Способ медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания Российский патент 2024 года по МПК A61K31/01 A61P37/02 A61P25/00 A61P1/00 

Описание патента на изобретение RU2826715C1

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии и иммунологии. Оно может быть использовано в клинической практике для коррекции у детей-школьников в возрасте 7–12 лет аллергических заболеваний, таких как аллергический ринит, атопический дерматит, бронхиальная астма, развивающихся под воздействием комплекса факторов риска вредных химических факторов среды обитания, образа жизни и нарушения структуры школьного питания.

Аллергический ринит, бронхиальная астма и атопический дерматит относятся к аллергическим заболеваниям.

Аллергический ринит (далее АР) – это хроническое воспалительное заболевание слизистой оболочки носа, вызванное воздействием причинно-значимого аллергена. Проявляется зудом, чиханием, ринореей (обильными выделениями из носа), заложенностью носа и иногда конъюнктивитом. Чаще симптомы появляются при контакте с пыльцой растений, пылью, шерстью животных или другими аллергенами.

Атопический дерматит - это хроническое аллергическое заболевание кожи, которое, как правило, развивается у лиц с генетической предрасположенностью к атопии, имеет рецидивирующее течение с возрастными особенностями клинических проявлений и характеризуется экссудативными и/или лихеноидными высыпаниями, повышением уровня IgE и гиперчувствительностью к специфическим и неспецифическим аллергенам (Шабалов Н.П. «Детские болезни» 6-е издание, т.1, с.528). На возникновение у ребенка атопического дерматита оказывают влияние химические факторы среды обитания. Широкое использование токсикантов в различных отраслях промышленности, выделение их с выбросами в окружающую среду обусловило риск непрофессионального воздействия на организм детей.

Бронхиальная астма (далее – БА) – это хроническое неинфекционное заболевание дыхательных путей воспалительного характера. Ключевым звеном является бронхоспазм (сужение просвета бронхов), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами. БА может развиваться, с одной стороны, при наличии наследственной отягощенности и провоцирующих факторов (воздействие пищевых, бытовых и растительных агентов), совокупность которых извращает физиологический механизм иммунного ответа, с другой стороны, в связи с повышенным содержанием в крови вредных химических токсикантов, обладающих иммунотропным и сенсибилизирующим действием. Токсиканты, при повышенном их содержании в крови, способны активизировать иммунный механизм формирования бронхиальной астмы. Длительное ирритативное действие на барьерные ткани поддерживает неспецифическое воспаление в бронхо-легочной системе, вызывая формирование иммунопатологических реакций – основы развития бронхиальной астмы. После соединения с белками крови тяжелые металлы сами становятся истинными аллергенами, и вызывают дополнительную специфическую сенсибилизацию у детей, потенцируют развитие аутоиммунных процессов в слизистой оболочке бронхов с последующим формированием резистентности к стандартному лечению. Кроме того, промышленные токсиканты повышают иммунологическую агрессивность природных аллергенов.

В рамках настоящего изобретения под вредным воздействием факторов среды обитания понимается наличие в воздухе территории проживания и обучения ребенка бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде - железа выше предельно-допустимой концентрации.

Под оптимизацией структуры питания детей-школьников, имеющих нарушение здоровья со стороны аллергических проявлений, понимается ограничение в меню ребенка ряда продуктов до 1 раза в неделю, при одновременном включении в рацион блюд, оказывающих обволакивающее действие на желудок, а также соков с мякотью, йогуртов и хлеба с пшеничными отрубями. Кроме того под целью оптимизации структуры питания понимается также увеличение ежедневного питьевого режима ребенка с 1 по 15 день каждого месяца.

Под особенностями образа жизни понимается продолжительность занятий физкультурой и спортом школьника в недельном цикле.

Под медикаментозной коррекцией понимается медикаментозная терапия, включающая прием детьми лекарственных препаратов Полиоксидония, Глицина и лекарственного средства Фильтрум-СТИ в заявленных дозировках и курса приема, обеспечивающих патогенетически направленное фармакологическое воздействие с учетом установленных особенностей развития аллергических заболеваний детей, проживающих в условиях наличия в атмосфере и воде химических токсикантов, усугубляющих течение заболевания.

Из уровня техники известен ряд технических решений, направленных на коррекцию некоторых заболеваний, а также на улучшение здоровья населения.

Например, из патента РФ № 2485948 известен способ коррекции тиреоидного статуса и уровня здоровья спортсменов высокой квалификации, нарушенных интенсивными физическими нагрузками циклической направленности. Способ включает медикаментозную терапию в виде приема двух препаратов: «Селен-актив» в дозе 1 таблетка и «Рибоза» в дозе 0,25 г/кг массы тела, одновременно в период интенсивных физических нагрузок ежедневно два раза в день: перед первой тренировкой и перед второй тренировкой. Изобретение позволяет регулировать выработку тиреоидных гормонов за счет активации функций антиоксидантной системы и ингибированием свободнорадикальных процессов. В результате чего восстанавливается уровень здоровья спортсменов.

Из патента РФ № 2429025 известен способ  немедикаментозной  коррекции и улучшения психосоматического здоровья спортсменов, согласно которому проводят комплекс оздоровительных действий, который содержит релаксационно-дыхательные техники, техники чувственного осознавания, техники арт-терапии, психотехнические игры в спорте и техники креативной визуализации. В группе выполняют упражнения двумя циклами: коррекционно-обучающий, состоящий из 25 занятий, и поддерживающий, состоящий из 10 занятий, причем продолжительность занятий в коррекционно-обучающем цикле составляет по 50-60 минут 3 раза в неделю, а в поддерживающем цикле - по 50-60 минут 2 раза в неделю Способ направлен на предупреждение возникновения нарушений соматического здоровья и позволяет повысить эффективность медицинской реабилитации при психосоматических заболеваниях.

Учитывая, что в основе аллергических заболеваний ребенка лежат изменения иммунной системы, то в уровне техники (https://www.vitamishki.ru/articles/kak-podnyat-immunitet-rebenku-allergiku/) рекомендуют следующие способы укрепления, которые помогут поднять иммунитет ребенку-аллергику:

- соблюдение режима дня;

- физические упражнения;

- правильное питание. Включение в рацион гипоаллергенных продуктов, богатых витаминами и минеральными веществами: овощи и фрукты, мясо и рыбу, растительные масла;

- создание благоприятной атмосферы дома. Стрессы ухудшают состояние иммунной системы, поэтому важно позаботиться о том, чтобы создать для ребенка психологический комфорт;

- чтобы не провоцировать появление симптомов аллергии, нужно исключить контакт с аллергенами.

В качестве медикаментозной терапии для повышения иммунной защиты ребенка рекомендуется прием биокомплекса ВитаМишки IMMUNO+. В его состав входят: цинк и селен - гаранты правильной работы иммунной системы; витамины С и Е - сильные антиоксиданты, необходимые для профилактики простудных заболеваний; экстракт облепихи - ягоды, содержащей более 100 необходимых для здоровья веществ.

При этом из уровня техники не были выявлены известные способы медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с такими аллергическими заболеваниями, как аллергический ринит, атопический дерматит и бронхиальная астма, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, образа жизни и нарушением структуры школьного питания, поэтому сделать выбор ближайшего аналога к заявляемому изобретению не представляется возможным.

Технический результат, достигаемый предлагаемым способом, заключается в разработке комплексного способа медикаментозного и немедикаментозного воздействия на детей-школьников, страдающих аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным вредным воздействием химических факторов среды обитания, образа жизни и нарушением структуры школьного питания, обеспечивающего снижение интенсивности и продолжительности выраженности клинических симптомов аллергических заболеваний, обеспечения положительной динамики функциональных и лабораторных показателей, повышение резистентности критических органов и систем к воздействию факторов риска среды обитания.

Указанный технический результат достигается предлагаемым способом медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания, согласно которому на территории, характеризующейся такими неблагоприятными факторами среды обитания, как наличие в воздухе бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде - железа выше предельно-допустимой концентрации, проводят отбор детей-школьников, в анамнезе которых присутствует наличие таких аллергических заболеваний, как: аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит, с длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличием острых респираторных вирусных инфекций 4 и более раз в год; а также в крови которых выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями: малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний, 0,83–0,87 ммоль/дм3; далее осуществляют медикаментозную терапию путем внутреннего приема детьми следующих лекарственных препаратов: Глицина с 1 по 14 день по 1 таблетке 2 раза в день сублингвально; лекарственного средства Фильтрум-СТИ с 1 по 10 день в возрасте 7–12 лет по 1 таблетке 3 раза в день, и Полиоксидония с 5 по 14 день в возрасте 7–10 лет по 1/2 таблетки 1 раз в день, в возрасте старше 10 лет по 1 таблетке 1 раз в день сублингвально за 20-30 мин до еды, при этом периодичность проведения указанной медикаментозной терапии составляет 1 раз в год; также проводят немедикаментозное воздействие путем оптимизации школьного питания, коррекции питьевого режима, повышения двигательной активности, и обеспечения психологической разгрузки школьников; при этом оптимизация школьного питания заключается в ограничении потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди; при одновременном включении в 10-дневное школьное меню не менее 1 раза – каши рисовой, супа геркулесового, йогурта; не менее 8 раз – хлеба с отрубями, не менее 1 раза – фруктовых соков с мякотью: персик, груша, и витаминного напитка; коррекция питьевого режима включает выдачу обучающимся с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл; особенности образа жизни заключаются в повышении двигательной активности путем включения в недельное расписание уроков третьего занятия физической культуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр, а психологическую разгрузку школьников проводят 1 раз в неделю с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик.

Поставленный технический результат достигается за счет:

- использования совокупности маркерных показателей для отбора группы детей, страдающих аллергическими заболеваниями, для применения к ним медикаментозной и немедикаментозной терапии;

- применения при реализации предлагаемого способа расширенной системы взаимосвязей медикаментозного и немедикаментозного воздействия, оказывающего позитивное влияние как на снижение содержания токсикантов в биосредах детей, так и одновременно на улучшение лабораторных показателей, являющихся значимыми в плане аллергического заболевания.

Перед реализацией предлагаемого способа путем медикаментозной и немедикаментозной коррекции здоровья детей, устанавливают критерии отбора детей и подростков для этой цели:

- клинические: наличие аллергического заболевания (аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит); длительность течения заболевания 3 и более лет; наличие частых острых респираторных вирусных инфекций (далее – ОРВИ) 4 и более раз в году.

- санитарно-гигиенические: обнаружение в атмосферном воздухе территорий расположения образовательных организаций и воздухе их учебных помещений превышения относительно референтного (RfCхр) по содержанию формальдегида, марганца, никеля, хрома, бензола, толуола; а в водопроводной воде, используемой для питьевых целей и приготовления пищи – железа, выше предельно-допустимой концентрации (ПДК);

- Лабораторные: в крови детей выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями: малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний 0,83–0,87 ммоль/дм3.

Медикаментозная коррекция здоровья детей-школьников, страдающих аллергическими заболеваниями, предусмотренная предлагаемым способом, основана на применении препаратов, допущенных в клинической практике в соответствии с возрастом, обладающих совместимостью и минимальным количеством вероятных побочных эффектов. Список патогенетически направленных фармакологических препаратов, используемых в предлагаемом способе, с учетом установленных особенностей развития аллергических заболеваний в условиях воздействия комплекса рассматриваемых факторов приведен в таблице 1.

С целью иммуномодуляции применялся азоксимера бромид (Полиоксидоний), оказывающий прямое воздействие на фагоцитирующие клетки и естественные киллеры, а также вызывающий стимуляцию антителообразования. Положительным эффектом полиоксидония является ингибиция образования внеклеточных активных форм кислорода лейкоцитами, избыточный синтез которых лежит в основе воспаления и повреждающего действия активированных нейтрофилов на ткани и органы. Подавление воспаления обусловлено и способностью азоксимера бромида индуцировать образование противовоспалительных цитокинов. Помимо иммуномодулирующего препарат обладает выраженным антиоксидантным эффектом.

Коррекцию вегетативного гомеостаза проводили препаратом Глицин – агонистом глицинового участка NMDA-рецептора глутаматергических структур, оптимизирующим метаболические процессы в тканях мозга, оказывающим седативное и антидепрессивное действие, нормализующим процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, влияющим на процессы вегетативной регуляции. Антиоксидантное действие глицина проявляется как снижением содержания продуктов перекисного окисления липидов – малонового диальдегида и диеновых конъюгатов, так и повышением активности антиокислительных ферментов – супероксиддисмутазы и каталазы.

Включение в технологию медикаментозной коррекции лекарственного средства Фильтрум-СТИ способствовало ускорению элиминации и метаболизму химических соединений, снижению контаминации крови техногенными химическими веществами. Препарат связывает и выводит из организма аллергены, а также избыток некоторых продуктов обмена веществ, в том числе холестерина, метаболитов, ответственных за развитие эндогенного токсикоза.

По результатам идентификации опасности установлено, что на территориях с превышением гигиенических нормативов токсикантов выше относительно референтного RfCхр содержания никеля, марганца, хрома, формальдегида, толуола и бензола в атмосферном воздухе, и железа в питьевой воде, риск развития заболеваний органов дыхания превышает приемлемый уровень.

Установлено наличие достоверной причинно-следственной связи между повышенным содержанием никеля, марганца, хрома, формальдегида, толуола и бензола в атмосферном воздухе и возникновением у детей аллергических заболеваний органов дыхания (показатель отношения шансов OR=23,07; его доверительный интервал DI=2,35-186,39).

Провоцирующими факторами развития бронхиальной астмы является высокая концентрация в крови марганца (коэффициенты b0=-4,97; b1=195,68; коэффициент детерминации R2=0,64; р<0,001), никеля (b0=-2,96; b1=102,70; R2=0,33; р<0,001), формальдегида (b0=-3,14; b1=18,96; R2=0,67; р<0,001), присутствие в крови бензола (b0=-2,31; b1=99,68; R2=0,17; р<0,001), толуола (b0=-2,47; b1=364,55; R2=0,15; р=0,005).

Вероятность развития аллергического ринита возрастает при наличии в крови бензола (b0=-0,57; b1=393,00; R2=0,35; р<0,001), толуола (b0=-1,12; b1=482,30; R2=0,64; р<0,001), увеличении содержания в крови марганца (b0=-0,82; b1=33,03; R2=0,27; р<0,001), никеля (b0=-0,70; b1=56,55; R2=0,18; р<0,001), хрома (b0=-0,86; b1=113,50; R2=0,58; р<0,001), в моче – железа (b0=-2,98; b1=4,11; R2=0,55; р<0,001).

Наличием в крови бензола (b0=-0,80; b1=309,70; R2=0,35; р<0,001), толуола (b0=-1,65; b1=118,65; R2=0,15; р=0,0002), увеличением в крови содержания марганца (b0=-2,44; b1=73,46; R2=0,31; р<0,001), никеля (b0=-1,60; b1=45,06; R2=0,19; р=0,00002), в моче – железа (b0=-3,20; b1=2,35; R2=0,33; р=0,0005) обусловлено также увеличение вероятности развития атопического дерматита.

Кроме того, при экзогенном поступлении в организм, например, формальдегида возникает его общетоксическое действие с развитием среди прочих сенсибилизирующего и иммунотропного эффектов с антигенной стимуляцией иммунной системы, образованием специфических антител, увеличением содержания Т-клеток памяти.

Повышенная частота регистрации аллергических заболеваний у детей в условиях несоответствия качества атмосферного воздуха и питьевой воды гигиеническим нормативам обусловлена особенностями воздействия токсикантов на функционирование иммунной системы и органов дыхания. После соединения с белками крови указанные вредные химические вещества приобретают свойства аллергенов, вызывают дополнительную специфическую сенсибилизацию, повышают иммунологическую агрессивность других причинно-значимых аллергенов (бытовых, пыльцевых, пищевых).

На школьника оказывает влияние и особенности современного образовательного процесса, образа жизни, такие как, недостаточная физическая и избыточная цифровая активность ребенка и нерациональная учебная нагрузка, которая приводит к психологическому стрессу ребенка.

Известно, что ежедневные физические нагрузки препятствуют развитию аллергической реакции немедленного типа за счет снижения активности всех трех стадий механизма развития аллергии. В некоторых работах описываются изменения в показателях иммунного ответа у испытуемых после гипокинезии, проявляющиеся снижением числа Т- и В-лимфоцитов в периферической крови, снижением функции NK-клеток, увеличением продукции провоспалительного цитокина ИЛ-1, снижением продукции ИЛ-2, участвующего в регуляции синтеза иммуноглобулинов В-лимфоцитами, а также понижением эффективности макрофагов и нейтрофилов.

Выполненное математическое моделирование причинно-следственных связей позволило установить, что вероятность развития аллергического ринита и бронхиальной астмы увеличивается в условиях низкой периодичности занятий физкультурой и спортом (b0=-0,24; b1=-0,07; R2=0,19; р<0,001) и (b0=-1,93; b1=-0,09; R2=0,63; р<0,001) соответственно. Статистически значимо увеличивает заболеваемость атопическим дерматитом снижение продолжительности (b0=-0,54; b1=-0,06; R2=0,25; р<0,001) и регулярности занятий физкультурой и спортом (b0=-0,26; b1=-0,13; R2=0,68; р<0,001).

Было установлено, что неполноценное питание ребенка в школе также способствует развитию аллергических заболеваний. Это обусловлено тем, что ряд продуктов, используемых в школьном меню, характеризуется высоким содержанием биологически активных аминов (гистамин и тирамин), скрытого жира, аллергенов, пищевых добавок для усиления вкуса, аромата, придания цвета, однородной структуры, выступающих в роли триггеров.

Установлено, что в условиях низкого потребления учащимися хлеба пшеничного с отрубями увеличивается вероятность развития аллергического ринита (b0=-1,37; b1=-0,01; R2=0,66; р<0,001).

Установлена связь повышения заболеваемости бронхиальной астмой с избыточным потреблением кондитерских изделий (b0=-3,22; b1=0,01 R2=0,55; р<0,001). Недостаток в рационе учащихся хлеба пшеничного является также провоцирующим фактором развития атопического дерматита (b0=-0,16; b1=0,00; R2=0,27; р<0,001). Поэтому стояла задача провести оптимизацию школьного питания и установить достоверно приемлемые подходы к организации школьного меню.

Все указанные выше медикаментозные и немедикаментозные технологии положены в основу предлагаемого способа.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что поставленный технический результат обеспечивается за счет совокупности всех операций предлагаемого способа, их последовательности и режимов его реализации.

При реализации предлагаемого способа осуществляют следующие операции в нижеуказанной последовательности:

1. На территории экологического неблагополучия, характеризующейся такими неблагоприятными факторами среды обитания, как наличие в воздухе бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде железа - выше предельно-допустимой концентрации (ПДК), проводят отбор детей-школьников, например, учащихся 2-4 классов, в анамнезе которых присутствует наличие таких аллергических заболеваний, как: аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит, с длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличием острых респираторных вирусных инфекций 4 и более раз в год; а также характеризующихся тем, что в крови этих детей было выявлено 70% и более нижеуказанных уровней лабораторных показателей (т.е. 9 и более из общего числа таких уровней показателей): малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний 0,83–0,87 ммоль/дм3.

Выбор указанных лабораторных показателей в качестве критериев отбора детей был обусловлен следующим.

Технологии улучшения (коррекции) здоровья у школьников, страдающих аллергическими заболеваниями, базировались на ключевых звеньях патогенетических механизмов и были направлены:

– на устранение дисбаланса в прооксидантно-антиоксидантной системе;

– на устранение нарушений адаптивного иммунного ответа;

– на устранение последовательного переключения изотипов иммуноглобулинов со снижением синтеза IgG, IgM и увеличением сенсибилизации;

– на устранение усиления воспалительного процесса;

– на устранение развития общего адаптационного синдрома (стресса);

– на устранение вегетативного дисбаланса с усилением симпатических влияний;

– на устранение нарушения липидного обмена.

Согласно данным последовательного моделирования установлены индикаторные лабораторные показатели для оценки вероятности развития аллергических заболеваний, связанных с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания. Так показателями развития риск-ассоциированного аллергического ринита у школьников в условиях влияния токсикантов окружающей среды, питания и образа жизни являются: повышение уровня МДА плазмы (b0=-1,93; b1=0,54; R2=0,28; р<0,001), содержания лимфоцитов (b0=-5,97; b1=1,61; R2=0,54; р<0,001), CD3+CD4+-лимфоцитов (b0=-2,39; b1=1,63; R2=0,15; р=0,002), CD3+CD4+-лимфоцитов (b0=-1,35; b1=3,80; R2=0,53; р<0,001), уровня IgG (b0=-3,14; b1=0,009; R2=0,53; р<0,001).

Вероятность развития бронхиальной астмы как негативного эффекта на комплексное воздействие факторов среды обитания, питания и образа жизни установлена по следующим показателям: повышение содержания CD3+CD8+-лимфоцитов (b0=-4,48; b1=0,07; R2=0,22; р<0,001), магния (b0=-2,86; b1=0,08; R2=0,05; р=0,002), а также низкий уровень CD16+CD56+-лимфоцитов (b0=-1,98; b1=-0,04; R2=0,17; р<0,001), IgG (b0=-1,93; b1=-0,05; R2=0,04; р=0,0001), IgМ (b0=-1,40; b1=-0,76; R2=0,18; р<0,001).

По повышению содержания МДА плазмы (b0=-2,74; b1=0,78; R2=0,46; р<0,001), лимфоцитов (b0=-1,23; b1=0,28; R2=0,16; р<0,001), CD3+ -лимфоцитов (b0=-1,25; b1=0,43; R2=0,18; р<0,001), и снижению антиоксидантной активности (b0=-0,07; b1=-0,02; R2=0,09; р<0,001), содержания CD16+CD56+-лимфоцитов (b0=-0,31; b1=-1,13; R2=0,36; р<0,001) оценена вероятность развития риск-ассоциированного атопического дерматита в условиях влияния токсикантов окружающей среды, питания и образа жизни.

Исходя именно из этих факторов, и были выбраны в качестве критериев отбора детей-школьников наличие у них вышеуказанных уровней лабораторных показателей.

2. Далее осуществляют медикаментозную терапию путем внутреннего приема детьми следующих лекарственных препаратов: Глицина с 1 по 14 день по 1 таблетке 2 раза в день сублингвально; лекарственного средства Фильтрум-СТИ с 1 по 10 день в возрасте 7–12 лет по 1 таблетке 3 раза в день перорально, и Полиоксидония с 5 по 14 день в возрасте 7–10 лет по 1/2 таблетки 1 раз в день, в возрасте старше 10 лет по 1 таблетке 1 раз в день сублингвально за 20-30 мин до еды, при этом периодичность проведения указанной медикаментозной терапии составляет 1 раз в год.

3. Одновременно также проводят немедикаментозное воздействие путем оптимизации школьного питания, коррекции питьевого режима, повышения двигательной активности, и обеспечения психологической разгрузки школьников.

а) При этом оптимизация школьного питания заключается в ограничении потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди; при одновременном включении в 10-дневное школьное меню не менее 1 раза – каши рисовой, супа геркулесового (являются обволакивающими продуктами); йогурта, например, йогурт «Вемол» Вишня, черешня 2,5%, без ЗМЖ, 90г (Молочный комбинат ООО «Вемол» г. Верещагино, Пермский край), количество молочнокислых микроорганизмов в указанном иогурте составляет не менее: 1×107 КОЕ в 1г продукта; не менее 8 раз – хлеба с отрубями; не менее 1 раза – фруктовых соков с мякотью: предпочтительно, персик, груша, и включение не менее 1 раза витаминного напитка, например, напиток «Витошка» с витаминами Яблоко.

б) Коррекция питьевого режима включает выдачу обучающимся с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл, или можно выдавать детям такое же количество кипяченой воды.

в) Повышение двигательной активности осуществляют путем включения в недельное расписание уроков третьего занятия физической культуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр (в качестве основы можно использовать упражнения из http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/10918/Антонова%20Общеразвивающие%20упражнения.%20Метод.%20рек.pdf?sequence=1&isAllowed=y, а также элементы дыхательной гимнастики: https://www.10gkb.by/informatsiya/stati/dykhatelnaya-gimnastika-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-eto-nuzhno). (Данные ссылки из интернета приведены только для информации и не ограничивают объем изобретения).

Для повышения мотивации обучающихся дополнительным занятиям физкультуры, например, рекомендуется применение на дополнительном занятии современных эмоционально-окрашенных форм двигательной активности с использованием ритмичного музыкального сопровождения, которое меняют не реже 1 раза в 2 недели (например, https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/12/27/ispolzovanie-muzyki-na-uroke-fizicheskoy-kultury).

г. Психологическую разгрузку школьников проводят 1 раз в неделю с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик (например, описанной в https://lyceum49.klgd.eduru.ru/media/2019/03/28/1259998123/ Psixologicheskaya_razgruzka.pd). Количество участников в группе 10-14 школьников. Цель занятий: преодоление последствий стресса от учебной деятельности, поддержание благоприятного психологического микроклимата в классе. Основные задачи: обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения; развитие потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, чувства вины; уменьшение тревожности, беспокойства.

Из уровня техники известно множество программ релаксационных разгрузок школьников и все они могут быть рекомендованы для использования, т.к. у них единая цель - преодоление последствий стресса от учебной деятельности. Например, можно использовать нижеуказанную программу (но, не ограничиваясь только ею):

1 блок: Растяжка – оптимизация тонуса мышц; Дыхательное упражнение – развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма; Релаксация – расслабление с использованием звукотерапии.

2 блок: Арт-терапия (проектирование внутреннего состояния с использованием восковых мелков, цветных карандашей и бумаги); Коммуникативные упражнения (упражнения, способствующие расширению «открытости» по отношению к партнерам, через организацию совместной деятельности); Визуализация (воспроизведение в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, следовательно, интегрирует работу мозга, также происходит осознание своих чувств, способов самовыражения, снятие стрессового состояния.

4. Оценка эффективности воздействия предлагаемого способа на улучшение состояния детей и подростков с аллергическими заболеваниями осуществляется через полгода - год после начала ее реализации по санитарно-гигиеническим и клиническим критериям.

Результатом реализации технологии коррекции риск-ассоциированных аллергических заболеваний является достижение снижения интенсивности и продолжительности выраженности клинических симптомов аллергических заболеваний, положительная динамика функциональных и лабораторных показателей, повышение резистентности критических органов и систем к воздействию факторов риска среды обитания (снижение уровня токсикантов в биосредах ребенка).

При отборе детей, а также при оценке эффективности предлагаемого способа, использовали следующее оборудование, указанное в таблице 2.

Апробация заявляемой технологии коррекции у детей – школьников аллергических заболеваний (аллергический ринит, атопический дерматит, бронхиальная астма), ассоциированных с комплексным воздействием современного образовательного процесса, факторов среды обитания и нарушением структуры питания осуществлялась на базе городской школы, расположенной в промышленном районе.

По результатам натурных исследований атмосферного воздуха территории расположения исследуемой образовательной организации установлено превышение референтных концентраций (RfCхр) по марганцу (RfCхр= 0,00005 мг/м3) в 16,7–71,8% проб – до 19,2 раза; по никелю (RfCхр= 0,00005 мг/м3) в 2,6–16,7% проб – в 1,2–3,6 раза; по хрому (RfCхр= 0,0001 мг/м3) – в 1,1 раза, по формальдегиду (RfCхр=0,003 мг/м3) в 8,3–10% случаях – в 1,3–9,3 раза, по бензолу (RfCхр=0,05 мг/м3) в 13,3–41,7% проб – до 5,0 раз, по толуолу (RfCхр=0,4 мг/м3) в 16,7% проб – в 1,1–2,0 раза. Содержание железа в питьевой воде превышало ПДК в 1,1 раза.

Было обследовано 360 детей. Для решения поставленных задач были отобраны дети с установленным аллергическим заболеванием – 105 человек, учащиеся 2-4 классов.

Среди указанных учащихся с установленным аллергическим заболеванием аллергическим ринитом (АР) страдали 76,7%, атопическим дерматитом (АД) – 35,0%, бронхиальной астмой (БА) – 13,3% человек. Из них:

У 52% детей установлено наличие одного заболевания: АР, или АД, или БА;

у 11% детей установлено наличие двух заболеваний: АР + БА;

у 27% детей – АД + АР;

у 8% детей – АД + БА;

у 2% детей было выявлено три аллергических заболеваний: АД + АР + БА.

Посредством изучения медицинских карт было установлено, что эти дети характеризуются длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличием острых респираторных вирусных инфекций 4 и более (до 6 раз) раз в год.

Также отобранные дети характеризовались тем, что в крови у них было выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями:

МДА 2,16–2,62 мкмоль/см3

лимфоциты 37,46–42,34%;

CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3;

CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%;

CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3;

CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%;

CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3;

CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%;

CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3;

CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%;

иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3;

иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3;

магний, 0,83–0,87 ммоль/дм3;

При этом у 57 детей таких показателей было выявлено 70-73% (в большей степени у детей, страдающих одним из указанных аллергических заболеваний); у 39 детей таких показателей было выявлено 75-80% (в большей степени у детей, страдающих двумя нозологическими формами аллергопатологии – АР в сочетании с БА или с АД); у 9 детей таких показателей было выявлено 82-86% (в большей степени у детей, страдающих БА в сочетании с АД или с АД и АР).

В отношении этих детей был реализован весь заявляемый комплекс мероприятий, включающих немедикаментозные способы укрепления здоровья (оптимизация школьного питания, коррекция питьевого режима, повышение двигательной активности за счет включения дополнительного третьего урока физкультуры, и обеспечения психологической разгрузки школьников) и медикаментозные методы коррекции (прием лекарственных препаратов: Полиоксидония, Глицина и Фильтрума-СТИ, в заявленных дозировках), о которых подробно указано выше.

Детям из группы исследования было составлено 10-дневное школьное меню со следующим наполнением, согласно заявляемому способу:

- строгое ограничение потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы таких продуктов, как шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди (Среднесуточные нормы продуктов питания для школьников установлены в Методических рекомендациях № 0100/8604-07-34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.08.2007 г.);

- при одновременном включении в 10-дневное школьное меню:

-- 2 раза – каши рисовой, супа геркулесового;

-- 3 раза йогурта «Вемол» Вишня, черешня 2,5%, без ЗМЖ, 90г (Молочный комбинат ООО «Вемол» г. Верещагино, Пермский край;

-- 8 раз хлеба с отрубями;

-- 4 раза – фруктовых соков с мякотью: персик, груша;

-- 2 раза витаминного напитка «Витошка» с витаминами Яблоко;

- осуществлена коррекция питьевого режима путем выдачи школьникам с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл «Родник Прикамья»;

- включение в недельное расписание уроков третьего занятия физкультуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр, а также элементы дыхательной гимнастики;

- выполнение психологической разгрузки школьников путем проведения 1 раз в неделю после уроков занятий с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик Количество участников в группе было 12 школьников. Цель занятий: преодоление последствий стресса от учебной деятельности, поддержание благоприятного психологического микроклимата в классе. Основные задачи: Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения; Развитие потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, чувства вины; Уменьшение тревожности, беспокойства. Цель занятия - преодоление последствий стресса от учебной деятельности. Занятия состояли из двух блоков: 1-ый блок: Растяжка – оптимизация тонуса мышц; Дыхательное упражнение – развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма; Релаксация – расслабление с использованием звукотерапии. 2-ой блок: Арт-терапия (проектирование внутреннего состояния с использованием восковых мелков, цветных карандашей и бумаги); Коммуникативные упражнения (упражнения, способствующие расширению «открытости» по отношению к партнерам, через организацию совместной деятельности); Визуализация (воспроизведение в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы).

Наряду с указанным проводилась медикаментозная терапия.

Оценка эффективности предлагаемого способа проводилась после его завершения путем статистического сравнительного анализа результатов клинико-функционального, лабораторного и химико-аналитического обследования школьников до начала реализации коррекции и после ее завершения (через год).

Данные общего осмотра школьников исследуемой группы до и после реализации предлагаемого способа, приведены в таблице 3.

Таким образом, после проведения коррекции предлагаемым способом в группе исследования достоверно установлено (таблица 3):

- реже в 2,3 раза выявлялись бледность и мраморность кожных покровов (р=0,004),

- отсутствует гнойное отделяемое из носа (р=0,02),

- реже в 3 раза выявляется гиперемия слизистой носа (р=0,076),

- признаки атопического дерматита уменьшились в 1,7 – 1,8 раза (р=0,47),

- отсутствуют гиперемия слизистой зева и жесткое дыхание (р=0,01-0,5),

- отмечалось снижение частоты встречаемости в 6,5 раза полиадении (р=0,02).

Данные о содержании химических веществ техногенного происхождения в биосредах (кровь, моча) у обследованных детей, приведено в таблице 4.

Анализ результатов химико-аналитического исследования биосред показал, что доля проб крови с повышенным содержанием хрома составила 82,6%, никеля – 92,0%, марганца – 57,1%, формальдегида – 100 %. Средний показатель содержания в моче железа у обследованных школьников был в 1,6 раза выше фонового уровня (р=0,0001), число детей с повышенным уровнем составило 79,2 %.

Таким образом, после проведения коррекции предлагаемым способом в группе исследования достоверно установлено (таблица 4):

- снижение уровня ароматических углеводородов в крови в 2,4–3,8 раза (р=0,0001), при этом количество детей с повышенным содержанием бензола в крови уменьшилось в 2,7 раза (р=0,0001), а с повышенным уровнем толуола в крови – в 1,2 раза (р=0,001);

- снижение уровня содержания никеля в крови в 2,0 раза (р=0,0001), а число детей с повышенным уровнем никеля в крови сократилось в 3,2 раза (р=0,0001), содержания хрома в крови в 1,1 раза (р=0,0001), а число детей с повышенным уровнем никеля в крови сократилось на 10% (р=0,0001), содержания марганца в крови в 1,1 раза (р=0,0001), а число детей с повышенным уровнем никеля в крови сократилось в 1,2 раза (р=0,0001);

- снижение содержания железа в моче в 2,0 раза (р=0,0001), при этом в 2,3 раза уменьшилось количество детей с повышенным уровнем железа в моче (р=0,003).

Оценка динамики лабораторных показателей после проведенных медико-профилактических мероприятий предлагаемым способом у исследуемой группы детей, страдающих аллергическими заболеваниями, представлена в таблице 5.

Оценка динамики показателей лабораторного исследования (таблица 5) после проведенных медико-профилактических мероприятий у детей свидетельствует:

- о статистически значимом снижении абсолютного и относительного содержания CD16+56+-лимфоцитов (естественные киллеры) (0,35±0,05 против 0,26±0,06*109/дм3, 14,1±1,97 против 10,2±1,95 %, соответственно, р=0,036–0,006), способных осуществлять цитотоксическое повреждение клеток;

- о статистически значимом увеличении относительного содержания CD3+-лимфоцитов (73,8±2,16 против 70,2±2,69 %, р=0,04), CD3+CD4+-лимфоцитов (43,2±2,45 против 39,5±2,43 %, р=0,036), CD3+CD8+-лимфоцитов (30,8±2,91 против 27,2±2,47 %, р=0,036), что указывает на повышение активности адаптивного иммунного ответа;

- об увеличении концентрации IgM (с 1,72±0,13 до 2,18±0,3, р=0,04), что характеризует активацию гуморального звена иммунного ответа;

- об увеличении содержания магния (с 0,85±0,02 до 0,93±0,03, р=0,092) – стресс-лимитирующего фактора;

- о снижении среднегруппового содержания МДА в плазме крови (2,39±0,23 мкмоль/см3) после коррекции предлагаемым способом до 2,33±0,26 мкмоль/см3 и доли проб с превышением нормы – с 34,8 до 31,8%, что указывает на снижение активности свободно-радикального повреждения клеточных мембран.

Учитывая, что при аллергических заболеваниях АР и БА происходят нарушения дыхательной функции, то были проведены обследования детей с использованием риноманометрии и спирографии. Данные приведены в таблицах 6 и 7.

Анализ результатов риноманометрии у детей группы исследования показал тенденцию к изменению структуры за счет увеличения доли легких нарушений, при уменьшении удельного веса умеренных, значительных и весьма значительных нарушений носового дыхания (таблица 6).

Сравнительный анализ данных спирографического исследования в динамике показал, что нарушения функции внешнего дыхания по обструктивному типу регистрировались в группе исследования при повторном осмотре после проведенных медико-профилактических мероприятий в 2,0 раза реже (таблица 7).

Результаты социологического метода анкетного опроса родителей участвующих в исследовании школьников показали, что при тождественных исходных данных при повторном исследовании средняя продолжительность обострения аллергического заболевания у детей после проведения медико-профилактических мероприятий путем реализации предлагаемого способа сократилась в 2,5 раза (таблица 8).

После реализации предлагаемого способа обострение аллергического заболевания у детей сократилось вдвое. При этом средняя продолжительность обострения аллергического заболевания в случае его возникновения сократилась в 2,5 раза. Средняя продолжительность эпизода ОРВИ у учащихся после проведения медико-профилактических мероприятий уменьшилась в 1,3 раза.

Финансовые затраты на поддержание здоровья ребенка снизились в 1,3 раза за период наблюдения.

Более половины родителей школьников группы исследования (62,5%) положительно оценили результаты проведенных медико-профилактических мероприятий (таблица 8).

Таким образом, предлагаемый способ позволяет успешно проводить коррекцию состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, образа жизни и нарушением структуры школьного питания.

Для обоснования существенности признаков предлагаемого способа был проведен эксперимент с исключением применения одного или нескольких операций предлагаемого способа при оставлении всех остальных:

- при исключении медикаментозного воздействия отсутствовало снижение токсикантов в крови по сравнению с первоначальным, а также количество обострений заболеваемости практически осталось на прежнем уровне;

- при отсутствии в немедикаментозном воздействии структуры оптимального питания, произошло обострение всех аллергических заболеваний: и аллергического ринита, и бронхиальной астмы, и атопического дерматита, причем это вызвало наличие пропусков детьми школьных уроков;

- снижение количества уроков физкультуры до двух раз в неделю и отсутствие занятий по программе «Психологическая разгрузка» привело к росту ОРВИ и обострению атопического дерматита и бронхиальной астмы.

Также устанавливали клиническую эффективность (через 12 месяцев) схем коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями при различных сочетаниях лекарственных препаратов. Для этого медицинскую терапию проводили с использованием двух препаратов по трем схемам:

Полиоксидоний + Глицин (схема 1);

Полиоксидоний + Фильтрум-СТИ (схема 2);

Глицин + Фильтрум-СТИ (схема 3).

При этом немедикаментозное воздействие оставалось в полном объеме, согласно предлагаемому способу.

Если исходить из 100%-ной эффективности предлагаемого способа, то при использовании схемы 1 она снизилась на 9,2–11,1% (это касалось снижения содержания токсикантов в биосредах детей и нормализации лабораторных показателей); при использовании схемы 2 эффективность снизилась на 12,3–15,7% (это касалось устранения развития общего адаптационного синдрома (стресса) и снижения содержания продуктов перекисного окисления липидов); при использовании схемы 3 эффективность снизилась на 17,0–24,6% (это касалось антителообразования, подавления воспаления, антиоксидантного эффекта); в целом, приводило к росту кратности и продолжительности периодов обострений аллергических заболеваний.

Таблица 1. Перечень лекарственных средств, применяемых в предлагаемом способе, при проведении медикаментозной коррекции

№ п/п Направленность действия Содержание Длительность 1 Препарат, обладающий высокой сорбционной активностью (связывает и выводит из организма патогенные бактерии и бактериальные токсины, лекарственные препараты, яды, соли тяжелых металлов, этанол, пищевые аллергены; избыток некоторых продуктов обмена веществ (в т.ч. билирубина, холестерина, мочевины), метаболитов, ответственных за развитие эндогенного токсикоза) и неспецифическим дезинтоксикационным действием. Состоит из продуктов гидролиза компонентов древесины - полимера лигнина, структурными элементами которого являются производные фенилпропана и гидроцеллюлозы. Фармакотерапевтическая группа: Энтеросорбирующее средство
Фильтрум-СТИ
Код АТХ: А07ВС
(производства МНПК "БИОТИКИ")
с 1 по 10 день
В возрасте 7–12 лет:
по 1 таблетке 3 раза в день, внутрь, желательно после предварительного измельчения, запивая водой, за 1 ч до еды и приема других лекарственных препаратов
2 Препарат, оказывающий иммуномодулирующее, детоксицирующее, антиоксидантное, противовоспалительное действие (стимулирует высвобождение противовоспалительных цитокинов, в т.ч. гамма-интерферона);
Препарат азоксимера бромида.
Фармакотерапевтическая группа: Иммуномодулирующее средство
Полиоксидоний (polyoxidonium)
Код ATX: L03 (Иммуностимуляторы)
с 5 по 14 день
В возрасте 7–10 лет:
по 1/2 таблетки 1 раз в день; в возрасте старше 10 лет: по 1 таблетке 1 раза в день сублингвально за 20-30 мин до еды
3 Препарат, регулирующий обмен веществ, нормализующий и активирующий процессы защитного торможения в ЦНС, уменьшающий психоэмоциональное напряжение, вегетососудистые расстройства, обладающий α1-адреноблокирующим, антиоксидантным, антитоксическим действием. Фармакотерапевтическая группа: Метаболическое средство
Глицин (glycine)
Код ATX: N06BX
с 1 по 14 день
По 1 таблетке 2 раза в день, сублингвально или трансбуккально (таблетку можно измельчить и применять в виде порошка).

Таблица 2. Оборудование, используемое при реализации предлагаемого способа


п/п
Направление Содержание Материально-техническое обеспечение
1. Химико-аналитические
исследования
Содержание никеля, марганца, хрома, формальдегида, бензола, толуола в крови; железа в моче Никель, марганец, хром, железо – методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой на масс-спектрометре Agilent 7500сх («Agilent Technologies Inc.», США) в соответствии c методическими указаниями МУК 4.1.3230 –14 «Измерение массовых концентраций химических элементов в биосредах (кровь, моча) методом масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой»;
Формальдегид – методом высокоэффективной жидкостной хроматографии на жидкостном хроматографе Agilent серии 1200 с диодно-матричным детектором (Agilent Technologies, США) в соответствии с методическими указаниями МУК 4.1.2111-06 «Измерение массовой концентрации формальдегида, ацетальдегида, пропионового альдегида, масляного альдегида и ацетона в пробах крови методом высокоэффективной жидкостной хроматографии»;
Бензол, толуол – газохроматографическим методом количественного определения ароматических (бензол, толуол, этилбензол, о-,м-,п-ксилол) углеводородов в биосредах (кровь) на газовом хроматографе «Кристалл-5000» в соответствии c методическими указаниями МУК 4.1.765 –99
2. Лабораторное
обследование
Исследование показателя в пробе крови: содержание МДА Спектрофотометр ПЭ–5300 в (НПО Экрос, Россия)
Исследование показателя в пробе крови: содержание IgМ сывороточного и IgG ИФА ридер Biotek ELх808 (США), методом радиальной иммунодиффузии по Манчини Исследование показателя в пробе крови: лимфоцитов, CD3+-лимфоциты; CD3+CD4+-лимфоциты; CD3+CD8+-лимфоциты; CD16+CD56+-лимфоциты Проточный цитометр FACSCalibur «Becton Dickinson» с использованием универсальной программы CellQuestPrO; Исследование показателя в пробе крови: магния Биохимический автоматический анализатор Konelab 20, Финляндия
«ThermoFisher» Набор реагентов для определения концентрации магния в сыворотке крови и моче, « МАГНИЙ-ВИТАЛ», АО "Витал Девелопмент Корпорэйшн", Россия
Колориметрическим методом
с ксилидиловым синим

Таблица 3. Данные общего осмотра школьников исследуемой группы до и после реализации предлагаемого способа, %

Показатель Результаты ДО реализации предлагаемого способа, % Результаты ПОСЛЕ реализации предлагаемого способа, % Достоверность р Кожа и слизистые Бледность и мраморность 72 31,8 0,008 Признаки атопического дематита 24 13,6 0,47 Органы дыхания Отделяемое из носа гнойное 24 0 0,02 Гиперемия слизистой носа 28 9,1 0,076 Бледность слизистой носа 100 46,2 0,004 Отек слизистой носа 92 42,7 0,112 Небные миндалины Гиперемия слизистой зева 44,4 0 0,01 Жесткое дыхание 11,1 0 0,5 Лимфатические узлы Полиадения 50 7,7 0,02

Таблица 4. Содержание химических веществ техногенного происхождения в биосредах (кровь, моча) у детей

Химическое вещество Результаты ДО реализации предлагаемого способа, % Результаты ПОСЛЕ реализации предлагаемого способа, % p М±m, мкг/см3 Доля проб с показателями выше фонового уровня, % М±m, мкг/см3 Доля проб с показателями выше фонового уровня, % Бензол (кровь) 0,0019±0,0004 82,6 0,0005±0,0004 30,0 0,0001 Толуол (кровь) 0,0033±0,0006 100,0 0,0014±0,0004 85,0 0,0001 Формальдегид (кровь) 0,026±0,0031 100,0 0,026±0,0056 100,0 0,1 Марганец (кровь) 0,016±0,003 57,1 0,014±0,001 48,0 0,27 Никель (кровь) 0,0051±0,0011 92,0 0,0025±0,0006 28,6 0,0001 Хром (кровь) 0,0067±0,0012 100,0 0,0061±0,0006 90,0 0,84 Железо (моча) 0,205±0,057 79,2 0,102±0,026 35,0 0,0001

Таблица 5. Результаты лабораторного обследования детей с аллергическими заболеваниями до и после коррекции состояния здоровья предлагаемым способом, среднее значение (M±m), частота регистрации проб с отклонением от физиологической нормы, %

Показатель Норма До коррекции После коррекции р Среднее
значение
(M±m)
Частота регистрации проб с отклонением от нормы, % Достоверность
различий
с физ. нормой (p)
Среднее
значение
(M±m)
Частота регистрации проб с отклонением от нормы, % Достоверность
различий
с нормой (p)
по
средним
по кратностям превышения нормы
выше ниже выше ниже Малоновый диальдегид плазмы, мкмоль/см3 1,8-2,5 2,39±0,23 34,8 13 норма 2,33±0,26 31,8 27,3 норма 0,730 0,628 Лимфоциты, % 36-40 39,9±2,44 48 20 норма 38,7±3,59 50,0 22,7 норма 0,567 0,483 CD16+56+-лимфоциты, абс., 109/дм3 0,09-0,59 0,35±0,05 4 0,0 норма 0,26±0,06 4,8 4,8 норма 0,036 0,221 CD16+56+-лимфоциты, отн., % 5-27 14,1±1,97 0,0 4 норма 10,1±1,95 0,0 9,5 норма 0,006 0,489 CD3+-лимфоциты, абс, 109/дм3 0,69-2,54 1,77±0,12 0,0 0,0 норма 1,88±0,19 9,5 0,0 норма 0,321 0,207 CD3+-лимфоциты, отн., % 55-84 70,2±2,69 4 0,0 норма 73,8±2,16 0,0 0,0 норма 0,040 0,321 CD3+CD4+-лимфоциты, абс., 109/дм3 0,41-1,59 1±0,08 0,0 0,0 норма 1,1±0,12 4,8 0,0 норма 0,152 0,323 CD3+CD4+-лимфоциты, отн., % 31-60 39,5±2,43 0,0 0,0 норма 43,2±2,45 0,0 0,0 норма 0,036 - CD3+CD8+-лимфоциты, абс., 109/дм3 0,19-1,14 0,68±0,07 0,0 0,0 норма 0,78±0,1 9,5 0,0 норма 0,119 0,214 CD3+CD8+-лимфоциты, отн., % 13-41 27,2±2,47 0,0 0,0 норма 30,8±2,91 0,0 0,0 норма 0,058 - IgG, г/дм3 10,96-16 12,5±1,14 8 24 норма 12,3±1,14 9,1 31,8 норма 0,829 0,992 IgM, г/дм3 1,26-2,2 1,72±0,13 12 8 норма 2,18±0,30 19,0 4,0 норма 0,040 0,715 Магний, ммоль/дм3 0,8-1 0,85±0,02 0,0 16 норма 0,93±0,03 0,0 13,0 норма 0,092 0,324

Таблица 6. Структура результатов риноманометрии у детей с аллергическими заболеваниями до и после коррекции состояния здоровья

Структура результатов риноманометрии, % До коррекции После коррекции p Вариант нормы 24,4 32 0,50 Пациенты с отклонением от нормы 75,6 68 0,50 Легкое снижение вентиляционной способности 12,2 32 0,06 Умеренное снижение вентиляционной способности 22 12 0,511 Значительное снижение вентиляционной способности 22 16 0,75 Весьма значительное снижение вентиляционной способности 19,5 8 0,296

Таблица 7 - Результаты спирографии у детей с аллергическими заболеваниями до и после коррекции состояния здоровья

Структура результатов спирографии, % До коррекции После коррекции p Вариант нормы 75 76,9 0,23 Условная норма по ФЖЕЛ 10 3,8 0,27 Условная норма по ОФВ1 0 3,8 0,39 Условная норма по ФЖЕЛ и ОФВ1 7,5 11,5 0,28 Пациенты с отклонением от нормы ФВД (обструктивные нарушения) 7,5 3,8 0,36

Таблица 8. Оценка эффективности проведенных медико-профилактических мероприятий по данным анкетирования

Показатель Результаты ДО реализации предлагаемого способа, Результаты ПОСЛЕ реализации предлагаемого способа, р Сколько раз в течение года у Вашего ребёнка возникали обострения аллергического заболевания? 2 (1; 3) 1 (0;1) 0,933 Какова была средняя продолжительность обострения аллергического заболевания у Вашего ребёнка в течение года? 5 (4;9) 2 (2;3) 0,140 Сколько раз в течение года ребёнок находился в стационаре по поводу лечения основного аллергического заболевания? 0 (0;1) 0 (0;0) 0,813 Сколько раз в течение года Ваш ребёнок болел ОРВИ/ОРЗ? 4 (6;3) 0 (0;0) 0,154 Какова была средняя продолжительность эпизода ОРВИ/ОРЗ у Вашего ребёнка в течение года? 4 (3;5) 3 (2;3) 0,112 Сколько раз находился Ваш ребёнок в стационаре по поводу лечения ОРВИ/ОРЗ? 0 (0;0) 0 (0;0) 0,442 Сколько раз в течение года у Вашего ребёнка возникали осложнения после ОРВИ/ОРЗ? 0 (0;1) 0 (0;0) 0,581 Сколько денег (тысяч рублей) в месяц Вы тратили на поддержание здоровья Вашего ребёнка в течение года? 2,0 (1,4;5) 1,5 (0,6; 3) 0,668 Считаете ли Вы, что выполненные лечебно-оздоровительные мероприятия по улучшению здоровья Вашего ребенка эффективны? «Да» - 62,5%

Похожие патенты RU2826715C1

название год авторы номер документа
Способ профилактики снижения поствакцинального гуморального иммунитета к дифтерии и коклюшу у детей-школьников 7-12 лет, ассоциированного с неблагоприятными факторами среды обитания 2024
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
RU2826768C1
Способ оценки вероятности развития и прогрессирования у школьников бронхиальной астмы, связанной с сочетанным комплексным воздействием таких факторов окружающей среды, как никель, марганец, цинк, формальдегид, бензол во вдыхаемом воздухе, а также с наличием негативных факторов образовательной среды, образа жизни и с нарушением структуры питания 2023
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Ошева Лариса Викторовна
RU2805820C1
Способ оценки вероятности снижения поствакцинального гуморального иммунитета к дифтерии у детей-школьников, ассоциированного с сочетанным комплексным воздействием никеля и хрома во вдыхаемом воздухе, а также с особенностями питания и образа жизни 2023
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Кобякова Ольга Алексеевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
RU2805821C1
Способ диагностики у школьников атопического дерматита, ассоциированного с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни и с нарушением структуры питания 2022
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Кобякова Ольга Алексеевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
RU2784352C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СНИЖЕНИЯ ПОСТВАКЦИНАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА К ДИФТЕРИИ У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ 2013
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Долгих Олег Владимирович
RU2524636C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СНИЖЕНИЯ ПОСТВАКЦИНАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА К КОКЛЮШУ У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ 2013
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Долгих Олег Владимирович
RU2538676C1
Способ количественной оценки дополнительного риска нарушения здоровья у детей 4-7 лет, обусловленного аэрогенным комбинированным воздействием химических веществ: оксида алюминия, бенз(а)пирена и гидрофторида, при их одновременном поступлении в организм, по сравнению с изолированным действием каждого вещества 2023
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Кольдибекова Юлия Вячеславовна
  • Землянова Марина Александровна
  • Кирьянов Дмитрий Александрович
  • Чигвинцев Владимир Михайлович
RU2823856C1
Способ дифференциальной оценки преобладающего типа комбинированного аэрогенного воздействия химических веществ: оксида алюминия, бенз(а)пирена и гидрофторида, на здоровье детей 4-7 лет 2023
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Кольдибекова Юлия Вячеславовна
  • Землянова Марина Александровна
  • Кирьянов Дмитрий Александрович
  • Чигвинцев Владимир Михайлович
RU2824288C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭКОМОДИФИЦИРОВАННОГО АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ 2010
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Аминова Альфия Иршадовна
  • Акатова Алевтина Анатольевна
  • Валина Светлана Леонидовна
RU2436574C2
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМ ОБСТРУКТИВНЫМ БРОНХИТОМ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ КОНТАМИНАЦИИ БИОСРЕД ТЯЖЕЛЫМИ МЕТАЛЛАМИ И АЛЬДЕГИДАМИ 2011
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Аминова Альфия Иршадовна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Акатова Алевтина Анатольевна
  • Лужецкий Константин Петрович
RU2459622C1

Реферат патента 2024 года Способ медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания

Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии и иммунологии. На территории, характеризующейся такими неблагоприятными факторами среды обитания, как наличие в воздухе бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде железа выше предельно допустимой концентрации, проводят отбор детей-школьников, в анамнезе которых присутствует наличие таких аллергических заболеваний, как аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит, с длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличие острых респираторных вирусных инфекций 4 и более раз в год; а также в крови которых выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями: малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний, 0,83–0,87 ммоль/дм3. Далее осуществляют медикаментозную терапию путем внутреннего приема детьми следующих лекарственных препаратов: Глицина с 1 по 14 день по 1 таблетке 2 раза в день сублингвально; лекарственного средства Фильтрум-СТИ с 1 по 10 день в возрасте 7–12 лет по 1 таблетке 3 раза в день и Полиоксидония с 5 по 14 день в возрасте 7–10 лет по 1/2 таблетки 1 раз в день, в возрасте старше 10 лет по 1 таблетке 1 раз в день сублингвально за 20-30 мин до еды, при этом периодичность проведения указанной медикаментозной терапии составляет 1 раз в год. Одновременно проводят немедикаментозное воздействие путем оптимизации школьного питания, коррекции питьевого режима, повышения двигательной активности и обеспечения психологической разгрузки школьников. Оптимизация школьного питания заключается в ограничении потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди; при одновременном включении в 10-дневное школьное меню не менее 1 раза – каши рисовой, супа геркулесового, йогурта, не менее 8 раз – хлеба с отрубями, не менее 1 раза – фруктовых соков с мякотью: персик, груша, и витаминного напитка; коррекция питьевого режима включает выдачу обучающимся с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл. Повышение двигательной активности осуществляют путем включения в недельное расписание уроков третьего занятия физической культуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр. А психологическую разгрузку школьников проводят 1 раз в неделю с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик. Изобретение обеспечивает комплексный способ медикаментозного и немедикаментозного воздействия на детей-школьников, страдающих аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным вредным воздействием факторов среды обитания, образа жизни и нарушением структуры школьного питания, обеспечивающего снижение интенсивности и продолжительности выраженности клинических симптомов аллергических заболеваний, обеспечение положительной динамики функциональных и лабораторных показателей, повышение резистентности критических органов и систем к воздействию факторов риска среды обитания. 8 табл.

Формула изобретения RU 2 826 715 C1

Способ медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания, характеризующийся тем, что на территории, характеризующейся такими неблагоприятными факторами среды обитания, как наличие в воздухе бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде железа выше предельно допустимой концентрации, проводят отбор детей-школьников, в анамнезе которых присутствует наличие таких аллергических заболеваний, как аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит, с длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличие острых респираторных вирусных инфекций 4 и более раз в год; а также в крови которых выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями: малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний, 0,83–0,87 ммоль/дм3; далее осуществляют медикаментозную терапию путем внутреннего приема детьми следующих лекарственных препаратов: Глицина с 1 по 14 день по 1 таблетке 2 раза в день сублингвально; лекарственного средства Фильтрум-СТИ с 1 по 10 день в возрасте 7–12 лет по 1 таблетке 3 раза в день и Полиоксидония с 5 по 14 день в возрасте 7–10 лет по 1/2 таблетки 1 раз в день, в возрасте старше 10 лет по 1 таблетке 1 раз в день сублингвально за 20-30 мин до еды, при этом периодичность проведения указанной медикаментозной терапии составляет 1 раз в год; также проводят немедикаментозное воздействие путем оптимизации школьного питания, коррекции питьевого режима, повышения двигательной активности и обеспечения психологической разгрузки школьников; при этом оптимизация школьного питания заключается в ограничении потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди; при одновременном включении в 10-дневное школьное меню не менее 1 раза – каши рисовой, супа геркулесового, йогурта, не менее 8 раз – хлеба с отрубями, не менее 1 раза – фруктовых соков с мякотью: персик, груша, и витаминного напитка; коррекция питьевого режима включает выдачу обучающимся с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл; повышение двигательной активности осуществляют путем включения в недельное расписание уроков третьего занятия физической культуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр, а психологическую разгрузку школьников проводят 1 раз в неделю с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2826715C1

СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ ФОРМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЕМ МАРГАНЦА И ВАНАДИЯ 2014
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Лужецкий Константин Петрович
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Долгих Олег Владимирович
  • Ошева Лариса Викторовна
  • Ивашова Юлия Анатольевна
RU2555341C1
Способ лечения и профилактики у детей рецидивирующего бронхита, ассоциированного с воздействием мелкодисперсной пыли 2018
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Лужецкий Константин Петрович
  • Валина Светлана Леонидовна
RU2682116C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧАСТИЧНО КОНТРОЛИРУЕМОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ВОЗДЕЙСТВИЕМ МАРГАНЦА И ВАНАДИЯ 2014
  • Зайцева Нина Владимировна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Лужецкий Константин Петрович
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Долгих Олег Владимирович
  • Ошева Лариса Викторовна
  • Ивашова Юлия Анатольевна
RU2546525C1
Способ профилактики и лечения у детей нарушений физического развития, ассоциированных с комплексным низкоуровневым загрязнением среды обитания свинцом, марганцем, никелем, хромом и кадмием 2017
  • Лужецкий Константин Петрович
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Кобякова Ольга Алексеевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Ивашова Юлия Анатольевна
  • Белицкая Виктория Эвальдовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Вандышева Александра Юрьевна
RU2639124C1
А.О
Мурашко, О.О
Смолина НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И АРХИТЕКТУРНОПЛАНИРОВОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ АЛЛЕРГИЧЕСКИМ РИНИТОМ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Медицинский вестник Юга России Medical Herald of the

RU 2 826 715 C1

Авторы

Валина Светлана Леонидовна

Штина Ирина Евгеньевна

Маклакова Ольга Анатольевна

Устинова Ольга Юрьевна

Кобякова Ольга Алексеевна

Даты

2024-09-17Публикация

2024-03-06Подача