Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутонаклонных, глубокозалегающих, с ограниченной площадью в плане месторождений полезных ископаемых.
Известен способ вскрытия с проведением на конечных бортах карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, что требует выемки большого дополнительного объема вскрыши, а также способ вскрытия с проведением на конечных бортах в верхней части карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в его нижней части съезда для автосамосвалов малой грузоподъемности [1].
Общим с заявляемым способом признаком является "проведение на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности".
Формирование на конечных бортах в нижней части карьера узкого съезда вместо широкого съезда позволит значительно сократить объем выемки вскрыши в карьере. Однако объем выемки вскрыши при формировании в верхней части карьера широкого автомобильного съезда остается значительным.
Задачей изобретения является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого, за счет уменьшения объема выемки вскрыши при формировании автомобильного съезда на конечных бортах в верхней части карьера.
Указанный результат достигается тем, что в известном способе вскрытия карьеров, заключающемся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, с начала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур по границе рабочего и конечного бортов с поверхности на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера.
Способ вскрытия карьеров поясняется графически, где на фиг.1 показан карьер, горизонты которого с поверхности вскрыты съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, сформированным на целике пород висячего и лежачего бортов по границе между конечным и рабочим бортами и уступах в нижней части рабочего борта карьера и съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, сформированным с поверхности на рабочем борту карьера параллельно съезду для автосамосвалов большой грузоподъемности; на фиг.2 показан карьер в отработанном виде со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности на его конечных бортах.
Способ вскрытия включает следующие операции: проведение с поверхности на целике пород висячего и лежачего бортов по границе между конечным 1 и рабочим 2 бортами карьера и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности; проведение с поверхности на рабочем борту 2 карьера параллельно съезду 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности съезда 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности; разработку с применением автосамосвалов малой грузоподъемности целика пород под съездом 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности и оставшегося в конечном контуре карьера объема горной массы с транспортированием горной массы по съезду 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности с постановкой его на конечных бортах карьера в стационарное положение 5.
Способ заключается в проведении с поверхности на целике пород висячего и лежачего бортов карьера по границе между конечным 1 и рабочим 2 бортами и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда 3, по которому с рабочих горизонтов карьера на поверхность автосамосвалами большой грузоподъемности транспортируют основной объем разрабатываемой горной массы. Параллельно съезду 3 с поверхности на рабочем борту 2 карьера формируют съезд 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда формирование съезда 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности и оставшийся в конечном контуре карьера объем горной массы разрабатывают с транспортированием горной массы автосамосвалами малой грузоподъемности по съезду 4, ширина которого соответствует их габаритам. При выходе рабочих уступов на конечный контур съезд 4 ставят в положение 5.
Предлагаемый способ вскрытия карьеров позволяет разработать основной объем горной массы в карьере с ее транспортированием на поверхность автосамосвалами грузоподъемностью более 100 т, применение которых при разработке больших объемов горной массы значительно более эффективно в сравнении с применением автосамосвалов меньшей грузоподъемности. В то же время формирование на конечных бортах в верхней части карьеров съездов для автосамосвалов грузоподъемностью 30…40 т требует выемки объема вскрыши, который меньше объема выемки вскрыши при формировании на конечных бортах в верхней части карьеров съездов для автосамосвалов грузоподъемностью более 100 т на миллионы кубометров. Использование предлагаемого способа вскрытия позволит разрабатывать основной объем горной массы в карьере с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности при наименьших затратах. Использование при постановке рабочего борта на конечный контур в верхней части карьера, когда оставшийся объем разрабатываемой горной массы будет минимальным, автосамосвалов относительно малой грузоподъемности вместо автосамосвалов большой грузоподъемности позволит значительно сократить объем выемки вскрыши при формировании капитального автомобильного съезда и соответственно уменьшить затраты на разработку.
Источники информации
1. Способы совершенствования горно-транспортной системы карьера / Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенёв В.А. // Известия Уральского гос. горного университета. Вып.21. Серия: Горное дело. 2005, С.59.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ | 2013 |
|
RU2534305C1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений с применением многоступенчатых временно нерабочих бортов | 2018 |
|
RU2685583C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2004 |
|
RU2282721C2 |
Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых | 2018 |
|
RU2693798C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ | 1993 |
|
RU2057937C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2005 |
|
RU2304720C1 |
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1730452A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2005 |
|
RU2294434C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1996 |
|
RU2093680C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2003 |
|
RU2256795C1 |
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутонаклонных, глубокозалегающих, с ограниченной площадью в плане месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого за счет уменьшения объема выемки вскрыши при формировании автомобильного съезда на конечных бортах в верхней части карьера. Способ включает формирование с начала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур по границе рабочего и конечного бортов на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности. Параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности в нижней части карьера из-за уменьшающегося пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности разрабатывают вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы. При разработке используют автосамосвалы малой грузоподъемности с транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера. 2 ил.
Способ вскрытия карьеров, разрабатывающих крутонаклонные, глубокозалегающие, с ограниченной площадью в плане месторождения полезных ископаемых, заключающийся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, отличающийся тем, что сначала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур, по границе рабочего и конечного бортов с поверхности, на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера.
RU 2007118629 А, 27.11.2008 | |||
Способ открытой разработки пологозалегающих месторождений полезных ископаемых | 1982 |
|
SU1008450A1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых | 1990 |
|
SU1744255A1 |
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И ОТРАБОТКИ ГЛУБОКИХ ГОРИЗОНТОВ КИМБЕРЛИТОВЫХ ТРУБОК | 2003 |
|
RU2233982C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2004 |
|
RU2282721C2 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1997 |
|
RU2148713C1 |
Авторы
Даты
2010-08-27—Публикация
2009-02-24—Подача