ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО "ТОРМАРАН" Российский патент 2015 года по МПК B63H9/04 B63B15/02 B63B41/00 

Описание патента на изобретение RU2557120C1

Изобретение относится к судостроению и касается создания парусно-моторных судов.

Известна классическая компоновка парусно-моторного судна, содержащего корпус с гидродинамическими поверхностями, мачты, паруса, двигатель внутреннего сгорания, гребные винты и пр.

Известно также парусно-моторное судно типа «Ковчег» (патент РФ №2398707, опубл. 10.09.2010).

Известно также моторно-парусное судно (патент РФ №2331548, опубл. 20.08.2008).

Известно также парусное судно (патент РФ №2331547, опубл. 20.08.2008).

Основным недостатком классической компоновки известных технических решений является то, что для смены галса судна необходима перестановка парусов. Кроме того, киль судна должен быть симметричным, чтобы эффективно работать на разных галсах, ограничивая применение эффективных гидродинамических профилей сечения киля для увеличения восстанавливающего момента.

Задачей заявляемого изобретения является создание парусно-моторного судна с улучшенными показателями остойчивости и маневренности, обладающего повышенной безопасностью и со сниженной трудоемкостью его управления.

Поставленная задача достигается тем, что парусно-моторное судно содержит корпус, представляющий собой торовую оболочку тела вращения, разделенного на герметичные отсеки. Парусно-моторное судно оснащено активным килем, представляющим собой гидродинамическую поверхность с возможностью поворота ее вокруг вертикальной оси в опорно-поворотном устройстве на угол 360°, а также с возможностью качания ее вокруг продольной оси от вертикального положения на угол от -90° до +90° и с возможностью изменения величины ее заглубления при помощи телескопического, реечного или рычажного механизмов с гидравлическим, механическим или электрическим приводом. Судно оснащено арочными мачтами с возможностью их поворота в опорных осях и фиксацией их в нужном положении на угол в пределах 180°. Арочные мачты оснащены прямыми парусами, закрепленными своей нижней шкаториной в эллипсном ликпазе, смонтированном непосредственно на палубе корпуса.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 приведен общий вид парусно-моторного судна;

на фиг. 2 показан вид судна с поднятыми поддерживающей направляющей и мачтой и опущенным килем;

на фиг. 3 показан вид судна с двумя асимметричными килями;

на фиг. 4 показан вид судна с несколькими мачтами.

Парусно-моторное судно «Тормаран» состоит из корпуса 1, арочной мачты 2, подкрепленной поддерживающей направляющей 3, активного киля 4, закрепленного в опорно-поворотном устройстве 5. Рубка управления 6 и опорно-поворотное устройство 5 закреплены в раме 7 под палубой 8 с размещенными на ней люками парусных ящиков 9. На палубе 8 размещены эллипсные ликпазы 10 и солнечные электрические элементы 11. Активный киль 4 может быть выполнен как симметричным, так и спаренным, состоящим из двух асимметричных гидродинамически-эффективных профилей 12 и 13. Парусно-моторное судно может быть оснащено несколькими арочными мачтами: 14 - фок, 15 - грот и 16 - бизань. Корпус 1 может быть разделен на герметичные отсеки, например, 17 - машинное отделение, 18 - резервное машинное отделение, 19 - каюты. Кроме того, судно может быть оснащено резервными ликпазами 20.

Работа парусно-моторного судна осуществляется следующим образом.

Для приведения судна в рабочее положение поднимаются расположенные вдоль наружного борта поддерживающая направляющая 3 и по ней - арочные мачты 2, опускается киль 4 на нужное заглубление, устанавливаются паруса (на чертеже не показаны) по направляющим эллипсным ликпазам 10 на мачте 2 и на палубе 8. При помощи ручного или механизированного привода в опорно-поворотном устройстве 5 поворачивается активный киль 4 с установленной над ним рубкой управления 6 вокруг вертикальной оси на угол от 0° до 360° для движения судна заданным курсом.

Для смены галса включается привод в обратном направлении и корпус судна 1 с установленными парусами поворачивается вокруг киля 4 до эффективного наполнения парусов на новом курсе. При использовании спаренного киля 4, состоящего из двух асимметричных гидродинамически-эффективных профилей, при смене галса меняются и кили ("сухой" 13 - заглубляется, "мокрый" 12 - осушается). Причем, "сухой" киль в качестве противовеса создает дополнительный восстанавливающий момент.

Безопасность судна подкрепляется возможностью установки парусов по резервным ликпазам 20 при переходе с основного машинного отделения 17 на резервное машинное отделение 18. При зеркальной установке парусов по резервным ликпазам 20 фок 14 и бизань 16 меняются местами, т.е. тогда 14 - бизань, 16 - фок.

Применение автоматизированных систем компьютерного управления судном с использованием современных систем позиционирования и навигации позволяет отказаться от ручного труда и управлять судном в автоматическом режиме. Кроме того, практически вся площадь палубы судна оснащается электрическими солнечными элементами для выработки экологически чистой электроэнергии, используемой для питания двигательной установки, бытовых и технологических нужд.

Повышенная безопасность судна достигается как за счет возможностей корпуса судна "Тормаран" (повышенная остойчивость, деление на герметичные отсеки, способность "осушения" киля), так и за счет использования активных компонентов гидродинамических поверхностей и парусного вооружения вместе с использованием автоматизированных систем компьютерного управления и систем позиционирования и навигации.

Конструктивные особенности парусно-моторного судна "Тормаран" с активным килем позволяют достичь минимальной осадки и габарита по высоте при "осушенном" киле и опущенных мачтах.

Похожие патенты RU2557120C1

название год авторы номер документа
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ 2013
  • Карпенко Анатолий Григорьевич
RU2529042C1
ПАРУСНОЕ СУДНО 2002
  • Троицкий Г.Н.
RU2265546C2
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ 1992
  • Шестиперов Виктор Александрович
RU2057682C1
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ 2019
  • Карпенко Анатолий Григорьевич
RU2714378C1
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МАЧТОВОГО СУДНА 1992
  • Петров Сергей Львович
RU2050306C1
Гибкий крыло-парус 2019
  • Кондаков Владимир Евгеньевич
  • Кондакова Людмила Владимировна
RU2721428C1
ПАРУСНОЕ СУДНО ТИПА "МОТЫЛЕК" 2004
  • Дмитриев В.Л.
RU2255877C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Троицкий Г.Н.
RU2145291C1
Парусное плавсредство 1991
  • Точилкин Валерий Иванович
  • Макаров Михаил Иванович
  • Муртазин Шамиль Рашадович
  • Виноградов Юрий Васильевич
SU1785950A1
ПАРУСНОЕ СУДНО 1997
  • Макаров Ю.В.
  • Кирильченко Л.Г.
RU2178756C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 557 120 C1

Реферат патента 2015 года ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО "ТОРМАРАН"

Изобретение относится к судостроению, в частности к парусно-моторным судам. Корпус парусно-моторного судна представляет собой торовую оболочку тела вращения, разделенного на герметичные отсеки. Активный киль судна представляет собой гидродинамическую поверхность с возможностью поворота ее вокруг вертикальной оси в опорно-поворотном устройстве на угол 360° и качания вокруг продольной оси на угол 90°. Судно оснащено арочными мачтами с возможностью их поворота в опорных осях и фиксацией в нужном положении на угол в пределах 180°. Прямые паруса закреплены своей нижней шкаториной в эллипсном ликпазе, смонтированном на палубе корпуса. Достигается повышение показателей остойчивости и манёвренности, повышение безопасности и снижение трудоёмкости управлением судна. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 557 120 C1

Парусно-моторное судно, характеризующееся наличием корпуса, представляющего собой торовую оболочку тела вращения, разделенного на герметичные отсеки, и активного киля, представляющего собой гидродинамическую поверхность с возможностью поворота ее вокруг вертикальной оси в опорно-поворотном устройстве на угол 360°, а также с возможностью качания ее вокруг продольной оси от вертикального положения на угол от -90° до +90° и с возможностью изменения величины ее заглубления при помощи телескопического, реечного или рычажного механизмов с гидравлическим, механическим или электрическим приводом, а также наличием арочных мачт с возможностью их поворота в опорных осях и фиксацией их в нужном положении на угол в пределах 180°, и оснащенных прямыми парусами, закрепленными своей нижней шкаториной в эллипсном ликпазе, смонтированном непосредственно на палубе корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2557120C1

US 20110271889 A1, 10.11.2011
Портативное парусное судно 1983
  • Лавров Валерий Алексеевич
SU1122550A1
Балластно-килевое устройство 1987
  • Мороцкий Ор Александрович
SU1516425A1
0
SU79517A1
JPS 5621995 A, 28.02.1981
ТЕПЛОВОЙ НАСОС 1999
  • Андреев О.Ю.
  • Бирюк В.В.
  • Белозерцев В.Н.
  • Довгялло А.И.
  • Кривопалов В.В.
  • Никитченко Б.Г.
RU2152567C1
МОТОРНО-ПАРУСНОЕ СУДНО 2006
  • Сташевский Иван Иванович
RU2331548C1

RU 2 557 120 C1

Авторы

Деремян Альберт Амаякович

Даты

2015-07-20Публикация

2014-05-13Подача