КОРПУС СУДНА Российский патент 2015 года по МПК B63B1/30 B63B1/28 

Описание патента на изобретение RU2559514C1

Изобретение относится к области моделирования судов гражданского назначения, преимущественно крупногабаритных грузовых судов.

Известен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, подводные крылья [1].

Задачей изобретения является повышение ходкости крупногабаритных грузовых судов.

Технический результат решения поставленной задачи достигается тем, что в корпусе судна, содержащем водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, подводные крылья, на участке стенки между носовым и кормовым участками с каждого борта установлено, по меньшей мере, одно расположенное наклонно по отношению к ватерлинии подводное крыло с возможностью его поворота из рабочего состояния в нерабочее и наоборот. Подводное крыло выполнено плоским, прикреплено к стенке на шарнирах, имеет ограничитель поворота и элемент крепления для троса, наматываемого на барабан лебедки, расположенной в надводной части. Подводное крыло имеет на конце наполненный газом баллон, подъемная сила которого частично компенсирует его массу в водной среде. Подводные крылья имеют форму дугообразную/прямоугольную/треугольную/ромба/трапеции и расположены одно над другим/со смещением одного относительно другого.

На фиг. 1 изображен корпус судна для перевозки насыпных грузов с установленными на его стенке между носовым и кормовым участками с каждого борта подводными крыльями (первая и вторая по ходу судна пары подводных крыльев расположены одно над другим, третья пара - со смещением одного крыла относительно другого), расположенными наклонно по отношению к ватерлинии, вид сбоку; на фиг. 2 - вид на фиг. 1 по А, где по правому и левому бортам по ходу судна подводные крылья находятся, соответственно, в рабочем и нерабочем состояниях; на фиг. 3 изображен фрагмент стенки корпуса с навесным поворотным подводным крылом в форме равнобокой трапеции; на фиг. 4 изображены схемы разнообразных форм подводных крыльев.

Корпус грузового судна, например судна для перевозки насыпных грузов, содержит водонепроницаемую стенку 1 с условно нанесенной ватерлинией W, разделяющей ее на надводную 2 и подводную 3 части. Ниже ватерлинии с каждого борта между носовым 4 и кормовым 5 участками к стенке прикреплены посредством шарниров 6 плоские подводные крылья 7, расположенные одно над другим/со смещением одного крыла относительно другого (фиг. 1). На стенке корпуса подводные крылья расположены (установлены) под углом α=2-12° по отношению к ватерлинии (угол α образован пересечением оси X, лежащей в плоскости подводного крыла, с ватерлинией W в точке O). Подводные крылья могут быть в рабочем и нерабочем состояниях (фиг. 2) в зависимости от натяжения стальных тросов 8. Трос с одного конца зажат в подводном крыле элементом 9 крепления, а с другого конца прикреплен к барабану 10 лебедки 11, расположенной в надводной части корпуса (фиг.3). Лебедки могут быть объединены в единую систему (не показана) управления поворотом подводных крыльев. Вместо троса может быть использована круглозвенная цепь. Каждое подводное крыло имеет ограничитель 12 поворота. Подводное крыло может иметь на конце наполненный газом баллон 13, подъемная сила которого частично компенсирует его (крыла) массу в водной среде. Подводное крыло может иметь форму дугообразную (фиг.4, a-d), прямоугольную (e, f), треугольную {g, h), ромба (i), трапеции (j, k). К стенке с каждого борта корпуса в его надводной части сверху может быть прикреплена траверса (поворотная, выдвижная, складная) с сигнальным (цветовым, световым) маячком на конце, указывающим на граничное положение подводных крыльев.

Из устойчивых к водной коррозии материалов изготавливают модель, экспериментальный образец корпуса судна, имеющего стенку 1, с нанесенной на нее ватерлинией W, разделяющей ее на надводную 2 и подводную 3 части (фиг. 1 и 2). Из листового материала (металла, пластмассы) изготавливают (например, методом газовой, лазерной, механической резки, штамповки, литья) подводные крылья 7. Плоскости подводных крыльев выполняют ровными и гладкими, кромки скругляют. Изготовленные подводные крылья устанавливают (подвешивают) на стенке корпуса с каждого борта на шарнирах 6, располагая их между носовым 4 и кормовым 5 участками с наклоном оси X по отношению к ватерлинии под углом α=2-12°, например α=6° (фиг. 1). На стенке корпуса подводные крылья устанавливают одно над другим или со смещением одного крыла относительно другого. При этом каждое подводное крыло устанавливают с возможностью поворота из рабочего положения в нерабочее (фиг. 2) с помощью натяжения/ослабления троса 8. Для выполнения операции поворота подводного крыла трос с одного конца зажимают элементом 9 крепления, а с другого конца прикрепляют к барабану 10 лебедки 11 (фиг. 3). Ограничитель 12 препятствует повороту подводного крыла выше заданного (горизонтального) рабочего положения. Для уменьшения усилия поворота подводного (металлического) крыла на его конце закрепляют наполненный газом баллон 13, подъемная сила которого частично компенсирует его массу в водной среде. Эквивалентным техническим решением является заполнение баллона балластом, например свинцовой дробью, при изготовлении подводного крыла из композитного материала, плотность которого меньше плотности воды. Форму (фиг.4, а-к), размер, количество подводных крыльев выбирают в зависимости от грузоподъемности и заданной скорости движения модели судна. К стенке корпуса в его надводной части сверху прикрепляют траверсу с сигнальным маячком, указывающим, например, встречному судну, на граничное положение подводных крыльев.

При перемещении грузового судна в акватории (моря, озера, крупного водохранилища) подводные крылья, находящиеся в рабочем положении, создают подъемную силу, способную несколько приподнять корпус относительно водной поверхности. При этом уменьшается гидродинамическое сопротивление корпуса встречному водному потоку, повышается ходкость судна. В случае крена судна, например, при смещении перевозимого насыпного груза, подводные крылья оставляют в рабочем положении только с одной стороны (крена) корпуса, при этом поддерживается его плавучесть. При погрузке/разгрузке судна в порту подводные крылья переводят (ослабляют натяжение троса) в нерабочее положение.

Изобретение повышает ходкость судна.

Источник информации

1. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И. Артоболевский. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - С. 480 (судно на подводных крыльях).

Похожие патенты RU2559514C1

название год авторы номер документа
КОРПУС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2561671C1
КОРПУС СУДНА 2014
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2553607C1
КОРПУС СУДНА 2015
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2588177C1
КОРМА СУДНА 2014
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2544335C1
КОЛОННА 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2543832C1
НОС СУДНА (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2318693C1
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ НАДВОДНОГО ОДНОКОРПУСНОГО ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕГО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 2013
  • Анцев Георгий Владимирович
  • Платонов Сергей Вячеславович
  • Кузнецов Григорий Павлович
  • Айзен Семен Наумович
  • Юркин Феликс Александрович
  • Лосев Юрий Викторович
  • Крюков Михаил Сергеевич
RU2562086C2
БЫСТРОХОДНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2007
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2349488C2
СУДНО 2013
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2535368C1
ЭКРАНОЛЕТ 2007
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2354566C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 559 514 C1

Реферат патента 2015 года КОРПУС СУДНА

Изобретение относится к области судостроения и касается судов на подводных крыльях. Предложен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, на стенке между носовым и кормовым участками с каждого борта установлено по меньшей мере одно расположенное наклонно по отношению к ватерлинии подводное крыло с возможностью его поворота из рабочего состояния в нерабочее и наоборот. Каждое подводное крыло имеет на конце наполненный газом баллон, подъемная сила которого частично компенсирует его массу в водной среде. Изобретение повышает ходкость судна. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 559 514 C1

1. Корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную и подводную части, на стенке между носовым и кормовым участками с каждого борта установлено по меньшей мере одно расположенное наклонно по отношению к ватерлинии подводное крыло с возможностью его поворота из рабочего состояния в нерабочее и наоборот, отличающийся тем, что каждое подводное крыло имеет на конце наполненный газом баллон, подъемная сила которого частично компенсирует его массу в водной среде.

2. Корпус судна по п. 1, отличающийся тем, что подводные крылья расположены одно над другим/со смещением одного относительно другого.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2559514C1

JP 4653255 B1, 16.06.2011
CN 101712372 A, 26.05.2010
US 3200781 A, 17.08.1965
US 2013340666 A1, 26.12.2013
US 5373800 A, 20.12.1994
Подъемное крыльевое устройство судна 1976
  • Васин Александр Иванович
  • Малый Юрий Александрович
  • Матвеев Иван Иванович
  • Кузнецов Михаил Васильевич
  • Ребовский Валерий Евгеньевич
  • Дроздов Алексей Леонидович
SU682409A1
БОРТОВОЕ КРЫЛЬЕВОЕ УСТРОЙСТВО БЫСТРОХОДНОГО СУДНА 1981
  • Козин А.Г.
  • Краснощеков Н.В.
  • Шмелев А.М.
SU1032677A1
Устройство для отделения литников и прибылей от стальных отливок 1959
  • Мазаев Г.С.
  • Шапиро М.С.
SU130644A1

RU 2 559 514 C1

Авторы

Щепочкина Юлия Алексеевна

Даты

2015-08-10Публикация

2014-09-29Подача