Изобретение относится к судостроению и касается создания парусно-моторных судов.
Известна классическая компоновка парусно-моторного судна, содержащего корпус с гидродинамическими поверхностями, мачты, паруса, двигатель внутреннего сгорания, гребные винты и пр.
Известно также парусно-моторное судно типа «Ковчег» (патент РФ №2398707, опубл. 10.09.2010).
Известно также моторно-парусное судно (патент РФ №2331548, опубл. 20.08.2008).
Известно также парусное судно (патент РФ №2331547, опубл. 20.08.2008).
Основным недостатком классической компоновки известных технических решений является то, что для смены галса судна необходима перестановка парусов. Кроме того, киль судна должен быть симметричным, чтобы эффективно работать на разных галсах, ограничивая применение эффективных гидродинамических профилей сечения киля для увеличения восстанавливающего момента.
Задачей заявляемого изобретения является создание парусно-моторного судна с улучшенными показателями остойчивости и маневренности, обладающего повышенной безопасностью и со сниженной трудоемкостью его управления.
Поставленная задача достигается тем, что парусно-моторное судно содержит корпус, представляющий собой торовую оболочку тела вращения, разделенного на герметичные отсеки. Парусно-моторное судно оснащено активным килем, представляющим собой гидродинамическую поверхность с возможностью поворота ее вокруг вертикальной оси в опорно-поворотном устройстве на угол 360°, а также с возможностью качания ее вокруг продольной оси от вертикального положения на угол от -90° до +90° и с возможностью изменения величины ее заглубления при помощи телескопического, реечного или рычажного механизмов с гидравлическим, механическим или электрическим приводом. Судно оснащено арочными мачтами с возможностью их поворота в опорных осях и фиксацией их в нужном положении на угол в пределах 180°. Арочные мачты оснащены прямыми парусами, закрепленными своей нижней шкаториной в эллипсном ликпазе, смонтированном непосредственно на палубе корпуса.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 приведен общий вид парусно-моторного судна;
на фиг. 2 показан вид судна с поднятыми поддерживающей направляющей и мачтой и опущенным килем;
на фиг. 3 показан вид судна с двумя асимметричными килями;
на фиг. 4 показан вид судна с несколькими мачтами.
Парусно-моторное судно «Тормаран» состоит из корпуса 1, арочной мачты 2, подкрепленной поддерживающей направляющей 3, активного киля 4, закрепленного в опорно-поворотном устройстве 5. Рубка управления 6 и опорно-поворотное устройство 5 закреплены в раме 7 под палубой 8 с размещенными на ней люками парусных ящиков 9. На палубе 8 размещены эллипсные ликпазы 10 и солнечные электрические элементы 11. Активный киль 4 может быть выполнен как симметричным, так и спаренным, состоящим из двух асимметричных гидродинамически-эффективных профилей 12 и 13. Парусно-моторное судно может быть оснащено несколькими арочными мачтами: 14 - фок, 15 - грот и 16 - бизань. Корпус 1 может быть разделен на герметичные отсеки, например, 17 - машинное отделение, 18 - резервное машинное отделение, 19 - каюты. Кроме того, судно может быть оснащено резервными ликпазами 20.
Работа парусно-моторного судна осуществляется следующим образом.
Для приведения судна в рабочее положение поднимаются расположенные вдоль наружного борта поддерживающая направляющая 3 и по ней - арочные мачты 2, опускается киль 4 на нужное заглубление, устанавливаются паруса (на чертеже не показаны) по направляющим эллипсным ликпазам 10 на мачте 2 и на палубе 8. При помощи ручного или механизированного привода в опорно-поворотном устройстве 5 поворачивается активный киль 4 с установленной над ним рубкой управления 6 вокруг вертикальной оси на угол от 0° до 360° для движения судна заданным курсом.
Для смены галса включается привод в обратном направлении и корпус судна 1 с установленными парусами поворачивается вокруг киля 4 до эффективного наполнения парусов на новом курсе. При использовании спаренного киля 4, состоящего из двух асимметричных гидродинамически-эффективных профилей, при смене галса меняются и кили ("сухой" 13 - заглубляется, "мокрый" 12 - осушается). Причем, "сухой" киль в качестве противовеса создает дополнительный восстанавливающий момент.
Безопасность судна подкрепляется возможностью установки парусов по резервным ликпазам 20 при переходе с основного машинного отделения 17 на резервное машинное отделение 18. При зеркальной установке парусов по резервным ликпазам 20 фок 14 и бизань 16 меняются местами, т.е. тогда 14 - бизань, 16 - фок.
Применение автоматизированных систем компьютерного управления судном с использованием современных систем позиционирования и навигации позволяет отказаться от ручного труда и управлять судном в автоматическом режиме. Кроме того, практически вся площадь палубы судна оснащается электрическими солнечными элементами для выработки экологически чистой электроэнергии, используемой для питания двигательной установки, бытовых и технологических нужд.
Повышенная безопасность судна достигается как за счет возможностей корпуса судна "Тормаран" (повышенная остойчивость, деление на герметичные отсеки, способность "осушения" киля), так и за счет использования активных компонентов гидродинамических поверхностей и парусного вооружения вместе с использованием автоматизированных систем компьютерного управления и систем позиционирования и навигации.
Конструктивные особенности парусно-моторного судна "Тормаран" с активным килем позволяют достичь минимальной осадки и габарита по высоте при "осушенном" киле и опущенных мачтах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2265546C2 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ | 1992 |
|
RU2057682C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МАЧТОВОГО СУДНА | 1992 |
|
RU2050306C1 |
Гибкий крыло-парус | 2019 |
|
RU2721428C1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО ТИПА "МОТЫЛЕК" | 2004 |
|
RU2255877C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2145291C1 |
Парусное плавсредство | 1991 |
|
SU1785950A1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 1997 |
|
RU2178756C2 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к парусно-моторным судам. Корпус парусно-моторного судна представляет собой торовую оболочку тела вращения, разделенного на герметичные отсеки. Активный киль судна представляет собой гидродинамическую поверхность с возможностью поворота ее вокруг вертикальной оси в опорно-поворотном устройстве на угол 360° и качания вокруг продольной оси на угол 90°. Судно оснащено арочными мачтами с возможностью их поворота в опорных осях и фиксацией в нужном положении на угол в пределах 180°. Прямые паруса закреплены своей нижней шкаториной в эллипсном ликпазе, смонтированном на палубе корпуса. Достигается повышение показателей остойчивости и манёвренности, повышение безопасности и снижение трудоёмкости управлением судна. 4 ил.
Парусно-моторное судно, характеризующееся наличием корпуса, представляющего собой торовую оболочку тела вращения, разделенного на герметичные отсеки, и активного киля, представляющего собой гидродинамическую поверхность с возможностью поворота ее вокруг вертикальной оси в опорно-поворотном устройстве на угол 360°, а также с возможностью качания ее вокруг продольной оси от вертикального положения на угол от -90° до +90° и с возможностью изменения величины ее заглубления при помощи телескопического, реечного или рычажного механизмов с гидравлическим, механическим или электрическим приводом, а также наличием арочных мачт с возможностью их поворота в опорных осях и фиксацией их в нужном положении на угол в пределах 180°, и оснащенных прямыми парусами, закрепленными своей нижней шкаториной в эллипсном ликпазе, смонтированном непосредственно на палубе корпуса.
US 20110271889 A1, 10.11.2011 | |||
Портативное парусное судно | 1983 |
|
SU1122550A1 |
Балластно-килевое устройство | 1987 |
|
SU1516425A1 |
0 |
|
SU79517A1 | |
JPS 5621995 A, 28.02.1981 | |||
ТЕПЛОВОЙ НАСОС | 1999 |
|
RU2152567C1 |
МОТОРНО-ПАРУСНОЕ СУДНО | 2006 |
|
RU2331548C1 |
Авторы
Даты
2015-07-20—Публикация
2014-05-13—Подача