ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТАХОГРАФ С ФУНКЦИЕЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ Российский патент 2015 года по МПК B60K28/00 

Описание патента на изобретение RU2565456C1

Изобретение относится к области повышения безопасности дорожного движения, и может быть использовано для рекомендации оптимального режима работы водителя транспортного средства. Способ, реализованный в устройстве, обеспечивает повышение безопасности во время движения транспортного средства.

В области повышения безопасности дорожного движения одной из перспективных задач является задача оценки состояния водителя, его утомленности, что влияет на скорость реакции водителя, а та, в свою очередь, - на способность предотвратить транспортное происшествие.

Известен способ, реализованный в устройстве [1], заключающийся в измерении наведенного переменного электрического потенциала головного мозга. При этом непрерывно рассчитывают фрактальную величину этого потенциала для сравнения с пороговым значением, при достижении которого принимаются меры к пробуждению водителя. Устройство для предупреждения засыпания оператора содержит два электрода электроэнцефалографического сигнала. Электроды подключены к блоку обработки измерений, выход которого подключен ко входу блока регистрации и анализа. Выход блока регистрации и анализа связан с блоком информации и выработки команды. При этом блок регистрации и анализа содержит процессорный блок фрактальной обработки сигнала.

Недостатки: необходим постоянный контакт электродов устройства с головой водителя, устройство обнаруживает усталость по факту, а, как известно, чрезмерная усталость требует большего времени для восстановления сил, то есть при срабатывании устройства водителю следует сделать остановку и потратить большое время для восстановления сил.

Известен способ, реализованный в устройстве [2] и являющийся наиболее близким к предлагаемому способу (прототипом), используемый в электронном тахометре.

В электронном тахометре содержится исполнительный механизм на основе шагового двигателя, микроконтроллер с программным обеспечением, отличающийся тем, что программное обеспечение микроконтроллера выполнено с возможностью контроля и индикации значений наработанных моточасов и возможностью настройки тахометра на разные диапазоны частот входного сигнала с помощью установленных в тахометре кнопки и индикатора.

Недостатки описанного способа:

- метод не учитывает скорость движение транспортного средства. Как известно, водитель утомится быстрее, если будет двигаться с большей скоростью, потому что большая скорость требует повышенной концентрации внимания;

- метод не учитывает физиологические особенности водителя. Выспавшийся водитель может проехать без остановок 4-6 часов, поддерживая свою концентрацию внимания, в то время как уставший водитель - 1,5-2 часа.

Предлагаемый способ применения интеллектуального тахографа с функцией рекомендации параметров оптимальной работы водителей позволяет устранить недостатки прототипа.

Суть предлагаемого способа заключается в следующем.

Система представляет собой прибор с временным циферблатом, который показывает время до осуществления остановки, сигнализирует об остановке и показывает время до возобновления движения, причем расчеты автоматически меняются в соответствии со скоростью транспортного средства.

Современные системы усталости определяют усталость водителя по его внешним факторам, т.е. когда усталость уже наступила или, если человек возбужден, когда она длится уже некоторое время. А это значит, что интеллектуальный тахограф с функцией рекомендации параметров оптимальной работы водителей предупреждает об опасности раньше, к тому же рассчитывает время отдыха, достаточное для дальнейшей продуктивной работы.

Сущность изобретения и возможный вариант функциональной схемы предложенного способа поясняются следующим графическим материалом:

- фиг.1 - функциональная схема интеллектуального тахографа с функцией рекомендации параметров оптимальной работы водителей.

Функциональная схема работает следующим образом: водитель до начала движения проходит тест через устройства ввода-вывода (устройство определяет среднюю длительность зрительно-моторной реакции водителя), далее вся информация поступает на микроконтроллер, где она обрабатывается и рассчитывается время работы/отдыха водителя. Также на микроконтроллер поступает информация со спидометра о скорости транспортного средства, в зависимости от нее время работы/отдыха корректируется. При необходимости сделать остановку срабатывает устройство оповещения, которое информирует водителя. Водитель же в свою очередь воздействует на скорость автомобиля, то есть изменяет показания спидометра.

Технико-экономический эффект предложенного способа и устройства для его осуществления заключается в простом, недорогом и надежном способе выявления усталости водителя. Надежное выявление усталости водителя и своевременный отдых при вождении транспортного средства обеспечивает уменьшение вероятности возникновения транспортного происшествия и повышение работоспособности водителя.

Литература

1. Патент №2499692. Антипов О.И., Захаров А.В., Неганов В.А., Повереннова И.Е. Способ контроля за состоянием бодрствования водителя транспортного средства или диспетчера и устройство для предупреждения его засыпания, 2012.

2. Патент №102388. Фортученко Г.Е., Петров Ю.Е., Кречка П.М. Тахометр электронный, 2009.

Похожие патенты RU2565456C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
RU2221277C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ В СЕБЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСТАЛОСТИ ВОДИТЕЛЯ 2012
  • Коллеггер Петер
  • Клаэзон Фредрих
  • Фрид Александра
  • Острем Фредрик
RU2561657C2
Способ определения опасных состояний на дорогах общего пользования на основе мониторинга ситуации в кабине транспортного средства 2018
  • Лашков Игорь Борисович
  • Кашевник Алексей Михайлович
  • Смирнов Александр Викторович
RU2703341C1
СИСТЕМА АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
  • Ковтунов Иван Евгеньевич
  • Яськов Михаил Александрович
RU2815561C1
СИСТЕМА СБОРА И АНАЛИЗА ДАННЫХ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ 2003
  • Герасимчук А.Н.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2222830C1
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Дементиенко В.В.
  • Шахнарович В.М.
RU2111134C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСПРАВНОСТИ РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ И УСТРОЙСТВО "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Ермаков Фирдаус Хасанович
RU2519188C2
Система контроля и мониторинга автотранспортных средств 2020
  • Первинкин Константин Игоревич
RU2738664C1
Съемная приборная панель средства передвижения, система управления средством передвижения и способ использования средства передвижения со съемной приборной панелью 2015
  • Зиновенко Тимофей Егорович
RU2619633C2
ТАХОГРАФ ЦИФРОВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ 2014
  • Орлов Петр Анатольевич
  • Бушин Сергей Алексеевич
  • Пунчев Димитър Емилов
RU2591647C1

Реферат патента 2015 года ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТАХОГРАФ С ФУНКЦИЕЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ

Микроконтроллер получает информацию о скорости автомобиля со спидометра и о состоянии водителя на момент начала движения при помощи определения средней зрительно-моторной реакции. Передают информацию водителю о предстоящих временных интервалах вождения и отдыха через устройство оповещения. Предложено также устройство для повышения безопасности движения. Достигается надежное выявление усталости водителя. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 565 456 C1

1. Способ повышения безопасности дорожного движения, включающий замер проведенного времени водителем за рулем транспортного средства отличающийся тем, что водитель информируется о рекомендуемом времени движения и остановок, учитывающем скорость движения транспортного средства, произведенные остановки, анализ состояния водителя до начала движения.

2. Устройство для повышения безопасности дорожного движения, содержащее микроконтроллер, отличающееся тем, что микроконтроллер получает информацию о скорости автомобиля со спидометра и о состоянии водителя на момент начала движения при помощи определения средней зрительно-моторной реакции и передает информацию водителю о предстоящих временных интервалах вождения и отдыха через устройство оповещения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2565456C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ДИСПЕТЧЕРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЕГО ЗАСЫПАНИЯ 2012
  • Антипов Олег Игоревич
  • Захаров Александр Владимирович
  • Неганов Вячеслав Александрович
  • Повереннова Ирина Евгеньевна
RU2499692C1
Способ изготовления моделей деревянных колодок и копировальное устройство для его выполнения 1955
  • Аткарский А.А.
  • Кузовов А.А.
  • Тучин Н.С.
  • Ченцова К.И.
SU102388A1

RU 2 565 456 C1

Авторы

Варнавский Александр Николаевич

Ларин Андрей Михайлович

Даты

2015-10-20Публикация

2014-05-12Подача