Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве генераторов или двигателей постоянного или переменного тока с бесконтактной коммутацией.
В отличие от электрических машин с щеточно-коллекторным узлом (ЩКУ) в бесколлекторных машинах отсутствуют скользящие электрические контакты, за счет чего в них устранены такие недостатки, как искрение, помехи, износ щеток, плохой теплоотвод якоря и проч.
Электронным аналогом щеточно-коллекторного узла в бесколлекторных электродвигателях постоянного тока является датчик положения ротора и электронный переключатель направления тока в обмотках статора (инвертор) (см. В.В. Хрущев «Электрические машины систем автоматики», Л.: Энергоатомиздат, 1985, С. 136).
Недостатком электродвигателей указанного типа являются пульсации момента на его выходном валу, что ограничивает применение машины, например, в прецизионных следящих системах.
В униполярной машине постоянного тока по патенту RU №2397596, МПК Н02К 23/04, опубл. 20.08.2010, вместо скользящих механоэлектрических контактов используют электропроводящие ремни, которыми опоясаны два электропроводящих диска якоря, вращающиеся в одном направлении относительно постоянных магнитных полей между магнитными полюсами противоположной полярности, силовые линии которых направлены в противоположные стороны.
Недостатком машины является большая трудоемкость ее изготовления и дороговизна. Кроме того, в режимах пуска и торможения, а также при высоких скоростях на электропроводящие устройства действуют не только электромагнитные, но и центробежные, гравитационные силы трения, отрицательно влияющие на работу электрической машины.
Из известных решений наиболее близким аналогом предлагаемого устройства по технической сущности и назначению является бесколлекторная электрическая машина, называемая также вентильной, действие которой основано на вращающемся магнитном поле (см. Микеров А.Г. Управляемые вентильные двигатели малой мощности. Учебное пособие. СПб: СПбЭТУ, 1997. - 64 С.) Вентильный двигатель, выбранный за прототип заявляемой машины, состоит из электромеханической части (синхронной машины и датчика положения ротора) и из управляющей части (микроконтроллера и силового моста). В качестве ДПР используются или датчики Холла или оптоэлектронные датчики, выходной сигнал с которых поступает на коммутатор и обеспечивает его работу в ключевом режиме.
По своим рабочим характеристикам указанные машины являются альтернативой двигателям постоянного тока (ДПТ), но из-за отсутствия ЩКУ имеют более широкую область применения.
Принципиальный недостаток машины заключается в генерации во время работы двигателя обратного электромагнитного поля, создающего электрические помехи. Недостатком также является сложность конструкции машины.
Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в снижении уровня электрических помех при одновременном упрощении конструкции электрической машины.
Для достижения указанного технического результата используется следующая совокупность существенных признаков: в бесколлекторной электрической машине, содержащей, так же как и прототип, корпус с размещенным в нем статором с магнитными полюсами, ротор, в пазах которого уложена обмотка, датчик положения ротора (ДПР) и электронный коммутатор,) в отличие от прототипа ДПР и электронный коммутатор связаны между собой с помощью оптопар, состоящих из фотодатчиков и светодиодов, при этом одноименные элементы оптопар подключены по два элемента встречно-параллельно к концам каждой секции обмотки ротора, а два ответных элемента оптопары расположены на геометрической нейтрали относительно магнитных полюсов статора и включены последовательно в электронный коммутатор, размещенный в корпусе машины с возможностью обеспечения согласованного положения с элементами оптопары, размещенными в пазах ротора, при вращении последнего.
Для обеспечения работы машины в режиме двигателя в обмотки ротора включены фотоприемники, например фотодиоды, а в коммутатор - светоизлучатели, например светодиоды или лазерные диоды
Для обеспечения работы машины в режиме генератора в обмотки ротора включены светоизлучатели, например светодиоды или лазерные диоды, а в коммутатор - фотоприемники, например фотодиоды.
Для повышения спектрально-температурной стабильности машины коммутатор дополнительно снабжен оптическим термостабилизирующим фильтром.
Указанная совокупность обеспечивает негальваническую энергетическую связь обмотки вращающегося ротора с коммутатором в моменты совпадения оптических осей движущегося и неподвижного элементов оптопары.
Сопоставление предлагаемого устройства и прототипа показало, что поставленная задача решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».
В свою очередь, проведенный информационный поиск в области электрических машин не выявил отдельных отличительных признаков заявляемого изобретения, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «изобретательский уровень».
Сущность изобретения поясняется фиг. 1, где представлена функциональная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит корпус 1, на внутренней поверхности которого укреплен статор (магнитные полюсы с обмотками возбуждения (ос), (на фиг. 1 символом «B+» указано направление вектора магнитной индукции). Внутри статора расположен ротор 2 в виде металлического цилиндра с продольными пазами, внутри которых размещена обмотка 3 ( направление ЭДС в нижней ветви обмотки указано символом «e←»). Устройство отличается тем, что к концам каждой секции обмотки ротора 3 подсоединены встречно-параллельно два светодиода 4, 5 в режиме генератора или два фотодиода в режиме двигателя, при этом во внешнюю неподвижную цепь (коммутатор) включены фотодиоды 6, 7 или светодиоды, располагаемые на геометрической нейтрали полюсов машины, в результате чего образуется динамическая мультиэлементная оптопара. В устройство также входят переключатели режимов работы машины - 8, где: 8SAp - переключатель цепи ротора; 8SAc - включатель цепи статора. Позициями 9-13 на фиг. 1 обозначены соответственно нагрузка - 9; источник электроэнергии - 10; вал машины - 11; подшипники 12 в торцевых стенках 13 корпуса 1. В режиме генератора 4, 5 - светоизлучатели, 6, 7 - фотоприемники, 8SAp включен в положение «Г», 8SAc включен; в режиме двигателя 4, 5 - фотоприемники, 6, 7 - светоизлучатели, 8SAp включен в положение «Д», 8SAc включен.
При работе машины в режиме генератора (Г) переключатель 8 включает нагрузку 9 или в режиме двигателя (Д) источник электроэнергии 10. При вращении ротора в моменты совпадения оптических осей движущегося и неподвижного элементов оптопары автоматически обеспечивается негальваническая энергетическая связь обмотки вращающегося ротора с неподвижной внешней цепью (коммутатором). Причем в целях уменьшения потерь светодиоды, фотодиоды и оптические термостабилизирующие фильтры оптопар согласовывают по спектральным, частотным и пространственно-временным характеристикам. Для термостабилизации работы оптопары перед ее неподвижными элементами устанавливают управляемые или неуправляемые оптические термостабилизирующие фильтры. В качестве термостабилизирующего фильтра может быть применено устройство на основе интерферометра Фабри-Перо с неподвижным и подвижным зеркалами, на последнем из которых укреплены равномерно по периметру три пьезоэлектрических элемента (см. Патент RU 2054639). Для защиты от возможных перенапряжений светодиодов и фотодиодов при коммутации секций обмотки якоря могут быть применены известные методы защиты, в частности при кратковременных выбросах тока и небольшом превышении над номинальным значением достаточно использовать механизмы шунтирования (см. С.А. Волошин, С.А. Архипов. Современные оптоэлектронные приборы для силовой электроники. Изд. ЗАО «Протон-Импульс». Электроника: Наука, Технология, Бизнес, 3/2000).
Предлагаемая машина разработана специалистами кафедры «Электротехника и автоматика» ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе научно-исследовательской работы. Были произведены расчеты, показавшие возможность использования машины в энергосберегающих автоматизированных комплексах.
Благодаря низкому уровню электрических и механических помех предлагаемая бесколлекторная машина может быть использована в малошумящих транспортных, бытовых и измерительно-информационных комплексах. В свою очередь, более простая конструкция машины значительно сокращает ее стоимость, повышает надежность и расширяет область применения.
Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2020 |
|
RU2727934C1 |
ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2799810C1 |
РЕПУЛЬСИОННЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2187190C2 |
ТЯГОВАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ | 2018 |
|
RU2696752C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2266606C2 |
Стабилизированный вентильный электродвигатель | 1981 |
|
SU1007160A1 |
БЕСКОЛЛЕКТОРНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА БЕЛАШОВА | 1998 |
|
RU2130682C1 |
ЭЛЕКТРОБУР ДЛЯ БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2321717C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД С СИНХРОННОЙ РЕАКТИВНОЙ МАШИНОЙ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИМ | 2009 |
|
RU2408972C1 |
БЕСКОЛЛЕКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2007 |
|
RU2343620C2 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в генераторах или двигателях постоянного или переменного тока с бесконтактной коммутацией. Техническим результатом является снижение уровня электрических помех электрической машины. Бесконтактная электрическая машина содержит корпус с размещенным в нем статором с магнитными полюсами, ротор, в пазах которого уложена обмотка, датчик положения ротора (ДПР) и электронный коммутатор. ДПР и электронный коммутатор связаны между собой оптопарой, состоящей из фотодатчиков и светодиодов. Одноименные элементы оптопар подключены по два элемента встречно-параллельно к концам каждой секции обмотки ротора. Два ответных элемента оптопары расположены на геометрической нейтрали относительно магнитных полюсов статора и включены последовательно в электронный коммутатор, размещенный в корпусе машины с возможностью обеспечения согласованного положения с элементами оптопары, размещенными в пазах ротора, при вращении последнего. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Бесколлекторная электрическая машина, содержащая корпус с размещенным в нем статором с магнитными полюсами, ротор, в пазах которого уложена обмотка, датчик положения ротора (ДПР) и электронный коммутатор, отличающаяся тем, что в ней ДПР и электронный коммутатор связаны между собой с помощью оптопар, состоящих из фотодатчиков и светодиодов, при этом одноименные элементы оптопар подключены по два элемента встречно-параллельно к концам каждой секции обмотки ротора, а два ответных элемента оптопары расположены на геометрической нейтрали относительно магнитных полюсов статора и включены последовательно в электронный коммутатор, размещенный в корпусе машины с возможностью обеспечения согласованного положения с элементами оптопары, размещенными в пазах ротора, при вращении последнего.
2. Бесколлекторная электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что в ней в обмотки ротора включены фотоприемники, например фотодиоды, а в коммутатор - светоизлучатели, например светодиоды или лазерные диоды
3. Бесколлекторная электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что в ней в обмотки ротора включены светоизлучатели, например светодиоды или лазерные диоды, а в коммутатор - фотоприемники, например фотодиоды.
4. Бесколлекторная электрическая машина по п. 1, отличающаяся тем, что в ней в обмотке ротора коммутатор дополнительно снабжен оптическим термостабилизирующим фильтром.
ДИСКОВОЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ МОТОР-КОЛЕСО СМИРНОВА | 1995 |
|
RU2129964C1 |
УСТРОЙСТВО НАЧАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1991 |
|
RU2015615C1 |
Устройство для возбуждения синхронной машины | 1990 |
|
SU1818677A1 |
Устройство для управления возбуждением электрической машины | 1982 |
|
SU1185531A1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА СОЛОДА | 2002 |
|
RU2221031C1 |
DE 69305162 T2, 10.04.1997 | |||
US 7592785 B2, 22.09.2009 | |||
WO 2011086513 A1, 21.07.2011 |
Авторы
Даты
2015-09-27—Публикация
2014-07-15—Подача