СПОСОБ ВСКРЫТИЯ КАРЬЕРОВ Российский патент 2010 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение RU2398110C1

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутонаклонных, глубокозалегающих, с ограниченной площадью в плане месторождений полезных ископаемых.

Известен способ вскрытия с проведением на конечных бортах карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, что требует выемки большого дополнительного объема вскрыши, а также способ вскрытия с проведением на конечных бортах в верхней части карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, а в его нижней части съезда для автосамосвалов малой грузоподъемности [1].

Общим с заявляемым способом признаком является "проведение на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности".

Формирование на конечных бортах в нижней части карьера узкого съезда вместо широкого съезда позволит значительно сократить объем выемки вскрыши в карьере. Однако объем выемки вскрыши при формировании в верхней части карьера широкого автомобильного съезда остается значительным.

Задачей изобретения является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого, за счет уменьшения объема выемки вскрыши при формировании автомобильного съезда на конечных бортах в верхней части карьера.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе вскрытия карьеров, заключающемся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, с начала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур по границе рабочего и конечного бортов с поверхности на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера.

Способ вскрытия карьеров поясняется графически, где на фиг.1 показан карьер, горизонты которого с поверхности вскрыты съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности, сформированным на целике пород висячего и лежачего бортов по границе между конечным и рабочим бортами и уступах в нижней части рабочего борта карьера и съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности, сформированным с поверхности на рабочем борту карьера параллельно съезду для автосамосвалов большой грузоподъемности; на фиг.2 показан карьер в отработанном виде со съездом для автосамосвалов малой грузоподъемности на его конечных бортах.

Способ вскрытия включает следующие операции: проведение с поверхности на целике пород висячего и лежачего бортов по границе между конечным 1 и рабочим 2 бортами карьера и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности; проведение с поверхности на рабочем борту 2 карьера параллельно съезду 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности съезда 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности; разработку с применением автосамосвалов малой грузоподъемности целика пород под съездом 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности и оставшегося в конечном контуре карьера объема горной массы с транспортированием горной массы по съезду 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности с постановкой его на конечных бортах карьера в стационарное положение 5.

Способ заключается в проведении с поверхности на целике пород висячего и лежачего бортов карьера по границе между конечным 1 и рабочим 2 бортами и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда 3, по которому с рабочих горизонтов карьера на поверхность автосамосвалами большой грузоподъемности транспортируют основной объем разрабатываемой горной массы. Параллельно съезду 3 с поверхности на рабочем борту 2 карьера формируют съезд 4 для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда формирование съезда 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом 3 для автосамосвалов большой грузоподъемности и оставшийся в конечном контуре карьера объем горной массы разрабатывают с транспортированием горной массы автосамосвалами малой грузоподъемности по съезду 4, ширина которого соответствует их габаритам. При выходе рабочих уступов на конечный контур съезд 4 ставят в положение 5.

Предлагаемый способ вскрытия карьеров позволяет разработать основной объем горной массы в карьере с ее транспортированием на поверхность автосамосвалами грузоподъемностью более 100 т, применение которых при разработке больших объемов горной массы значительно более эффективно в сравнении с применением автосамосвалов меньшей грузоподъемности. В то же время формирование на конечных бортах в верхней части карьеров съездов для автосамосвалов грузоподъемностью 30…40 т требует выемки объема вскрыши, который меньше объема выемки вскрыши при формировании на конечных бортах в верхней части карьеров съездов для автосамосвалов грузоподъемностью более 100 т на миллионы кубометров. Использование предлагаемого способа вскрытия позволит разрабатывать основной объем горной массы в карьере с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности при наименьших затратах. Использование при постановке рабочего борта на конечный контур в верхней части карьера, когда оставшийся объем разрабатываемой горной массы будет минимальным, автосамосвалов относительно малой грузоподъемности вместо автосамосвалов большой грузоподъемности позволит значительно сократить объем выемки вскрыши при формировании капитального автомобильного съезда и соответственно уменьшить затраты на разработку.

Источники информации

1. Способы совершенствования горно-транспортной системы карьера / Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенёв В.А. // Известия Уральского гос. горного университета. Вып.21. Серия: Горное дело. 2005, С.59.

Похожие патенты RU2398110C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ 2013
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
  • Яковлев Виктор Леонтьевич
  • Глебов Андрей Валерьевич
RU2534305C1
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений с применением многоступенчатых временно нерабочих бортов 2018
  • Саканцев Георгий Григорьевич
RU2685583C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2004
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2282721C2
Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых 2018
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Глебов Андрей Валерьевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Семенкин Александр Владимирович
RU2693798C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ 1993
  • Шарин В.В.
RU2057937C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2005
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2304720C1
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых 1989
  • Брехов Иван Тихонович
SU1730452A1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2005
  • Акишев Александр Николаевич
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Бахтин Валерий Александрович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Нехаев Владимир Аркадьевич
RU2294434C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1996
  • Кузнецов Сергей Борисович
  • Столяров Олег Иванович
  • Коваленко Владимир Сергеевич
  • Журавлев Владимир Антонович
  • Подгорный Михаил Степанович
  • Приставка Анатолий Григорьевич
  • Данильченко Владимир Николаевич
RU2093680C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2003
  • Еремин Г.М.
RU2256795C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 398 110 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ВСКРЫТИЯ КАРЬЕРОВ

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутонаклонных, глубокозалегающих, с ограниченной площадью в плане месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого за счет уменьшения объема выемки вскрыши при формировании автомобильного съезда на конечных бортах в верхней части карьера. Способ включает формирование с начала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур по границе рабочего и конечного бортов на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности. Параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности. Когда формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности в нижней части карьера из-за уменьшающегося пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности разрабатывают вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы. При разработке используют автосамосвалы малой грузоподъемности с транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 398 110 C1

Способ вскрытия карьеров, разрабатывающих крутонаклонные, глубокозалегающие, с ограниченной площадью в плане месторождения полезных ископаемых, заключающийся в проведении на бортах карьера съездов для автосамосвалов большой и малой грузоподъемности, отличающийся тем, что сначала выхода рабочего висячего борта карьера на его конечный контур, по границе рабочего и конечного бортов с поверхности, на временном целике пород висячего и лежачего бортов и уступах в нижней части рабочего борта карьера формируют съезд для автосамосвалов большой грузоподъемности, параллельно этому съезду с поверхности на рабочем борту карьера формируют съезд для автосамосвалов малой грузоподъемности, когда дальнейшее формирование съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности из-за уменьшающегося с глубиной карьерного пространства станет невозможным, целик пород под съездом для автосамосвалов большой грузоподъемности вместе с оставшимся в конечном контуре карьера объемом горной массы разрабатывают с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности и транспортированием горной массы по съезду для этих автосамосвалов, который по мере погашения рабочих уступов формируют на конечных бортах карьера с поверхности до горизонта проектной глубины карьера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2398110C1

RU 2007118629 А, 27.11.2008
Способ открытой разработки пологозалегающих месторождений полезных ископаемых 1982
  • Мосинец Владимир Николаевич
  • Котенко Евгений Александрович
  • Штейнберг Арон Бенционович
  • Крючков Николай Васильевич
  • Докучаев Григорий Владимирович
  • Демич Леонид Михайлович
  • Бородин Николай Федорович
  • Кириченко Михаил Михайлович
  • Зиздо Борис Николаевич
  • Орехов Аркадий Николаевич
  • Сикстель Борис Юрьевич
  • Катков Геннадий Викторович
SU1008450A1
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых 1990
  • Анистратов Юрий Иванович
  • Борщ-Компониец Леонид Витальевич
  • Анистратов Константин Юрьевич
  • Таскаев Евгений Юрьевич
  • Дюкарев Владимир Петрович
  • Насурдинов Тахир Гасаидинович
SU1744255A1
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И ОТРАБОТКИ ГЛУБОКИХ ГОРИЗОНТОВ КИМБЕРЛИТОВЫХ ТРУБОК 2003
  • Зельберг А.С.
  • Андросов А.Д.
  • Крамсков Н.П.
  • Галкин А.Ф.
  • Протопопов Д.Ю.
  • Андросов А.А.
RU2233982C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2004
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2282721C2
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1997
  • Галкин В.А.
  • Бортников В.П.
  • Гусев Р.М.
  • Гринцов В.А.
  • Ермолаев В.А.
  • Кузнецов В.И.
  • Мурзин А.Л.
RU2148713C1

RU 2 398 110 C1

Авторы

Яковлев Виктор Леонтьевич

Берсенев Виктор Анатольевич

Бахтурин Юрий Алексеевич

Даты

2010-08-27Публикация

2009-02-24Подача