Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии и иммунологии. Оно может быть использовано в клинической практике для коррекции у детей-школьников в возрасте 7–12 лет аллергических заболеваний, таких как аллергический ринит, атопический дерматит, бронхиальная астма, развивающихся под воздействием комплекса факторов риска вредных химических факторов среды обитания, образа жизни и нарушения структуры школьного питания.
Аллергический ринит, бронхиальная астма и атопический дерматит относятся к аллергическим заболеваниям.
Аллергический ринит (далее АР) – это хроническое воспалительное заболевание слизистой оболочки носа, вызванное воздействием причинно-значимого аллергена. Проявляется зудом, чиханием, ринореей (обильными выделениями из носа), заложенностью носа и иногда конъюнктивитом. Чаще симптомы появляются при контакте с пыльцой растений, пылью, шерстью животных или другими аллергенами.
Атопический дерматит - это хроническое аллергическое заболевание кожи, которое, как правило, развивается у лиц с генетической предрасположенностью к атопии, имеет рецидивирующее течение с возрастными особенностями клинических проявлений и характеризуется экссудативными и/или лихеноидными высыпаниями, повышением уровня IgE и гиперчувствительностью к специфическим и неспецифическим аллергенам (Шабалов Н.П. «Детские болезни» 6-е издание, т.1, с.528). На возникновение у ребенка атопического дерматита оказывают влияние химические факторы среды обитания. Широкое использование токсикантов в различных отраслях промышленности, выделение их с выбросами в окружающую среду обусловило риск непрофессионального воздействия на организм детей.
Бронхиальная астма (далее – БА) – это хроническое неинфекционное заболевание дыхательных путей воспалительного характера. Ключевым звеном является бронхоспазм (сужение просвета бронхов), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами. БА может развиваться, с одной стороны, при наличии наследственной отягощенности и провоцирующих факторов (воздействие пищевых, бытовых и растительных агентов), совокупность которых извращает физиологический механизм иммунного ответа, с другой стороны, в связи с повышенным содержанием в крови вредных химических токсикантов, обладающих иммунотропным и сенсибилизирующим действием. Токсиканты, при повышенном их содержании в крови, способны активизировать иммунный механизм формирования бронхиальной астмы. Длительное ирритативное действие на барьерные ткани поддерживает неспецифическое воспаление в бронхо-легочной системе, вызывая формирование иммунопатологических реакций – основы развития бронхиальной астмы. После соединения с белками крови тяжелые металлы сами становятся истинными аллергенами, и вызывают дополнительную специфическую сенсибилизацию у детей, потенцируют развитие аутоиммунных процессов в слизистой оболочке бронхов с последующим формированием резистентности к стандартному лечению. Кроме того, промышленные токсиканты повышают иммунологическую агрессивность природных аллергенов.
В рамках настоящего изобретения под вредным воздействием факторов среды обитания понимается наличие в воздухе территории проживания и обучения ребенка бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде - железа выше предельно-допустимой концентрации.
Под оптимизацией структуры питания детей-школьников, имеющих нарушение здоровья со стороны аллергических проявлений, понимается ограничение в меню ребенка ряда продуктов до 1 раза в неделю, при одновременном включении в рацион блюд, оказывающих обволакивающее действие на желудок, а также соков с мякотью, йогуртов и хлеба с пшеничными отрубями. Кроме того под целью оптимизации структуры питания понимается также увеличение ежедневного питьевого режима ребенка с 1 по 15 день каждого месяца.
Под особенностями образа жизни понимается продолжительность занятий физкультурой и спортом школьника в недельном цикле.
Под медикаментозной коррекцией понимается медикаментозная терапия, включающая прием детьми лекарственных препаратов Полиоксидония, Глицина и лекарственного средства Фильтрум-СТИ в заявленных дозировках и курса приема, обеспечивающих патогенетически направленное фармакологическое воздействие с учетом установленных особенностей развития аллергических заболеваний детей, проживающих в условиях наличия в атмосфере и воде химических токсикантов, усугубляющих течение заболевания.
Из уровня техники известен ряд технических решений, направленных на коррекцию некоторых заболеваний, а также на улучшение здоровья населения.
Например, из патента РФ № 2485948 известен способ коррекции тиреоидного статуса и уровня здоровья спортсменов высокой квалификации, нарушенных интенсивными физическими нагрузками циклической направленности. Способ включает медикаментозную терапию в виде приема двух препаратов: «Селен-актив» в дозе 1 таблетка и «Рибоза» в дозе 0,25 г/кг массы тела, одновременно в период интенсивных физических нагрузок ежедневно два раза в день: перед первой тренировкой и перед второй тренировкой. Изобретение позволяет регулировать выработку тиреоидных гормонов за счет активации функций антиоксидантной системы и ингибированием свободнорадикальных процессов. В результате чего восстанавливается уровень здоровья спортсменов.
Из патента РФ № 2429025 известен способ немедикаментозной коррекции и улучшения психосоматического здоровья спортсменов, согласно которому проводят комплекс оздоровительных действий, который содержит релаксационно-дыхательные техники, техники чувственного осознавания, техники арт-терапии, психотехнические игры в спорте и техники креативной визуализации. В группе выполняют упражнения двумя циклами: коррекционно-обучающий, состоящий из 25 занятий, и поддерживающий, состоящий из 10 занятий, причем продолжительность занятий в коррекционно-обучающем цикле составляет по 50-60 минут 3 раза в неделю, а в поддерживающем цикле - по 50-60 минут 2 раза в неделю Способ направлен на предупреждение возникновения нарушений соматического здоровья и позволяет повысить эффективность медицинской реабилитации при психосоматических заболеваниях.
Учитывая, что в основе аллергических заболеваний ребенка лежат изменения иммунной системы, то в уровне техники (https://www.vitamishki.ru/articles/kak-podnyat-immunitet-rebenku-allergiku/) рекомендуют следующие способы укрепления, которые помогут поднять иммунитет ребенку-аллергику:
- соблюдение режима дня;
- физические упражнения;
- правильное питание. Включение в рацион гипоаллергенных продуктов, богатых витаминами и минеральными веществами: овощи и фрукты, мясо и рыбу, растительные масла;
- создание благоприятной атмосферы дома. Стрессы ухудшают состояние иммунной системы, поэтому важно позаботиться о том, чтобы создать для ребенка психологический комфорт;
- чтобы не провоцировать появление симптомов аллергии, нужно исключить контакт с аллергенами.
В качестве медикаментозной терапии для повышения иммунной защиты ребенка рекомендуется прием биокомплекса ВитаМишки IMMUNO+. В его состав входят: цинк и селен - гаранты правильной работы иммунной системы; витамины С и Е - сильные антиоксиданты, необходимые для профилактики простудных заболеваний; экстракт облепихи - ягоды, содержащей более 100 необходимых для здоровья веществ.
При этом из уровня техники не были выявлены известные способы медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с такими аллергическими заболеваниями, как аллергический ринит, атопический дерматит и бронхиальная астма, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, образа жизни и нарушением структуры школьного питания, поэтому сделать выбор ближайшего аналога к заявляемому изобретению не представляется возможным.
Технический результат, достигаемый предлагаемым способом, заключается в разработке комплексного способа медикаментозного и немедикаментозного воздействия на детей-школьников, страдающих аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным вредным воздействием химических факторов среды обитания, образа жизни и нарушением структуры школьного питания, обеспечивающего снижение интенсивности и продолжительности выраженности клинических симптомов аллергических заболеваний, обеспечения положительной динамики функциональных и лабораторных показателей, повышение резистентности критических органов и систем к воздействию факторов риска среды обитания.
Указанный технический результат достигается предлагаемым способом медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания, согласно которому на территории, характеризующейся такими неблагоприятными факторами среды обитания, как наличие в воздухе бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде - железа выше предельно-допустимой концентрации, проводят отбор детей-школьников, в анамнезе которых присутствует наличие таких аллергических заболеваний, как: аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит, с длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличием острых респираторных вирусных инфекций 4 и более раз в год; а также в крови которых выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями: малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний, 0,83–0,87 ммоль/дм3; далее осуществляют медикаментозную терапию путем внутреннего приема детьми следующих лекарственных препаратов: Глицина с 1 по 14 день по 1 таблетке 2 раза в день сублингвально; лекарственного средства Фильтрум-СТИ с 1 по 10 день в возрасте 7–12 лет по 1 таблетке 3 раза в день, и Полиоксидония с 5 по 14 день в возрасте 7–10 лет по 1/2 таблетки 1 раз в день, в возрасте старше 10 лет по 1 таблетке 1 раз в день сублингвально за 20-30 мин до еды, при этом периодичность проведения указанной медикаментозной терапии составляет 1 раз в год; также проводят немедикаментозное воздействие путем оптимизации школьного питания, коррекции питьевого режима, повышения двигательной активности, и обеспечения психологической разгрузки школьников; при этом оптимизация школьного питания заключается в ограничении потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди; при одновременном включении в 10-дневное школьное меню не менее 1 раза – каши рисовой, супа геркулесового, йогурта; не менее 8 раз – хлеба с отрубями, не менее 1 раза – фруктовых соков с мякотью: персик, груша, и витаминного напитка; коррекция питьевого режима включает выдачу обучающимся с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл; особенности образа жизни заключаются в повышении двигательной активности путем включения в недельное расписание уроков третьего занятия физической культуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр, а психологическую разгрузку школьников проводят 1 раз в неделю с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик.
Поставленный технический результат достигается за счет:
- использования совокупности маркерных показателей для отбора группы детей, страдающих аллергическими заболеваниями, для применения к ним медикаментозной и немедикаментозной терапии;
- применения при реализации предлагаемого способа расширенной системы взаимосвязей медикаментозного и немедикаментозного воздействия, оказывающего позитивное влияние как на снижение содержания токсикантов в биосредах детей, так и одновременно на улучшение лабораторных показателей, являющихся значимыми в плане аллергического заболевания.
Перед реализацией предлагаемого способа путем медикаментозной и немедикаментозной коррекции здоровья детей, устанавливают критерии отбора детей и подростков для этой цели:
- клинические: наличие аллергического заболевания (аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит); длительность течения заболевания 3 и более лет; наличие частых острых респираторных вирусных инфекций (далее – ОРВИ) 4 и более раз в году.
- санитарно-гигиенические: обнаружение в атмосферном воздухе территорий расположения образовательных организаций и воздухе их учебных помещений превышения относительно референтного (RfCхр) по содержанию формальдегида, марганца, никеля, хрома, бензола, толуола; а в водопроводной воде, используемой для питьевых целей и приготовления пищи – железа, выше предельно-допустимой концентрации (ПДК);
- Лабораторные: в крови детей выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями: малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний 0,83–0,87 ммоль/дм3.
Медикаментозная коррекция здоровья детей-школьников, страдающих аллергическими заболеваниями, предусмотренная предлагаемым способом, основана на применении препаратов, допущенных в клинической практике в соответствии с возрастом, обладающих совместимостью и минимальным количеством вероятных побочных эффектов. Список патогенетически направленных фармакологических препаратов, используемых в предлагаемом способе, с учетом установленных особенностей развития аллергических заболеваний в условиях воздействия комплекса рассматриваемых факторов приведен в таблице 1.
С целью иммуномодуляции применялся азоксимера бромид (Полиоксидоний), оказывающий прямое воздействие на фагоцитирующие клетки и естественные киллеры, а также вызывающий стимуляцию антителообразования. Положительным эффектом полиоксидония является ингибиция образования внеклеточных активных форм кислорода лейкоцитами, избыточный синтез которых лежит в основе воспаления и повреждающего действия активированных нейтрофилов на ткани и органы. Подавление воспаления обусловлено и способностью азоксимера бромида индуцировать образование противовоспалительных цитокинов. Помимо иммуномодулирующего препарат обладает выраженным антиоксидантным эффектом.
Коррекцию вегетативного гомеостаза проводили препаратом Глицин – агонистом глицинового участка NMDA-рецептора глутаматергических структур, оптимизирующим метаболические процессы в тканях мозга, оказывающим седативное и антидепрессивное действие, нормализующим процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, влияющим на процессы вегетативной регуляции. Антиоксидантное действие глицина проявляется как снижением содержания продуктов перекисного окисления липидов – малонового диальдегида и диеновых конъюгатов, так и повышением активности антиокислительных ферментов – супероксиддисмутазы и каталазы.
Включение в технологию медикаментозной коррекции лекарственного средства Фильтрум-СТИ способствовало ускорению элиминации и метаболизму химических соединений, снижению контаминации крови техногенными химическими веществами. Препарат связывает и выводит из организма аллергены, а также избыток некоторых продуктов обмена веществ, в том числе холестерина, метаболитов, ответственных за развитие эндогенного токсикоза.
По результатам идентификации опасности установлено, что на территориях с превышением гигиенических нормативов токсикантов выше относительно референтного RfCхр содержания никеля, марганца, хрома, формальдегида, толуола и бензола в атмосферном воздухе, и железа в питьевой воде, риск развития заболеваний органов дыхания превышает приемлемый уровень.
Установлено наличие достоверной причинно-следственной связи между повышенным содержанием никеля, марганца, хрома, формальдегида, толуола и бензола в атмосферном воздухе и возникновением у детей аллергических заболеваний органов дыхания (показатель отношения шансов OR=23,07; его доверительный интервал DI=2,35-186,39).
Провоцирующими факторами развития бронхиальной астмы является высокая концентрация в крови марганца (коэффициенты b0=-4,97; b1=195,68; коэффициент детерминации R2=0,64; р<0,001), никеля (b0=-2,96; b1=102,70; R2=0,33; р<0,001), формальдегида (b0=-3,14; b1=18,96; R2=0,67; р<0,001), присутствие в крови бензола (b0=-2,31; b1=99,68; R2=0,17; р<0,001), толуола (b0=-2,47; b1=364,55; R2=0,15; р=0,005).
Вероятность развития аллергического ринита возрастает при наличии в крови бензола (b0=-0,57; b1=393,00; R2=0,35; р<0,001), толуола (b0=-1,12; b1=482,30; R2=0,64; р<0,001), увеличении содержания в крови марганца (b0=-0,82; b1=33,03; R2=0,27; р<0,001), никеля (b0=-0,70; b1=56,55; R2=0,18; р<0,001), хрома (b0=-0,86; b1=113,50; R2=0,58; р<0,001), в моче – железа (b0=-2,98; b1=4,11; R2=0,55; р<0,001).
Наличием в крови бензола (b0=-0,80; b1=309,70; R2=0,35; р<0,001), толуола (b0=-1,65; b1=118,65; R2=0,15; р=0,0002), увеличением в крови содержания марганца (b0=-2,44; b1=73,46; R2=0,31; р<0,001), никеля (b0=-1,60; b1=45,06; R2=0,19; р=0,00002), в моче – железа (b0=-3,20; b1=2,35; R2=0,33; р=0,0005) обусловлено также увеличение вероятности развития атопического дерматита.
Кроме того, при экзогенном поступлении в организм, например, формальдегида возникает его общетоксическое действие с развитием среди прочих сенсибилизирующего и иммунотропного эффектов с антигенной стимуляцией иммунной системы, образованием специфических антител, увеличением содержания Т-клеток памяти.
Повышенная частота регистрации аллергических заболеваний у детей в условиях несоответствия качества атмосферного воздуха и питьевой воды гигиеническим нормативам обусловлена особенностями воздействия токсикантов на функционирование иммунной системы и органов дыхания. После соединения с белками крови указанные вредные химические вещества приобретают свойства аллергенов, вызывают дополнительную специфическую сенсибилизацию, повышают иммунологическую агрессивность других причинно-значимых аллергенов (бытовых, пыльцевых, пищевых).
На школьника оказывает влияние и особенности современного образовательного процесса, образа жизни, такие как, недостаточная физическая и избыточная цифровая активность ребенка и нерациональная учебная нагрузка, которая приводит к психологическому стрессу ребенка.
Известно, что ежедневные физические нагрузки препятствуют развитию аллергической реакции немедленного типа за счет снижения активности всех трех стадий механизма развития аллергии. В некоторых работах описываются изменения в показателях иммунного ответа у испытуемых после гипокинезии, проявляющиеся снижением числа Т- и В-лимфоцитов в периферической крови, снижением функции NK-клеток, увеличением продукции провоспалительного цитокина ИЛ-1, снижением продукции ИЛ-2, участвующего в регуляции синтеза иммуноглобулинов В-лимфоцитами, а также понижением эффективности макрофагов и нейтрофилов.
Выполненное математическое моделирование причинно-следственных связей позволило установить, что вероятность развития аллергического ринита и бронхиальной астмы увеличивается в условиях низкой периодичности занятий физкультурой и спортом (b0=-0,24; b1=-0,07; R2=0,19; р<0,001) и (b0=-1,93; b1=-0,09; R2=0,63; р<0,001) соответственно. Статистически значимо увеличивает заболеваемость атопическим дерматитом снижение продолжительности (b0=-0,54; b1=-0,06; R2=0,25; р<0,001) и регулярности занятий физкультурой и спортом (b0=-0,26; b1=-0,13; R2=0,68; р<0,001).
Было установлено, что неполноценное питание ребенка в школе также способствует развитию аллергических заболеваний. Это обусловлено тем, что ряд продуктов, используемых в школьном меню, характеризуется высоким содержанием биологически активных аминов (гистамин и тирамин), скрытого жира, аллергенов, пищевых добавок для усиления вкуса, аромата, придания цвета, однородной структуры, выступающих в роли триггеров.
Установлено, что в условиях низкого потребления учащимися хлеба пшеничного с отрубями увеличивается вероятность развития аллергического ринита (b0=-1,37; b1=-0,01; R2=0,66; р<0,001).
Установлена связь повышения заболеваемости бронхиальной астмой с избыточным потреблением кондитерских изделий (b0=-3,22; b1=0,01 R2=0,55; р<0,001). Недостаток в рационе учащихся хлеба пшеничного является также провоцирующим фактором развития атопического дерматита (b0=-0,16; b1=0,00; R2=0,27; р<0,001). Поэтому стояла задача провести оптимизацию школьного питания и установить достоверно приемлемые подходы к организации школьного меню.
Все указанные выше медикаментозные и немедикаментозные технологии положены в основу предлагаемого способа.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что поставленный технический результат обеспечивается за счет совокупности всех операций предлагаемого способа, их последовательности и режимов его реализации.
При реализации предлагаемого способа осуществляют следующие операции в нижеуказанной последовательности:
1. На территории экологического неблагополучия, характеризующейся такими неблагоприятными факторами среды обитания, как наличие в воздухе бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде железа - выше предельно-допустимой концентрации (ПДК), проводят отбор детей-школьников, например, учащихся 2-4 классов, в анамнезе которых присутствует наличие таких аллергических заболеваний, как: аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит, с длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличием острых респираторных вирусных инфекций 4 и более раз в год; а также характеризующихся тем, что в крови этих детей было выявлено 70% и более нижеуказанных уровней лабораторных показателей (т.е. 9 и более из общего числа таких уровней показателей): малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний 0,83–0,87 ммоль/дм3.
Выбор указанных лабораторных показателей в качестве критериев отбора детей был обусловлен следующим.
Технологии улучшения (коррекции) здоровья у школьников, страдающих аллергическими заболеваниями, базировались на ключевых звеньях патогенетических механизмов и были направлены:
– на устранение дисбаланса в прооксидантно-антиоксидантной системе;
– на устранение нарушений адаптивного иммунного ответа;
– на устранение последовательного переключения изотипов иммуноглобулинов со снижением синтеза IgG, IgM и увеличением сенсибилизации;
– на устранение усиления воспалительного процесса;
– на устранение развития общего адаптационного синдрома (стресса);
– на устранение вегетативного дисбаланса с усилением симпатических влияний;
– на устранение нарушения липидного обмена.
Согласно данным последовательного моделирования установлены индикаторные лабораторные показатели для оценки вероятности развития аллергических заболеваний, связанных с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания. Так показателями развития риск-ассоциированного аллергического ринита у школьников в условиях влияния токсикантов окружающей среды, питания и образа жизни являются: повышение уровня МДА плазмы (b0=-1,93; b1=0,54; R2=0,28; р<0,001), содержания лимфоцитов (b0=-5,97; b1=1,61; R2=0,54; р<0,001), CD3+CD4+-лимфоцитов (b0=-2,39; b1=1,63; R2=0,15; р=0,002), CD3+CD4+-лимфоцитов (b0=-1,35; b1=3,80; R2=0,53; р<0,001), уровня IgG (b0=-3,14; b1=0,009; R2=0,53; р<0,001).
Вероятность развития бронхиальной астмы как негативного эффекта на комплексное воздействие факторов среды обитания, питания и образа жизни установлена по следующим показателям: повышение содержания CD3+CD8+-лимфоцитов (b0=-4,48; b1=0,07; R2=0,22; р<0,001), магния (b0=-2,86; b1=0,08; R2=0,05; р=0,002), а также низкий уровень CD16+CD56+-лимфоцитов (b0=-1,98; b1=-0,04; R2=0,17; р<0,001), IgG (b0=-1,93; b1=-0,05; R2=0,04; р=0,0001), IgМ (b0=-1,40; b1=-0,76; R2=0,18; р<0,001).
По повышению содержания МДА плазмы (b0=-2,74; b1=0,78; R2=0,46; р<0,001), лимфоцитов (b0=-1,23; b1=0,28; R2=0,16; р<0,001), CD3+ -лимфоцитов (b0=-1,25; b1=0,43; R2=0,18; р<0,001), и снижению антиоксидантной активности (b0=-0,07; b1=-0,02; R2=0,09; р<0,001), содержания CD16+CD56+-лимфоцитов (b0=-0,31; b1=-1,13; R2=0,36; р<0,001) оценена вероятность развития риск-ассоциированного атопического дерматита в условиях влияния токсикантов окружающей среды, питания и образа жизни.
Исходя именно из этих факторов, и были выбраны в качестве критериев отбора детей-школьников наличие у них вышеуказанных уровней лабораторных показателей.
2. Далее осуществляют медикаментозную терапию путем внутреннего приема детьми следующих лекарственных препаратов: Глицина с 1 по 14 день по 1 таблетке 2 раза в день сублингвально; лекарственного средства Фильтрум-СТИ с 1 по 10 день в возрасте 7–12 лет по 1 таблетке 3 раза в день перорально, и Полиоксидония с 5 по 14 день в возрасте 7–10 лет по 1/2 таблетки 1 раз в день, в возрасте старше 10 лет по 1 таблетке 1 раз в день сублингвально за 20-30 мин до еды, при этом периодичность проведения указанной медикаментозной терапии составляет 1 раз в год.
3. Одновременно также проводят немедикаментозное воздействие путем оптимизации школьного питания, коррекции питьевого режима, повышения двигательной активности, и обеспечения психологической разгрузки школьников.
а) При этом оптимизация школьного питания заключается в ограничении потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди; при одновременном включении в 10-дневное школьное меню не менее 1 раза – каши рисовой, супа геркулесового (являются обволакивающими продуктами); йогурта, например, йогурт «Вемол» Вишня, черешня 2,5%, без ЗМЖ, 90г (Молочный комбинат ООО «Вемол» г. Верещагино, Пермский край), количество молочнокислых микроорганизмов в указанном иогурте составляет не менее: 1×107 КОЕ в 1г продукта; не менее 8 раз – хлеба с отрубями; не менее 1 раза – фруктовых соков с мякотью: предпочтительно, персик, груша, и включение не менее 1 раза витаминного напитка, например, напиток «Витошка» с витаминами Яблоко.
б) Коррекция питьевого режима включает выдачу обучающимся с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл, или можно выдавать детям такое же количество кипяченой воды.
в) Повышение двигательной активности осуществляют путем включения в недельное расписание уроков третьего занятия физической культуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр (в качестве основы можно использовать упражнения из http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/10918/Антонова%20Общеразвивающие%20упражнения.%20Метод.%20рек.pdf?sequence=1&isAllowed=y, а также элементы дыхательной гимнастики: https://www.10gkb.by/informatsiya/stati/dykhatelnaya-gimnastika-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-eto-nuzhno). (Данные ссылки из интернета приведены только для информации и не ограничивают объем изобретения).
Для повышения мотивации обучающихся дополнительным занятиям физкультуры, например, рекомендуется применение на дополнительном занятии современных эмоционально-окрашенных форм двигательной активности с использованием ритмичного музыкального сопровождения, которое меняют не реже 1 раза в 2 недели (например, https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/12/27/ispolzovanie-muzyki-na-uroke-fizicheskoy-kultury).
г. Психологическую разгрузку школьников проводят 1 раз в неделю с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик (например, описанной в https://lyceum49.klgd.eduru.ru/media/2019/03/28/1259998123/ Psixologicheskaya_razgruzka.pd). Количество участников в группе 10-14 школьников. Цель занятий: преодоление последствий стресса от учебной деятельности, поддержание благоприятного психологического микроклимата в классе. Основные задачи: обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения; развитие потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, чувства вины; уменьшение тревожности, беспокойства.
Из уровня техники известно множество программ релаксационных разгрузок школьников и все они могут быть рекомендованы для использования, т.к. у них единая цель - преодоление последствий стресса от учебной деятельности. Например, можно использовать нижеуказанную программу (но, не ограничиваясь только ею):
1 блок: Растяжка – оптимизация тонуса мышц; Дыхательное упражнение – развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма; Релаксация – расслабление с использованием звукотерапии.
2 блок: Арт-терапия (проектирование внутреннего состояния с использованием восковых мелков, цветных карандашей и бумаги); Коммуникативные упражнения (упражнения, способствующие расширению «открытости» по отношению к партнерам, через организацию совместной деятельности); Визуализация (воспроизведение в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, следовательно, интегрирует работу мозга, также происходит осознание своих чувств, способов самовыражения, снятие стрессового состояния.
4. Оценка эффективности воздействия предлагаемого способа на улучшение состояния детей и подростков с аллергическими заболеваниями осуществляется через полгода - год после начала ее реализации по санитарно-гигиеническим и клиническим критериям.
Результатом реализации технологии коррекции риск-ассоциированных аллергических заболеваний является достижение снижения интенсивности и продолжительности выраженности клинических симптомов аллергических заболеваний, положительная динамика функциональных и лабораторных показателей, повышение резистентности критических органов и систем к воздействию факторов риска среды обитания (снижение уровня токсикантов в биосредах ребенка).
При отборе детей, а также при оценке эффективности предлагаемого способа, использовали следующее оборудование, указанное в таблице 2.
Апробация заявляемой технологии коррекции у детей – школьников аллергических заболеваний (аллергический ринит, атопический дерматит, бронхиальная астма), ассоциированных с комплексным воздействием современного образовательного процесса, факторов среды обитания и нарушением структуры питания осуществлялась на базе городской школы, расположенной в промышленном районе.
По результатам натурных исследований атмосферного воздуха территории расположения исследуемой образовательной организации установлено превышение референтных концентраций (RfCхр) по марганцу (RfCхр= 0,00005 мг/м3) в 16,7–71,8% проб – до 19,2 раза; по никелю (RfCхр= 0,00005 мг/м3) в 2,6–16,7% проб – в 1,2–3,6 раза; по хрому (RfCхр= 0,0001 мг/м3) – в 1,1 раза, по формальдегиду (RfCхр=0,003 мг/м3) в 8,3–10% случаях – в 1,3–9,3 раза, по бензолу (RfCхр=0,05 мг/м3) в 13,3–41,7% проб – до 5,0 раз, по толуолу (RfCхр=0,4 мг/м3) в 16,7% проб – в 1,1–2,0 раза. Содержание железа в питьевой воде превышало ПДК в 1,1 раза.
Было обследовано 360 детей. Для решения поставленных задач были отобраны дети с установленным аллергическим заболеванием – 105 человек, учащиеся 2-4 классов.
Среди указанных учащихся с установленным аллергическим заболеванием аллергическим ринитом (АР) страдали 76,7%, атопическим дерматитом (АД) – 35,0%, бронхиальной астмой (БА) – 13,3% человек. Из них:
У 52% детей установлено наличие одного заболевания: АР, или АД, или БА;
у 11% детей установлено наличие двух заболеваний: АР + БА;
у 27% детей – АД + АР;
у 8% детей – АД + БА;
у 2% детей было выявлено три аллергических заболеваний: АД + АР + БА.
Посредством изучения медицинских карт было установлено, что эти дети характеризуются длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличием острых респираторных вирусных инфекций 4 и более (до 6 раз) раз в год.
Также отобранные дети характеризовались тем, что в крови у них было выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями:
МДА 2,16–2,62 мкмоль/см3
лимфоциты 37,46–42,34%;
CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3;
CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%;
CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3;
CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%;
CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3;
CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%;
CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3;
CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%;
иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3;
иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3;
магний, 0,83–0,87 ммоль/дм3;
При этом у 57 детей таких показателей было выявлено 70-73% (в большей степени у детей, страдающих одним из указанных аллергических заболеваний); у 39 детей таких показателей было выявлено 75-80% (в большей степени у детей, страдающих двумя нозологическими формами аллергопатологии – АР в сочетании с БА или с АД); у 9 детей таких показателей было выявлено 82-86% (в большей степени у детей, страдающих БА в сочетании с АД или с АД и АР).
В отношении этих детей был реализован весь заявляемый комплекс мероприятий, включающих немедикаментозные способы укрепления здоровья (оптимизация школьного питания, коррекция питьевого режима, повышение двигательной активности за счет включения дополнительного третьего урока физкультуры, и обеспечения психологической разгрузки школьников) и медикаментозные методы коррекции (прием лекарственных препаратов: Полиоксидония, Глицина и Фильтрума-СТИ, в заявленных дозировках), о которых подробно указано выше.
Детям из группы исследования было составлено 10-дневное школьное меню со следующим наполнением, согласно заявляемому способу:
- строгое ограничение потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы таких продуктов, как шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди (Среднесуточные нормы продуктов питания для школьников установлены в Методических рекомендациях № 0100/8604-07-34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.08.2007 г.);
- при одновременном включении в 10-дневное школьное меню:
-- 2 раза – каши рисовой, супа геркулесового;
-- 3 раза йогурта «Вемол» Вишня, черешня 2,5%, без ЗМЖ, 90г (Молочный комбинат ООО «Вемол» г. Верещагино, Пермский край;
-- 8 раз хлеба с отрубями;
-- 4 раза – фруктовых соков с мякотью: персик, груша;
-- 2 раза витаминного напитка «Витошка» с витаминами Яблоко;
- осуществлена коррекция питьевого режима путем выдачи школьникам с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл «Родник Прикамья»;
- включение в недельное расписание уроков третьего занятия физкультуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр, а также элементы дыхательной гимнастики;
- выполнение психологической разгрузки школьников путем проведения 1 раз в неделю после уроков занятий с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик Количество участников в группе было 12 школьников. Цель занятий: преодоление последствий стресса от учебной деятельности, поддержание благоприятного психологического микроклимата в классе. Основные задачи: Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения; Развитие потенциальных возможностей, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, чувства вины; Уменьшение тревожности, беспокойства. Цель занятия - преодоление последствий стресса от учебной деятельности. Занятия состояли из двух блоков: 1-ый блок: Растяжка – оптимизация тонуса мышц; Дыхательное упражнение – развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма; Релаксация – расслабление с использованием звукотерапии. 2-ой блок: Арт-терапия (проектирование внутреннего состояния с использованием восковых мелков, цветных карандашей и бумаги); Коммуникативные упражнения (упражнения, способствующие расширению «открытости» по отношению к партнерам, через организацию совместной деятельности); Визуализация (воспроизведение в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы).
Наряду с указанным проводилась медикаментозная терапия.
Оценка эффективности предлагаемого способа проводилась после его завершения путем статистического сравнительного анализа результатов клинико-функционального, лабораторного и химико-аналитического обследования школьников до начала реализации коррекции и после ее завершения (через год).
Данные общего осмотра школьников исследуемой группы до и после реализации предлагаемого способа, приведены в таблице 3.
Таким образом, после проведения коррекции предлагаемым способом в группе исследования достоверно установлено (таблица 3):
- реже в 2,3 раза выявлялись бледность и мраморность кожных покровов (р=0,004),
- отсутствует гнойное отделяемое из носа (р=0,02),
- реже в 3 раза выявляется гиперемия слизистой носа (р=0,076),
- признаки атопического дерматита уменьшились в 1,7 – 1,8 раза (р=0,47),
- отсутствуют гиперемия слизистой зева и жесткое дыхание (р=0,01-0,5),
- отмечалось снижение частоты встречаемости в 6,5 раза полиадении (р=0,02).
Данные о содержании химических веществ техногенного происхождения в биосредах (кровь, моча) у обследованных детей, приведено в таблице 4.
Анализ результатов химико-аналитического исследования биосред показал, что доля проб крови с повышенным содержанием хрома составила 82,6%, никеля – 92,0%, марганца – 57,1%, формальдегида – 100 %. Средний показатель содержания в моче железа у обследованных школьников был в 1,6 раза выше фонового уровня (р=0,0001), число детей с повышенным уровнем составило 79,2 %.
Таким образом, после проведения коррекции предлагаемым способом в группе исследования достоверно установлено (таблица 4):
- снижение уровня ароматических углеводородов в крови в 2,4–3,8 раза (р=0,0001), при этом количество детей с повышенным содержанием бензола в крови уменьшилось в 2,7 раза (р=0,0001), а с повышенным уровнем толуола в крови – в 1,2 раза (р=0,001);
- снижение уровня содержания никеля в крови в 2,0 раза (р=0,0001), а число детей с повышенным уровнем никеля в крови сократилось в 3,2 раза (р=0,0001), содержания хрома в крови в 1,1 раза (р=0,0001), а число детей с повышенным уровнем никеля в крови сократилось на 10% (р=0,0001), содержания марганца в крови в 1,1 раза (р=0,0001), а число детей с повышенным уровнем никеля в крови сократилось в 1,2 раза (р=0,0001);
- снижение содержания железа в моче в 2,0 раза (р=0,0001), при этом в 2,3 раза уменьшилось количество детей с повышенным уровнем железа в моче (р=0,003).
Оценка динамики лабораторных показателей после проведенных медико-профилактических мероприятий предлагаемым способом у исследуемой группы детей, страдающих аллергическими заболеваниями, представлена в таблице 5.
Оценка динамики показателей лабораторного исследования (таблица 5) после проведенных медико-профилактических мероприятий у детей свидетельствует:
- о статистически значимом снижении абсолютного и относительного содержания CD16+56+-лимфоцитов (естественные киллеры) (0,35±0,05 против 0,26±0,06*109/дм3, 14,1±1,97 против 10,2±1,95 %, соответственно, р=0,036–0,006), способных осуществлять цитотоксическое повреждение клеток;
- о статистически значимом увеличении относительного содержания CD3+-лимфоцитов (73,8±2,16 против 70,2±2,69 %, р=0,04), CD3+CD4+-лимфоцитов (43,2±2,45 против 39,5±2,43 %, р=0,036), CD3+CD8+-лимфоцитов (30,8±2,91 против 27,2±2,47 %, р=0,036), что указывает на повышение активности адаптивного иммунного ответа;
- об увеличении концентрации IgM (с 1,72±0,13 до 2,18±0,3, р=0,04), что характеризует активацию гуморального звена иммунного ответа;
- об увеличении содержания магния (с 0,85±0,02 до 0,93±0,03, р=0,092) – стресс-лимитирующего фактора;
- о снижении среднегруппового содержания МДА в плазме крови (2,39±0,23 мкмоль/см3) после коррекции предлагаемым способом до 2,33±0,26 мкмоль/см3 и доли проб с превышением нормы – с 34,8 до 31,8%, что указывает на снижение активности свободно-радикального повреждения клеточных мембран.
Учитывая, что при аллергических заболеваниях АР и БА происходят нарушения дыхательной функции, то были проведены обследования детей с использованием риноманометрии и спирографии. Данные приведены в таблицах 6 и 7.
Анализ результатов риноманометрии у детей группы исследования показал тенденцию к изменению структуры за счет увеличения доли легких нарушений, при уменьшении удельного веса умеренных, значительных и весьма значительных нарушений носового дыхания (таблица 6).
Сравнительный анализ данных спирографического исследования в динамике показал, что нарушения функции внешнего дыхания по обструктивному типу регистрировались в группе исследования при повторном осмотре после проведенных медико-профилактических мероприятий в 2,0 раза реже (таблица 7).
Результаты социологического метода анкетного опроса родителей участвующих в исследовании школьников показали, что при тождественных исходных данных при повторном исследовании средняя продолжительность обострения аллергического заболевания у детей после проведения медико-профилактических мероприятий путем реализации предлагаемого способа сократилась в 2,5 раза (таблица 8).
После реализации предлагаемого способа обострение аллергического заболевания у детей сократилось вдвое. При этом средняя продолжительность обострения аллергического заболевания в случае его возникновения сократилась в 2,5 раза. Средняя продолжительность эпизода ОРВИ у учащихся после проведения медико-профилактических мероприятий уменьшилась в 1,3 раза.
Финансовые затраты на поддержание здоровья ребенка снизились в 1,3 раза за период наблюдения.
Более половины родителей школьников группы исследования (62,5%) положительно оценили результаты проведенных медико-профилактических мероприятий (таблица 8).
Таким образом, предлагаемый способ позволяет успешно проводить коррекцию состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, образа жизни и нарушением структуры школьного питания.
Для обоснования существенности признаков предлагаемого способа был проведен эксперимент с исключением применения одного или нескольких операций предлагаемого способа при оставлении всех остальных:
- при исключении медикаментозного воздействия отсутствовало снижение токсикантов в крови по сравнению с первоначальным, а также количество обострений заболеваемости практически осталось на прежнем уровне;
- при отсутствии в немедикаментозном воздействии структуры оптимального питания, произошло обострение всех аллергических заболеваний: и аллергического ринита, и бронхиальной астмы, и атопического дерматита, причем это вызвало наличие пропусков детьми школьных уроков;
- снижение количества уроков физкультуры до двух раз в неделю и отсутствие занятий по программе «Психологическая разгрузка» привело к росту ОРВИ и обострению атопического дерматита и бронхиальной астмы.
Также устанавливали клиническую эффективность (через 12 месяцев) схем коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями при различных сочетаниях лекарственных препаратов. Для этого медицинскую терапию проводили с использованием двух препаратов по трем схемам:
Полиоксидоний + Глицин (схема 1);
Полиоксидоний + Фильтрум-СТИ (схема 2);
Глицин + Фильтрум-СТИ (схема 3).
При этом немедикаментозное воздействие оставалось в полном объеме, согласно предлагаемому способу.
Если исходить из 100%-ной эффективности предлагаемого способа, то при использовании схемы 1 она снизилась на 9,2–11,1% (это касалось снижения содержания токсикантов в биосредах детей и нормализации лабораторных показателей); при использовании схемы 2 эффективность снизилась на 12,3–15,7% (это касалось устранения развития общего адаптационного синдрома (стресса) и снижения содержания продуктов перекисного окисления липидов); при использовании схемы 3 эффективность снизилась на 17,0–24,6% (это касалось антителообразования, подавления воспаления, антиоксидантного эффекта); в целом, приводило к росту кратности и продолжительности периодов обострений аллергических заболеваний.
Таблица 1. Перечень лекарственных средств, применяемых в предлагаемом способе, при проведении медикаментозной коррекции
Фильтрум-СТИ
Код АТХ: А07ВС
(производства МНПК "БИОТИКИ")
В возрасте 7–12 лет:
по 1 таблетке 3 раза в день, внутрь, желательно после предварительного измельчения, запивая водой, за 1 ч до еды и приема других лекарственных препаратов
Препарат азоксимера бромида.
Полиоксидоний (polyoxidonium)
Код ATX: L03 (Иммуностимуляторы)
В возрасте 7–10 лет:
по 1/2 таблетки 1 раз в день; в возрасте старше 10 лет: по 1 таблетке 1 раза в день сублингвально за 20-30 мин до еды
Глицин (glycine)
Код ATX: N06BX
По 1 таблетке 2 раза в день, сублингвально или трансбуккально (таблетку можно измельчить и применять в виде порошка).
Таблица 2. Оборудование, используемое при реализации предлагаемого способа
п/п
исследования
Формальдегид – методом высокоэффективной жидкостной хроматографии на жидкостном хроматографе Agilent серии 1200 с диодно-матричным детектором (Agilent Technologies, США) в соответствии с методическими указаниями МУК 4.1.2111-06 «Измерение массовой концентрации формальдегида, ацетальдегида, пропионового альдегида, масляного альдегида и ацетона в пробах крови методом высокоэффективной жидкостной хроматографии»;
Бензол, толуол – газохроматографическим методом количественного определения ароматических (бензол, толуол, этилбензол, о-,м-,п-ксилол) углеводородов в биосредах (кровь) на газовом хроматографе «Кристалл-5000» в соответствии c методическими указаниями МУК 4.1.765 –99
обследование
«ThermoFisher» Набор реагентов для определения концентрации магния в сыворотке крови и моче, « МАГНИЙ-ВИТАЛ», АО "Витал Девелопмент Корпорэйшн", Россия
Колориметрическим методом
с ксилидиловым синим
Таблица 3. Данные общего осмотра школьников исследуемой группы до и после реализации предлагаемого способа, %
Таблица 4. Содержание химических веществ техногенного происхождения в биосредах (кровь, моча) у детей
Таблица 5. Результаты лабораторного обследования детей с аллергическими заболеваниями до и после коррекции состояния здоровья предлагаемым способом, среднее значение (M±m), частота регистрации проб с отклонением от физиологической нормы, %
значение
(M±m)
различий
с физ. нормой (p)
значение
(M±m)
различий
с нормой (p)
средним
Таблица 6. Структура результатов риноманометрии у детей с аллергическими заболеваниями до и после коррекции состояния здоровья
Таблица 7 - Результаты спирографии у детей с аллергическими заболеваниями до и после коррекции состояния здоровья
Таблица 8. Оценка эффективности проведенных медико-профилактических мероприятий по данным анкетирования
Изобретение относится к медицине, в частности к педиатрии и иммунологии. На территории, характеризующейся такими неблагоприятными факторами среды обитания, как наличие в воздухе бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде железа выше предельно допустимой концентрации, проводят отбор детей-школьников, в анамнезе которых присутствует наличие таких аллергических заболеваний, как аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит, с длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличие острых респираторных вирусных инфекций 4 и более раз в год; а также в крови которых выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями: малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний, 0,83–0,87 ммоль/дм3. Далее осуществляют медикаментозную терапию путем внутреннего приема детьми следующих лекарственных препаратов: Глицина с 1 по 14 день по 1 таблетке 2 раза в день сублингвально; лекарственного средства Фильтрум-СТИ с 1 по 10 день в возрасте 7–12 лет по 1 таблетке 3 раза в день и Полиоксидония с 5 по 14 день в возрасте 7–10 лет по 1/2 таблетки 1 раз в день, в возрасте старше 10 лет по 1 таблетке 1 раз в день сублингвально за 20-30 мин до еды, при этом периодичность проведения указанной медикаментозной терапии составляет 1 раз в год. Одновременно проводят немедикаментозное воздействие путем оптимизации школьного питания, коррекции питьевого режима, повышения двигательной активности и обеспечения психологической разгрузки школьников. Оптимизация школьного питания заключается в ограничении потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди; при одновременном включении в 10-дневное школьное меню не менее 1 раза – каши рисовой, супа геркулесового, йогурта, не менее 8 раз – хлеба с отрубями, не менее 1 раза – фруктовых соков с мякотью: персик, груша, и витаминного напитка; коррекция питьевого режима включает выдачу обучающимся с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл. Повышение двигательной активности осуществляют путем включения в недельное расписание уроков третьего занятия физической культуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр. А психологическую разгрузку школьников проводят 1 раз в неделю с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик. Изобретение обеспечивает комплексный способ медикаментозного и немедикаментозного воздействия на детей-школьников, страдающих аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным вредным воздействием факторов среды обитания, образа жизни и нарушением структуры школьного питания, обеспечивающего снижение интенсивности и продолжительности выраженности клинических симптомов аллергических заболеваний, обеспечение положительной динамики функциональных и лабораторных показателей, повышение резистентности критических органов и систем к воздействию факторов риска среды обитания. 8 табл.
Способ медикаментозной и немедикаментозной коррекции состояния здоровья детей-школьников с аллергическими заболеваниями, ассоциированными с комплексным воздействием факторов среды обитания, особенностями образа жизни и нарушением структуры школьного питания, характеризующийся тем, что на территории, характеризующейся такими неблагоприятными факторами среды обитания, как наличие в воздухе бензола, толуола, марганца, никеля, хрома, формальдегида выше референтной концентрации и в воде железа выше предельно допустимой концентрации, проводят отбор детей-школьников, в анамнезе которых присутствует наличие таких аллергических заболеваний, как аллергический ринит, бронхиальная астма, атопический дерматит, с длительностью течения заболевания 3 и более лет, и наличие острых респираторных вирусных инфекций 4 и более раз в год; а также в крови которых выявлено 70% и более лабораторных показателей c нижеуказанными уровнями: малоновый диальдегид (МДА) 2,16–2,62 мкмоль/см3; лимфоциты 37,46–42,34%; CD3+-лимфоциты абс. 1,55–1,89*109/дм3; CD3+-лимфоциты отн. 67,51–72,89%; CD3+CD4+-лимфоциты абс. 0,92–1,08*109/дм3; CD3+CD4+-лимфоциты отн. 37,07–41,93%; CD3+CD8+-лимфоциты абс. 0,61–0,75*109/дм3; CD3+CD8+-лимфоциты отн. 24,73–29,67%; CD16+CD56+-лимфоциты абс. 0,30–0,40*109/дм3; CD16+CD56+-лимфоциты отн. 12,13–16,07%; иммуноглобулин М (IgМ) 1,59–1,85 г/дм3; иммуноглобулин G (IgG) 11,36–13,64 г/дм3; магний, 0,83–0,87 ммоль/дм3; далее осуществляют медикаментозную терапию путем внутреннего приема детьми следующих лекарственных препаратов: Глицина с 1 по 14 день по 1 таблетке 2 раза в день сублингвально; лекарственного средства Фильтрум-СТИ с 1 по 10 день в возрасте 7–12 лет по 1 таблетке 3 раза в день и Полиоксидония с 5 по 14 день в возрасте 7–10 лет по 1/2 таблетки 1 раз в день, в возрасте старше 10 лет по 1 таблетке 1 раз в день сублингвально за 20-30 мин до еды, при этом периодичность проведения указанной медикаментозной терапии составляет 1 раз в год; также проводят немедикаментозное воздействие путем оптимизации школьного питания, коррекции питьевого режима, повышения двигательной активности и обеспечения психологической разгрузки школьников; при этом оптимизация школьного питания заключается в ограничении потребления не более 1 раза в неделю и в количестве не более среднесуточной нормы шоколада, меда, цитрусовых, квашеной капусты, ферментированных сыров, сосисок, консервов, томатов, сельди; при одновременном включении в 10-дневное школьное меню не менее 1 раза – каши рисовой, супа геркулесового, йогурта, не менее 8 раз – хлеба с отрубями, не менее 1 раза – фруктовых соков с мякотью: персик, груша, и витаминного напитка; коррекция питьевого режима включает выдачу обучающимся с 1 по 15 число каждого месяца в первой половине дня бутилированной воды в объеме 200 мл; повышение двигательной активности осуществляют путем включения в недельное расписание уроков третьего занятия физической культуры с проведением комплекса общеразвивающих упражнений с включением элементов дыхательной гимнастики и подвижных игр, а психологическую разгрузку школьников проводят 1 раз в неделю с использованием коррекционно-развивающей программы «Психологическая разгрузка» с применением методов арт-терапии, визуализации, медитации и дыхательных практик.
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫХ ФОРМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЕМ МАРГАНЦА И ВАНАДИЯ | 2014 |
|
RU2555341C1 |
Способ лечения и профилактики у детей рецидивирующего бронхита, ассоциированного с воздействием мелкодисперсной пыли | 2018 |
|
RU2682116C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧАСТИЧНО КОНТРОЛИРУЕМОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ВОЗДЕЙСТВИЕМ МАРГАНЦА И ВАНАДИЯ | 2014 |
|
RU2546525C1 |
Способ профилактики и лечения у детей нарушений физического развития, ассоциированных с комплексным низкоуровневым загрязнением среды обитания свинцом, марганцем, никелем, хромом и кадмием | 2017 |
|
RU2639124C1 |
А.О | |||
Мурашко, О.О | |||
Смолина НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И АРХИТЕКТУРНОПЛАНИРОВОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ АЛЛЕРГИЧЕСКИМ РИНИТОМ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ | |||
Медицинский вестник Юга России Medical Herald of the |
Авторы
Даты
2024-09-17—Публикация
2024-03-06—Подача