КОРПУС СУДНА Российский патент 2015 года по МПК B63B1/28 

Описание патента на изобретение RU2553607C1

Изобретение относится к области моделирования, преимущественно, мелких судов гражданского назначения, например, катеров, моторных лодок, скутеров.

Известен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, подводные крылья с держателями [1].

Задачей изобретения является повышение ходкости мелких моторных судов.

Технический результат решения поставленной задачи достигается тем, что в корпусе судна, содержащем водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, подводные крылья с держателями, на прямом участке стенки с каждого борта установлено, по меньшей мере одно, расположенное наклонно по отношению к ватерлинии, подводное крыло с возможностью его вертикального перемещения из подводного положения в надводное и обратно. Держатели прикреплены к стенке в надводной и подводной ее части и имеют общий винт, установленный с возможностью вращения, причем винт снабжен гайкой, несущей подводное крыло. Подводное крыло снабжено, по меньшей мере, одним роликом, прилегающим к стенке. Подводное крыло снизу снабжено, по меньшей мере, одним продольно расположенным ребром. Подводное крыло имеет форму прямоугольную/трапеции/полуовала.

На фиг. 1 изображен корпус катера, на боковой стенке которого установлено подвижно подводное крыло; на фиг. 2 - вид на фиг. 1 сверху; на фиг. 3 изображен фрагмент стенки с подвижным подводным крылом.

Корпус судна, например, разъездного катера (фиг. 1 и 2), содержит водонепроницаемую стенку 1 с условно нанесенной ватерлинией W, разделяющей ее (стенку) на надводную 2 и подводную 3 части. В надводной и подводной части к стенке на прямом ее участке прикреплены, соответственно, держатели 4 и 5, имеющие общий винт 6, установленный с возможностью вращения. Винт снабжен гайкой 7, несущей плоское подводное крыло 8. На гайке подводное крыло установлено под углом α=2-12° по отношению к ватерлинии (угол α образован пересечением оси X, лежащей в плоскости подводного крыла, с ватерлинией W в точке О). Винт и гайка образуют винтовое соединение, обеспечивающее подводному крылу возможность вертикального перемещения из подводного положения в надводное и обратно. При этом крыло может находиться в трех положениях: под водой; у поверхности воды; выше поверхности воды. Подводное крыло (фиг. 3) снабжено, по меньшей мере, одним вращающимся роликом 9, прилегающим к стенке. Подводное крыло может иметь форму прямоугольную со скругленными углами (фиг. 2 и 3), форму равнобокой или неравнобокой трапеции или полуовала (не показаны). Снизу подводное крыло может быть снабжено одним или несколькими продольно расположенными ребрами 10.

Из устойчивых к водной коррозии материалов изготавливают модель, экспериментальный образец корпуса мелкого моторного судна, имеющего стенку 1 с нанесенной на нее ватерлинией W (фиг. 1), разделяющей ее на надводную 2 и подводную 3 части. С каждого борта судна к стенке на прямом ее участке выше и ниже ватерлинии прикрепляют (припаивают, приваривают, приклеивают) держатели 4 и 5 винта 6, имеющего гайку 7. Подводные крылья 8 в форме прямоугольника (фиг. 2), равнобокой или неравнобокой трапеции или полуовала изготавливают из листового материала (металла, пластмассы), методом штамповки, механической или лазерной резки. Острые углы изделия скругляют, кромки заостряют. Подводное крыло снабжают, по меньшей мере, одним вращающимся обрезиненным роликом 9 и продольно расположенным ребром 10 (фиг. 3).

Подводные крылья прикрепляют непосредственно к гайке с наклоном по отношению к ватерлинии под углом α=2-12°, например, α=8° (угол α образован пересечением оси X, лежащей в плоскости подводного крыла, с ватерлинией W в точке О). Возможно изготовление, например, методом точного литья гайки вместе с крылом. При вращении винта от ручного или механического привода с червячной, конической зубчатой передачей (не показан) подводное крыло имеет возможность перемещаться вертикально из подводного положения в надводное и обратно. Количество, форма, размер подводных крыльев зависят от заданной скорости движения судна, его грузоподъемности, обводов корпуса.

При перемещении модели, экспериментального образца мелкого моторного судна в акватории реки, водохранилища, озера, находящиеся в подводном положении крылья создают подъемную силу, способную несколько приподнять его корпус относительно водной поверхности. При расположении крыльев на поверхности и выше поверхности акватории возникают, соответственно, эффекты скольжения (глиссирования) и экранопланирования (за счет образования «воздушной подушки» между крылом и поверхностью акватории). При этом во всех случаях уменьшается гидродинамическое сопротивление корпуса встречному водному потоку, повышается ходкость судна. Вращающиеся ролики исключают «царапание» подводным крылом стенки корпуса. Ребра, установленные снизу на подводных крыльях, уменьшают сток воды в боковых направлениях. Гидравлическое сопротивление участка винта и держателя, расположенных (находящихся) ниже ватерлинии, не оказывают существенного влияния на ходкость судна. Изобретение повышает ходкость мелких моторных судов.

Источник информации

1. Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков. - М.: Педагогика, 1980. - С.404 (судно на подводных крыльях), 405 (корпус рейдового разъездного катера).

Похожие патенты RU2553607C1

название год авторы номер документа
КОРПУС СУДНА 2014
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2559514C1
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2561671C1
КОРПУС СУДНА 2015
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2588177C1
НОС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2318693C1
КОРМА СУДНА 2014
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2544335C1
КОЛОННА 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2543832C1
СУДНО 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2535368C1
ЭКРАНОЛЕТ 2007
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2354566C1
ПАРУСНОЕ СУДНО 2010
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2419575C1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2008
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2381953C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 553 607 C1

Реферат патента 2015 года КОРПУС СУДНА

Изобретение относится к области судостроения и касается моделирования преимущественно мелких судов гражданского назначения, например, катеров, моторных лодок, скутеров. Предложен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, на прямом участке стенки с каждого борта установлено по меньшей мере одно, расположенное наклонно по отношению к ватерлинии, подводное крыло с возможностью его вертикального перемещения из подводного положения в надводное и обратно. Технический результат заключается в повышении ходкости мелких моторных судов. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 553 607 C1

1. Корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, подводные крылья с держателями, отличающийся тем, что на прямом участке стенки с каждого борта установлено по меньшей мере одно, расположенное наклонно по отношению к ватерлинии подводное крыло с возможностью его вертикального перемещения из подводного положения в надводное и обратно.
2 Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что держатели прикреплены к стенке в надводной и подводной ее части и имеют общий винт, установленный с возможностью вращения, причем винт снабжен гайкой, несущей подводное крыло.

3. Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что подводное крыло снабжено по меньшей мере одним роликом, прилегающим к стенке.

4. Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что подводное крыло снизу снабжено по меньшей мере одним продольно расположенным ребром.

5. Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что подводное крыло имеет форму прямоугольную/трапеции/полуовала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2553607C1

JP 4653255 B1, 16.06.2011
US 3200781 A, 17.08.1965
CN 101712372 A, 26.05.2010
US 2013340666 A1, 26.12.2013
US 5373800 A, 20.12.1994
БОРТОВОЕ КРЫЛЬЕВОЕ УСТРОЙСТВО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1981
  • Козин А.Г.
  • Краснощеков Н.В.
  • Шмелев А.М.
SU1032677A1
Устройство для отделения литников и прибылей от стальных отливок 1959
  • Мазаев Г.С.
  • Шапиро М.С.
SU130644A1

RU 2 553 607 C1

Авторы

Щепочкина Юлия Алексеевна

Даты

2015-06-20Публикация

2014-09-29Подача