезду для автосамосвалов малой грузоподъемности.
Способ поясняется графически, где на фиг.1 представлен карьер с широким автомобильным съездом, сформированным по ширине частично 1 на временном целике пород, а частично 2 на конечном контуре карьера и съездом 3 для автосамосвалов малой грузоподъемности на рабочем борту карьера; на фиг.2 - карьер со съездами для автосамосвалов малой грузоподъемности, расположенными на конечном 2 и рабочем 3 бортах карьера; на фиг.3 - карьер со съездом 2 для автосамосвалов малой грузоподъемности и съездом 4 для автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, расположенными на конечном и рабочем бортах карьера; на фиг.4 - карьер в отработанном виде со съездом 2 для автосамосвалов малой грузоподъемности и съездом 4 для автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой.
Способ включает следующие операции: проведение на временном целике пород по границе рабочего и конечного бортов карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, с размещением части 1 съезда по его ширине на временном целике пород, а другой части 2 - на конечном борту карьера; проведение на рабочем борту карьера параллельно уже сформированному съезду для автосамосвалов большой грузоподъемности съезда 3 для автосамосвалов малой грузоподъемности; срабатывание части 1 съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, расположенной на временном целике пород, с транспортированием горной массы на поверхность автосамосвалами малой грузоподъемности по съезду 3 на рабочем борту карьера; перемещение съезда 3 с рабочего борта на конечный борт карьера с формированием на нем крутого съезда 4 для движения по нему автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, транспортирование горной массы от формирования крутого съезда автосамосвалами малой грузоподъемности по съезду 2 на конечном борту карьера; проведение в нижней части карьера в условиях ограниченного пространства крутого съезда для автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой известным способом.
Способ заключается в следующем. На временном целике пород по границе рабочего и конечного бортов карьера проводят съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, с размещением части 1 съезда по его ширине на временном целике пород, а другой части 2 - на конечном борту карьера. На рабочем борту карьера параллельно уже сформированному съезду для автосамосвалов большой грузоподъемности проводят съезд 3 для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда в нижней части карьера съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности перестанет вписываться в ограниченное карьерное пространство, часть 1 этого съезда, расположенную на временном целике пород, срабатывают с транспортированием горной массы на поверхность автосамосвалами малой грузоподъемности по съезду 3 на рабочем борту карьера. На части 2 съезда, расположенной на конечном борту карьера, формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Съезд 3 с рабочего борта перемещают на конечный борт карьера с формированием на нем крутого съезда 4 для движения по нему автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, при этом горную массу транспортируют по съезду 2 для автосамосвалов малой грузоподъемности на конечном борту карьера. В условиях ограниченного пространства в нижней части карьера крутой съезд для автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой проводят известным способом.
Использование предлагаемого способа вскрытия позволит повысить эффективность разработки глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых, нижняя часть залежи которых имеет малую площадь в плане, за счет нового способа формирования на бортах карьера съездов для обычных колесных автосамосвалов и крутого съезда для автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой. Он позволяет вести разработку с наименьшими затратами на выемку вскрышных пород.
Источники информации
1. Яковлев В.Л., Берсенев В.А., Бахтурин Ю.А. Патент РФ №2398110, Е21С 41/26. Способ вскрытия карьеров. Заявка №2009106307, заявл. 24.02.2009, опубл. 27.08.2010. Бюл. №24.
2. Берсенев В.А., Глебов А.В., Кармаев Г.Д. Патент РФ №2376471, Е21С 41/26. Способ проведения крутой траншеи. Заявка №2008117529, заявл. 30.04.2008, опубл. 20.12.2009. Бюл. №35.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ КАРЬЕРОВ | 2009 |
|
RU2398110C1 |
Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых | 2018 |
|
RU2693798C1 |
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ | 2008 |
|
RU2382200C1 |
БОРТ КАРЬЕРА | 2009 |
|
RU2416026C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2010 |
|
RU2464422C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ | 1993 |
|
RU2066760C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2015 |
|
RU2579086C1 |
БОРТ КАРЬЕРА | 2007 |
|
RU2353769C2 |
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ | 2013 |
|
RU2540735C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2016 |
|
RU2645051C2 |
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является повышение эффективности разработки глубокозалегающих месторождений. Способ включает проведение по границе рабочего и конечного бортов карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, с размещением части съезда по его ширине на временном целике пород, а другой части - на конечном борту карьера. На рабочем борту карьера параллельно уже сформированному съезду для автосамосвалов большой грузоподъемности проводят съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности в условиях уменьшающегося с глубиной карьерного пространства разместить на борту будет невозможно, часть этого съезда, расположенную на временном целике пород, разрабатывают с транспортированием горной массы на поверхность автосамосвалами малой грузоподъемности по съезду на рабочем борту карьера. На части съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, расположенной на конечном борту карьера, формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности с рабочего борта перемещают на конечный борт карьера, с формированием на нем крутого съезда для движения по нему автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой. Горную массу от проведения крутого съезда транспортируют на поверхность по съезду для автосамосвалов малой грузоподъемности на конечном борту карьера. В нижней части карьера в условиях ограниченного пространства крутой съезд для автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой формируют известным способом. 4 ил.
Способ вскрытия глубоких карьеров, заключающийся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, с начала выхода рабочего борта карьера на его конечный контур с поверхности по границе рабочего и конечного бортов на временном целике пород формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик со съездом разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, самые глубокие горизонты карьера, имеющие ограниченную площадь, вскрывают известным способом с проведением крутого съезда для автосамосвалов, преодолевающих повышенный уклон, отличающийся тем, что на временном целике пород размещают только часть съезда по его ширине, а другую часть съезда размещают на конечном борту карьера, при разработке съезда разрабатывают только часть съезда, расположенную на временном целике пород, а на части съезда на конечном борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, при этом горную массу от разработки целика под частью съезда транспортируют на поверхность по съезду на рабочем борту карьера, съезд на рабочем борту перемещают на конечный борт карьера, при этом его уклон увеличивают до крутого для движения по нему автосамосвалов с шарнирно-сочлененной рамой, горную массу от формирования крутого съезда автосамосвалами малой грузоподъемности транспортируют на поверхность по уже сформированному на конечном борту карьера съезду для автосамосвалов малой грузоподъемности.
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ КРУТОЙ ТРАНШЕИ | 2008 |
|
RU2376471C1 |
БОРТ КАРЬЕРА | 2007 |
|
RU2353769C2 |
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ КАРЬЕРОВ | 2009 |
|
RU2398110C1 |
US 3692364 A1, 19.09.1972 |
Авторы
Даты
2014-11-27—Публикация
2013-07-16—Подача