Механизм переключения передач Советский патент 1991 года по МПК F16H59/04 F16H55/18 

Описание патента на изобретение SU1679090A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в коробках передач.

Целью изобретения является увеличение долговечности механизма переключения передач за счет обеспечения возможности регулировки.

На фиг.1 изображен механизм переключения передач; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Механизм переключения передач содержит корпус 1, установленный в нем поворотный валик 2 с закрепленными на соответствующих концах зубчатым колесом 3 и рычагом 4 для поворота, установленную в корпусе 1 с возможностью возвратно-поступательного перемещения для взаимодействия с колесом 3 зубчатую рейку 5 с закрепленной на нем вилкой б для переключения передач и размещенный в одном из расположенных вдоль направления перемещения рейки 5 углублений фиксатор 7 положений рейки 5 относительно корпуса 1. Рычаг 4 и валик 2 связаны между собой шлицевым соединением с треугольным профилем шлицев. Рейка 5 выполнена в виде штока с кольцевыми зубьями 8. Углубления выполнены на штоке в виде кольцевых канавок 9. Вилка б закреплена нэ штоке с возможностью поворота последнего вокруг собственной оси и фиксации, а фиксатор 7 установлен в корпусе 1.

Корпус 1 может быть выполнен в виде съемной крышки для крепления ее к корпусу 10 коробки переключаемых передач.

Переключение передач обеспечивается перемещением шестерни 11 вдоль шлице- вого вала 12 коробки передач с помощью вилки 6. Возможность поворота штока вокруг собственной оси обеспечена фиксацией вилки б на штоке с помощью стопорного винта 13, взаимодействующего с кольцевой канавкой 14 на штоке. Размещенный в одной из кольцевых канавок 9 штока фиксатор 7 представляет собой шарик, подпружиненный в радиальном к этой канавке 9 направлении.

Механизм переключения передач работает следующим образом, °

Поворотом рычага 4 вращают валик 2 с колесом 3. При этом рейка 5 перемещается

вдоль своей оси в одно из фиксируемых фиксатором 7положений, а вилка б вводит шестерню 11 в зацепление с нужным колесом передачи. В процессе эксплуатации механизма локальному износу подвержены соответствующая часть зубьев колеса 3, кольцевых зубьев 8 рейки 5 и поверхностей кольцевых канавок 9 рейки 5. В результате возникают люфты, ударные нагрузки и т.д. Для восстановления механизма достаточно

ослабить винт 13 и повернуть рейку 5 вокруг своей оси до положения, в котором в зонах контакта с колесом 3 и шариком фиксатора 7 окажутся неизношенные участки поверхностей зубьев 8 и канавок 9 соответственно,

а затем снова затянуть винт 13. С аналогичной целью снимает рычаг 4 с шлицевого конца валика 2 и выводят из зацепления с зубьями 8 рейки 5 колесо 3.

Затем, повернув валик 2 на необходимый угол, вновь вводят колесо 3 в зацепление с рейкой 5 и устанавливают рычаг 4 на место. В результате в зацеплении с рейкой 5 окажутся новые зубья колеса 3, ранее не участвовавшие в работе. Треугольный профиль шлицев соединения валика 2 с рычагом 4 обеспечивает более дискретный диапазон поворота колеса 3, что позволяет выбрать оптимальный угол поворота с точки зрения равномерного износа его зубьев. Вариант

выполнения корпуса 1 в виде съемной крышки упрощает описанную регулировку механизма.

Формула изобретения

1. Механизм переключения передач, содержащий корпус, установленный в нем поворотный валик с закрепленными на соответствующих концах зубчатым колесом и рычагом для поворота, установленную в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения для взаимодействия с колесом зубчатую рейку с закрепленной на ней вилкой для переключения передач и размещенный в одном из

расположенных вдоль направления перемещения рейки углублений фиксатор поло- жений рейки относительно корпуса, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности за счет обеспечения возможности регулировки, рычаг и валик связаны между собой шлицевым соединением с тре- угольным профилем шлицев, рейка выполнена в виде штока с кольцевыми зубьями,

углубления выполнены на штоке в виде кольцевых канавок, вилка закреплена на штоке с возможностью поворота последнего вокруг собственной оси и фиксации, а фиксатор установлен в корпусе.

2, Механизм по п.1, о т л и ч а ю щ и и - с я тем, что корпус выполнен в виде съемной крышки для крепления ее к корпусу коробки переключаемых передач.

Похожие патенты SU1679090A1

название год авторы номер документа
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР 2016
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2627911C1
Устройство для вырубки изделий из резины 1977
  • Кривовязюк Анатолий Сергеевич
SU994286A2
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2002
  • Миллер Доналд С.
  • Эллен Дэйвид Дж.
RU2289045C2
Трасмиссия мотоблока 1990
  • Орлов Сергей Владимирович
SU1768411A1
Коробка передач 1984
  • Быков Георгий Павлович
SU1260605A1
Коробка передач 1989
  • Осадчий Евгений Александрович
  • Осадчая Надежда Михайловна
  • Волынец Валентин Федорович
  • Волынец Людмила Александровна
SU1650984A1
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 1992
  • Лившиц И.П.
  • Лиходедов И.Г.
RU2026208C1
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Беляев Евгений Сергеевич
  • Белов Владимир Федорович
RU2432267C1
Двухколесный велосипед 1989
  • Филимонов Евгений Александрович
SU1754561A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 679 090 A1

Реферат патента 1991 года Механизм переключения передач

Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач. Цель - увеличение долговечности механизма переключения передач, достигается за счет обеспечения возможности регулировки. Осеподвижная рейка 5 с кольцевыми зубьями 8 и кольцевыми канавками 9 для фиксации положений рейки 5 с фиксатором 7 зацеплена с зубчатым колесом 3. На рейке 5 стопорным винтом 13 закреплена вилка 6 для переключения передач. Колесо 3 поворачивается вокруг своей оси на валике с закрепленным на нем шлицевым соединением рычагом для поворота. Шлицы упомянутого соединения треугольного профиля, Весь механизм смонтирован в корпусе 1, который может быть выполнен в виде сьемной крышки. Для

Формула изобретения SU 1 679 090 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1679090A1

А.И.Кораблев и Д.Н.Решетов
Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач, М.: Машиностроение, 1968, с
ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ЛОКОМОБИЛЬНЫХ КОТЛОВ 1912
  • Котомин С.М.
SU277A1
Детали машин
Атлас конструкций под ред
Д.Н.Решетова, М.: Машиностроение, 1979, с
Способ утилизации отработанного щелока из бучильных котлов отбельных фабрик 1923
  • Костин И.Д.
SU197A1

SU 1 679 090 A1

Авторы

Беганский Станислав Александрович

Даты

1991-09-23Публикация

1989-08-09Подача