Изобретение относится к области производства антифрикционных композиционных полимерных материалов и может быть использовано при изготовлении деталей узлов трения машин и агрегатов, в частности для изготовления опорного скользуна тележки грузового железнодорожного вагона.
Вставка опорного скользуна представляет собой диск с тремя крепежными отверстиями. Устанавливается в узел трения опоры скользуна по стальной пластине на раме вагона и имеет антифрикционное назначение. Процесс эксплуатации этого изделия сопровождается его локальным разогревом в точках контакта и разрушением материала в этих точках вследствие перегрева.
В настоящее время на тележках грузовых вагонов используется вставка опорного скользуна, изготовленная из фторопласта марки Ф4К15М5.
Недостатком используемого материала для изготовления вставки опорного скользуна является высокая стоимость материала, сложность технологического процесса производства деталей из фторопласта (большое время цикла при прессовании заготовки), хладотекучесть материала - при работе тележки происходит залипание материала на рабочие поверхности.
Известны композиционные материалы для изготовления элементов узлов трения на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) и неорганических наполнителей различной химической природы (Сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности. И.Н. Андреева, Е.В. Веселовская, Е.И. Наливайко и др. - Л.: Химия, 1982. - 80 с.).
Однако эти материалы не обладают достаточной износостойкостью и характеризуются низкими прочностными характеристиками.
Известен полимерный материал, используемый для изготовления элементов узлов трения и состоящий из полиамида-6 блочного и модифицирующей ее углеродной добавки (патент РФ №2316571, публ. 2008 г.).
Это жесткий материал, однако не отличается стойкостью к истиранию между стальными поверхностями из-за значительного коэффициента трения.
Технической задачей изобретения является создание композиционного полимерного материала для вставки опорного скользуна тележки грузового вагона, с обеспечением отсутствия выкрашивания наполнителя в процессе эксплуатации, и обладающего повышенными физико-механическими характеристиками, обеспечивающими увеличение срока службы детали.
Поставленная задача решается следующим образом.
Вставка опорного скользуна тележки грузового вагона изготавливается методом литья под давлением из полимерного композиционного материала, выполненного на основе полиоксиметилена с модифицирующими добавками, взятыми в порошковом виде и увеличивающими его стойкость к термической деформации, теплопроводность и уменьшающих коэффициент теплового линейного расширения.
Полимерный композиционный материал получают при следующем соотношении компонентов:
полиоксиметилен (сополимер) - 95% вес.
порошковый графит марки С1 - 2% вес.
фенольное связующее марки СФП-012А1 - 3% вес.
В качестве полимерной основы используют литьевую марку полиоксиметилена с характеристиками, приведенными в таблице 1.
Здесь порошковый графит марки С1 используется в качестве сухой смазки.
Фенольное связующее марки СФП-012А1 применено для предотвращения выкрашивания добавки порошкового графита в процессе эксплуатации.
Физико-механические характеристики предложенных материалов приведены в таблице 2.
Порошкообразные добавки в полимерную основу вводятся на лопастном смесителе с последующим пропуском полученной смеси через гранулятор.
Использование предложенного полимерного композиционного материала с повышенными физико-механическими характеристиками обеспечивает увеличение срока службы детали, уменьшение времени цикла ее изготовления и снижение стоимости,
Вставка, выполненная из предложенного материала, выдерживает температуры эксплуатации от минус 60°C до плюс 110°C, обладает маслостойкостью и атмосферостойкостью, а также выдерживает эксплуатационные нагрузки, оказываемые на деталь.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ | 2013 |
|
RU2524958C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ | 2013 |
|
RU2540572C2 |
ВТУЛКА КПМ ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 2013 |
|
RU2541580C1 |
ВКЛАДЫШ ТРЕНИЯ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ВАГОНОВ МЕТРО ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2015 |
|
RU2595135C1 |
Прокладка для подпятникового места надрессорной балки тележки грузового и пассажирского вагона и вагона метро из композиционного полимерного антифрикционного материала на основе полиамида | 2021 |
|
RU2771634C1 |
ОПОРНОЕ КОЛЬЦО ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ВАГОНОВ МЕТРО ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОЛИМЕРНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ПОЛИАМИДА | 2015 |
|
RU2581889C1 |
ПОДПЯТНИК НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ | 2002 |
|
RU2240940C2 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2015 |
|
RU2596820C1 |
Композиционный материал на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена, модифицированного пластификатором | 2023 |
|
RU2816004C1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИМЕРНО-ВОЛОКНИСТЫЙ МАТЕРИАЛ С АНТИФРИКЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2270845C1 |
Изобретение относится к области производства антифрикционных композиционных полимерных материалов и может быть использовано для изготовления вставки опорного скользуна тележки грузового железнодорожного вагона. Антифрикционный композиционный полимерный материал выполнен на основе полиоксиметилена литьевой марки с показателем текучести расплава не менее 40 г/10 мин и порошкообразных добавок, в качестве которых используют сухую смазку и фенольное порошкообразное связующее СФП-012А1 при следующем соотношении компонентов, вес.%: полиоксиметилен 95, сухая смазка 2, фенольное порошкообразное связующее СФП-012А1 3. Модифицирующие добавки в полимерную основу вводят на лопастном смесителе с последующим пропуском полученной смеси через гранулятор. Технический результат - отсутствие выкрашивания сухой смазки в процессе эксплуатации вставки опорного скользуна и повышение физико-механических характеристик, обеспечивающее увеличение срока службы детали. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.
1. Антифрикционный композиционный полимерный материал для изготовления вставки опорного скользуна тележки грузового железнодорожного вагона, выполненный на основе полиоксиметилена литьевой марки с показателем текучести расплава не менее 40 г/10 мин и порошкообразных добавок сухой смазки и фенольного порошкообразного связующего СФП-012А1 при следующем соотношении компонентов, вес. %:
2. Антифрикционный композиционный полимерный материал по п.1, отличающийся тем, что порошкообразные добавки вводят в полиоксиметилен на лопастном смесителе с последующим пропуском полученной смеси через гранулятор.
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
Силовая передача в ветросиловой установке | 1940 |
|
SU63003A1 |
Устройство для автоматического регулирования нагрузки окситенка | 1978 |
|
SU791632A1 |
EP 1935942 A1, 25.06.2008 | |||
JP 49037946 A, 09.04.1974 |
Авторы
Даты
2015-01-10—Публикация
2013-03-14—Подача