Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых Российский патент 2019 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение RU2693798C1

Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых, верхняя часть которых на большую глубину имеет большую площадь в плане, а нижняя часть имеет конусообразную форму, осуществляемой с использованием автомобильного и автомобильно-конвейерного видов транспорта.

Известен способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых, включающий разработку верхней части месторождения, на большую глубину имеющей большую площадь в плане, которую осуществляют с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности, и разработку нижней части месторождения, имеющей конусообразную форму, которую осуществляют с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности, способных преодолевать повышенный уклон (Берсенев В.А. Формирование горно-транспортных систем карьеров с автомобильным транспортом, научное издание «Проблемы карьерного транспорта», Екатеринбург: Институт горного дела УрО РАН, 2009 г., с. 48).

Недостатком способа являются большие финансовые затраты на транспортирование полезного ископаемого с глубоких горизонтов карьера до приемного пункта, расположенного на поверхности, осуществляемое с помощью автосамосвалов малой грузоподъемности, способных преодолевать повышенный уклон.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых, включающий разработку верхней части месторождения, на большую глубину имеющей большую площадь в плане, которую осуществляют с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности, и разработку нижней части месторождения, имеющей конусообразную форму, которую осуществляют с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности, способных преодолевать повышенный уклон, дробильно-перегрузочного пункта и крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром. При этом с целью формирования на конечном борту в нижней части карьера площадки под дробильно-перегрузочный пункт и крутонаклонный конвейер с прижимным верхним ленточным контуром осуществляют разнос конечного борта карьера с выемкой большого объема вскрышных пород, что требует высоких финансовых затрат (Шешко Е.Е. Проблемы крутонаклонных ленточных конвейеров с прижимной лентой на карьерах, Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) № 58, 2008 г., с. 158, г. Москва).

Недостатком способа является необходимость формирования в нижней части карьера дополнительной площадки больших размеров под дробильно-перегрузочный пункт и хвостовую часть крутонаклонного конвеера с прижимным верхним ленточным контуром с выемкой большого дополнительного объема вскрышных пород с большими финансовыми затратами.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, является снижение финансовых затрат на разработку глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых за счет исключения формирования на конечном борту в нижней части карьера дополнительной площадки под дробильно-перегрузочный пункт и хвостовую часть крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром, требующего выемки большого объема вскрышных пород.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в заявляемом способе открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых, заключающемся в разработке верхней части месторождения, на большую глубину имеющей большую площадь в плане, которую осуществляют с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности, и в разработке нижней части месторождения, имеющей конусообразную форму, которую осуществляют с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности, способных преодолевать повышенный уклон, дробильно-перегрузочного пункта и крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром, согласно изобретению при разработке нижней части месторождения дробильно-перегрузочный пункт и хвостовую часть крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром размещают на горизонтальной площадке, которую формируют в верхней части целика под последним по глубине участком съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, расположенным между смежными горизонтами на конечном борту карьера, а нижнюю часть целика частично срабатывают с постепенным уменьшением его ширины до ширины съезда для вспомогательной техники, разгрузку на дробильно-перегрузочном пункте автосамосвалов малой грузоподъемности, преодолевающих повышенный уклон, производят с горизонтальной площадки съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности.

Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых поясняется графически, где:

на фиг. 1 представлена нижняя часть карьера с последним по глубине карьера участком съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, расположенным между смежными горизонтами на конечном борту карьера;

на фиг. 2 представлена горизонтальная площадка, сформированная в верхней части целика под последним по глубине участком съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, расположенным между смежными горизонтами на конечном борту карьера;

на фиг. 3 представлена нижняя часть карьера после окончания разработки месторождения полезных ископаемых.

Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых заключается в следующем. В верхней части целика под последним по глубине участком съезда 1 для автосамосвалов большой грузоподъемности между смежными горизонтами карьера формируют горизонтальную площадку 2 (фиг. 1, 2, 3). На горизонтальной площадке 2 монтируют дробильно-перегрузочный пункт 3 и хвостовую часть 4 крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром. На конечном борту карьера до поверхности монтируют крутонаклонную часть 5 крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром. На поверхности грузонесущую часть крутонаклонного конвейера удлиняют до пункта приема горной массы (фиг. 2, 3). Нижнюю часть 6 съезда 1 срабатывают с постепенным уменьшением его ширины до ширины съезда для вспомогательной техники (фиг. 1, 2, 3). Нижнюю часть карьера разрабатывают с транспортированием полезного ископаемого автосамосвалами 7 малой грузоподъемности, преодолевающими повышенный уклон, с их разгрузкой с горизонтальной площадки капитального съезда на дробильно-перегрузочном пункте 3 (фиг. 2). Дробленое на дробильно-перегрузочном пункте 3 полезное ископаемое хвостовой частью 4 и крутонаклонной частью 5 крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром транспортируют на поверхность (фиг. 2, 3). На поверхности полезное ископаемое грузонесущей частью крутонаклонного конвейера транспортируют на пункт приема.

Использование заявляемого способа открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых позволит снизить финансовые затраты на разработку за счет исключения необходимости формирования на конечном борту в нижней части карьера дополнительной площадки под дробильно-перегрузочный пункт и хвостовую часть крутонаклонного конвеерного подъемника с прижимным верхним ленточным контуром, требующего выемки большого объема вскрышных пород.

Похожие патенты RU2693798C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2016
  • Яковлев Виктор Леонтьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Семенкин Александр Владимирович
RU2645051C2
ВНУТРИБОРТОВОЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ ПЛОЩАДНОЙ ФОРМЫ 2015
  • Саканцев Георгий Георгиевич
  • Саканцев Михаил Григорьевич
  • Яковлев Алексей Викторович
  • Переход Татьяна Максимовна
  • Бусаргина Екатерина Сергеевна
RU2584173C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2015
  • Яковлев Виктор Лентьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
  • Сумина Ирина Геннадиевна
RU2579086C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2009
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2394158C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ РУДНЫХ ТЕЛ 2014
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Акишев Александр Николаевич
  • Самоловов Владимир Семенович
RU2571776C1
КАРЬЕР 2016
  • Глебов Андрей Валерьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Семёнкин Александр Владимирович
RU2632612C1
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ 2013
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
  • Яковлев Виктор Леонтьевич
  • Глебов Андрей Валерьевич
RU2534305C1
КАРЬЕР 2012
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
  • Сумина Ирина Геннадиевна
RU2498068C1
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ КАРЬЕРОВ 2009
  • Яковлев Виктор Леонтьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
RU2398110C1
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА С ДВУМЯ БЛИЗКОРАСПОЛОЖЕННЫМИ РУДНЫМИ ТЕЛАМИ 2013
  • Акишев Александр Николаевич
  • Кожемякин Алексей Александрович
  • Бабаскин Сергей Леонидович
  • Черепнов Андрей Николаевич
  • Федеряев Олег Владимирович
RU2540735C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 693 798 C1

Реферат патента 2019 года Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых, верхняя часть которых на большую глубину имеет большую площадь в плане, а нижняя часть имеет конусообразную форму, осуществляемой с использованием автомобильного и автомобильно-конвейерного видов транспорта. Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых заключается в разработке верхней части месторождения, на большую глубину имеющей большую площадь в плане, которую осуществляют с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности, и в разработке нижней части месторождения, имеющей конусообразную форму, которую осуществляют с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности, способных преодолевать повышенный уклон, дробильно-перегрузочного пункта и крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром. При разработке нижней части месторождения дробильно-перегрузочный пункт и хвостовую часть крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром размещают на горизонтальной площадке, которую формируют в верхней части целика под последним по глубине участком съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, расположенным между смежными горизонтами на конечном борту карьера. Нижнюю часть целика частично срабатывают с постепенным уменьшением его ширины до ширины съезда для вспомогательной техники. Разгрузку на дробильно-перегрузочном пункте автосамосвалов малой грузоподъемности, преодолевающих повышенный уклон, производят с горизонтальной площадки съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности. Техническим результатом является исключение формирования на конечном борту в нижней части карьера дополнительной площадки под дробильно-перегрузочный пункт и хвостовую часть крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром, требующего выемки большого объема вскрышных пород. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 693 798 C1

Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых, заключающийся в разработке верхней части месторождения, на большую глубину имеющей большую площадь в плане, которую осуществляют с использованием автосамосвалов большой грузоподъемности, и в разработке нижней части месторождения, имеющей конусообразную форму, которую осуществляют с использованием автосамосвалов малой грузоподъемности, способных преодолевать повышенный уклон, дробильно-перегрузочного пункта и крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром, отличающийся тем, что при разработке нижней части месторождения дробильно-перегрузочный пункт и хвостовую часть крутонаклонного конвейера с прижимным верхним ленточным контуром размещают на горизонтальной площадке, которую формируют в верхней части целика под последним по глубине участком съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности, расположенным между смежными горизонтами на конечном борту карьера, а нижнюю часть целика частично срабатывают с постепенным уменьшением его ширины до ширины съезда для вспомогательной техники, разгрузку на дробильно-перегрузочном пункте автосамосвалов малой грузоподъемности, преодолевающих повышенный уклон, производят с горизонтальной площадки съезда для автосамосвалов большой грузоподъемности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2693798C1

ШЕШКО Е.Е
Проблемы крутонаклонных ленточных конвейеров с прижимной лентой на карьерах, Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) N 58, 2008, с.158
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2016
  • Яковлев Виктор Леонтьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Семенкин Александр Владимирович
RU2645051C2
КАРЬЕР 2016
  • Глебов Андрей Валерьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Семёнкин Александр Владимирович
RU2632612C1
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1991
  • Медведев М.Л.
  • Дюкарев В.П.
  • Лазутин Э.С.
  • Левданский В.В.
RU2070292C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2015
  • Яковлев Виктор Лентьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
  • Сумина Ирина Геннадиевна
RU2579086C1
US 3692364 A1, 19.09.1972.

RU 2 693 798 C1

Авторы

Берсенев Виктор Анатольевич

Глебов Андрей Валерьевич

Кармаев Геннадий Дмитриевич

Семенкин Александр Владимирович

Даты

2019-07-04Публикация

2018-12-19Подача