СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Российский патент 2014 года по МПК A61K31/4415 A61K31/51 A61K31/525 A61K31/355 A61K31/7028 A61K33/04 A61K33/18 A61P43/00 

Описание патента на изобретение RU2535161C1

Изобретение относится к медицине в частности к педиатрии, аллергологии-иммунологии, и может быть использовано для улучшения психоэмоциональных показателей и также для снижения заболеваемости респираторными инфекциями у детей младшего школьного возраста.

Известен способ профилактики респираторных инфекций у детей, состоящий в вакцинации детей противогиппозными вакцинами (Гриппол, Ваксигрип) [1], обеспечивающей создание активного иммунитета у вакцинированных только в отношении гриппозных возбудителей. В то же время, в качестве этиологического фактора частых инфекций дыхательных путей у детей могут выступать до 400 различных возбудителей, а также их ассоциации [2; 3].

Поэтому профилактический эффект противогриппозных вакцин является недостаточным. Также данный способ не улучшает психоэмоциональные показатели детей, получающих вакцинацию.

Также известен способ профилактики респираторных инфекций у детей, состоящий в вакцинации детей препаратами, содержащими антигены пневмококковой инфекции (вакцина Pneumo 23) [1].

Данный способ-аналог обладает сходными недостатками. Введение вакцины Pneumo 23 обеспечивает создание активного иммунитета у вакцинированных только в отношении возбудителя Streptococcus pneumoniae, в то время как причиной инфекционных заболеваний у детей, из диспансерной группы часто болеющих, являются как бактериальные, так и вирусные возбудители. Данный способ также не улучшает психо-эмоциональные показатели детей, получающих вакцинацию.

В качестве ближайшего аналога (прототипа) выбран способ применения препарата глюкозаминилмурамилдипептид (ликопид) для лечения хронических инфекций дыхательных путей у детей, состоящий в приеме препарата по 1 мг внутрь 1 раз в сутки в течение 10 дней [4]. К недостаткам ближайшего аналога (прототипа) следует отнести влияние только на частоту респираторных инфекций и отсутствие положительного воздействия на психоэмоциональные показатели детей.

Задачей изобретения является улучшение психо-эмоциональных показателей и снижение частоты респираторных инфекций у детей младшего школьного возраста.

Поставленная задача решается благодаря тому, что детям младшего школьного возраста назначают профилактическое лечение, включающее комплекс поливитаминов и минералов (препарат Мульти-табс Юниор) по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид (таблетки по 1 мг) по схеме - 1 таблетка 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней. Курс препарата глюкозаминилмурамилдипептид повторяют трехкратно с интервалами в 2 месяца.

Использование данного способа позволяет снизить частоту респираторных инфекций и улучшить психо-эмоциональные показатели: снизить высокие уровни тревожности на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), а так же высокие уровни негативных эмоций на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05). Кроме того, использование данного способа приводит к увеличению числа детей со «средним», наиболее благоприятным для нормального развития личности [5], уровнем негативных переживаний на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), а также уровнем тревожности, как во время занятий (p<0.05), так и во внеучебное время (p<0.05)

Описание понятий

Часто болеющие дети - это группа диспансерного наблюдения, которая включает детей с частыми респираторными заболеваниями, возникающими из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений [6; 7; 8]. К группе часто болеющих относятся дети, переносящие 4 и более инфекционных заболевания верхних дыхательных путей в год [6].

Терапия начинается в начале учебного года - перед сезонным подъемом инфекционной заболеваемости.

Назначение поливитаминов и минералов связано с тем, что в настоящее время, в большинстве регионов России в рационе сохраняется значительный дефицит витаминов и микроэлементов [9; 10], что может явиться фактором, снижающим резистентность организма к инфекционным возбудителям.

Трехкратное применение препарата ликопид обеспечивает более продолжительный эффект профилактического воздействия и улучшение психоэмоциональных показателей.

Психоэмоциональное состояние оценивалось с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера в модификации Л.Д. Андреевой [5] по показателям тревожности, познавательной активности и уровню негативных переживаний как на занятиях, так и во внеучебное время.

Между совокупностью существенных признаков заявляемого объекта и достигаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь, а именно:

1) ряд авторов считает целесообразным рассматривать взаимодействие иммунной и нервной системы как единый функциональный барьер, приспосабливающий организм к изменениям окружающей среды [11; 12; 13; 14]. Например, выявлена способность цитокинов (IL-1, IL-2, IFN-α, IFN-γ, TNF-α, продуцируемых иммунокомпетентными клетками, влиять на выделение и обмен норадреналина и серотонина в головном мозге, в особенности в гипоталамусе и гиппокампе, оказывая при этом как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на доаминергические, серотонинергические, ацетилхолинергические и нейротрансмиттерпые системы [15; 16]. Подобное влияние может приводить к нейробиологическим и психотропным эффектам в связи с изменениями функций лимбической системы, обусловливая модулирование эмоционального состояния и активацию когнитивных функций [17; 18; 19]. Это позволяет предположить эффективность использования некоторых иммунокорректоров для восстановления не только иммунных, но и психо-эмоциональных показателей;

2) назначение препарата глюкозаминилмурамилдипептид повышает противоинфекционный иммунитет у детей, его принимающих;

3) назначение поливитаминов и минералов восстанавливает их дефицит и повышает резистентность организма к инфекционным возбудителям у детей, их принимающих.

Техническим результатом является улучшение психоэмоциональных показателей и снижение частоты респираторных инфекций у часто болеющих детей младшего школьного возраста.

Возможность осуществления заявляемого изобретения показана следующими примерами.

Клинический пример №1

В период с 09.2010 но 10.2011 проводилась профилактическая иммунокоррекция у 31 ребенка младшего школьного возраста, обучающихся в школе №7 г. Торжка. Все дети относились к диспансерной группе часто болеющих. Средний возраст 8.5±0.4 лет. Распределение по полу: мальчиков - 16 (51.6%), девочек - 15 (48.4%).

Профилактическая иммунокоррекция включала в себя комплекс поливитаминов и минералов (препарат Мульти-табс Юниор) по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид (препарат ликопид в таблетках по 1 мг) по схеме - 1 таблетка 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней. Курс препарата ликопид повторили трехкратно с интервалами в 2 месяца.

30 школьников, обучавшихся на базе той же школы и входящих в диспансерную группу часто болеющих, составили контрольную группу, не получавшую иммуномодулирующую терапию. Средний возраст 8.4±0.4 лет. Распределение по полу: мальчиков - 15 (50%), девочек - 15 (50%). Статистически значимых различий по возрасту и полу между детьми в выделенных группах не было.

У всех детей определялась частота респираторных инфекций и психоэмоциональное состояние, которое оценивалось с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера в модификации Л.Д. Андреевой по показателям тревожности, познавательной активности и уровню негативных переживаний как на занятиях, так и во внеучебное время. Первое обследование проводилось в начале исследования, в период с 15 по 20 сентября, второе - через 12 месяцев после первого.

Для статистической обработки данных использовали пакеты программ Statistica 10. Для обработки полученных результатов использовались непараметрические методы оценки количественных признаков: критерий Мана-Уитни и критерий Уилкоксона. Изучаемые количественные показатели в работе представлены в виде M±m, где M - среднее значение, а m - стандартное отклонение.

Дети основной и контрольной групп были отобраны для профилактической программы случайным образом.

Показатели психоэмоционального состояния до и после проведенной терапии приведены в таблице №1, показатели заболеваемости респираторными инфекциями в таблице №2.

Сравнение психических показателей, полученных при 1-м и 2-м обследовании часто болеющих детей, получавших профилактическое лечение, выявило статистически значимые различия: уменьшилось число детей, имеющих как высокие уровни тревожности на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), так и высокие уровни негативных эмоций на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05).

Кроме того, в этой группе увеличилось число детей со «средним», наиболее благоприятным для нормального развития личности [5], уровнем негативных переживаний на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), а также уровнем тревожности, как во время занятий (p<0.05), так и во внеучебное время (p<0.05) (см. таблицу).

Также, в результате профилактических мероприятий отмечается снижение частоты респираторных инфекций у часто болеющих детей, получавших профилактическую иммунокоррекцию.

В контрольной группе статистически значимого изменения числа респираторных инфекций и показателей психоэмоционального состояния не было.

Клинический пример №2

В период с 09.2010 по 10.2011 проводилась профилактическая иммунокоррекция у 30 детей младшего школьного возраста, обучающихся в школе №22 г.Тверь. Все дети относились к диспансерной группе часто болеющих. Средний возраст 9.6±0.3 лет. Распределение по полу: мальчиков - 15 (50%), девочек - 15 (50%).

Профилактическая иммунокоррекция включала в себя комплекс поливитаминов и минералов (препарат Мульти-табс Юниор) по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид (препарат ликопид в таблетках по 1 мг) по схеме - 1 таблетка 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней. Курс препарата ликопид повторили трехкратно с интервалами в 2 месяца.

30 школьников, обучавшихся на базе той же школы и входящих в диспансерную группу часто болеющих, составили контрольную группу, не получавшую иммуномодулирующую терапию. Средний возраст 9.3±0.5 лет. Распределение по полу: мальчиков - 15 (50%), девочек - 15 (50%). Статистически значимых различий по возрасту и полу между детьми в выделенных группах не было.

У всех детей определялась частота респираторных инфекций и психоэмоциональное состояние, которое оценивалось с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой по показателям тревожности, познавательной активности и уровню негативных переживаний как на занятиях, так и во внеучебное время. Первое обследование проводилось в начале исследования, в период с 15 по 20 сентября, второе - через 12 месяцев после первого.

Для статистической обработки данных использовали пакеты программ Statistica 10. Для обработки полученных результатов использовались непараметрические методы оценки количественных признаков: критерий Мана-Уитни и критерий Уилкоксона. Изучаемые количественные показатели в работе представлены в виде M±m, где M - среднее значение, а m - стандартное отклонение.

Дети основной и контрольной групп были отобраны для профилактической программы случайным образом.

Показатели психо-эмоционального состояния до и после проведенной терапии приведены в таблице №3, показатели заболеваемости респираторными инфекциями в таблице №4.

Сравнение психических показателей, полученных при 1-м и 2-м обследовании часто болеющих детей, получавших профилактическое лечение, выявило статистически значимые различия: уменьшилось число детей, имеющих как высокие уровни тревожности на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), так и высокие уровни негативных эмоций на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05).

Кроме того, в этой группе увеличилось число детей со «средним», наиболее благоприятным для нормального развития личности [5], уровнем негативных переживаний на занятиях (p<0.05) и во внеучебное время (p<0.05), а также уровнем тревожности, как во время занятий (p<0.05), так и во внеучебное время (p<0.05) (см. таблицу).

Кроме того, в результате профилактических мероприятий отмечается снижение частоты респираторных инфекций у часто болеющих детей, получавших профилактическую иммунокоррекцию.

В контрольной группе статистически значимого изменения числа респираторных инфекций и показателей психоэмоционального состояния не было.

Список литературы

1) Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Пособие для врачей.- М., 2002. - 70 с.

2) Коровина П.А., Заплатников А.Л., Чебуркин и соавт. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации: руководство для врачей. - М., 2001. - 79 с.

3) Кладова О.В., Фомина В.Л., Фельдфикс Л.И. Бактериальные лизаты у часто болеющих детей в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями. Детские инфекции. - 2009 - №.3 - с.48-53.

4) Регистр лекарственных средств России. Энциклопедия лекарств под ред. Г.Л. Вышковского. М.: РЛС-Медия, 2012. - 1368 с.

5) Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. - 176 с.

6) Альбицкий В.Ю., Камаев И.А., Огнева М.Л. Часто болеющие дети. Н. Новгород: НГМА, 2003. - 180 с.

7) Романцев М.Г., Ершов Ф.И. Часто болеющие дети: современная фармакотерапия. Москва: Гэотар-медиа, 2006. - 190 с.

8) Самсыгина Г.А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии. Педиатрия. - 2005. - №1. - С.66-74.

9) Рулева А.А. Весенний гиповитаминоз у детей. Вопросы современной педиатрии, 2011. - Т.10. №2. - С.155-161.

10) Тутельян В.А., Спиричев В.В., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита - важнейший аспект концепции здорового питания населения России. Вопросы питания. - 1999. - №1. - С.3-11.

11) Иванова Н.А. Часто болеющие дети: нужны ли иммуномодуляторы. Пульмонология и аллергология. - 2006. - №4. - С.18-20.

12) Ветлугина Т.П. Клиническая психонейроиммунология: итоги и перспективы. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2008. - №1. - С.12-17.

13) Хаитов P.M., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Физиология иммунной системы. - М.: Медицина, 2001. - 223 с.

14) Kvetnoy I.M. Neuroimmunoendocrinology: where is the field for study? Neuro Endocrinol. Lett. - 2002. - V. 2. - P.119-120.

15) Акмаев И.Г., Гриневич В.В. От нейроэндокринологии к нейроиммуноэндокринологии. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2001. - №1. - С.22-32.

16) Hiramoto R.N., Rogers C.F. Psychoneuroendocrine immunology: site of recognition, learning and memory in the immune system and the brain. Int. J. Neurosci. - 1997. - V. 3-4. - P. 259-285.

17) Dantzer R., Konsman J.P. et al. Neural and humoral pathways of communication from the immune system to the brain: parallel or convergent? J. Auton. Neurosci. - 2000. - V. 85(1-3). - P. 60-65.

18) Kiess W. Stress related immune regulation. J. Pediatr. Pathol. - 1992. - V. 27(5). - P. 113-117.

19) Blalock J.E. The syntax of immune-neuroendocrine communication // Immunol. Today. - 1994. - Vol.15, N 11. - P.504-511.

Таблица №1 Психоэмоциональные параметры часто болеющих детей в % Показатель Уровень эмоции Опытная группа, n=31 Контрольная группа, n=30 1-е исследование 2-е исследование 1-е исследование 2-е исследование Тревожность во внеучебное время низкий 20 14 16 14 средний 42 46 42 64* высокий 38 40 42 22* Тревожность на уроке низкий 24 24 14 12 средний 40 42 44 68* высокий 36 34 42 20* Негативные эмоциональные переживания во внеучебное время низкий 4 4 8 6 средний 46 44 44 70* высокий 50 52 48 24* низкий 12 12 8 8 средний 44 42 44 70* переживания на уроке высокий 44 46 48 22* Познавательная активность во внеучебное время низкий 4 4 12 10 средний 52 50 42 40 высокий 44 46 46 50 Познавательная активность на уроке низкий 12 12 10 8 средний 36 38 44 44 высокий 52 50 46 48 Примечание. * p<0.05 по отношению к результату 1 исследования той же группы; n - число наблюдений в каждой группе

Таблица №2 Показатели заболеваемости респираторными инфекциями Показатель Опытная группа, n =31 Контрольная группа, n =30 1-е исследование 2-е исследование 1-е исследование 2-е исследование Кол-во респираторных инфекций 7.28±0.4 4±0.4* 6.78±0.3 6.63±0.5 Примечание, * p<0.001 по отношению к результату 1 исследования той же группы; n - число наблюдений.

Таблица №3 Психоэмоциональные параметры часто болеющих детей в % Показатель Уровень эмоции Опытная группа, n=30 Контрольная группа, n=30 1-е исследование 2-е исследование 1-е исследование 2-е исследование Тревожность во внеучебное время низкий 20 20 16 16 средний 40 44 38 58* высокий 40 36 46 26* Тревожность на уроке низкий 24 22 20 18 средний 40 42 40 62* высокий 36 36 40 20* Негативные эмоциональные переживания во внеучебное время низкий 6 6 6 4 средний 46 50 44 74* высокий 48 44 50 22* Негативные эмоциональные переживания на уроке низкий 10 10 10 8 средний 44 42 42 70* высокий 46 48 48 22*

Познавательная активность во внеучебное время низкий 12 10 12 10 средний 36 38 40 44 высокий 52 52 48 46 Познавательная активность на уроке низкий 12 12 12 12 средний 40 42 38 42 высокий 48 46 50 46 Примечание. * p<0.05; по отношению к результату 1 исследования той же группы; n - число наблюдений в каждой группе.

Таблица №4 Показатели заболеваемости респираторными инфекциями Показатель Опытная группа, n=30 Контрольная группа, n=30 1-е исследование 2-е исследование 1-е исследование 2-е исследование Кол-во респираторных инфекций 7.13±0.4 4.1±0.5* 6.9±0.4 6.5±0.5 Примечание. * p<0.001 по отношению к результату 1 исследования той же группы; n - число наблюдений.

Похожие патенты RU2535161C1

название год авторы номер документа
Способ лечения и профилактики хронических воспалительных заболеваний носоглотки у детей, ассоциированных с ингаляционной экспозицией бензола и формальдегида 2016
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Лужецкий Константин Петрович
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Кочина Елена Владимировна
  • Ивашова Юлия Анатольевна
RU2618469C1
Способ выбора тактики иммунокорригирующей терапии для профилактики частых респираторных инфекций у детей младшего школьного возраста 2020
  • Майоров Роман Владимирович
  • Озерова Ирина Вадимовна
  • Нежданова Елена Викторовна
RU2752746C1
СПОСОБ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ВЫБОРА ИММУНОКОРРЕГИРУЮЩЕЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЧАСТЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2014
  • Майоров Роман Владимирович
  • Дербенев Димитрий Павлович
  • Озерова Ирина Вадимовна
RU2550921C1
Способ профилактики снижения поствакцинального гуморального иммунитета к дифтерии и коклюшу у детей-школьников 7-12 лет, ассоциированного с неблагоприятными факторами среды обитания 2024
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
RU2826768C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2012
  • Линок Виктор Александрович
  • Хан Майя Алексеевна
  • Вахова Екатерина Леонидовна
  • Лян Наталья Анатольевна
  • Микитченко Наталья Анатольевна
  • Иванова Дарья Александровна
  • Быкова Марина Васильевна
RU2497551C1
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 2004
  • Ромицына Елена Евгеньевна
RU2297180C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2009
  • Гришин Олег Витальевич
  • Гришин Виктор Григорьевич
RU2461396C2
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ПРОБЕ МАНТУ С 2 ТЕ ППД-Л 2013
  • Плеханова Мария Александровна
  • Подкопаева Татьяна Генриевна
  • Конькова Галина Антольевна
  • Фомина Нина Романовна
  • Яковлева Лариса Геннадьевна
  • Сахибгареева Татьяна Константиновна
  • Чичасова Тамара Дмитриевна
RU2549442C1
СПОСОБ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 2000
  • Крупенин Б.Л.
RU2160047C1
Способ медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания 2024
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Кобякова Ольга Алексеевна
RU2826715C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для улучшения психоэмоциональных показателей у часто болеющих детей младшего школьного возраста. Для этого детям, входящим в диспансерную группу часто болеющих, вводят Мульти-табс Юниор по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид по 1 таблетке 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней - 3 курса с интервалом в 2 месяца. Способ позволяет снизить частоту респираторных инфекций у часто болеющих детей за счет повышения резистентности организма к инфекционным возбудителям при восстановлении дефицита витаминов и микроэлементов.1 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 535 161 C1

Способ улучшения психо-эмоциональных показателей у часто болеющих детей младшего школьного возраста, заключающийся в том, что детям, входящим в диспансерную группу часто болеющих, проводится терапия, включающая прием Мульти-табс Юниор по 1 таблетке 1 раз в день на протяжении 30 дней - 3 курса с интервалом в 1 месяц и глюкозаминилмурамилдипептид по 1 таблетке 1 раз в сутки сублингвально в течение 10 дней - 3 курса с интервалом в 2 месяца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2535161C1

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ 2007
  • Чалая Елена Николаевна
  • Вазиева Залина Черменовна
  • Кипкеев Анзори Ибрагимович
RU2367406C1
US 20040213864 A1, 28.10.2004
СИДОРКИНА Т.Ю
"Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению"// Красноярск, 2012, автореф
дисс
на соиск
уч
ст
канд
псих
наук, 21с
ENDER S
et al
Behavorial problems of somatic chronically ill adolescents: parent-child-agreement and differences// Klin Pediatr
Способ приготовления лака 1924
  • Петров Г.С.
SU2011A1

RU 2 535 161 C1

Авторы

Майоров Роман Владимирович

Даты

2014-12-10Публикация

2013-08-22Подача