СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ НА МАГНИТНЫХ ПОДШИПНИКАХ Российский патент 2015 года по МПК H02K7/09 H02P9/08 H02P3/00 

Описание патента на изобретение RU2549363C1

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности к способам торможения ротора электромеханического преобразователя энергии на магнитных подшипниках.

Известен способ торможения асинхронного двигателя с вентильным преобразователем в цепи статора (патент РФ 2035121 C1, H02P 3/18, 10.05.1995), по которому при подаче сигнала на останов двигателя переключают две фазы обмотки статора, одновременно с переключением двух фаз обмотки статора уменьшают амплитуду и устанавливают фиксированную частоту питающего напряжения такой, чтобы выполнялось условие U/(f*K), затем непрерывно сравнивают значение тока в статорной обмотке с заданным значением и при отрицательном знаке результата сравнения изменяют угол управления вентилей преобразователя до тех пор, пока результат сравнения не достигнет нулевого значения, и одновременно непрерывно измеряют угол сдвига между током и напряжением в фазе и сравнивают его с заданным значением и при достижении полученной разницей нулевого значения подают сигнал на полное закрытие вентилей преобразователя, где U - величина напряжения на выходе преобразователя; f - частота напряжения на выходе преобразователя; K - расчетная величина, пропорциональная магнитному потоку в момент переключения обмоток двигателя.

Недостатками данной конструкции являются ограниченная область применения, невозможность мгновенного останова ротора, низкая энергоэффективность и высокие массогабаритные показатели.

Известен способ векторного управления пуском и торможением асинхронизированной машины (патент РФ 2466492 C1, H02P 21/00, 10.11.2012), по которому определяют частоту и фазу электродвижущей силы скольжения, наводимой в обмотках ротора вращающимся магнитным полем статора, и подают с помощью преобразователя частоты на обмотки ротора напряжение возбуждения на частоте скольжения. Фазу напряжения возбуждения устанавливают относительно фазы электродвижущей силы скольжения со сдвигом в сторону опережения при пуске и в сторону отставания при торможении, а амплитуду регулируют в соответствии с требуемым вращающим моментом. Сдвиг напряжения возбуждения относительно фазы электродвижущей силы скольжения устанавливают в пределах 80-100 электрических градусов.

Недостатками данной конструкции являются ограниченная область применения, невозможность мгновенного останова ротора, низкая энергоэффективность и высокие массогабаритные показатели.

Известен способ торможения электродвигателя переменного тока (патент РФ 2440663 C2, H02P 3/24, 20.01.2012), по которому в обмотку статора электродвигателя дополнительно подают ток, наводимый электродвижущей силой вращения ротора, величина которого (тока) контролируется датчиками тока и регулируется изменением угла проводимости дополнительных полупроводниковых элементов.

Недостатками данной конструкции являются ограниченная область применения, невозможность мгновенного останова ротора, низкая энергоэффективность, высокие массогабаритные показатели, а также перегрев обмоток статора.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является способ оптимального торможения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (патент РФ 2468496 C1, H02P 3/20, H02P 25/02 27.11.2012), по которому торможение ротора осуществляется созданием тормозного момента по заданному алгоритму работы преобразователя частоты, что обеспечивает торможение без динамических перегрузок двигателя и связанного с ним исполнительного механизма.

Недостатком данной конструкции является ограниченная область применения, невозможность мгновенного останова ротора, низкая энергоэффективность, высокие массогабаритные показатели, а также перегрев обмоток статора.

Задача изобретения - расширение функциональных возможностей благодаря возможности мгновенного останова ротора и расширение области применения, за счет возможности применения во всех типах электромеханических преобразователей энергии на управляемых магнитных подшипниках, повышение энергоэффективности посредством применения магнитных подшипников, снижение массогабаритных показателей, благодаря использованию сигнала с системы управления управляемыми магнитными подшипниками в качестве сигнала для торможения.

Техническим результатом является мгновенный останов ротора, а также возможность применения во всех типах электромеханических преобразователей энергии на управляемых магнитных подшипниках.

Поставленная задача решается и указанный результат достигается тем, что в способе торможения ротора электрической машины на магнитных подшипниках, заключающемся в создании тормозного момента, согласно изобретению, сигнал для торможения ротора подают с системы управления управляемых магнитных подшипников, при этом тормозной момент создают электромагнитами управляемых магнитных подшипников путем подачи тока на их обмотки.

Существо изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображена расчетная схема высокоскоростного магнитоэлектрического генератора на управляемых магнитных подшипниках. На фиг.2 изображена зависимость тормозного момента от силы тока в обмотках управляемого магнитного подшипника.

Пример конкретной реализации способа.

Тормозной момент, создаваемый управляемыми магнитными подшипниками (УМП), определяется в виде:

где ω 0 = k g m p - частота недемпфированных сводных колебаний ротора;

mp - масса ротора;

k g = F δ G - жесткость УМП;

F - сила тяги УМП;

δG - воздушный зазор УМП;

ξ - безразмерный параметр затухания колебаний;

ω - частота вращения ротора;

M - момент на валу;

ε - статический эксцентриситет.

Сила тяги УМП

где C L = μ 0 w 2 S 2 - расчетный параметр;

i - сила тока в электромагнитах;

µ0 - магнитная проницаемость вакуума;

w - число витков в обмотке УМП;

S - площадь полюса УМП.

При необходимости экстренного торможения, например, высокоскоростного магнитоэлектрического генератора с массой ротора 6 кг, моментом на валу 25 Н/м и частотой вращения 40000 об/мин на управляемых магнитных подшипниках (фиг.1) сигнал о торможении ротора подается из системы управления управляемых магнитных подшипников, изготовленной, например, на микросхеме КР140УД708, транзисторах КТ829, КТ315Г, КТ852, где рассчитывается и подается сила тока, в рассматриваемом случае 10А, которая подается на обмотки УМП, при этом соответственно возрастает сила тяги УМП (в 30 раз) и его жесткость (в 30 раз), что приводит к увеличению частоты свободных недемпфированных колебаний (в 5,47 раза), момент Mz при этом резко возрастает с 5 Н/м до 26 Н/м, что приводит к полному останову ротора высокоскоростного магнитоэлектрического генератора на управляемых магнитных подшипниках.

Таким образом, осуществляется мгновенное торможение ротора электромеханического преобразователя энергии.

Итак, заявляемое изобретение позволяет расширить функциональные возможности благодаря возможности мгновенного останова ротора и расширить область применения, за счет возможности применения во всех типах электромеханических преобразователей энергии на управляемых магнитных подшипниках, повысить энергоэффективность посредством применения магнитных подшипников, снизить массогабаритные показатели, благодаря использованию сигнала с системы управления магнитными подшипниками в качестве сигнала для торможения.

В результате достигается мгновенный останов ротора, а также возможность применения во всех типах электромеханических преобразователей энергии на управляемых магнитных подшипниках.

Похожие патенты RU2549363C1

название год авторы номер документа
Асинхронное мотор-колесо с повышенным магнитным сцеплением 2018
  • Вагнер Вальдемар Олегович
  • Щуровский Денис Васильевич
RU2706669C1
МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2014
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2570834C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ МАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИК НА ПОСТОЯННЫХ МАГНИТАХ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 2013
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
RU2563884C2
Беспазовый магнитопровод статора электромеханических преобразователей энергии из аморфного железа с минимальным влиянием вихревых токов (варианты) 2017
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Айгузина Валентина Владимировна
RU2659091C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛЕБЕДКИ ЛИФТА 2013
  • Смотров Евгений Александрович
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Лифшиц Михаил Валерьевич
  • Вершинин Дмитрий Вениаминович
  • Сусленко Александр Юрьевич
  • Зенин Сергей Борисович
  • Литвинов Владимир Никонович
RU2561682C2
СПОСОБ РАЗГРУЗКИ ПОДШИПНИКОВ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ 2014
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
RU2557333C1
Гибридный магнитопровод статора электромеханических преобразователей энергии 2017
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Айгузина Валентина Владимировна
RU2644577C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПУСКА И ТОРМОЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ОТ АВТОНОМНОГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ СОИЗМЕРИМОЙ МОЩНОСТИ 2014
  • Сагдатуллин Артур Маратович
RU2596165C2
СПОСОБ БЕССЕНСОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ РОТОРА В БЕСКОНТАКТНЫХ ПОДШИПНИКАХ 2014
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Гайсин Роман Альбертович
RU2539690C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2020
  • Вагнер Вальдемар Олегович
  • Щуровский Денис Васильевич
RU2726627C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 549 363 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ НА МАГНИТНЫХ ПОДШИПНИКАХ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для торможения ротора электромеханического преобразователя энергии на магнитных подшипниках. Технический результат - мгновенный останов ротора, а также возможность применения во всех типах электромеханических преобразователей энергии на управляемых магнитных подшипниках. В способе торможения ротора электрической машины сигнал для торможения ротора подают с системы управления управляемых магнитных подшипников, при этом тормозной момент создают электромагнитами управляемых магнитных подшипников путем подачи тока на их обмотки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 549 363 C1

Способ торможения ротора электрической машины на магнитных подшипниках, заключающийся в создании тормозного момента, отличающийся тем, что сигнал для торможения ротора подают с системы управления управляемых магнитных подшипников, при этом тормозной момент создают электромагнитами управляемых магнитных подшипников путем подачи тока на их обмотки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2549363C1

УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 1993
  • Врублевский Л.Е.
  • Подъячев В.Н.
  • Захаров Г.А.
  • Бесчастнов Г.А.
  • Шакарян Ю.Г.
  • Виницкий Ю.Д.
  • Хромов Е.Г.
  • Шатров В.В.
  • Борисов Ю.В.
  • Волков С.А.
RU2046492C1
Устройство для электрического торможения ротора синхронной машины 1980
  • Хагемейстер Евгений Александрович
  • Новиков Алексей Викторович
  • Зеленевский Здислав Людвигович
SU904161A1
УСТРОЙСТВО для ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ РОТОРА СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА 0
SU206688A1
ПРУЖИНЯЩЕЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ АУТОГРАВИТАЦИОННОГО ВЫТЯЖЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Скултан Юрий Алексеевич
RU2486884C1
US 201219414 A1, 02.08.2012
US 472066 A, 19.01.1988
Униполярная машина с жидкометаллическими контактами 1970
  • Алиевский Борис Львович
  • Бертинов Альберт Иосифович
  • Метлин Валерий Борисович
SU864450A1
WO 1997048169 A1, 18.12.1997

RU 2 549 363 C1

Авторы

Исмагилов Флюр Рашитович

Вавилов Вячеслав Евгеньевич

Хайруллин Ирек Ханифович

Даты

2015-04-27Публикация

2014-01-24Подача