УПЛОТНЕНИЕ ПОПЕРЕЧНОГО РАЗЪЕМА УЗЛА КОНСТРУКЦИИ Российский патент 2015 года по МПК F16J15/08 

Описание патента на изобретение RU2561817C1

Предлагаемое изобретение относится к уплотнительным устройствам для фланцевых торцевых соединений и может быть использовано в пневмосистемах в различных областях техники, в том числе авиационной, в частности относится к турбинам авиационных двигателей и газотурбинным установкам, работающим как в нормальных условиях, так и в условиях высоких температур, где поверхности узлов конструкции прогреваются до температуры более 1000°С.

Наиболее близким по назначению и достигаемому результату является известное уплотнение поперечного разъема узла конструкции, содержащее состыкованные с зазором полки с торцевыми пазами и металлическую уплотнительную пластину, установленную в пазы (Н.Н. Сиротин и др. Основы конструирования, производства и эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок в системе CALS технологий / Книга 1. - М.: Наука, 2011 г., с. 787. Рис. 17.5б и 17.5в).

Недостатком уплотнений является обгорание поверхностей по краям стыков полок сопловых полок блоков и вставок со стороны воздуха с повышенной температурой. При температурах выше 1100°С возможно разрушение узла конструкции, так как наблюдается недостаточное охлаждение этих узлов.

Задачей изобретения является разработка узла уплотнения поперечного разъема с повышенными тепловыми и механическими свойствами.

Ожидаемый технический результат - увеличение ресурса работы узла конструкции.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что известное уплотнение поперечного разъема узла конструкции, содержащее состыкованные с зазором полки с торцевыми пазами и металлическую уплотнительную пластину, установленную в пазы, по предложению, для раздельного перемещения воздушной среды с внутренним избыточным давлением от газовой среды с повышенной температурой, стыкуемые полки снабжены отверстиями, соединяющими пространство в торцевых пазах с пространством со стороны поверхности полки, контактирующей со средой с внутренним избыточным давлением, по длине уплотнительной пластины выполнены открытые в одну сторону продольная канавка и боковые фаски, а на расстоянии не более 0,2 длины от переднего торца уплотнительной пластины выполнена, по меньшей мере, одна поперечная канавка, канавка сообщена с отверстиями в торцевых пазах стыкуемых полок, а уплотнительная пластина установлена в паз открытой стороной канавок в направлении поверхности полки, контактирующей со средой с повышенной температурой. Толщина уплотнительной пластины может быть равна ширине паза, а ширина продольной канавки больше ширины зазора стыкуемых полок. Уплотнение поперечного разъема могут содержать узлы конструкции, статора или блока силового агрегата газотурбинного двигателя.

Изобретение основано на том, что в уплотнительной пластине выполнены соответствующие канавки, связанные с помощью выполненных в стыкуемых полках отверстий с воздушной средой с внутренним избыточным давлением по сравнению с газовой средой с повышенной температурой. Подаваемый по каналам воздух вследствие места расположения канавок и фасок распределяет поступающий воздух с более низкой температурой по узлу конструкции, что обеспечивает местное охлаждение участков уплотнения поперечного разъема.

Фиг. 1 - поперечное сечение уплотнения стыков полок.

Фиг. 2 - уплотнительная пластина.

Уплотнение поперечного разъема узла конструкции состоит из полок 1 с отверстиями 2, подфасочными канавками 3, уплотнительной пластины 4. Уплотнительная пластина 4 содержит фаски 5, поперечную канавку 6 и продольную канавку 7. Пластина установлена в торцевые пазы полок, при которой открытая сторона продольной канавки 7 направлена в зазор состыкованных полок в сторону газовой среды с повышенной температурой, а отверстия 2 сообщены со стороны поверхности полки, контактирующей со средой с внутренним избыточным давлением.

Во время работы более холодный воздух проходит через отверстия 2 в полках 1, например, блоков сопловых лопаток, попадает на фаски 5 пластины 4 и в поперечную канавку 6, затем в продольную канавку 7, движется вдоль поперечных торцевых пазов, выходит в зазор между полками сопловых лопаток и охлаждает края блоков.

Выбор размеров отверстий, ширины продольных канавок и зазоров между полками позволяет оптимально охладить края блоков и исключить разрушение узла конструкции при любых температурах проводимой среды.

Применение изобретения позволяет увеличить ресурс работы узла конструкции.

Похожие патенты RU2561817C1

название год авторы номер документа
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1995
  • Гэйтс Роджер
  • Тибботт Иэн
RU2159856C2
Уплотнительный узел турбины газотурбинного двигателя 2020
  • Кузьмин Максим Владимирович
  • Ханин Александр Анатольевич
RU2755447C1
Узел соединения соплового аппарата турбины высокого давления с концевой частью жаровой трубы камеры сгорания газотурбинного двигателя 2020
  • Кузьмин Максим Владимирович
  • Ханин Александр Анатольевич
RU2755453C1
ТОРЦЕВОЙ УПЛОТНИТЕЛЬ 2007
  • Васильев Валентин Сергеевич
RU2374534C2
Устройство демпфирования колебаний ротора газотурбинного двигателя 2017
  • Дроконов Алексей Михайлович
  • Николаев Андрей Дмитриевич
  • Земляков Павел Андреевич
RU2695160C2
ДЕМПФЕР ДЛЯ УЗЛА ТУРБИННОГО РОТОРА 2013
  • Фолдер Лесли Джон
  • Тарчи Джеффри Юджин
RU2672201C2
Уплотнение стыка деталей 1986
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1401214A1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ ГТД 2012
  • Дудьев Дмитрий Яковлевич
  • Кошолап Юрй Григорьевич
  • Лиходид Пётр Викторович
  • Вигант Владимир Сергеевич
  • Радченко Владимир Александрович
  • Пугачев Евгений Николаевич
RU2526129C2
Стыковое соединение строительных элементов 2003
  • Рогатин В.А.
RU2220260C1
Способ монтажа стеновых панелей внутренней отделки помещений 2020
  • Володин Игорь Алексеевич
  • Медведев Владимир Иосифович
RU2729765C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 561 817 C1

Реферат патента 2015 года УПЛОТНЕНИЕ ПОПЕРЕЧНОГО РАЗЪЕМА УЗЛА КОНСТРУКЦИИ

Изобретение относится к уплотнительным устройствам для фланцевых торцевых соединений и, в частности, к турбинам авиационных двигателей и газотурбинным установкам, работающим как в нормальных условиях, так и в условиях высоких температур, где поверхности узлов конструкции прогреваются до температуры более 1000°С. В уплотнении поперечного разъема узла конструкции для раздельного перемещения воздушной среды с внутренним избыточным давлением от газовой среды с повышенной температурой стыкуемые полки выполнены с отверстиями, соединяющими пространство в торцевых пазах с пространством со стороны поверхности полки, контактирующей со средой с внутренним избыточным давлением. По длине уплотнительной пластины выполнены открытые в одну сторону продольная канавка и боковые фаски, а на расстоянии не более 0,2 длины от переднего торца уплотнительной пластины выполнена, по меньшей мере, одна поперечная канавка. Упомянутая канавка сообщена с отверстиями в торцевых пазах стыкуемых полок, а уплотнительная пластина установлена в паз открытой стороной канавок в направлении поверхности полки, контактирующей со средой с повышенной температурой. Изобретение позволяет увеличить ресурс работы узла конструкции. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 561 817 C1

1. Уплотнение поперечного разъема узла конструкции, содержащее состыкованные с зазором полки с торцевыми пазами и металлическую уплотнительную пластину, установленную в пазы, отличающееся тем, что для раздельного перемещения воздушной среды с внутренним избыточным давлением от газовой среды с повышенной температурой стыкуемые полки снабжены отверстиями, соединяющими пространство в торцевых пазах с пространством со стороны поверхности полки, контактирующей со средой с внутренним избыточным давлением, по длине уплотнительной пластины выполнены открытые в одну сторону продольная канавка и боковые фаски, а на расстоянии не более 0,2 длины от переднего торца уплотнительной пластины выполнена, по меньшей мере, одна поперечная канавка, канавка сообщена с отверстиями в торцевых пазах стыкуемых полок, а уплотнительная пластина установлена в паз открытой стороной канавок в направлении поверхности полки, контактирующей со средой с повышенной температурой.

2. Уплотнение поперечного разъема по п. 1, отличающееся тем, что толщина уплотнительной пластины равна ширине паза, а ширина продольной канавки больше ширины зазора стыкуемых полок.

3. Уплотнение поперечного разъема по п. 1, отличающееся тем, что оно содержит узлы конструкции, статора или блока силового агрегата газотурбинного двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2561817C1

Н.Н.СИРОТИН и др
Основы конструирования, производства и эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок в системе CALS технологий, Книга 1, М., Наука, 2011, с.787
УПЛОТНЕНИЕ РАЗЪЕМНОГО СОЕДИНЕНИЯ 2012
  • Епишов Александр Павлович
  • Клепцов Игорь Петрович
RU2489633C1
ФЛАНЦЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ 1997
  • Кудин В.Г.
RU2123631C1
Фланцевое соединение 1977
  • Данченко Валерий Георгиевич
  • Данченко Виталий Георгиевич
  • Лавриненко Борис Михайлович
SU687302A1
Уплотнение стыка деталей 1986
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1401214A1
Уплотнительное устройство многократного использования 1982
  • Николаев Вячеслав Александрович
  • Щасливый Владимир Арсеньевич
  • Половцев Валентин Андреевич
  • Ильин Николай Николаевич
  • Востриков Иван Максимович
SU1143913A1
US 20040150226 A1, 05.08.2004

RU 2 561 817 C1

Авторы

Зыкунов Юрий Иосифович

Кузьмин Максим Владимирович

Марчуков Евгений Ювенальевич

Даты

2015-09-10Публикация

2014-07-24Подача