Изобретение относится к судостроению, к парусным плавсредствам, преимущественно к парусным гоночным яхтам.
Известны парусные суда, в которых для повышения остойчивости при ходе острыми курсами используется балласт. Такие суда из-за наличия балласти тяжелы и обычно тихоходны.
Известны гоночные яхты-шверботы, в которых в качестве перемещаемого балла- ста используют полезный груз-экипаж. Такие суда недостаточно остойчивы.
Известна одна из разновидностей шверботов - парусная доска, выбранная за прототип, содержащая парус в виде мачты- крыла, поворотной и наклоняемой относительно шарнира на ее нижнем конце, размещенного на палубе, на днище корпуса смонтирован плавниковый киль-шверт.
Хотя для повышения остойчивости па- русной доски дополнительно к перемещаемому балласту (экипажу) на ней используется масса мачты-крыла, наклоняемой на ветер, парусная доска также обладает недостаточной остойчивостью.
Цель изобретения - уменьшение качки от крепящего момента при острых курсовых углах.
Поставленная цель достигнута за счет того, что парусное плавсредство содержит парус в виде мачты-крыла, поворотной и наклоняемой относительно шарнира на ее нижнем конце, размещенного на палубе, на днище корпуса смонтирован плавниковый киль-шверт.
Новым является то, что мачта-крыло выполнена с верхней дополнительной мачтой- крылом, средняя часть которой универсальным шарниром связана с верхней частью основной мачты-крыла. При этом вертикальная ось этого универсального шарнира расположена у передней кромки дополнительной мачты-крыла вдоль его размаха. Технические решения с подобным сочетанием признаков авторам неизвест- ны. Повышение остойчивости достигнуто за счет более эффективного использования веса наклоняемой мачты-крыла для открепления яхты. Шарнирное сочленение двух частей мачты крыла позволяет выносить за борт больший вес ее на большем плече, тем самым повышать остойчивость. При этом верхняя часть мачты-крыла может сохранять вертикальное положение, т.е. часть парусности может работать с наибольшей эффективностью, а крен яхты сохранять нулевым, что при вертикальном положении киль-шверта, позволяет яхте иметь минимальное сопротивление движению вперед и обеспечивает минимальный дрейф ее под
ветер, т.е. повышается общая эффективность яхты в сочетании парус-корпус-киль (шверт).
На чертеже показана схема устройства предлагаемого парусного плавсредства - гоночной яхты-швербота.
Гоночная яхта содержит корпус 1, на днище 2 которого установлены плавниковый киль (шверт) 3 и поворотный руль 4. На палубе 5 при помощи универсального шарнира 6 крепят нижний конец нижней части 1 мачты-крыла с возможностью поворота вокруг .оси (Yi-Yi), проходящей ближе к передней кромке вдоль размаха и с возможностью наклона нижней части 7 мачты-крыла (вокруг оси Xi-Xi) на левый и правый борты, К верхнему концу нижней части 7 при помощи универсального шарнира 8 прикреплена середина передней кромки верхней части 9 мачты-крыла с возможностью поворота вокруг оси (Y2-Y2), проходящей ближе к передней кромке и вдоль размаха верхней части 9 мачты-крыла и с возможностью наклона ее относительно оси (Y-|-Yi) нижней части 7 мачты-крыла влево и вправо. Оси обоих 6, 8 универсальных шарниров соединены с приводами механизмов 10 поворота.
Устройство работает следующим образом. При ходе яхты острыми курсами обе части мачты-крыла - верхнюю 9 и нижнюю 7 - при помощи механизмов 10 поворота поворачивают вокруг вертикальных осей Y2-Y2 и YI-YI, устанавливая для каждой части 7, 9 оптимальный угол атаки. При усилении ветра и возникновении крена на один борт при помощи других механизмов 10 поворота нижнюю часть 7 мачты-крыла, поворачивая вокруг горизонтальной оси Xi--Xi, наклоняют на ветер, тем самым компенсируя крепящий момент весом наклоняемой мачты-крыла. В данной конструкции появляется возможность увеличивать вес выносимого рангоута. Для этого верхнюю часть 9 мачты-крыла вращают вокруг горизонтальной оси (Х2-Х2) в сторону, противоположную наклону нижней части 7 мачты-крыла, до вертикального положения. При этом верхняя часть 9 мачты-крыла работает в наиболее выгодных аэродинамических условиях. При смене галса те же операции производят на другом борту.
Формула изобретения Парусное плавсредство, преимущественно гоночная яхта, содержащее парус в виде мачты-крыла, поворотной и наклоняемой относительно шарнира на ее нижнем конце, размещенного на палубе плавсредства, на днище корпуса которого смонтирован плавниковый киль-шверт, отличаю5, 1785950 .6
щееся тем, что, с целью уменьшения качкисвязана с верхней частью основной мачтыот крепящего момента при острых курсовыхкрыла, при этом вертикальная ось этого униуглах, мачта-крыло выполнена с верхней до-версального шарнира расположена у
полнительной мачтой-крылом, средняяпередней кромки дополнительной мачтычасть которой универсальным шарниром5 крыла вдоль его размаха.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Парусная доска | 1991 |
|
SU1794800A1 |
Краспица | 1991 |
|
SU1796537A1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
ОТКРЕНИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПАРУСНОЙ ЯХТЫ | 2009 |
|
RU2397913C1 |
Краспица | 1991 |
|
SU1796536A1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2178757C2 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 1997 |
|
RU2178756C2 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2265546C2 |
ПАРУСНЫЙ НАДВОДНО-ПОДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ КУЩЕНКО В.А. | 2009 |
|
RU2403171C1 |
Использование: относится к судостроению, преимущественно к парусному вооружению гоночных яхты. Сущность: для уменьшения крепящего момента при ходе острыми курсами мачта-крыло выполнена из двух частей - верхней 9 и нижней 7, - соединенных универсальным шарниром 8, Нижняя часть 7 установлена на палубе 5 также при помощи универсального шарнира 6. Оси обоих шарниров снабжены приводами 10 механизмов поворота. 1 ил.
Ж | |||
Катера и яхты | |||
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1991-01-22—Подача