МОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ПРИВОДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2015 года по МПК H02K21/12 

Описание патента на изобретение RU2538774C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электродвигателям для привода мотор-колес транспортных средств с одновременной редукцией частоты вращения.

Уровень техники

Известны многополюсные электродвигатели для привода мотор-колес транспортных средств с одновременной редукцией частоты вращения магнитного поля, содержащие статор с 2р явно выраженными полюсами с обмотками в виде катушки на каждом полюсе, ротор с размещенными на полюсах постоянными магнитами с четным числом полюсов, отличающихся на четное количество от числа полюсов на статоре [1]. Рабочий магнитный поток, создаваемый обмотками статора в этом электродвигателе, замыкается через воздушные зазоры между полюсами статора и ротора, радиально расположенные постоянные магниты, что приводит к недостаточно эффективному использованию энергии рабочего магнитного потока. Т.к. проводимость постоянного магнита равна проводимости воздушного зазора, значительная часть магнитодвижущих сил обмоток статора тратится на преодоление магнитного сопротивления участка магнитной цепи с постоянными магнитами и воздушными зазорами.

Известны также многополюсные синхронные электродвигатели с возбуждением от постоянных магнитов, с четным количеством полюсов 2р на статоре, на полюсах размещена обмотка, состоящая из одной катушки на полюс, явнополюсный ротор с четным числом полюсов, отличающихся от числа полюсов на статоре на четное количество. Постоянные магниты с тангенциальным подмагничиванием расположены на роторе радиально между полюсами [2]. В создании вращающегося момента в таких двигателях одновременно участвуют 2/3 от общего количества полюсов. Для приведения во вращение ротора электродвигателя в конструкции электродвигателя необходимо иметь датчик положения ротора.

Аналогичные многополюсные электродвигатели с возбуждением от постоянных магнитов, на статоре с четным количеством полюсов 2р, на полюсах размещена обмотка, состоящая из одной катушки на полюс, явнополюсный ротор с размещенными на нем постоянными магнитами с тангенциальным подмагничиванием с четным числом полюсов, отличающихся от числа полюсов на статоре на четное количество, управляемые от инвертора описаны в [3 и 4]. В этих электродвигателях вращающий момент создают также не более 2/3 от общего количества полюсов. Кроме этого для получения вращающего момента на роторе необходимо наличие датчика положения ротора относительно полюсов статора.

Сущность изобретения

Наиболее близким, по существу, к предлагаемому изобретению является многополюсный синхронный электродвигатель с возбуждением от постоянных магнитов, на статоре с четным количеством полюсов 2р, на полюсах размещена обмотка, состоящая из одной катушки на полюс, явнополюсный ротор с четным числом полюсов, отличающихся от числа полюсов на статоре на четное количество. Постоянные магниты с тангенциальным подмагничиванием расположены на роторе радиально между полюсами. Для приведения во вращение ротора электродвигателя в конструкции электродвигателя необходимо иметь датчик положения ротора.

Целью изобретения является увеличение момента вращения и упрощение конструкции электродвигателя.

Цель по увеличению вращающего момента электродвигателя достигается тем, что явнополюсный ротор с тангенциальным подмагничиванием полюсов выполнен количеством полюсов, равным количеству полюсов на статоре, и равным шагом между полюсами, полюсные наконечники одноименных полюсов на статоре отличаются по своей ширине от ширины полюсов противоположной полярности. Это приводит увеличению одновременно действующих полюсов при создании вращающего момента, следовательно, увеличению вращающего момента ротора при прочих равных условиях с прототипом.

Цель по упрощению конструкции электродвигателя достигается тем, что для создания вращающего момента ротора электродвигателя одновременно возбуждаются все полюса статора, причем в чередующемся порядке. Для непрерывного вращения ротора необходимо периодически изменять полярность полюсов статора, т.е. изменять направление тока в катушках обмотки статора. Это возможно при питании обмоток статора переменным током или последовательностью импульсов постоянного тока переменной полярности. Таким образом, отпадает необходимость в информации о положении ротора относительно полюсов статора, т.е. в датчике положения ротора. Это приводит к упрощению конструкции электродвигателя.

Перечень фигур, чертежей и иных материалов

На чертеже изображен продольный разрез активной части предлагаемого электродвигателя.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения

Предлагаемый электродвигатель (см. чертеж) содержит наружный многополюсный с четным количеством полюсов цилиндрический ротор с корпусом 1 из немагнитного материала, магнитопровод 3 из электротехнической стали или из иного магнитомягкого материала и постоянные магниты системы возбуждения 2 тангенциальным подмагничиванием, размещенные между разноименными полюсами ротора. Статор размещен внутри ротора концентрично и состоит из магнитопровода из электротехнической стали или из иного магнитомягкого материала 5, содержит равное количество явно выраженных полюсов с ротором. На полюсах статора размещена обмотка статора 4 - по одной катушке на полюс.

Электродвигатель работает следующим образом. Магнитный поток постоянных магнитов замыкается через воздушный зазор между статором и ротором по магнитной цепи, образованной явно выраженными полюсами ротора и статора, и спинку магнитопровода ротора. Магнитные силовые линии показаны на чертеже. обозначены Фпм. Под действием магнитных сил притяжения ротор занимает положение, показанное на чертеже: пара полюсов N-S и пара полюсов на статоре имеют одинаковый шаг. При этом ротор развивает некоторый тормозной момент. Ротор приходит в движение при подключении обмотки статора таким образом, что катушки на полюсах статора образуют магнитное поле противоположной магнитному полю постоянных магнитов полярности, как показано на чертеже. Силовые линии этого поля обозначены Фст. При этом взаимодействие двух магнитных полей вызывает отталкивающие одноименные поля силы. Из-за магнитной асимметрии разноименных полюсов эта сила имеет направленное действие. В показанном на чертеже случае сила направлена по часовой стрелке. Созданный названными силами вращающий момент приводит ротор во вращательное движение. Полюса ротора изменяют свое положение перемещаясь на одно полюсное деление. При питании обмотки статора переменным током или последовательностью импульсов постоянного тока переменной полярности ток в обмотках статора изменяет свое направление. Полюса статора изменяют свою полярность и между полюсами статора и ротора опять возникают отталкивающие силы до момента их перемещения на одно полюсное деление. Таким образом образуется электромагнитный момент, действующий на ротор. При этом происходит редукция скорости вращения ротора: при изменении полярности магнитного поля ротор поворачивается на одно полюсное деление. Для полного оборота ротора необходимо изменить полярность магнитного поля статора в равное числу полюсов статора раз.

По сравнению с другими двигателями в предлагаемом все полюса ротора и статора действуют одновременно и согласованно, т.е. действуют в одном направлении. Это приводит увеличению момента вращения ротора.

В предложенном электродвигателе нет необходимости в информации о положении ротора относительно полюсов обмотки статора, как принято при питании от инвертора. Это приводит к упрощению конструкции электродвигателя.

Литература.

1. Оптимизация проектирования тихоходного вентильного двигателя с двумя индукторами для привода мотор-колеса. Ж. «Электротехника» №12, 1999 г., стр.6-13.

2. Многополюсные синхронные машины с дробным q<1 зубцовыми обмотками с возбуждением от постоянных магнитов. Ж. «Электротехника» №9, 2007 г., стр.3-8.

3. Патент РФ №2181091. БИ 2002 г., №10.

4. Патент РФ №2278797. БИ 2006 г., №18.

Похожие патенты RU2538774C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
RU2423272C2
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
RU2381940C2
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
  • Петров Сергей Иннокентьевич
RU2321142C1
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Петров И.И.
  • Петров С.И.
  • Петров О.И.
RU2216843C2
МАГНИТНЫЙ РЕДУКТОР 2013
  • Петров Иннокентий Иванович
  • Петров Олег Иннокентьевич
  • Петров Сергей Иннокентьевич
RU2545509C2
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416861C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416860C1
МЕХАТРОННОЕ УСТРОЙСТВО 2013
  • Петров Олег Иннокентьевич
  • Петров Сергей Иннокентьевич
RU2543522C2
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОЛЮСНЫМ ЗУБЧАТЫМ ИНДУКТОРОМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2392723C1
Синхронный электродвигатель с магнитной редукцией 2018
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Березов Николай Алексеевич
  • Килиманов Константин Алексеевич
  • Макаров Валерий Геннадьевич
RU2704491C1

Реферат патента 2015 года МОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ПРИВОДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электродвигателям для привода мотор-колес транспортных средств с одновременной редукцией частоты вращения. Многополюсный синхронный электродвигатель с возбуждением от постоянных магнитов содержит статор с четным количеством полюсов 2р, на полюсах размещена обмотка, состоящая из одной катушки на полюс, явнополюсный ротор с четным числом полюсов, постоянные магниты с тангенциальным подмагничиванием расположены на роторе радиально между полюсами, явнополюсный ротор с тангенциальным подмагничиванием полюсов выполнен с количеством полюсов, равным количеству полюсов на статоре, и равным шагом между полюсами, полюсные наконечники одноименных полюсов на статоре отличны по своей ширине от ширины полюсов противоположной полярности. Техническим результатом является упрощение конструкции. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 538 774 C1

Многополюсный синхронный электродвигатель с возбуждением от постоянных магнитов, на статоре с четным количеством полюсов 2р, на полюсах размещена обмотка, состоящая из одной катушки на полюс, явнополюсный ротор с четным числом полюсов, постоянные магниты с тангенциальным подмагничиванием расположены на роторе радиально между полюсами, отличающийся тем, что явнополюсный ротор с тангенциальным подмагничиванием полюсов выполнен с количеством полюсов, равным количеству полюсов на статоре, и равным шагом между полюсами, полюсные наконечники одноименных полюсов на статоре отличны по своей ширине от ширины полюсов противоположной полярности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2538774C1

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ УСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ 2005
  • Шевченко Александр Федорович
RU2278797C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ АВТОМОБИЛЯ 2001
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
  • Симонов Б.Ф.
  • Шевченко А.Ф.
RU2181091C1
0
SU126535A1
Веретено для бумажного патрона с тяжелой головкой 1929
  • Малышева А.П.
SU16574A1
Воздухораспределитель 1937
  • Шмаков А.И.
SU53828A1
Устройство для передачи данных с сокращением избыточности информации 1978
  • Грибок Владимир Петрович
  • Солецкий Станислав Викторович
  • Воловик Александр Михайлович
SU746673A1
DE 3534334 A, 03.04.1986
US 4753309 A1, 28.06.1988
US 20130187586 A1, 27.07.2013
WO 2012005597 A1, 12.01.2012

RU 2 538 774 C1

Авторы

Егоров Михаил Владимирович

Петров Иннокентий Иванович

Петров Олег Иннокентьевич

Петров Сергей Иннокентьевич

Даты

2015-01-10Публикация

2013-11-21Подача