СЕПАРАТОР ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ Российский патент 2015 года по МПК F16C33/46 F16C33/51 F16C19/02 F16C19/40 

Описание патента на изобретение RU2544038C1

Изобретение относится к производству изделий с приборными подшипниками качения, в которых потери на трение при контактах с сепаратором значительны, что не позволяет увеличить ресурс работы изделия.

В качестве аналога принят патент США №3,124,396 на подшипник качения, в котором в качестве сепаратора используются разделители типа цилиндров, а для закрепления и удержания цилиндров используются удерживающие кольца. Большое количество контактируемых деталей подшипника неизбежно приводит к большим потерям на трение скольжение, что снижает ресурс работы подшипника. Сложность сборки приводит к неоправданно высокой стоимости подшипника.

В качестве прототипа принят патент №002947 на подшипник чистого качения и его варианты в части формы и конструкции фиксирующих элементов. Фиксирующие элементы фиксируются удерживающими кольцами, которые в совокупности заменяют сепаратор с трением скольжения между шариками и сепаратором. Точечные контакты, заявленные в прототипе, не ликвидируют трение скольжения, а приводят к большим контактным давлениям. Трение скольжения возникает всегда, когда скорости разных деталей в общей точке контакта

различаются по величине, по направлению, либо различаются и по величине, и по направлению. В подшипнике не предусмотрена выборка зазоров между шариками и кольцами подшипника, что приводит к нестабильному положению оси вращения подшипника. В подшипнике чистого качения максимальные диаметры фиксирующих элементов меньше диаметра шариков, что, при возможных контактах, приводит к большим скоростям вращения фиксирующих элементов и к увеличению трения скольжения. Как прототип, так и аналог правильнее формулировать как изобретения сепараторов и указывать их область применения. В предлагаемом конструктивном решении, в сепараторе равномерно выполняются гнезда для тел качения, шариков или роликов, и гнезда для шариков меньшего диаметра. Шарики меньшего диаметра являются элементами конструкции сепаратора, фиксируя тело качения и исключая контакты тел качения между собой. Диаметры тел качения и шариков меньшего диаметра подбираются такими, чтобы они с минимальными и гарантированными зазорами равномерно располагались между дорожками качения. Каждое тело качения может иметь контакт с сепаратором с одной стороны и шариком меньшего диаметра с другой стороны. Замена контакта тела качения с сепаратором на контакт с шариком меньшего диаметра позволит уменьшить потери подшипника на трение и увеличить ресурс его работы. Благодаря сферической форме шарик может поворачиваться вокруг каких-либо осей, проходящих через центр шарика, снижая скорости проскальзывания в зонах контакта. Шарики, имеющие меньший диаметр и большую свободу перемещения, уменьшают нагрузки в контактах тел качения с сепаратором. При этом снижаются потери на трение, связанные с выравниванием скоростей тел качения. Скорости тел качения могут различаться, что связано с характером нагрузки на подшипник.

Гарантированный зазор между телами качения, шариками меньшего диаметра и сепаратором, и их расположение должны быть достаточными для того, чтобы не привести к натягу между ними под действием максимальных нагрузок на подшипник. При неоправданно больших зазорах увеличивается шум подшипников. Предложенная конструкция сепаратора может быть разработана на основе уже имеющихся конструкций и материалов сепараторов. Разность диаметров тел качения и шариков определяется конструктивными соображениями, но не должна быть слишком большой, при которой снизится эффективность совместного использования шариков с сепаратором. Оценить количественно потери на трение при контактах с сепаратором можно лишь экспериментально, так как сложно учесть взаимозависимые контакты большого количества тел со своими погрешностями изготовления. Предложенный сепаратор с использованием шариков меньшего диаметра может быть применен при разработке радиальных шарикоподшипников и роликоподшипников с разным распределением контактных давлений в зонах контакта.

Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в увеличении ресурса работы подшипников, в снижении потерь на трение. Экономический эффект подсчитать не представляется возможным вследствие отсутствия статистически обоснованных исходных и сравнительных данных.

Похожие патенты RU2544038C1

название год авторы номер документа
ШАРИКОПОДШИПНИК РАДИАЛЬНЫЙ 2012
  • Бернадский Владимир Викторович
RU2518384C2
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ 2012
  • Бернадский Владимир Викторович
RU2529931C2
ШАРИКОПОДШИПНИК РАДИАЛЬНЫЙ 2012
  • Бернадский Владимир Викторович
RU2519105C2
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 2007
  • Гонченко Борис Васильевич
  • Махмутов Иршат Атауллович
RU2391570C2
СПОСОБ СФЕРОДОВОДКИ ШАРИКОВ 2011
  • Бернадский Владимир Викторович
RU2479402C1
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2007
  • Королёв Альберт Викторович
  • Буданов Владимир Николаевич
  • Королев Александр Альбертович
RU2346190C2
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВА 2007
  • Гонченко Борис Васильевич
  • Махмутов Иршат Атауллович
RU2364760C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СФЕРОДОВОДКИ ШАРИКОВ 2011
  • Бернадский Владимир Викторович
RU2481941C1
РАЗБОРНОЕ БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО С ОПОРАМИ ШАРОШЕК НА ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ С СЕПАРАТОРАМИ 2006
  • Грибенников Николай Васильевич
  • Малинкин Владимир Алексеевич
  • Ушакова Елена Аркадьевна
RU2333341C2
ПОДШИПНИК ГИРОСКОПА БЕССЕПАРАТОРНЫЙ 2010
  • Гонченко Борис Васильевич
RU2435996C1

Реферат патента 2015 года СЕПАРАТОР ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к производству изделий с приборными подшипниками качения, в которых потери на трение при контактах с сепаратором значительны, что не позволяет увеличить ресурс работы изделия. Сепаратор подшипника качения состоит из единой детали, в которой последовательно и равномерно выполнены гнезда для тел качения, шариков или роликов, и гнезда для шариков меньшего диаметра. Шарики меньшего диаметра являются элементами конструкции сепаратора, фиксируя тело качения и исключая контакты тел качения между собой. Каждое тело качения может иметь контакт с сепаратором с одной стороны и шариком меньшего диаметра с другой стороны. В пределах имеющихся зазоров шарики могут свободно перемещаться без всяких потерь на трение качения и скольжения. В случае контакта тел качения с шариками потери на трение качения неизбежны. Однако эти потери, как и потери на трение скольжения, будут малыми, поскольку большинство контактов в подшипнике будет ограничено двумя или тремя телами, синхронно не распространяясь на все шарики и тела качения подшипника. Уменьшение потерь на трение благодаря применению шариков сферической формы и их перемещениям в пределах имеющихся зазоров позволяет повысить ресурс работы подшипников.

Формула изобретения RU 2 544 038 C1

Сепаратор подшипника качения, отличающийся конструкцией сепаратора, в которой так последовательно и равномерно, с минимальным гарантированным зазором, расположены тела качения и шарики, диаметр которых меньше диаметра тел качения, что каждое тело качения может иметь контакт с сепаратором с одной стороны и шариком меньшего диаметра с другой стороны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2544038C1

ОПОРА КАЧЕНИЯ 1996
  • Деулин Е.А.
RU2109178C1
Способ получения препарата "Гексония Б-1,6 гексаметилен-бис" (триметиламмоний бензолсульфоната) 1957
  • Симон И.Б.
  • Черкес А.И.
SU111218A1
JP H09166133 A, 24.06.1997
JP S63180718 A, 25.07.1988
JP S59133822 A, 01.08.1984
EP 1022476 A1, 26.07.2000

RU 2 544 038 C1

Авторы

Бернадский Владимир Викторович

Даты

2015-03-10Публикация

2013-08-19Подача