АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ Российский патент 2015 года по МПК C08J5/16 B61F5/50 C08L59/00 C08L59/02 C08L59/04 C08K7/04 C08K3/04 

Описание патента на изобретение RU2539159C2

Изобретение относится к области производства антифрикционных композиционных полимерных материалов и может быть использовано при изготовлении деталей узлов трения машин и агрегатов, в частности для изготовления опорного скользуна тележки грузового железнодорожного вагона.

Вставка опорного скользуна представляет собой диск с тремя крепежными отверстиями. Устанавливается в узел трения опоры скользуна по стальной пластине на раме вагона и имеет антифрикционное назначение. Процесс эксплуатации этого изделия сопровождается его локальным разогревом в точках контакта и разрушением материала в этих точках вследствие перегрева.

В настоящее время на тележках грузовых вагонов используется вставка опорного скользуна, изготовленная из фторопласта марки Ф4К15М5.

Недостатком используемого материала для изготовления вставки опорного скользуна является высокая стоимость материала, сложность технологического процесса производства деталей из фторопласта (большое время цикла при прессовании заготовки), хладотекучесть материала - при работе тележки происходит залипание материала на рабочие поверхности.

Известны композиционные материалы для изготовления элементов узлов трения на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) и неорганических наполнителей различной химической природы (Сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности. И.Н. Андреева, Е.В. Веселовская, Е.И. Наливайко и др. - Л.: Химия, 1982. - 80 с.).

Однако эти материалы не обладают достаточной износостойкостью и характеризуются низкими прочностными характеристиками.

Известен полимерный материал, используемый для изготовления элементов узлов трения и состоящий из полиамида-6 блочного и модифицирующей ее углеродной добавки (патент РФ №2316571, публ. 2008 г.).

Это жесткий материал, однако не отличается стойкостью к истиранию между стальными поверхностями из-за значительного коэффициента трения.

Технической задачей изобретения является создание композиционного полимерного материала для вставки опорного скользуна тележки грузового вагона, с обеспечением отсутствия выкрашивания наполнителя в процессе эксплуатации, и обладающего повышенными физико-механическими характеристиками, обеспечивающими увеличение срока службы детали.

Поставленная задача решается следующим образом.

Вставка опорного скользуна тележки грузового вагона изготавливается методом литья под давлением из полимерного композиционного материала, выполненного на основе полиоксиметилена с модифицирующими добавками, взятыми в порошковом виде и увеличивающими его стойкость к термической деформации, теплопроводность и уменьшающих коэффициент теплового линейного расширения.

Полимерный композиционный материал получают при следующем соотношении компонентов:

полиоксиметилен (сополимер) - 95% вес.

порошковый графит марки С1 - 2% вес.

фенольное связующее марки СФП-012А1 - 3% вес.

В качестве полимерной основы используют литьевую марку полиоксиметилена с характеристиками, приведенными в таблице 1.

Здесь порошковый графит марки С1 используется в качестве сухой смазки.

Фенольное связующее марки СФП-012А1 применено для предотвращения выкрашивания добавки порошкового графита в процессе эксплуатации.

Физико-механические характеристики предложенных материалов приведены в таблице 2.

Порошкообразные добавки в полимерную основу вводятся на лопастном смесителе с последующим пропуском полученной смеси через гранулятор.

Использование предложенного полимерного композиционного материала с повышенными физико-механическими характеристиками обеспечивает увеличение срока службы детали, уменьшение времени цикла ее изготовления и снижение стоимости,

Вставка, выполненная из предложенного материала, выдерживает температуры эксплуатации от минус 60°C до плюс 110°C, обладает маслостойкостью и атмосферостойкостью, а также выдерживает эксплуатационные нагрузки, оказываемые на деталь.

Похожие патенты RU2539159C2

название год авторы номер документа
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ 2013
  • Юрханов Владислав Борисович
  • Шаврин Евгений Геннадьевич
  • Дариенко Ирина Николаевна
  • Чистяков Павел Александрович
  • Матасова Анна Анатольевна
RU2524958C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ 2013
  • Юрханов Владислав Борисович
  • Шаврин Евгений Геннадьевич
  • Дариенко Ирина Николаевна
  • Чистяков Павел Александрович
  • Матасова Анна Анатольевна
RU2540572C2
ВТУЛКА КПМ ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2013
  • Литвиненко Андрей Викторович
  • Южалин Дмитрий Славович
RU2541580C1
ВКЛАДЫШ ТРЕНИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ВАГОНОВ МЕТРО ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2015
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2595135C1
Прокладка для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида 2021
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2771634C1
ОПОРНОЕ КОЛЬЦО ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ВАГОНОВ МЕТРО ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ПОЛИАМИДА 2015
  • Моторин Сергей Васильевич
RU2581889C1
ПОДПЯТНИК НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2002
  • Попов С.И.
  • Михеев М.М.
RU2240940C2
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2015
  • Краснов Александр Петрович
  • Афоничева Ольга Владимировна
  • Буяев Дмитрий Игоревич
  • Митин Валентин Геннадиевич
  • Наумкин Александр Васильевич
  • Соловьева Вера Александровна
  • Юдин Алексей Сергеевич
  • Горошков Михаил Владимирович
RU2596820C1
Композиционный материал на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена, модифицированного пластификатором 2023
  • Данилова Сахаяна Николаевна
  • Охлопкова Айталина Алексеевна
  • Дьяконов Афанасий Алексеевич
  • Оконешникова Анастасия Васильевна
  • Лазарева Надежда Николаевна
RU2816004C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНО-ВОЛОКНИСТЫЙ МАТЕРИАЛ С АНТИФРИКЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ (ЕГО ВАРИАНТЫ) 2004
  • Мохов Владимир Викторович
  • Асанов Игорь Владимирович
  • Белоусов Алексей Юрьевич
  • Бугаев Владимир Анатольевич
RU2270845C1

Реферат патента 2015 года АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ

Изобретение относится к области производства антифрикционных композиционных полимерных материалов и может быть использовано для изготовления вставки опорного скользуна тележки грузового железнодорожного вагона. Антифрикционный композиционный полимерный материал выполнен на основе полиоксиметилена литьевой марки с показателем текучести расплава не менее 40 г/10 мин и порошкообразных добавок, в качестве которых используют сухую смазку и фенольное порошкообразное связующее СФП-012А1 при следующем соотношении компонентов, вес.%: полиоксиметилен 95, сухая смазка 2, фенольное порошкообразное связующее СФП-012А1 3. Модифицирующие добавки в полимерную основу вводят на лопастном смесителе с последующим пропуском полученной смеси через гранулятор. Технический результат - отсутствие выкрашивания сухой смазки в процессе эксплуатации вставки опорного скользуна и повышение физико-механических характеристик, обеспечивающее увеличение срока службы детали. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.

Формула изобретения RU 2 539 159 C2

1. Антифрикционный композиционный полимерный материал для изготовления вставки опорного скользуна тележки грузового железнодорожного вагона, выполненный на основе полиоксиметилена литьевой марки с показателем текучести расплава не менее 40 г/10 мин и порошкообразных добавок сухой смазки и фенольного порошкообразного связующего СФП-012А1 при следующем соотношении компонентов, вес. %:
полиоксиметилен 95 сухая смазка 2 фенольное порошкообразное связующее СФП-012А1 3

2. Антифрикционный композиционный полимерный материал по п.1, отличающийся тем, что порошкообразные добавки вводят в полиоксиметилен на лопастном смесителе с последующим пропуском полученной смеси через гранулятор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2539159C2

Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1
Силовая передача в ветросиловой установке 1940
  • Егоров И.Д.
SU63003A1
Устройство для автоматического регулирования нагрузки окситенка 1978
  • Березкина Нина Григорьевна
  • Виницкая Адель Александровна
  • Патеюк Виталий Михайлович
  • Петров Анатолий Александрович
  • Смирнов Дмитрий Николаевич
  • Швецов Валерий Николаевич
SU791632A1
EP 1935942 A1, 25.06.2008
JP 49037946 A, 09.04.1974

RU 2 539 159 C2

Авторы

Юрханов Владислав Борисович

Шаврин Евгений Геннадьевич

Дариенко Ирина Николаевна

Чистяков Павел Александрович

Матасова Анна Анатольевна

Даты

2015-01-10Публикация

2013-03-14Подача