СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Российский патент 2018 года по МПК E21C41/26 

Описание патента на изобретение RU2645051C2

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при разработке глубокозалегающих, вытянутых в плане месторождений полезных ископаемых открытым способом, разрабатываемых с выдачей скального полезного ископаемого на поверхность автомобильно-конвейерным транспортом и внутрикарьерным отвалообразованием вскрышных пород.

Известен способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, заключающийся в разработке глубокозалегающих, вытянутых в плане месторождений полезных ископаемых, вначале с одного торца месторождения с образованием конечного дна карьера и транспортированием вскрышных пород и полезного ископаемого автосамосвалами на поверхность, с дальнейшим транспортированием вскрышных пород автосамосвалами из другого торца карьера на этот участок конечного дна карьера, с образованием на нем внутреннего отвала вскрышных пород [1].

Общими с заявляемым техническим решением признаками являются "заключающийся в разработке глубокозалегающих, вытянутых в плане месторождений полезных ископаемых, вначале с одного торца месторождения с образованием конечного дна карьера и транспортированием вскрышных пород и полезного ископаемого автосамосвалами на поверхность, с дальнейшим транспортированием вскрышных пород автосамосвалами из другого торца карьера на этот участок конечного дна карьера, с образованием на нем внутреннего отвала вскрышных пород".

Недостатком этого способа являются большие затраты на транспортирование полезного ископаемого с глубоких горизонтов карьера на поверхность автосамосвалами.

Этот недостаток может быть устранен за счет использования известного способа открытой разработки месторождений полезных ископаемых, расположенных на большой глубине от поверхности, с использованием автомобильно-конвейерного транспорта, заключающегося в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из экскаваторных забоев до дробильно-перегрузочного пункта, расположенного на конечном борту карьера, перегрузке его на ленточный конвейерный подъемник через дробилки крупного дробления, транспортировании дробленой горной массы конвейерным подъемником, расположенным в траншее на конечном борту карьера, на поверхность, переносе дробильно-перегрузочного пункта по мере понижения горных работ на новое место установки на нижних горизонтах конечного борта карьера, удлинении конвейерного подъемника ленточным подъемным конвейером, расположенным в траншее на конечном борту карьера, до дробильно-перегрузочного пункта на новом месте установки [2].

Общими с заявляемым техническим решением признаками являются "заключающийся в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из экскаваторных забоев до дробильно-перегрузочного пункта, расположенного на конечном борту карьера, перегрузке его на конвейерный подъемник через дробилки крупного дробления, транспортировании дробленой горной массы конвейерным подъемником, расположенным на конечном борту карьера, на поверхность, удлинении конвейерного подъемника подъемным конвейером, расположенным на конечном борту карьера, до дробильно-перегрузочного пункта на нижних горизонтах карьера".

Недостатком данного способа является выемка большого объема вскрышных пород от разноса конечного борта карьера под площадку размещения нижнего дробильно-перегрузочного пункта.

Этот недостаток может быть устранен за счет использования известного способа открытой разработки месторождений полезных ископаемых с использованием автомобильно-конвейерного транспорта, заключающегося в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из экскаваторных забоев на дробильно-перегрузочный пункт, установленный на конечном борту карьера, перегрузке его из автосамосвалов через дробилку крупного дробления на ленточный подъемный конвейер, установленный в траншее на конечном борту карьера, транспортировании его этим конвейером на поверхность, удлинении конвейерного подъемника ленточным подъемным конвейером, установленным в траншее на конечном борту карьера, переносе дробильно-перегрузочного пункта с установкой его на временном целике пород на нижних горизонтах карьера, перегрузке горной массы через него из автосамосвалов на удлиненный конвейерный подъемник. После выдачи по дробильно-конвейерному комплексу всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс демонтируют, а временный целик пород под этим комплексом с оставшимся в целике полезным ископаемым разрабатывают с выдачей горной массы на поверхность автомобильным транспортом [3].

Общими с заявляемым техническим решением признаками являются "заключающийся в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из экскаваторных забоев на дробильно-перегрузочный пункт, установленный на конечном борту карьера, перегрузке его из автосамосвалов через дробилки крупного дробления на подъемный конвейер, установленный на конечном борту карьера, транспортировании его этим конвейером на поверхность, удлинении конвейерного подъемника конвейером, установленным на конечном борту карьера, перегрузке горной массы на этот конвейер из автосамосвалов через дробильно-перегрузочный пункт, установленный на временном целике пород, после выдачи по дробильно-конвейерному комплексу всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс с нижним конвейерным ставом демонтируют, а временный целик пород под этим комплексом с оставшимся в целике полезным ископаемым разрабатывают".

Недостатком данного способа являются большие затраты на автомобильный транспорт при разработке временного целика пород под дробильно-перегрузочным пунктом с транспортированием горной массы автосамосвалами на поверхность.

Задачей изобретения является снижение затрат на разработку вытянутых в плане, глубокозалегающих от поверхности месторождений полезных ископаемых, разрабатываемых с использованием автомобильно-конвейерного транспорта и внутрикарьерным отвалообразованием вскрышных пород, за счет снижения затрат на автомобильный транспорт при разработке временного целика пород под дробильно-перегрузочным пунктом.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе открытой разработки месторождений полезных ископаемых, заключающемся в разработке глубокозалегающих, вытянутых в плане месторождений полезных ископаемых, вначале с одного торца месторождения с образованием конечного дна карьера с транспортированием вскрышных пород и полезного ископаемого автосамосвалами на поверхность, с дальнейшим транспортированием вскрышных пород из другого торца карьера на этот участок конечного дна карьера с образованием на нем внутреннего отвала вскрышных пород, в транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из экскаваторных забоев на дробильно-перегрузочный пункт, установленный на конечном борту карьера, перегрузке его из автосамосвалов через дробилки крупного дробления на конвейер, установленный на конечном борту карьера, транспортировании его этим конвейером на поверхность, удлинении конвейерного подъемника конвейером, установленным на конечном борту карьера, перегрузке полезного ископаемого на этот конвейер из автосамосвалов через дробильно-перегрузочный пункт, установленный на временном целике пород, после выдачи по дробильно-конвейерному комплексу всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс с нижним конвейерным ставом демонтируют, а временный целик пород под этим комплексом с оставшимся в целике полезным ископаемым разрабатывают, дробильно-конвейерный комплекс и временный целик пород устраивают в торце карьера, целик пород под демонтированным дробильно-перегрузочным пунктом разрабатывают с транспортированием автосамосвалами вскрышных пород на внутренний отвал в другом торце карьера, после разгрузки вскрышных пород на внутреннем отвале автосамосвалы во время обратного рейса заезжают в забои на нижних уступах временного целика пород, где их экскаваторами загружают полезным ископаемым, которое они транспортируют на дробильно-перегрузочный пункт, оставленный на конечном борту карьера, с выдачей его на поверхность верхним конвейерным ставом, установленным под углом наклона конечного борта карьера, после разгрузки полезного ископаемого на дробильно-перегрузочном пункте во время обратного рейса автосамосвалы заезжают в забои на верхних уступах временного целика пород, где их экскаваторами загружают вскрышными породами, которые они транспортируют и разгружают во внутренний отвал.

Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых поясняется графически, где на фиг. 1 показана разработка карьера с транспортированием автосамосвалами полезного ископаемого на дробильно-перегрузочный пункт 1 на конечном борту в торце карьера, с транспортированием дробленой в дробилках крупного дробления горной массы конвейером 2, установленным под углом наклона конечного борта в торцевой части карьера, на поверхность, а вскрышных пород автосамосвалами на поверхность; на фиг. 2 показано окончание разработки карьера с транспортированием полезного ископаемого на новый дробильно-перегрузочный пункт 3, установленный на временном целике пород 4 в торцевой части карьера, с транспортирование дробленого на пункте 3 полезного ископаемого конвейером 5, установленным на конечном борту карьера под углом его наклона, с перегрузкой горной массы с него на конвейер 2 до поверхности, а вскрышных пород автосамосвалами на поверхность; на фиг. 3 показана разработка временного целика пород 4 после демонтажа дробильно-перегрузочного пункта 3 и нижнего конвейерного става 5 с транспортированием автосамосвалами полезного ископаемого на дробильно-перегрузочный пункт 1, оставленный на конечном борту карьера, с выдачей дробленой горной массы на поверхность конвейером 2, а вскрышных пород на внутренний отвал 6 на конечном дне карьера; на фиг. 4 показан карьер на конец разработки.

Способ включает следующие операции: транспортирование скального полезного ископаемого автосамосвалами из экскаваторных забоев на дробильно-перегрузочный пункт 1 на конечном борту в торце карьера; перегрузку полезного ископаемого из автосамосвалов через дробилки крупного дробления на конвейер 2, установленный под углом наклона конечного борта в торце карьера; транспортирование горной массы конвейером 2 на поверхность; удлинение конвейерного подъемника 2 конвейером 5, установленным под углом наклона конечного борта с размещением его хвостовой части на временном целике пород 4; установку на временном целике пород 4 над хвостовой частью конвейера 5 дробильно-перегрузочного пункта 3 с размещением разгрузочной площадки автосамосвалов на насыпи вскрышных пород; разработку нижней части карьера с транспортирование полезного ископаемого автосамосвалами на дробильно-перегрузочный пункт 3 на временном целике пород 4, а вскрышных пород на поверхность; демонтаж нижнего става 5 конвейерного подъемника и дробильно-перегрузочного пункта 3 на временном целике пород 4; транспортирование автосамосвалами полезного ископаемого из нижних уступов 7 временного целика пород 4 на дробильно-перегрузочный пункт 1, оставленный на конечном борту карьера, а вскрышных пород из верхних уступов 8 временного целика пород 4 на внутренний отвал вскрышных пород 6.

Способ заключается в следующем. Полезное ископаемое из экскаваторных забоев автосамосвалами транспортируют на дробильно-перегрузочный пункт 1 на конечном борту в торце карьера, где его через дробилки крупного дробления перегружают на конвейер 2, установленный под углом наклона конечного борта в торце карьера, которым его доставляют на поверхность. После того как под дробильно-перегрузочным пунктом 1 на достаточную глубину будет сформирован конечный борт карьера, конвейерный подъемник 2 удлиняют подъемным конвейером 5, установленным под углом наклона конечного борта, с размещением его хвостовой части на временном целике пород 4. Над хвостовой частью подъемного конвейера 5 на временном целике пород 4 устанавливают новый дробильно-перегрузочный пункт 3 с разгрузочной площадкой автосамосвалов на насыпи вскрышных пород. Полезное ископаемое из другого торца карьера автосамосвалами транспортируют на дробильно-перегрузочный пункт 3, а вскрышные породы на поверхность. После того как в этом торце карьера образуется горизонт конечного дна карьера достаточной площади, на этом горизонте устраивают внутренний отвал вскрышных пород 6. Дробильно-перегрузочный пункт 3 на временном целике пород 4 и подъемный конвейер 5 демонтируют. Целик пород 4 разрабатывают с транспортированием автосамосвалами вскрышных пород на внутренний отвал 6, а полезного ископаемого на дробильно-перегрузочный пункт 1, оставленный на конечном борту карьера. После разгрузки автосамосвалов на внутреннем отвале 6 они во время обратного рейса заезжают в забои на нижних уступах 7 временного целика пород 4, где их экскаваторами загружают полезным ископаемым, которое они транспортируют на дробильно-перегрузочный пункт 1 на конечном борту карьера с выдачей его на поверхность конвейером 2. После разгрузки на дробильно-перегрузочном пункте 1 во время обратного рейса автосамосвалы заезжают в забои на верхних уступах 8 временного целика пород 4, где их экскаваторами загружают вскрышными породами, которые они транспортируют и разгружают на внутреннем отвале 6.

Использование заявляемого способа открытой разработки месторождений полезных ископаемых позволяет снизить затраты на разработку глубокозалегающих, вытянутых в плане месторождений полезных ископаемых с использованием автомобильно-конвейерного транспорта и внутреннего отвалообразования вскрышных пород. Это достигается за счет уменьшения длины холостого пробега автосамосвалов при разработке временного целика пород под нижним дробильно-перегрузочным пунктом.

Источники информации

1. Галкин В.А., Бортников В.П., Гусев P.M. и др. Способ открытой разработки наклонных и крутопадающих залежей полезных ископаемых. Патент РФ №2148713. Опубликовано 10.05.2000.

2. Способы совершенствования горно-транспортной системы карьера / Яковлев В.Л., Смирнов В.П., Берсенев В.А. / Известия Уральского государственного горного университета. Вып. 21. Серия: Горное дело. - 2005. - С. 52.

3. Яковлев В.Л., Берсенев В.А., Кармаев Г.Д., Бахтурин Ю.А., Сумина И.Г. Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых. Патент РФ №2579086. Опубликовано 02.03.2016.

Похожие патенты RU2645051C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2015
  • Яковлев Виктор Лентьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
  • Сумина Ирина Геннадиевна
RU2579086C1
КАРЬЕР 2016
  • Глебов Андрей Валерьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Семёнкин Александр Владимирович
RU2632612C1
Способ открытой разработки глубокозалегающих крутопадающих месторождений полезных ископаемых 2018
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Глебов Андрей Валерьевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Семенкин Александр Владимирович
RU2693798C1
СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРА 2005
  • Яковлев Виктор Леонтьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
RU2291302C2
КАРЬЕР 2012
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
  • Сумина Ирина Геннадиевна
RU2498068C1
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ ВЫТЯНУТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ 2013
  • Косолапов Александр Иннокентьевич
  • Пташник Александр Игоревич
  • Пташник Юлия Павловна
RU2515649C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМБИНИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Косолапов Александр Иннокентьевич
  • Кадеров Михаил Юрьевич
  • Ромашкин Юрий Викторович
  • Черепанов Евгений Викторович
RU2559262C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ С СОЗДАНИЕМ ОТВАЛА БОЛЬШОЙ ЕМКОСТИ И ВЫСОТЫ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ 2011
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2543765C2
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2003
  • Еремин Г.М.
RU2249698C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ 1993
  • Шарин В.В.
RU2066760C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 645 051 C2

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке глубокозалегающих, вытянутых в плане скальных месторождений полезных ископаемых, разрабатываемых с использованием автомобильно-конвейерного транспорта и внутрикарьерного отвалообразования вскрышных пород. Техническим результатом является снижение затрат на разработку вытянутых в плане, глубокозалегающих от поверхности месторождений полезных ископаемых. Скальное полезное ископаемое из экскаваторных забоев автосамосвалами транспортируют на дробильно-перегрузочный пункт на конечном борту в торце карьера, где его через дробилки крупного дробления перегружают на конвейер, установленный под углом наклона конечного борта в торце карьера, которым его доставляют на поверхность. После того как под дробильно-перегрузочным пунктом на достаточную глубину будет сформирован конечный борт карьера, конвейерный подъемник удлиняют подъемным конвейером, установленным под углом наклона конечного борта, с размещением его хвостовой части на временном целике пород. Над хвостовой частью подъемного конвейера на временном целике пород устанавливают новый дробильно-перегрузочный пункт с разгрузочной площадкой автосамосвалов на насыпи вскрышных пород. Полезное ископаемое из другого торца карьера автосамосвалами транспортируют на дробильно-перегрузочный пункт, а вскрышные породы на поверхность. После того как в этом торце карьера образуется горизонт конечного дна карьера достаточной площади, на этом горизонте устраивают внутренний отвал вскрышных пород. Дробильно-перегрузочный пункт на временном целике пород и нижний подъемный конвейер демонтируют. Целик пород разрабатывают с транспортированием автосамосвалами вскрышных пород на внутренний отвал, а полезного ископаемого на дробильно-перегрузочный пункт, оставленный на конечном борту карьера. После разгрузки автосамосвалов на внутреннем отвале они во время обратного рейса заезжают в забои на нижних уступах временного целика пород, где их экскаваторами загружают полезным ископаемым, которое они транспортируют на дробильно-перегрузочный пункт на конечном борту карьера с выдачей его на поверхность верхним конвейерным ставом. После разгрузки на дробильно-перегрузочном пункте во время обратного рейса автосамосвалы заезжают в забои на верхних уступах временного целика пород, где их экскаваторами загружают вскрышными породами, которые они транспортируют и разгружают на внутреннем отвале. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 645 051 C2

Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых с использованием автомобильно-конвейерного транспорта и внутрикарьерного отвалообразования вскрышных пород, заключающийся в разработке глубокозалегающих, вытянутых в плане месторождений полезных ископаемых, вначале с одного торца месторождения с образованием конечного дна карьера и транспортированием вскрышных пород и полезного ископаемого автосамосвалами на поверхность, с дальнейшим транспортированием вскрышных пород автосамосвалами из другого торца карьера на этот участок конечного дна карьера, с образованием на нем внутреннего отвала вскрышных пород, транспортировании скального полезного ископаемого автосамосвалами из экскаваторных забоев на дробильно-перегрузочный пункт, установленный на конечном борту карьера, перегрузке его из автосамосвалов через дробилки крупного дробления на конвейер, установленный на конечном борту карьера, транспортировании его этим конвейером на поверхность, удлинении конвейерного подъемника конвейером, установленным на конечном борту карьера, перегрузке полезного ископаемого на этот конвейер из автосамосвалов через дробильно-перегрузочный пункт, установленный на временном целике пород, разработке карьера до конечной глубины с транспортированием автосамосвалами полезного ископаемого на дробильно-перегрузочный пункт, а вскрышных пород на поверхность, отличающийся тем, что после того как в другом торце карьера образуется площадь конечного дна карьера, достаточная для отвалообразования на ней вскрышных пород, нижний став конвейерного подъемника, установленный под углом наклона конечного борта карьера, и дробильно-перегрузочный пункт на временном целике пород демонтируют, целик пород под демонтированным пунктом разрабатывают с транспортированием автосамосвалами вскрышных пород на внутренний отвал на конечном дне карьера, после разгрузки автосамосвалов на внутреннем отвале они во время обратного рейса заезжают в забои на нижних уступах карьера, где их экскаваторами загружают полезным ископаемым, которое они транспортируют на дробильно-перегрузочный пункт, оставленный на конечном борту карьера, с выдачей его на поверхность верхним конвейерным ставом, установленным под углом наклона конечного борта карьера, во время обратного рейса автосамосвалы заезжают в забои на верхних уступах, где их экскаваторами загружают вскрышными породами, которые они транспортируют на внутренний отвал.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2645051C2

СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2015
  • Яковлев Виктор Лентьевич
  • Берсенев Виктор Анатольевич
  • Кармаев Геннадий Дмитриевич
  • Бахтурин Юрий Алексеевич
  • Сумина Ирина Геннадиевна
RU2579086C1
RU 2011149407 A, 10.06.2013
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДРОБИЛЬНОГО ЗВЕНА И КРУТОНАКЛОННЫХ КОНВЕЙЕРОВ (КНК) 2012
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2501951C2
Способ подготовки кусковой горной массы для транспортирования 1978
  • Кабоскин Геннадий Сергеевич
  • Семко Борис Петрович
  • Шарков Алексей Мефодиевич
  • Игуменцев Юрий Васильевич
SU688220A1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПРИМЕНЕНИЕМ РУДОСПУСКОВ И ЦИКЛИЧНО-ПОТОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЦПТ) 2012
  • Ерёмин Георгий Михайлович
RU2495244C2
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых 1980
  • Кабоскин Геннадий Сергеевич
  • Семко Борис Петрович
  • Солодникова Галина Сафонова
  • Дегтярев Юрий Николаевич
SU926287A1

RU 2 645 051 C2

Авторы

Яковлев Виктор Леонтьевич

Берсенев Виктор Анатольевич

Кармаев Геннадий Дмитриевич

Семенкин Александр Владимирович

Даты

2018-02-15Публикация

2016-07-19Подача