СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОЖИРЕНИИ Российский патент 2018 года по МПК A61K31/205 A61K31/198 A61K36/15 A61P3/04 

Описание патента на изобретение RU2660509C1

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при лечении нарушений пищевого поведения.

Известно, что пищевое поведение человека оказывает влияние на качественный и количественный состав рациона питания. В свою очередь, нарушение пищевого поведения может способствовать изменению калорийности питания, увеличению в рационе количества жиросодержащих и углеводсодержащих продуктов, что, неизменно будет способствовать развитию алиментарно-зависимых заболеваний (ожирение, атеросклероз, сахарный диабет, остеопороз и др.). В связи с этим, изменение пищевого поведения в сторону более рационального, является, как профилактикой развития данных социально-значимых хронических неинфекционных заболеваний, так и залогом успешного лечения ожирения, способствующего их развитию.

Существующие алгоритмы лечения ожирения (диетотерапия, физиопроцедуры, физическая нагрузка) без учета психологических аспектов являются недостаточно эффективными, поскольку не предусматривают как основную целевую установку - формирование рационального типа пищевого поведения на длительное время. Между тем, различные нарушения пищевого поведения выявляются у 60% больных ожирением (Вознесенская Т.Г., Сафонова В.А., Платонова Н.М. Нарушение пищевого поведения и коморбидные синдромы при ожирении и методы их коррекции/ Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2000, №12. - С.49-52).

Для коррекции пищевого поведения используются различные психотерапевтические методики и тренинги.

Одни авторы проводят коррекцию пищевого поведения только с помощью психотерапевтических методов. Например, существует способ, когда с помощью приемов психотерапии формируют психологическую установку неприятия избыточной пищи с помощью раздражения точек акупунктуры, совмещая эту программу с приемом и погружением в легкое трансовое состояние (Патент РФ №2056116, М.кл. А61М 21/00; А61К 31/485; Бюл. № 8, 1996 г.).

Однако, данный способ способен снизить вес только на короткий промежуток времени, т.к. только рассчитать калорийность рациона питания, без обучения пациента навыкам самостоятельного построения своего рациона, взаимозаменяемости продуктов питания, поведения в определенных жизненных ситуациях, связанных в приемом пищи не способствует закреплению нового пищевого поведения на длительный срок.

Другие авторы добиваются отрицательных эмоций («чувство тошноты») к злоупотреблению пищи с повышенной энергетической ценностью с помощью приемов суггестии в состоянии бодрствования и измененного уровня сознания (Патент РФ №2019996, М.кл. А61М 21/00, Бюл. №18, 1994 г.). Однако однократный сеанс психотерапии, без обучения пациента навыкам рационального питания не всегда способен создать прочную установку на сохранение рационального пищевого поведения человека на длительное время.

Ряд авторов используют психотерапевтические методы на фоне диетической коррекции рационов питания.

Известен способ коррекции эмоциогенного типа пищевого поведения при ожирении с помощью сеансов рациональной психотерапии. Так, Хвостова О.И. с соавт. изучают анамнез и пищевое поведение и на фоне назначения гипокалорийной диеты 1000 ккал заключают с пациентом контракт и формируют активную положительную социально-значимую мотивацию на достижение конечной цели - снижение веса по диетпрограмме за установленный промежуток времени на рекомендуемое количество килограмм. Способ реализуется с помощью 3-х психотерапевтических сеансов: погружение в трансовое состояние и проведение сеанса внушения (1 сеанс), использование нейролингвистического программирования (2 сеанс) и тактильного контакта (техника «Якорь») с формированием индиферрентного, безразличного отношения к пище при стрессе и закрепления рациональной формы пищевого поведения (3 сеанс). (Патент РФ №2264233 А61М 21/00; опуб. 20.11.2005 «Способ лечения ожирения при эмоциогенном типе нарушения пищевого поведения»).

Однако данный подход, даже при проведении психотерапевтического воздействия, не учитывает индивидуальных особенностей питания пациента (его исходной калорийности питания, структуры питания, набора продуктов), в результате чего, пациентам с исходной суточной калорийностью питания свыше 2000 ккал после окончания психотерапевтического вмешательства перейти и соблюдать гипокалорийный рацион питания в 1000 ккал будет трудно. В свою очередь, неизбежное расширение рациона питания будет способствовать в последующем рикошетному набору массы тела.

Помимо психотерапевтической работы, коррекцию пищевого поведения проводят с помощью медикаментозных средств с анорексигенным эффектом (флуоксетин, сибутрамин) (Вознесенская Т.Г. Типология нарушений пищевого поведения и эмоционально-личностные расстройства при первичном ожирении и их коррекция в кн. Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты /Под ред. Дедова И.И., Мельниченко Г.А. - М.: МИА, 2004. - 456 с.).

Однако, такой способ лечения нарушений пищевого поведения с использованием препаратов флуоксетин, сибутрамин, коррегирующих пищевое поведение через нормализацию серотонинового обмена, рекомендован только пациентам с эмоциогенным типом пищевого поведения, а также пациентам, страдающим тревожно-депрессивными расстройствами, паническими атаками. Кроме этого, для препаратов флуоксетин, сибутрамин, применяемых для коррекции пищевого поведения характерны строгие инструкции по их применению, при этом не исключается вероятность возникновения побочных эффектов в виде головокружений, тахикардии, повышения артериального давления, усиления тревожности.

В качестве прототипа рассмотрен способ коррекции пищевого поведения, осуществляемый с помощью рационально-рассудочной психотерапии, проводимый врачом диетологом в процессе группового обучения населения в «Школе рационального питания» (Лобыкина Е.Н., Татарникова И.С., Рузаев Ю.В., Найденова Н.Е., Маклакова Т.П. Групповое профилактическое консультирование населения по вопросам правильного питания. Опыт работы Школы рационального питания» на базе Центров здоровья / Вопросы питания, 2015, №6., С. 116-121).

В основе способа лежит количественная и качественная перестройка структуры питания пациентов на основании уже проведенного анализа их структуры питания в Центрах здоровья. В течение 1 месяца (4-х занятий в Школе рационального питания) на основании применения информационно-рецептивного метода путем определения индекса массы тела и суточной калорийности питания (1 занятие); определения доли продуктов со скрытыми жирами в рационе питания (2 занятие); доли продуктов с легкоусвояемыми углеводами в рационе питания (3 занятие); составления индивидуального рациона питания и меню разгрузочного дня (4 занятие) у пациентов формируются навыки и умения по внедрению принципов рационально питания в свой повседневный образ жизни. Этот метод способствует усвоению слушателями знаний на уровне применения навыков по образцу и в легко опознаваемых (т.е. привычных, жизненных) ситуациях. За счет этого воздействия, после окончания работы в Школе (через 1 месяц), у 64,4% слушателей отмечено снижение веса, которое в среднем составило 2,18±1,28 кг.

Недостатками прототипа являются:

1. Метод можно отнести к рационально-рассудочной психотерапии, который может быть эффективен только при работе с пациентами, у которых отсутствуют нарушения пищевого поведения, что встречается крайне редко. Различные нарушения пищевого поведения выявляются у более, чем половины пациентов с избыточной массой тела и ожирением и часто являются не только причиной увеличения веса, но и причиной отсутствия эффекта при лечении.

2. Групповая работа с пациентами в рамках Школ здоровья и их обучение навыкам правильного питания не включает работу по изменению и коррекции пищевого поведения.

3. В качестве причины нарушения пищевого поведения не учитывается роль поведенческих факторов, которые формируют и регулируют пищевое поведение.

4. Не учитывался временной фактор, что пищевые привычки формируются годами и постепенно закрепляются в динамический стереотип. В связи с этим, нельзя рассчитывать на то, что пациенты так быстро смогут реализовать полученные знания о питании в свой повседневный ритм и образ жизни.

5. Не проводится коррекция пищевых рационов необходимыми биологически активными веществами (заведомо дефицитными в гипокалорийных рационах питания), в первую очередь - регуляторов деятельности центральной нервной системы и углеводного обмена - тех систем организма, которые являются наиболее уязвимыми при нарушениях пищевого поведения.

Назначение настоящего изобретения - более эффективное лечение нарушений пищевого поведения путем коррекции пищевого поведения за счет воздействия на рефлексию, повышающую степень саморегуляции над контролем действий по изменению питания и анализом причин неудач при реализации на практике этих действий по изменению питания.

Назначение изобретения достигается способом лечения нарушений пищевого поведения при ожирении, включающим анализ питания, диетотерапию пониженной калорийности, составление индивидуального плана действий по изменению пищевого поведения в сторону рационального питания.

Перед лечением проводят оценку пищевого поведения по опроснику DEBQ, включающему 33 вопроса, ответы на которые оцениваются по бальной шкале, где «никогда» - 1 балл, «редко» - 2 балла, «иногда» - 3 балла, «часто» - 4 балла, «очень часто» - 5 баллов, результаты суммируют и вычисляют средний арифметический балл по шкале. При значении среднего арифметического балла более 1,8 при ответе на вопросы 1-10 оценивают тип пищевого нарушения как эмоциогенный; при значении среднего арифметического балла более 2,7 при ответе на вопросы 11-23 оценивают тип пищевого нарушения как экстернальный, при значении среднего арифметического балла более 2,4 при ответе на вопросы 24-33 оценивают тип пищевого нарушения как ограничительный. Пациентов с нарушениями пищевого поведения дополнительно оценивают для определения уровня выраженности рефлексивных свойств психики по опроснику Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина «Шкала контроля действий», включающему 36 вопросов, в ответе на которые пациент выбирает одно из двух полярных утверждений, вопросы сгруппированы в три шкалы: «Контроль за действием при планировании» - вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34; «Контроль за действием при реализации» - вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35 и «Контроль за действием при неудаче» - вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36; значения которых, подсчитывают путем начисления пациенту по 1 баллу за каждое совпадение утверждения с ключом, суммируют полученные баллы. Ключ представляет собой группировку вопросов по шкале с определенным ответом, за совпадение с которым пациент получает балл: для шкалы «Контроль за действием при планировании» - 1-Б, 4-Б, 13-Б, 16-Б, 22-Б, 25-Б, 28-Б, 31-Б и 7-А, 10-А, 19-А, 34-А; для шкалы «Контроль за действием при реализации» - 2-Б, 5-Б, 8-Б, 14-Б, 17-Б, 20-Б и 11-А, 23-А, 26-А, 29-А, 32-А, 35-А; для шкалы «Контроль за действием при неудаче» - 3-Б, 6-Б, 12-Б, 18-Б, 24-Б, 30-Б, 33-Б и 9-А, 15-А, 21-А, 27-А, 36-А. Суммарный балл по любой из трех шкал 0-6 баллов, оценивают как низкий уровень выраженности рефлексии, выражающийся в наличии у пациента феномена алиенации - нарушения у субъекта способности формировать репрезентации собственных ожиданий и эмоциональных предпочтений. Суммарный балл по любой из трех шкал 7-12 баллов, оценивают как высокий уровень выраженности рефлексии, выражающийся в преобладании у исследуемого ориентации на действие, проявляющегося в осуществлении регуляции намеренного действия без возникающих переживаний, способных препятствовать реализации намерения. При выявлении нарушения пищевого поведения: эмоциогенный, экстернальный или ограничительный тип, при оценке рефлексии по «Шкале контроля действий» при суммарном балле 0-6 по всем или по одной из трех шкал с пациентом в течение 1 месяца проводят занятия по коррекционно-развивающей программе Рефлексия и назначают прием протеинового витаминного коктейля «Пинотель баланс» по 2 столовой ложке, растворенного в 200 мл кипяченой воды утром, в качестве второго завтрака. Через 1 месяц повторно проводят оценку пищевого поведения по опроснику DEBQ и оценку рефлексии по опроснику Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина «Шкала контроля действий», пациентам, у которых повторно выявлено нарушение пищевого поведения и низкий балл по шкале «Контроль за действием при неудаче» 0-6 баллов в дополнение к приему коктейля назначают пиколинат хрома по 10-15 капель под язык 1 раз в первую половину дня в течение 1,5 мес.

Новизна способа.

1. Дополнительно проводят оценку пищевого поведения на основании опросника DEBQ. Пациенты оценивают в отношении себя представленные 33 утверждения, выбирая один из имеющихся вариантов ответа. На каждый вопрос используют 6 вариантов ответа. Результаты суммируют и вычисляют средний арифметический балл по шкале и при количественном значении среднего арифметического балла выше 1,8 при ответе на вопросы 1-10 формируют заключение о наличии эмоциогенного типа пищевого нарушения; среднего арифметического балла выше 2,7 по результатам ответов на вопросы 11-23 - о наличии экстернального типа пищевого поведения; и среднего арифметического балла выше 2,4 при ответе на вопросы 24-33 формируют заключение о наличии ограничительного типа пищевого поведения и пациентов относят к группе с нарушениями пищевого поведения. Это позволяет определить целевую группу для дополнительного воздействия, требующую более индивидуального подхода, что позволит повлиять на эффективность лечения нарушений пищевого поведения.

3. Дополнительно определяют уровень выраженности рефлексивных свойств психики с помощью опросника Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина «Шкала контроля действий». Для этого пациентам предлагается выбрать одно из двух полярных утверждений и совершить 36 выборов соответственно количеству пунктов опросника. Пункты группируют в три шкалы: «Контроль за действием при планировании», «Контроль за действием при реализации» и «Контроль за действием при неудаче», значения которых подсчитывают путем начисления исследуемому по 1 баллу за каждое совпадение с ключом и итоговым суммированием полученных баллов. При значении суммы 0-6 баллов результат оценивают как низкий уровень выраженности рефлексии, выражающийся в наличии у исследуемого феномена алиенации - нарушения способности формировать репрезентации собственных ожиданий и эмоциональных предпочтений. Общий балл по шкале, находящийся в диапазоне числовых значений 7-12, оценивают как высокий уровень выраженности рефлексии, выражающийся в преобладании у исследуемого ориентации на действие, проявляющегося в осуществлении регуляции пищевого поведения без возникающих переживаний, способных препятствовать реализации пищевого поведения. Такая дифференциация рефлексии на три шкалы («Контроль за действием при планировании», «Контроль за действием при реализации» и «Контроль за действием при неудаче») позволяет спрогнозировать реальные действия по изменению пищевого поведения определенной части пациентов, что позволит своевременно принять превентивные меры и предупредить срывы в лечении.

4. При выявлении нарушения пищевого поведения: эмоциогенный, экстернальный или ограничительный тип, при оценке рефлексии по «Шкале контроля действий» при суммарном балле 0-6 по всем или по одной из трех шкал с пациентом в течение 1 месяца проводят занятия по коррекционно-развивающей программе Рефлексия. Эти занятия позволят у определенной группы пациентов повысить уровень саморегуляции при выявленном низком уровне рефлексии «Контроль за действием при реализации» и «Контроль за действием при неудаче», что повлияет на эффективность лечения нарушений пищевого поведения.

5. Дополнительно всем пациентам при выявлении нарушений пищевого поведения: эмоциогенный, экстернальный или ограничительный тип, при оценке рефлексии по «Шкале контроля действий» при суммарном балле 0-6 по всем или по одной из трех шкал с пациентом в течение 1 месяца и назначают прием протеинового витаминного коктейля «Пинотель баланс» по 2 столовой ложке, растворенного в 200 мл кипяченой воды утром, в качестве второго завтрака. Дополнительный прием аминокислот (фенилаланин, таурин, триптофан, тирозин, глутамин, глицин, аланин) и витаминов группы В, которые участвуют в формировании процессов нейрохимической регуляции пищевого поведения, способствует повышению активности нейромедиаторов дофаминергических и норадренергических систем головного мозга, а за счет этого и улучшению процессов обучения, снижению аппетита и коррекции пищевого поведения.

5. При повторном через 1 месяц проведении оценки пищевого поведения по опроснику DEBQ и оценки рефлексии по опроснику Ю. Куля в адаптации С.А.Шапкина «Шкала контроля действий» и повторном выявлении нарушения пищевого поведения и низкого 0-6 балла по шкале «Контроль за действием при неудаче» в дополнение к приему коктейля назначают пиколинат хрома по 10-15 капель под язык 1 раз в первую половину дня в течение 1,5 мес. Прием пиколината хрома позволяет за счет улучшения утилизации легкоусвояемых углеводов снизить уровень реактивной гиперинсуленимии, восстановить и повысить нарушенную чувствительность периферических тканей к глюкозе и снизить тягу (приверженность) к потреблению высокоуглеводной (сладкой) пищи.

Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый технический результат - добиться более эффективного лечения нарушений пищевого поведения при ожирении, воздействуя на формирование рационального типа пищевого поведения через повышение степени выраженности рефлексии «Контроль за действием при реализации» и «Контроль за действием при неудаче», повышение активности нейромедиаторов дофаминергических и норадренергических систем головного мозга и чувствительности тканей к инсулину за счет препаратов содержащих аминокислоты и хром, которые заведомо дефицитны в гипокалорийных рационах питания.

Данный способ лечения позволяет снизить эмоциональный дискомфорт, овладеть необходимыми навыками самоконтроля своего поведения, что позволяет рационализировать пищевое поведение, повысить адаптационные возможности головного мозга к стрессовым реакциям за счет обеспечения организма аминокислотами и витаминами группы В, которые мы достигаем длительным приемом протеинового витаминного коктейля «Пинотель баланс», что вместе с комплексным приемом пиколината хрома (повышающего нарушенную чувствительность периферических тканей к глюкозе, снижающего уровень реактивной гиперинсуленимии и приверженность к потреблению повышенного количества высокоуглеводной пищи) приводят к повышению эффективности лечения нарушений пищевого поведения при ожирении.

Эмоционально обеспеченный прием пищи - это, с одной стороны, защитный механизм от стресса, с другой стороны - одна из причин развития ожирения. Пищевые стереотипы, определяющие пищевое поведение, являются одной из трудностей, с которыми сталкивается пациент при желании изменить свое питание (Вознесенская Т.Г., Причины неэффективности лечения ожирения и способы ее преодоления / Пробл. эндокринологии. - 2006, - Т52, №6. - C. 51-54). Поэтому пациентам с нарушением пищевого поведения реализовать на практике рекомендации врача-диетолога по изменению пищевого поведения будет чрезвычайно затруднительно.

Известно, что большинство пациентов с нарушением пищевого поведения испытывают большое желание изменить свое пищевое поведение в сторону рационального (режим питания, набор продуктов и их количество), но не в состоянии это сделать («знаю, что надо, но не могу»). Это связано со стойкими пищевыми привычками, которые формируются годами и закрепляются в динамический стереотип. В связи с этим, нельзя рассчитывать на то, что пациенты реализуют в своей повседневной жизни принципы правильного (рационального) питания, которым его обучали в «Школе рационального питания» и после обучения большинство из них так и не смогут нормализовать свое пищевое поведение.

Между тем, известно, что поведение человека во многом зависит от его психологических особенностей (Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007, 320 с.), а пищевое поведение и энергетический баланс регулируются комплексом поведенческих, нейроэндокринных и генетических факторов.

В психологических механизмах регуляторного процесса (регуляции) одно из главенствующих положений принадлежит рефлексии (Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997; Diefendorff J.M. et al. Action-state orientation: Construct validity of a revised measure and its relationship to work-related variables // J. Appl. Psychol. 2000. Apr. V. 85 (2). Благодаря рефлексии осуществляется осознание, оценка исходного состояния (или не приводящих к успеху действий), с желаемым процессом; выработка окончательного решения и переход к исполнительным действиям (применению выбранных способов регуляции состояний, адекватных исходной или прогнозируемой ситуации). Согласно этому, в случае необходимости, человеком вносится коррекция в применяемые способы регуляции. Таким образом, рефлексия позволяет не только спрогнозировать, «проиграть» возможные варианты и результаты регуляции состояний в тех или иных обстоятельствах и ситуациях, но и перестроить сложившиеся способы действий, т.е. стереотипы поведения.

Рефлексивность, как одна из немногих структур психики, связанная с осознанием действий, поступков и поведения, у любого человека может не только динамически меняться, но и сохранять эти изменения на более продолжительный период времени (Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. 287 с. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. - М.: ИП РАН, 2000. - 283 с). В этом контексте изучение и своевременная коррекция рефлексивных механизмов регуляции состояний (в частности, пищевого поведения) позволит пациенту ремоделировать (менять) свое поведение, образ жизни и, следовательно, питание (Дударева В. Ю., Семенов И. Н. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии // Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. №1. С. 101-120). Это особенно становится важным при консультировании населения по различным вопросам профилактики хронических социально-значимых заболеваний, в том числе и в Школах здоровья.

Терапевтическое обучение населения в Школах здоровья способствует формированию рационального типа пищевого поведения (Лобыкина Е.Н. Динамика массы тела при использовании комплексного подхода в лечении избыточной массы тела и ожирения / Вестник восстановительной медицины, 2010. - №5. - С. 54-58). Однако в долгосрочном аспекте эффективность работы таких Школ не всегда прослеживается. С точки зрения психологии, обучающую работу врача в Школе здоровья можно отнести к рационально-рассудочной психотерапии, которая может оказать влияние на пациента при отсутствии у него нарушений пищевого поведения. С учетом того, что те или иные нарушения пищевого поведения выявляются у 60% больных ожирением (Вознесенская Т.Г., Сафонова В.А., Платонова Н.М. Нарушение пищевого поведения и коморбидные синдромы при ожирении и методы их коррекции/ Журн. Неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2000, №12. - С. 49-52), а программа Школ здоровья не включает работу по изменению и коррекции пищевого поведения и рефлексии, долгосрочный эффект такой формы работы не позволяет сформировать рациональный тип пищевого поведения.

В основе нарушения пищевого поведения лежат психологические нарушения и нейромедиаторная дисфункция ЦНС (Вознесенская Т.Г., Дорожевец А.Н. Роль особенностей личности в патогенезе церебрального ожирения/ Сов. Мед., 1987, №3, С. 28-34).

В различных отделах ЦНС существуют нейроны, которые суммарно составляют пищевой центр, регулирующий эмоционально-поведенческие аспекты приема пищи и пищеварение. Эти нейроны располагаются в коре больших полушарий, лимбической системе, ретикулярной формации, гипоталамусе. Гипоталамус является наиболее важной структурой, отвечающей за передачу и интеграцию ощущений голода и насыщения. В нем находятся два участка, отвечающих за прием пищи: один регулирует чувство насыщения, другой - чувство голода. Возбуждение или торможение этих центров зависит от содержания питательных веществ в крови (например, глюкозы и жирных кислот, дефицит которых в крови способен возбуждать глюкорецепторы центра насыщения). Торможение аппетита и пищевого поведения зависит от аминокислотного сигнала сытости, многие аминокислоты и их амиды (глутамин, глицин, аланин) понижают аппетит и могут служить медиаторами или модуляторами в нервной системе. Лимбическая структура, являясь регулятором активности нейромедиаторов дофаминергических и норадренергических систем, обеспечивает и нейрохимические механизмы подержания удовлетворенности. Активность дофаминергических структур определяет уровень удовлетворенности, создаваемый по седативному типу (ощущение «неги»), а норадренергические структуры поддерживают уровень удовлетворенности по стимуляторному типу (ощущение «куража», трудность остановиться). Известно, что синдром зависимости обусловлен специфическими нарушениями функций дофаминовой нейромедиаторной системы, которая может нарушаться на разных уровнях. Устранению синдрома дефицита удовлетворенности способствует использование биологически активных добавок к пище, на основе аминокислот, являющихся предшественниками нейромедиаторов. При наличии дефицита удовлетворенности по стимуляторному типу рекомендуется аминокислота таурин, которая является тормозным нейромедиатором головного мозга, D-L-фенилаланин в сочетании с 5-гидрокситриптофаном и витамин В6. При наличии дефицита удовлетворенности по седативному типу рекомендуется аминокислота таурин и тирозин. Помимо этого, в функционировании нервных клеток (переносе нервных импульсов в составе нейромедиаторов, регуляции настроения и адаптации человека к новому поведению) принимают участие аминокислоты метионин, глицин, глютамин.

Протеиновый витаминный коктейль «Пинотель баланс» (ООО «Арт Лайф», биологически активная добавка к пище, свидетельство о гос. регистрации № RU. 77.99.11.003.Е.040687.07.11 от 22.07.2011, 1 порция (20г, 2 ст.л.) содержит аминокислоты белков растительного и животного происхождения (кедрового ореха, соевого белка и яичного белка - альбумина), L-карнитин, L-таурин, среднецепочечные триглицериды, комплекс ежедневно необходимых витаминов С, РР, Е, В5, В6, В2, B1, В9, В12).

Таким образом, дополнительный прием аминокислот, которые участвуют в формировании процессов нейрохимической регуляции пищевого поведения, может способствовать улучшению и процессов обучения и коррекции пищевого поведения.

Известно, что большая часть нарушений пищевого поведения приходится на эмоциогенный тип нарушений. Решающее значение для формирования церебральных систем, регулирующих прием пищи имеет серотонинергическая недостаточность, быстро устраняемая за счет легкоусвояемых углеводов, особенно в состоянии эмоционального дискомфорта. За счет потребления повышенного количества высокоуглеводной пищи в крови повышается уровень глюкозы, что приводит к гиперинсулинемии. В свою очередь, снизить уровень реактивной гиперинсуленимии, являющейся ключевым звеном патогенеза ожирения можно, повысив чувствительности периферических тканей к инсулину. Это можно достичь за счет фактора толерантности к глюкозе, который синтезируется в организме в очень небольших количествах и зависит от поступления хрома (Vincent J.B. The biochemistry of chromium/ Journal of Nutrition, 2000, 130.715-8).

Известно, что органические соединения хрома являются важнейшими факторами поддержания в организме нормальной толерантности к глюкозе, поэтому восполнение дефицита хрома должно учитываться у пациентов, у которых на фоне изменения пищевого поведения возникает повышенная тяга к приему высокоуглеводной пищи (сладких и мучных продуктов) и, как следствие этого, реактивная гиперинсулинемия.

Хром в виде пиколината хрома (ООО "КУРОРТМЕДСЕРВИС" (ГК МЕРЦАНА), биологически активная добавка к пище, свидетельство о гос. регистрации №77.99.23.3.У.2253.3.09 от 17.03.2009, 1 мл. содержит пиколинат хрома 0,2 мг, прием во время еды, под язык по 20 капель (1 мл) 1 раз в день соответствует 200 мкг хрома - органического комплекса хрома с пиколиновой кислотой, не токсичен, повышает чувствительность тканей к инсулину, что, в свою очередь, повышает толерантность к углеводам, влияет на механизмы регуляции аппетита; снижает тягу к сладкому и мучному. Поэтому назначение пиколината хрома позволяет дополнительно воздействовать на основные звенья развития нарушений пищевого поведения, и как следствие, ожирение, тем самым повысить эффективность лечения.

Способ заключается в следующем. Пациенты, прошедшие в Центрах здоровья обследование, включающее анализ питания и рекомендуемую суточную калорийность питания направляются в Школу рационального питания. В процессе обучения в «Школе рационального питания» с помощью врача-диетолога все пациенты составляют для себя индивидуальный план действий по изменению своего пищевого поведения в строну рационального, при этом, доля жиров в рационе должна составлять, например, 25%, количество углеводов 55% суточной калорийности.

На 1-м занятии всем слушателям Школы на основании опросника DEBQ (Приложение 1) проводится оценка пищевого поведения. Исследуемые самостоятельно оценивают в отношении себя представленные 33 утверждения, выбирая один из имеющихся вариантов ответа. При подсчете общих результатов варианту ответа «Никогда» соответствует 1 балл, варианту «Редко» соответствуют 2 балла, варианту «Иногда» - 3 балла, варианту «Часто» - 4 балла и варианту «Очень часто» соответствует 5 баллов. Результаты суммируют и вычисляют средний арифметический балл по шкале и при количественном значении среднего арифметического балла выше 1,8 при ответе на вопросы 1-10 формируют заключение о наличии эмоциогенного типа пищевого нарушения; среднего арифметического балла выше 2,7 по результатам ответов на вопросы 11-23 - о наличии экстернального типа пищевого поведения; и среднего арифметического балла выше 2,4 при ответе на вопросы 24-33 формируют заключение о наличии ограничительного типа пищевого поведения и пациентов относят к группе с нарушениями пищевого поведения.

Всех пациентов с нарушениями пищевого поведения для определения уровня выраженности рефлексивных свойств психики дополнительно оценивают по опроснику Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина «Шкала контроля действий» (Приложение 2). Для этого пациентам предлагают выбрать одно из двух полярных утверждений и совершить 36 выборов соответственно количеству пунктов опросника. Пункты группируют в три шкалы: «Контроль за действием при планировании» - вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34; «Контроль за действием при реализации» - вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35 и «Контроль за действием при неудаче» - вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, значения которых подсчитывают путем начисления исследуемому по 1 баллу за каждое совпадение с ключом и итоговым суммированием полученных баллов. Ключ представляет собой группировку вопросов по шкале с определенным ответом, за совпадение с которым респондент получает балл: для шкалы «Контроль за действием при планировании» - 1-Б, 4-Б, 13-Б, 16-Б, 22-Б, 25-Б, 28-Б, 31-Б и 7-А, 10-А, 19-А, 34-А; для шкалы «Контроль за действием при реализации» - 2-Б, 5-Б, 8-Б, 14-Б, 17-Б, 20-Б и 11-А, 23-А, 26-А, 29-А, 32-А, 35-А; для шкалы «Контроль за действием при неудаче» - 3-Б, 6-Б, 12-Б, 18-Б, 24-Б, 30-Б, 33-Б и 9-А, 15-А, 21-А, 27-А, 36-А. Баллы суммируют по шкале и при значении 0-6 результат оценивают как низкий уровень выраженности рефлексии, выражающийся в наличии у исследуемого феномена алиенации - нарушения способности формировать репрезентации собственных ожиданий и эмоциональных предпочтений. Общий балл по шкале, находящийся в диапазоне числовых значений 7-12, оценивают как высокий уровень выраженности рефлексии, выражающийся в преобладании у исследуемого ориентации на действие, проявляющегося в осуществлении регуляции пищевого поведения без возникающих переживаний, способных препятствовать реализации пищевого поведения.

Всех пациентов, у которых в процессе анкетирования было выявлено нарушение пищевого поведения (эмоциогенный, экстернальный или ограничительный тип), а по рефлексии - общий балл 0-6 по трем или одной из трех шкал опросника «Шкала контроля действий» психолог отбирает в группу и в течение 1 месяца по 3 раза в неделю и продолжительностью 1,5 часа проводит с ними дополнительные занятия в рамках коррекционно-развивающей программы Рефлексия (Аникина В.Г. Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций / Культурно-историческая психология, 2009, №3, с. 72-80; Вахитов P.P. Формирование здорового образа жизни студентов университета на основе механизмов рефлексии / Автореф. дис.… канд. пед. наук, Магнитогорск, 2007).

Цель программы - обучение слушателей навыкам и умениям идентифицировать собственное психологическое состояние, изменять негативные установки при самовосприятии, формировать психологическую готовность к изменению поведения с помощью специально подобранного комплекса практических упражнений, предполагающих групповое взаимодействие и индивидуальное выполнение заданий участниками программы в соответствии с установленными правилами. Первые 4 занятия посвящают коррекции образов «Я» с помощью формирования у участников представления о себе, как о сильной личности, и повышения уверенности в возможности изменений. На первом занятии пациентам для ориентации на позитивное восприятие самих себя предлагается выполнить упражнение «Имя и эпитет», упражнение «Оригинальный способ», упражнение «Визитка». Упражнения второго занятия коррекционно-развивающей программы Рефлексия «Мотивация», «Позитивный язык», посвящены самопознанию. В ходе их выполнения пациентам предлагается сформулировать мысли о самих себе позитивным образом, затем психолог предлагает перейти к выполнению упражнения «Позитивные утверждения». На третьем занятии коррекционно-развивающей программы Рефлексия с помощью упражнения «Я», упражнения «Что меня сформировало?», упражнения «На все 100» пациенты продолжают знакомиться со своими внутренними ресурсами, познавать себя еще глубже, сосредоточиваться на положительных событиях их жизни. С помощью ручки и бумаги пациентам предлагается подумать над тем, какие именно положительные происшествия в особой степени повлияли на формирование их как личности, какие воспоминания положительного жизненного опыта способствовали их личностному развитию.

На четвертом занятии психолог предлагает пациентам выполнить упражнение «В чем мне повезло в этой жизни», в ходе выполнения которого пациенты делятся опытом, обмениваются мнением, для выработки уверенности переходят к выполнению упражнения «Два зеркала», упражнения «Символ уверенности», в ходе которых пациенты выбирают себе любой одушевленный или неодушевленный предмет, ассоциирующийся у них с уверенностью в себе и рассказывая согруппникам о своем выборе.

Психолог, подводя итог первых 4-х встреч, делает акцент на то, что у каждого из пациентов есть огромный ресурс, потенциал возможностей и способностей, жизненный опыт, который развился благодаря стараниям, действиям и уверенности в себе. Все это и становится поддержкой и главным ресурсом достижения цели, которыми пациенты должны воспользоваться по назначению.

Пятое и шестое занятия коррекционно-развивающей программы Рефлексия проводят для приобретения навыков разрешения внутренних конфликтов на основе саморегуляции. На пятом занятии коррекционно-развивающей программы Рефлексия психолог объясняет понятие саморегуляция, знакомит пациентов с приемами саморегуляции и как можно организованно воздействовать на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении. Приемы саморегуляции построены на механизмах рефлексии, концентрации внимания, воображения, представления, релаксации, медитации, самовнушения, нейролингвистического программирования и др. Психолог предлагает выполнить комплекс упражнений «Визуализация». В завершении занятия психолог подводит итог встречи, подчеркивая на что способно воображение, память и мышление, что пациенты сами создают образы в своей голове, которые вызывают реальные физические ощущения.

На шестом занятии психолог через упражнение «Случай в клубе», представляющее собой разгадывание детективной истории, создает у пациентов потребность в познании и активизации исследовательских интересов. Психолог выдает участникам карточки с информацией по делу и организует обсуждение с целью поиска ответа на поставленные вопросы. По завершению занятия психолог подводит итоги, чтобы принять верное решение в игре, так же как и в жизни, необходимо собрать как можно больше полезной информации - задавать вопросы, слышать и слушать других участников, предлагать свои мысли и идеи. Это очень важное умение - не слепо следовать по пути «наименьшего сопротивления», а увлекательно собрать информацию о том, что вас интересует, чтобы затем принять наиболее грамотное и взвешенное решение».

Заключительные шесть занятий направлены на коррекцию образа жизни: проведение анализа и внесение необходимых для достижения поставленного результата корректив в ценностно-мотивационную сферу личности; овладение необходимыми навыками самоконтроля своего поведения и проявлению жизнестойкости человека, создание условий для интегрального выражения полученных умений и навыков и формирование дальнейшей мотивации на самосовершенствование личности в достижении поставленных целей.

Седьмое занятие коррекционно-развивающей программы Рефлексия посвящено теме «Ценности и мотивация». Ценностно-смысловые ориентации являются стержнем, «ядром» жизненных планов и перспектив. Ценностно-смысловые ориентации представляют для личности ее индивидуальный выбор, ее путь деятельности. Представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора нужно для того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле формируется в процессе выполнения упражнения «Коллаж ценностей», после чего пациенты могут не только увидеть свои ценности и цели, но и увидеть путь к ним, что станет ориентиром к тому, куда следует двигаться.

Восьмое занятие коррекционно-развивающей программы Рефлексия психолог начинает с упражнения «Планы на ближайшие два года». Пациенты заполняют подготовленный психологом для каждого участника рабочий листок с вопросами, которые помогут понять, что они действительно хотят достичь в течение двух ближайших лет. При этом пациенты выбирают среднюю по трудности цель, важные для них, чтобы проанализировать их и, тем самым, снизить степень риска потерпеть неудачу при ее достижении. После выполнения упражнения «Планы на ближайшие два года», психолог переходит к упражнению «Мишень» и просит пациентов нарисовать большую мишень и расположить дела предстоящего дня в произвольном порядке в кругах мишени, оставив точку в центре свободной; более отдаленные по времени дела расположить на листе вне области мишени. Затем пациентам предлагается смотреть в центр мишени и сосредоточить внимание на каком-то одном деле в течение одной минуты и так несколько раз, сконцентрировавшись на каком-то другом деле, тоже одну минуту. Чередуя концентрацию внимания на одном с просмотром многих других дел, можно хорошо натренироваться в умении выделять главное и отбрасывать второстепенное, что позволит при планировании быстрее определять первостепенные и наиболее важные задачи.

На девятой встрече в рамках коррекционно-развивающей программы Рефлексия психолог делает акцент на жизнестойкости, поясняя, что любой человек переживает кризисы и встречается с трудностями на своем пути и только одни люди выходят из кризиса умудренными опытом, а другие - разочарованными и потерявшими вкус к жизни. Существует некая устойчивость к невзгодам или жизнестойкость. Затем психолог предлагает выполнить упражнение «Измени свой пульс», когда в течение минуты, определяя пульс, пациентам предлагают вспомнить и во всех деталях представить себе ситуацию, когда они очень сильно радовались, сильно боялись, испытывали обиду, чувствовали себя счастливыми. После каждого из воспоминаний они фиксируют пульс и отмечают, насколько он изменился по сравнению с предыдущими измерениями. В обсуждении пациенты отвечают на вопрос - в каких обстоятельствах может пригодиться умение произвольно изменять свое состояние, вспоминая или воображая различные ситуации. Занятие дает возможность пациентам убедиться в том, что преодолевая сложные ситуации, возможно сохранить при этом оптимизм, при выполнении этого упражнения у пациентов есть возможность, уже имея опыт, снова попробовать разрешить сложную задачу, которая увенчивалась успехом.

На заключительном занятии коррекционно-развивающей программы Рефлексия выполнение упражнений «Без маски», «Мандала» посвящено практическому применению всех полученных знаний и умений, их закрепления и создания позитивного настроя на будущие успехи.

Всем пациентам, отобранным в группу для проведения коррекционно-развивающей программы Рефлексия врач-диетолог назначает в течение 1 месяца прием протеинового витаминного коктейля «Пинотель баланс» по 2 столовой ложке, растворенного в 200 мл кипяченой воды утром, в качестве второго завтрака.

Через 1 месяц после реализации коррекционно-развивающей программы психологом повторно с помощью опросника DEBQ проводится оценка пищевого поведения и рефлексии с помощью опросника «Шкала контроля действий» Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина. Пациентам, у которых повторно выявлено нарушение пищевого поведения и низкий балл по шкале «Контроль за действием при неудаче» в дополнение к приему коктейля назначают пиколинат хрома по 10-15 капель под язык 1 раз в первую половину дня в течение 1,5 мес.

Пример. Пациентка В-ва С.Н., 46 лет, рост 162, вес 96 кг, работник отдела кадров. После обследования в Центре здоровья на основании выявленного избыточного веса была направлена в «Школу рационального питания». Анализ питания и суточной калорийности уже определил рекомендуемую калорийность суточного рациона в пределах 1460 ккал, а в питании был установлен избыток жиров и легкоусвояемых углеводов.

Для определения наличия типа пищевого нарушения у пациентки психологом была проведена оценка пищевого поведения по опроснику DEBQ, в результате которой пациенткой был получен средний балл - 1,9 при ответе на вопросы 1-10, что свидетельствовало о наличии у нее эмоциогеного типа пищевого нарушения. Применение психологом опросника «Шкала контроля действий» для оценки актуального уровня выраженности контроля за действием позволило получить у пациентки следующие результаты: шкала «Контроль за действием при планировании» - 3,8 балла, шкала «Контроль за действием при реализации» - 4,2 балла, шкала «Контроль за действием при неудаче» - 2,6 балла, что соответствовало низкому уровню выраженности саморегуляции.

Таким образом, данные психодиагностического обследования указывали на наличие у пациентки выраженного желания приема пищи при психоэмоциональном напряжении, волнении или сразу после окончания действия фактора, вызвавшего стресс. Кроме этого, для пациентки был характерен низкий уровень рефлексии и регуляции своего поведения, проявляющийся в отсутствии попыток поиска причин взывающих прибавку веса; отказ от обращения к консультативной помощи к специалистам, а так же склонность к неосознанному и непродуманному выбору способов контроля и коррекции своего пищевого поведения, основывающегося на доступности и популярности выбираемых методик, а так же, как следствие, возникновении срывов и неудач, которые являлись дополнительным эмоциональным переживанием, провоцирующим возвращение к гиперфагической реакции.

С пациенткой была проведена беседа, в ходе которой ей были озвучены результаты прохождения ею психологических методик. Пациентка подтвердила наличие выявленных тенденций - в ситуациях острого волнения, после тревожных событий и эмоционально насыщенных переживаний у нее повышался аппетит, при этом выбор продуктов для приема пищи, как правило, характеризовался их высоким гликемическим индексом. Пациентке было свойственно бессистемно относится к поиску способов контроля своего пищевого поведения, в ходе которого избирались преимущественно доступные и популярные способы: голодание, разгрузочные дни, различные низкокалорийные диеты. Вес снижался на небольшое время (2-3 месяца), однако, при возникновении сильных эмоциональных переживаний (конфликты на работе и семье, смена руководства и др.) возникало острое желание приема пищи, в котором она не могла себе отказать, отчего достигнутые результаты оказывались потерянными и вес увеличивался. В последний год вообще не пыталась снижать вес и отмечает, что вынуждена, была обратиться к врачу из-за плохого самочувствия.

Пациентке врачом-диетологом был назначен в течение 1 месяца прием протеинового витаминного коктейля «Пинотель баланс» по 2 столовой ложке, растворенного в 200 мл кипяченой воды утром, в качестве второго завтрака и для развития умений идентифицировать собственное психологическое состояние, изменения негативных установок при самовосприятии, формирования психологической готовности к изменению поведения прохождение в течение 1 месяца коррекционно-развивающей программы Рефлексия 3 раза в неделю по 1,5 часа в составе группы других пациентов с нарушением пищевого поведения и имеющих низкие показатели уровня самоконтроля за действием.

В период проведения занятий коррекционно-развивающей программы Рефлексия пациентка была обучена определению собственного психологического состояния, приобрела навыки изменения негативных установок при самовосприятии событий, сформировала психологическую готовность к изменению поведения с помощью проводимого комплекса практических упражнений, предполагающих групповое взаимодействие и индивидуальное выполнение заданий.

На первых 4-х занятиях с помощью упражнений «Имя и эпитет», «Оригинальный способ», «Визитка», проводилась коррекция образов «Я» у пациентки было сформировано представление о себе, как о сильной личности, и повысилась уверенность в возможности изменений своего пищевого поведения. С помощью упражнений «Мотивация», «Позитивный язык» пациентка стала ориентироваться на позитивное восприятие самой себя; с помощью упражнений «Я», «Что меня сформировало?», «На все 100», пациентка стала сосредоточиваться на положительных событиях ее жизни, а проведение упражнений «Два зеркала», «Символ уверенности», позволили повысить уверенность в себе.

За 4 занятия психолог отметил, что у пациентки благодаря ее стараниям и действиям, обозначился огромный ресурс возможностей и способностей, что станет поддержкой и главным ресурсом достижения цели, которыми пациентка должна воспользоваться в процессе изменения пищевого поведения.

На пятом и шестом занятиях коррекционно-развивающей программы Рефлексия психолог познакомил пациентку с приемами и способами саморегуляции, воздействующих на психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении. После выполнения комплекса упражнений «Визуализация», пациентка осознав, на что способно воображение, память и мышление, создает образы в своей голове, которые вызывают реальные физические ощущения. Выполняя упражнение «Случай в клубе», у пациентки возникает потребность в познании и активизации исследовательских интересов, позволяющих принять наиболее грамотное и взвешенное решение в игре, так же как и в жизни.

Заключительные шесть занятий были направлены на коррекцию образа жизни пациентки: был проведен анализ и внесены необходимые для достижения поставленного результата изменения в ценностно-мотивационной сферы личности; были проиграны необходимые навыки самоконтроля своего поведения и проявлению жизнестойкости создания условий для интегрального выражения полученных умений и навыков и формирование дальнейшей мотивации на изменение образа жизни и пищевого поведения в том числе. Пациентка не только четко обозначила свои ценности и цели, но и, с помощью психолога, увидела путь к ним.

На восьмом занятии коррекционно-развивающей программы Рефлексия пациент определяет свои цели, которые она хочет достичь в течение двух ближайших лет, причем по рекомендации психолога, она выбрала среднюю по трудности цель, проанализировала ее для того, чтобы снизить степень риска потерпеть неудачу при ее достижении. После выполнения упражнения «Планы на ближайшие два года», нарисовав мишень, пациентка располагает дела предстоящего дня в произвольном порядке в кругах мишени, а более отдаленные по времени дела - на листе вне области мишени. Чередуя концентрацию внимания - это позволило отработать умение выделять главное и отбрасывать второстепенное, что позволило при планировании изменения пищевого поведения быстрее определить первостепенные и наиболее важные задачи.

После реализации коррекционно-развивающей программы психологом была проведена повторная диагностика типов нарушений пищевого поведения и уровня выраженности показателей шкал методики «Контроля за действием» с помощью опросника DEBQ и опросника «Контроль за действием» Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина соответственно. По итогам повторной психодиагностики у пациентки были получены результаты: сохранение эмоциогенного типа пищевого нарушения (1,8 балла); по шкале «Контроль за действием при планировании» и «Контроль за действием при реализации» были получены результаты - 7,5 и 8 баллов соответственно, что свидетельствует о высоком уровне выраженности саморегуляции, а по шкале «Контроль за действием при неудаче» был получен балл - 5,5, что соответствует низкому уровню выраженности рефлексии.

Сама пациентка отмечает, что после прохождения обучения в Школе рационального питания и посещения занятий коррекционно-развивающей программы «Рефлексия», ее знания стали более полными и систематизированными; она самостоятельно планирует и реализовывает полученные на обучении знания и навыки - придерживается рекомендаций врача; поддерживает комфортное эмоциональное состояние, но при возникновении острых эмоциональных переживаний, имеющих место быть в ее повседневной жизни, она возвращается к старым способам реагирования, а именно, к желанию приема пищи, вызванного не физиологическим чувством голода, а желанием устранить эмоциональный дискомфорт. После этого пациентка снова стремится воспользоваться полученными знаниями и приобретенными умениями, но ровно до возникновения следующей ситуации эмоционального стресса.

Сохранение пристрастия к сладким и высокоуглеводным продуктам, позволило рекомендовать пациентке в дополнение к приему коктейля прием пиколината хрома по 10-15 капель под язык 1 раз в первую половину дня в течение 1,5 мес.

После проведенного лечения, повторное, через 3 месяца общение пациентки с психологом и врачом диетологом выявило, что в ситуациях острого волнения, после эмоционально насыщенных переживаний она отмечала свою способность регулировать собственное психо-эмоциональное состояние, которая проявлялась в ее умении различать и отделять повышение аппетита, связанного с внутренними переживаниями, от реального физиологического голода. Это отразилось на продуктовом наборе пациентки, который характеризовался резким снижением количества продуктов с высоким гликемическим индексом. Пациентка отмечала, что после эмоциональных напряжений могла контролировать свой аппетит. При этом ее настроение оставалось стабильным, уравновешенным, отсутствовали элементы беспокойства, депрессии и угнетенного настроения, даже в ситуации, когда на работе ей пришлось выполнять повышенный объем работы из-за ушедшей в декретный отпуск коллеги. Пациентка отмечает, что в последний месяц ее не посещали мысли о том, что ей надо худеть и тем самым ограничивать себя в питании, она не искала других способов снижения веса.

У пациентки было диагностировано 10 суммарных баллов по всем шкалам опросника Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина «Шкала контроля действий», что характерно для высокого уровня выраженности рефлексии и, соответственно, регуляции своего поведения.

За 3 месяца вес пациентки снизился на 7,8 кг (8,1%). Тяги к сладким продуктам она не отмечает, даже после отмены приема пиколината хрома через 1,5 мес. его приема.

Данный способ лечения пищевого поведения был применен у 60 пациентов, проходивших групповое обучение в Школе рационального питания в МБУЗ ОТ «Центр медицинской профилактики» (г. Новокузнецк).

При обращении пациентов в Школу рационального питания у 71,5% слушателей было выявлено нарушение пищевого поведения: экстернальный тип нарушений пищевого поведения встречался у 21,6%, эмоциогенный тип - у 35,0%, ограничительный и компульсивный тип пищевого поведения у 8,3% и 6,6%) пациентов соответственно. Результаты изучения рефлексивности по выраженности у пациентов компонентов саморегуляции и самоконтроля за действием при планировании, реализации и неудаче выявили высокую частоту низкого уровня контроля за действием при реализации и неудаче (таблица 1). Установлено, что, большинство пациентов имели высокий и средний уровень контроля за действием при планировании. Однако, при изучении уровня контроля за действием при реализации, т.е. фактическим претворением в свою жизнь необходимых изменений в питании было установлено, что наибольшее количество пациентов имеют низкий уровень самоконтроля - это пациенты, которые так и не дойдут до практического претворения в жизнь намеченных действий и их желание рационально питаться может так и не воплотиться в конкретное действие. Оценка уровня самоконтроля за действием при неудаче также показала, что большинство пациентов имеют низкий уровень и без овладения дополнительными психологическими навыками, не всегда будут способны полностью изменить свое пищевое поведение и не смогут выполнять все заданные диетологом рекомендации.

После назначения пациентам протеинового витаминного коктейля «Пинотель баланс» и обучения пациентов в течение 1 месяца по коррекционно-развивающей программе Рефлексия были диагностированы изменения в результатах выраженности рефлексии (таблица 1).

Оценка достоверности различий проводилась с помощью ϕ-критерия Фишера, результаты применения которого не выявили статистически достоверных различий, но позволили увидеть тенденцию увеличения числа слушателей, обладающих высокими значениями рефлексивности (см. таблицу 2).

Через 1 месяц после повторной диагностики пищевого поведения и рефлексии у 13,3% (8 человек) повторно выявлено нарушение пищевого поведения и низкий балл по шкале «Контроль за действием при неудаче», поэтому в дополнение к приему коктейля этим пациентам был назначен пиколинат хрома по 10-15 капель под язык 1 раз в первую половину дня в течение 1,5 мес. Повторный осмотр пациентов через 3 месяца не выявил нарушений пищевого поведения, эти пациенты отметили отсутствие потребности в употреблении сладких продуктов.

Таким образом предлагаемый способ доступен для большинства людей, безвреден, не дает побочных эффектов, может быть использован в любых медицинских учреждениях, позволяет добиться снижения массы тела и рационализировать пищевое поведение без эмоционально-психического напряжения, что повышает качество жизни пациента; имеет долговременный эффект рационализации пищевого поведения и сохранения нормальной массы тела благодаря совместной деятельности врача-диетолога и психолога с дополнительной коррекцией питания с помощью биологически активных добавок к пище, содержащих аминокислоты, витамины и микроэлемент хром.

Похожие патенты RU2660509C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПРЕДИАБЕТА У ЛИЦ С ЭКСТЕРНАЛЬНЫМ ТИПОМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 2022
  • Алексеева Наталья Сергеевна
RU2805361C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПРИ ЭМОЦИОГЕННОМ ТИПЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 2015
  • Алексеева Наталья Сергеевна
  • Салмина-Хвостова Ольга Ивановна
  • Белобородова Екатерина Витальевна
  • Евсюкова Юлия Владимировна
RU2591811C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОЖИРЕНИЯ ГИНОИДНОГО ТИПА 2013
  • Пинхасов Борис Борисович
  • Селятицкая Вера Георгиевна
  • Карапетян Ани Рафаиловна
RU2531928C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОЖИРЕНИЯ АБДОМИНАЛЬНОГО ТИПА 2013
  • Пинхасов Борис Борисович
  • Селятицкая Вера Георгиевна
RU2525007C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА И НАРУШЕНИЯМИ СНА 2012
  • Романова Марина Михайловна
  • Махортова Ирина Сергеевна
  • Ширяев Олег Юрьевич
  • Романов Никита Алексеевич
  • Алексенко Анна Сергеевна
RU2498824C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АБДОМИНАЛЬНОГО ОЖИРЕНИЯ ПРИ МЕТАБОЛИЧЕСКОМ СИНДРОМЕ В СОЧЕТАНИИ С ДЕПРЕССИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 2013
  • Алексеева Наталья Сергеевна
  • Салмина-Хвостова Ольга Ивановна
  • Шереметьева Ирина Игоревна
RU2550724C1
СПОСОБ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА И ОЖИРЕНИЯ 2014
  • Бобровский Андрей Вениаминович
  • Тен Юрий Анатольевич
  • Штеркель Татьяна Александровна
  • Чайкина Анна Владимировна
  • Пирогова Вероника Петровна
  • Тютев Роман Анатольевич
RU2597406C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ ДИСПЕПСИИ В СОЧЕТАНИИ С ОЖИРЕНИЕМ 2012
  • Романова Марина Михайловна
  • Махортова Ирина Сергеевна
  • Ширяев Олег Юрьевич
  • Бабкин Андрей Петрович
  • Василенко Дмитрий Викторович
  • Цветикова Любовь Николаевна
RU2523558C2
Способ лечения тревожных расстройств у пациентов с нарушениями пищевого поведения 2019
  • Успенский Юрий Павлович
  • Фоминых Юлия Александровна
  • Соусова Яна Вячеславовна
  • Гулунов Заурбек Хазбиевич
RU2712639C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА 2009
  • Сюрис Николай Алексеевич
RU2401136C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОЖИРЕНИИ

Изобретение относится к медицине и предназначено для лечения нарушений пищевого поведения. Способ включает анализ питания, диетотерапию пониженной калорийности, составление индивидуального плана действий по изменению пищевого поведения. Перед лечением проводят оценку пищевого поведения по опроснику DEBQ. Пациентов с нарушениями пищевого поведения дополнительно оценивают по опроснику Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина «Шкала контроля действий». С пациентом в течение 1 месяца проводят занятия по коррекционно-развивающей программе и назначают прием протеинового витаминного коктейля «Пинотель баланс» по 2 столовых ложки, растворенных в 200 мл кипяченой воды утром. Через 1 месяц повторно проводят оценку по опроснику DEBQ и по опроснику «Шкала контроля действий» и пациентам, у которых повторно выявлено нарушение пищевого поведения и низкий балл по шкале «Контроль за действием при неудаче», в дополнение к приему коктейля назначают пиколинат хрома по 10-15 капель под язык 1 раз в первую половину дня в течение 1,5 мес. Способ позволяет повысить эффективность лечения ожирения. 2 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 660 509 C1

Способ лечения нарушений пищевого поведения при ожирении, включающий анализ питания, диетотерапию пониженной калорийности, составление индивидуального плана действий по изменению пищевого поведения в сторону рационального питания, отличающийся тем, что перед лечением проводят оценку пищевого поведения по опроснику DEBQ, включающему 33 вопроса, ответы на которые оцениваются по бальной шкале, где «никогда» - 1 балл, «редко» - 2 балла, «иногда» - 3 балла, «часто» - 4 балла, «очень часто» - 5 баллов, результаты суммируют и вычисляют средний арифметический балл по шкале, при значении среднего арифметического балла более 1,8 при ответе на вопросы 1-10 оценивают тип пищевого нарушения как эмоциогенный; при значении среднего арифметического балла более 2,7 при ответе на вопросы 11-23 оценивают тип пищевого нарушения как экстернальный, при значении среднего арифметического балла более 2,4 при ответе на вопросы 24-33 оценивают тип пищевого нарушения как ограничительный, пациентов с нарушениями пищевого поведения дополнительно оценивают для определения уровня выраженности рефлексивных свойств психики по опроснику Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина «Шкала контроля действий», включающего 36 вопросов, в ответе на которые пациент выбирает одно из двух полярных утверждений, вопросы сгруппированы в три шкалы: «Контроль за действием при планировании» - вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34; «Контроль за действием при реализации» - вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35 и «Контроль за действием при неудаче» - вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, значения которых подсчитывают путем начисления пациенту по 1 баллу за каждое совпадение утверждения с ключом, суммируют полученные баллы, ключ представляет собой группировку вопросов по шкале с определенным ответом, за совпадение с которым пациент получает балл: для шкалы «Контроль за действием при планировании» - 1-Б, 4-Б, 13-Б, 16-Б, 22-Б, 25-Б, 28-Б, 31-Б и 7-А, 10-А, 19-А, 34-А; для шкалы «Контроль за действием при реализации» - 2-Б, 5-Б, 8-Б, 14-Б, 17-Б, 20-Б и 11-А, 23-А, 26-А, 29-А, 32-А, 35-А; для шкалы «Контроль за действием при неудаче» - 3-Б, 6-Б, 12-Б, 18-Б, 24-Б, 30-Б, 33-Б и 9-А, 15-А, 21-А, 27-А, 36-А, суммарный балл по любой из трех шкал 0-6 баллов оценивают как низкий уровень выраженности рефлексии, выражающийся в наличии у пациента феномена алиенации - нарушения у субъекта способности формировать репрезентации собственных ожиданий и эмоциональных предпочтений, суммарный балл по любой из трех шкал 7-12 баллов оценивают как высокий уровень выраженности рефлексии, выражающийся в преобладании у исследуемого ориентации на действие, проявляющегося в осуществлении регуляции намеренного действия без возникающих переживаний, способных препятствовать реализации намерения, и при выявлении нарушения пищевого поведения: эмоциогенный, экстернальный или ограничительный тип, при оценке рефлексии по «Шкале контроля действий» при суммарном балле 0-6 по всем или по одной из трех шкал с пациентом в течение 1 месяца проводят занятия по коррекционно-развивающей программе, в которой 1-4 занятия посвящают формированию у участников представления о себе как о сильной личности и повышению уверенности в возможности изменений; 5-6 занятие - для приобретения навыков разрешения внутренних конфликтов на основе саморегуляции; 7 занятие - формированию представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле; 8 занятие - тренировке умения выделять главное и отбрасывать второстепенное; 9 занятие - жизнестойкости; 10 занятие - практическому применению и закреплению всех полученных знаний и умений, созданию позитивного настроя на будущие успехи; и назначают прием протеинового витаминного коктейля «Пинотель баланс» по 2 столовой ложке, растворенной в 200 мл кипяченой воды утром, в качестве второго завтрака, через 1 месяц повторно проводят оценку пищевого поведения по опроснику DEBQ и оценку рефлексии по опроснику Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина «Шкала контроля действий», пациентам, у которых повторно выявлено нарушение пищевого поведения и низкий балл по шкале «Контроль за действием при неудаче» 0-6 баллов, в дополнение к приему коктейля назначают пиколинат хрома по 10-15 капель под язык 1 раз в первую половину дня в течение 1,5 мес.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2660509C1

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ ПРИ ЭМОЦИОГЕННОМ ТИПЕ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 2004
  • Хвостова О.И.
  • Лобыкина Е.Н.
  • Колтун В.З.
RU2264233C2
CN 103549433 A, 05.02.2014
АНИКИНА В.Г
Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций
Культурно-историческая психология, 2009, N 3, с
Термосно-паровая кухня 1921
  • Чаплин В.М.
SU72A1
ВАХИТОВ Р.Р
Формирование здорового образа жизни студентов университета на основе механизмов рефлексии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Магнитогорск, 2007, с
Система механической тяги 1919
  • Козинц И.М.
SU158A1
DALLE GRAVE R et al
Personality, attrition and weight loss in treatment seeking women with obesity
Clin Obes
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса 1924
  • Шапошников Н.П.
SU2015A1
Способ нагрева эквипотенциального катода в электронных вакуумных реле 1921
  • Чернышев А.А.
SU266A1

RU 2 660 509 C1

Авторы

Лобыкина Елена Николаевна

Проскурякова Лариса Александровна

Стоюнина Дарья Владимировна

Маклакова Татьяна Петровна

Даты

2018-07-06Публикация

2017-03-21Подача