Изобретение относится к настроечному устройству для юстировки ступенчатой коробки передач.
Такое настроечное устройство служит для того, чтобы при настройке рычага переключения передач во внутреннем пространстве относительно коробки передач в моторном отсеке фиксировать рычаг в определенном положении и закрепить кабели, служащие в качестве соединения между рычагом и коробкой передач, в определенном положении и на определенную длину относительно коробки передач. Для достижения оптимальной настройки или юстировки коробки передач при подключении кабелей к рычагу последний должен находиться в нейтральном положении между первой и второй передачами.
Известные до сих пор настроечные устройства обычно содержат установленный в корпусе рычага переключения передач главный опорный вал и предусмотренный отдельно от него настроечный элемент. Главный опорный вал выполнен в большинстве случаев в виде точеной стальной детали и содержит шаровую опорную головку и примыкающий к ней продолговатый стержень, причем опорная головка облита пластиком корпуса рычага для удержания главного опорного вала в постоянном положении. Настроечный элемент расположен с боковым смещением относительно главного опорного вала, причем настроечный элемент выполнен в виде штифтообразного элемента, который может совершать чисто поступательное движение к его средней оси, проходящей параллельно продольной оси рычага, для перевода настроечного элемента в положение, в котором может произойти юстировка рычага. Для этого настроечный элемент может входить в установленный на корпусе рычага направляющий элемент.
Из-за расстояния между главным опорным валом и настроечным элементом при фиксации кабелей на рычаге могут возникнуть нежелательные моменты и ошибочные допуски, в результате чего может произойти так, что рычаг при юстировке коробки передач больше не будет находиться точно между первой и второй передачами, а будет слегка смещен, а это может привести к неприятной в последующем режиме движения или переключения в режиме движения автомобиля блокировке, если водитель захотел бы включить заднюю передачу, находящуюся около первой передачи. Кроме того, при юстировке вследствие усилий, приложенных к рычагу при настройке или фиксации кабелей на нем, может произойти так, что настроечный элемент выскользнет из направляющего средства в случае приложения усилий к рычагу параллельно его продольной оси.
Задачей изобретения является создание настроечного устройства для юстировки ступенчатой коробки передач, которое отличалось бы улучшенной и особенно точной юстировкой рычага переключения передач относительно расположенной в моторном отсеке коробки передач.
Эта задача решается согласно изобретению посредством признаков п.1 формулы. Предпочтительные варианты осуществления изобретения приведены в зависимых пунктах.
Предложенное настроечное устройство для юстировки ступенчатой коробки передач содержит установленные в корпусе рычага переключения передач главный опорный вал и настроечный элемент, выполненный с возможностью вхождения в установленный на корпусе рычага направляющий элемент, причем настроечный элемент расположен вдоль средней оси главного опорного вала.
Согласно изобретению предусмотрено, что настроечный элемент расположен не со смещением относительно главного опорного вала, а вдоль его средней оси, причем настроечный элемент расположен своей средней осью преимущественно перпендикулярно средней оси главного вала, а векторы усилий, воспринимаемых настроечным элементом и главным валом, накладываются друг на друга, так что между главным валом и настроечным элементом больше не могут возникать моменты, благодаря чему можно предотвратить движения опрокидывания настроечного элемента относительно главного вала. Юстировка коробки передач отличается особенно высокими стабильностью и точностью, поскольку можно в значительной степени избежать ошибочных допусков. В результате можно гарантировать, что при юстировке коробки передач рычаг переключения будет позиционирован точно между первой и второй передачами, благодаря чему можно предотвратить последующее, возникающее в режиме движения блокирование при включении задней передачи. Это вызывает у водителя существенно лучшее «чувство дороги».
Преимущественно главный опорный вал имеет гнездо, в котором перемещается настроечный элемент. Перемещение настроечного элемента в выполненном в главном опорном валу гнезде обеспечивает определенное движение настроечного элемента относительно главного опорного вала, что позволяет избежать ошибочных допусков и нежелательных люфтов.
Для достижения нужного перемещения настроечного элемента относительно главного опорного вала гнездо выполнено предпочтительно в виде выемки вдоль средней оси главного опорного вала. При этом настроечный элемент расположен внутри выемки с возможностью движения. За счет перемещения настроечного элемента в выемке в главном опорном валу достигается особенно стабильное и жесткое выполнение соединения между главным опорным валом и настроечным элементом.
Далее предпочтительно предусмотрено, что гнездо соответствует контуру настроечного элемента. За счет соответствия формы гнезда внешнему контуру или внешней периферийной поверхности настроечного элемента можно достичь особенно точного перемещения настроечного элемента в гнезде относительно главного опорного вала, причем перемещение может быть настроено настолько точно, что можно особенно эффективно предотвратить ошибочные допуски или люфт между главным опорным валом и настроечным элементом.
Предпочтительным образом настроечный элемент выполнен с возможностью перевода в первое и второе положения, причем для перевода в первое и второе положения настроечный элемент совершает поступательное движение и вращательное движение вокруг своей средней оси. В первом положении настроечный элемент входит преимущественно в выполненное в виде выемки гнездо главного опорного вала, причем в этом положении преимущественно отсутствует соединение между рычагом или его корпусом и настроечным элементом, поскольку в этом положении настроечный элемент не вошел в направляющий элемент на корпусе рычага. В этом первом положении настроечный элемент расположен в нормальном режиме движения, так что водитель может с помощью рычага переключать передачи. Во втором положении настроечный элемент входит в направляющий элемент, так что рычаг находится в определенном положении, преимущественно в нейтральном положении между первой и второй передачами, причем юстировка коробки передач может осуществляться преимущественно на заводе или в сервисе, пока автомобиль не находится в режиме движения. Для перевода настроечного элемента из первого положения во второе он сначала за счет поступательного движения выдвигается из выемки и входит при этом в направляющий элемент на корпусе рычага. Затем настроечный элемент поворачивается преимущественно на 90° вокруг своей средней оси, в результате чего он в этом втором положении зажат между направляющим элементом и гнездом таким образом, что больше не может совершать поступательного движения параллельно продольной оси рычага. Этим можно надежно предотвратить выскальзывание настроечного элемента из направляющего элемента при монтаже кабелей коробки передач на рычаге и в случае приложенных при этом к рычагу параллельно его оси усилий, что иначе привело бы к смещению рычага при настройке передач коробки передач относительно рычага. Благодаря этому возможна особенно надежная и точная юстировка коробки передач.
Предпочтительно предусмотрено, что гнездо имеет частично окружающую его, возвышающуюся от его поверхности краевую зону. Возвышающаяся краевая зона проходит от гнезда в направлении настроечного элемента или в направлении расположенного на корпусе рычага направляющего элемента и расположена преимущественно вдоль кромки поверхности гнезда, причем краевая зона предусмотрена на тех его участках, вдоль которых не должно происходить поворотного или вращательного движения настроечного элемента, так что посредством краевой зоны можно предотвратить нежелательное поворотное движение настроечного элемента. Посредством краевой зоны можно тем самым точно задавать степень вращательного движения настроечного элемента. При этом краевая зона выполнена преимущественно такой высоты, что во время вращательного движения настроечный элемент не может выйти за пределы краевой зоны. При этом краевая зона выполнена преимущественно в виде стенки.
Далее предпочтительно предусмотрено, что настроечный элемент состоит из штифтообразного элемента и, по меньшей мере, частично окружающего его рычажного элемента. Штифтообразный элемент расположен преимущественно параллельно продольной оси рычага. Посредством штифтообразного элемента настроечный элемент может входить в направляющий элемент. На одном участке вдоль штифтообразного элемента выполнен рычажный элемент, посредством которого настроечный элемент приводится в действие для совершения поступательного и вращательного движений.
При этом предпочтительно предусмотрено, что штифтообразный элемент изготовлен из металла, а рычажный элемент - из, по меньшей мере, частично окружающего его пластика. При этом рычажный элемент может быть отлит вокруг штифтообразного элемента для реализации как можно более прочного соединения между ним и штифтообразным элементом.
Далее преимущественно предусмотрено, что главный опорный вал выполнен в виде отлитой под давлением алюминиевой отливки. За счет выполнения главного опорного вала в виде отлитой под давлением алюминиевой отливки могут достигаться очень высокая технологическая точность и хорошие поверхностные свойства при небольших производственных расходах и больших партиях главного опорного вала.
Ниже изобретение более подробно поясняется на предпочтительном примере его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых изображают:
- фиг.1: схематично предложенное устройство в первом положении;
- фиг.2: схематично предложенное устройство в промежуточном положении;
- фиг.3: схематично предложенное устройство во втором положении;
фиг.4: схематично предложенные главный опорный вал и расположенный в нем настроечный элемент;
- фиг.5: схематично кулису переключения передач коробки передач, в которой перемещается рычаг переключения передач.
На фиг.1-3 схематично изображено настроечное устройство для юстировки ступенчатой коробки передач. Оно содержит установленные в корпусе 10 рычага 24 переключения передач главный опорный вал 12 и настроечный элемент 14. Последний расположен вдоль средней оси 16 главного опорного вала 12, причем настроечный элемент 14 расположен своей продольной осью 18 перпендикулярно средней оси 16 главного опорного вала 12.
На фиг.1 настроечное устройство изображено в положении, в котором настроечный элемент 14 находится в первом положении. При этом настроечный элемент 14 расположен в гнезде 20 в виде выемки вдоль средней оси 16 главного опорного вала 12. В этом первом положении настроечный элемент 14 не входит в выполненный на корпусе 10 рычага направляющий элемент 22. В этом положении расположенный в корпусе 10 рычаг 24 может тем самым свободно перемещаться внутри предусмотренной в салоне автомобиля кулисе (не показана), чтобы в режиме движения автомобиля путем перемещения рычага 24 можно было переключаться между отдельными передачами.
Для юстировки коробки передач или рычага 24 относительно расположенной в моторном отсеке коробки передач настроечный элемент 14 выполнен с возможностью перевода из первого положения во второе положение на фиг.3, в котором рычаг 24 может быть фиксирован в определенном положении посредством настроечного элемента 14.
Для этого настроечный элемент 14 перемещают сначала в промежуточное положение на фиг.2, причем он совершает поступательное движение вдоль своей средней оси 18. При этом настроечный элемент 14 выдвигается из выполненного в виде выемки гнезда 20 и движется вверх в направлении направляющего элемента 22 до тех пор, пока не войдет в выполненное в направляющем элементе 22 отверстие 26.
Из этого промежуточного положения настроечный элемент 14 перемещают во второе положение на фиг.3, причем он совершает вращательное движение преимущественно на 90° вокруг своей средней оси 18. В этом втором положении настроечный элемент 14 зажат между главным опорным валом 12 и направляющим элементом 22 таким образом, что больше не может совершать поступательного движения параллельно продольной оси 28 рычага 24. За счет этого возможна надежная фиксация рычага 24 в нужном положении, чтобы можно было соединить рычаг 24 с выведенными из коробки передач кабелями и настроить его соответствующим образом, а также гарантировать надежное переключение передач посредством рычага 24 в последующем режиме движения.
На фиг.4 в увеличенном виде изображен главный опорный вал 12 с проходящим в нем настроечным элементом 14. Главный опорный вал 12 выполнен в виде отлитой под давлением из алюминия отливки и содержит шарообразную опорную головку 30 и примыкающий к ней продолговатый стержень 32. В смонтированном состоянии опорная головка 30 расположена преимущественно прочно в корпусе 10 рычага. Выполненное в виде выемки гнездо 20 для направления настроечного элемента 14 выполнено вдоль стержня 32 главного опорного вала 12, причем контур или боковые стенки 34 гнезда 20 или выемки согласован/согласованы с контуром настроечного элемента 14. Боковые стенки 34 гнезда 20 имеют на отдельных участках возвышающуюся от поверхности гнезда 20 краевую зону 36, которая ограничивает вращательное движение настроечного элемента 14. При этом краевая зона 36 возвышается настолько, что настроечный элемент 14 не может выходить за ее пределы.
Сам настроечный элемент 14 содержит штифтообразный элемент 38 и, по меньшей мере, частично окружающий его рычажный элемент 40. Штифтообразный элемент 38 представляет собой преимущественно стальной штифт. Посредством штифтообразного элемента 38 настроечный элемент 14 входит в отверстие 26 направляющего элемента 22. На штифтообразном элементе 38 расположен рычажный элемент 40, преимущественно из полимерного материала, которым облит штифтообразный элемент 38. Посредством рычажного элемента 40 настроечный элемент 14 может перемещаться в первое и второе положения, причем настроечный элемент 14 содержит для этого рукоятку 42, выполненную таким образом, что она не утапливается в выполненное в виде выемки гнездо 20, чтобы рычажный элемент 40 можно было в любое время легко привести в действие посредством рукоятки 42. В первом положении рукоятка 42 рычажного элемента 40 прилегает тем самым к гнезду 20.
Чтобы дополнительно повысить надежность этого настроечного устройства, направляющий элемент 22 имеет преимущественно такую толщину, что зона штифтообразного элемента 38 настроечного элемента 14, не окруженная рычажным элементом 40, в основном полностью может быть размещена в отверстии 26 направляющего элемента 22. При этом направляющий элемент 22 имеет преимущественно толщину 9-11 мм.
На фиг.5 схематично изображена кулиса 46 переключения передач коробки передач, в которой рычаг 24 перемещается в салоне автомобиля. Для оптимальной юстировки коробки передач это происходит, когда рычаг 24 находится в нейтральном положении между первой и второй передачами, причем рычаг 24, если смотреть от передачи R заднего хода к первой передаче, должен быть позиционирован за обозначенной жирной линией блокировкой 44 включения передачи заднего хода. В этом положении рычага 24 настроечный элемент 14 входит в направляющий элемент 22 (фиг.3), фиксируя рычаг 24 в этом положении, тогда как оптимальная настройка расположенной в моторном отсеке коробки передач относительно рычага 24 может осуществляться посредством соединенных с ним и коробкой передач кабелей (не показаны).
Перечень ссылочных позиций
10 - корпус рычага переключения передач
12 - главный опорный вал
14 - настроечный элемент
16 - средняя ось главного опорного вала
18 - средняя ось настроечного элемента
20 - гнездо
22 - направляющий элемент
24 - рычаг переключения передач
26 - отверстие
28 - продольная ось рычага переключения передач
30 - опорная головка
32 - стержень
34 - боковая стенка
36 - краевая зона
38 - штифтообразный элемент
40 - рычажный элемент
42 - рукоятка
44 - блокировка включения передачи заднего хода
46 - кулиса переключения передач
Изобретение относится к настроечному устройству для юстировки ступенчатой коробки передач. Настроечное устройство содержит установленные в корпусе (10) рычага переключения передач главный опорный вал (12) и настроечный элемент (14), входящий в установленный на корпусе (10) рычага направляющий элемент (22). Настроечный элемент (14) расположен вдоль средней оси (16) главного опорного вала (12). Достигается повышение надежности устройства. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Настроечное устройство для юстировки ступенчатой коробки передач, содержащее установленные в корпусе (10) рычага переключения передач главный опорный вал (12) и настроечный элемент (14), выполненный с возможностью вхождения в установленный на корпусе (10) рычага направляющий элемент (22), отличающееся тем, что настроечный элемент (14) расположен вдоль средней оси (16) главного опорного вала (12).
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что главный опорный вал (12) имеет гнездо (20), в котором с возможностью перемещения установлен настроечный элемент (14).
3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что гнездо (20) выполнено в виде выемки вдоль средней оси (16) главного опорного вала (12).
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что гнездо (20) соответствует контуру настроечного элемента (14).
5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что настроечный элемент (14) выполнен с возможностью перевода в первое и второе положения, причем для перевода в первое и второе положения настроечный элемент (14) выполнен с возможностью совершения поступательного движения и вращательного движения вокруг своей средней оси (18).
6. Устройство по п.2, отличающееся тем, что гнездо (20) имеет частично окружающую его, возвышающуюся от его поверхности краевую зону (36).
7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что настроечный элемент (14) состоит из штифтообразного элемента (38) и, по меньшей мере, частично окружающего его рычажного элемента (40).
8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что штифтообразный элемент (38) изготовлен из металла, а рычажный элемент (40) - из, по меньшей мере, частично окружающего его пластика.
9. Устройство по одному из пп.1-8, отличающееся тем, что главный опорный вал (12) выполнен в виде отлитой под давлением алюминиевой отливки.
DE 102008029262 A1, 24.12.2009 | |||
US 2006272436 A1, 07.12.2006 | |||
US 2010011604 A1, 21.01.2010 | |||
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАРИАТОРА | 1991 |
|
RU2022182C1 |
Механизм переключения передач | 1989 |
|
SU1679090A1 |
Авторы
Даты
2015-03-20—Публикация
2011-01-28—Подача