Изобретение относится к области повышения безопасности дорожного движения, и может быть использовано для рекомендации оптимального режима работы водителя транспортного средства. Способ, реализованный в устройстве, обеспечивает повышение безопасности во время движения транспортного средства.
В области повышения безопасности дорожного движения одной из перспективных задач является задача оценки состояния водителя, его утомленности, что влияет на скорость реакции водителя, а та, в свою очередь, - на способность предотвратить транспортное происшествие.
Известен способ, реализованный в устройстве [1], заключающийся в измерении наведенного переменного электрического потенциала головного мозга. При этом непрерывно рассчитывают фрактальную величину этого потенциала для сравнения с пороговым значением, при достижении которого принимаются меры к пробуждению водителя. Устройство для предупреждения засыпания оператора содержит два электрода электроэнцефалографического сигнала. Электроды подключены к блоку обработки измерений, выход которого подключен ко входу блока регистрации и анализа. Выход блока регистрации и анализа связан с блоком информации и выработки команды. При этом блок регистрации и анализа содержит процессорный блок фрактальной обработки сигнала.
Недостатки: необходим постоянный контакт электродов устройства с головой водителя, устройство обнаруживает усталость по факту, а, как известно, чрезмерная усталость требует большего времени для восстановления сил, то есть при срабатывании устройства водителю следует сделать остановку и потратить большое время для восстановления сил.
Известен способ, реализованный в устройстве [2] и являющийся наиболее близким к предлагаемому способу (прототипом), используемый в электронном тахометре.
В электронном тахометре содержится исполнительный механизм на основе шагового двигателя, микроконтроллер с программным обеспечением, отличающийся тем, что программное обеспечение микроконтроллера выполнено с возможностью контроля и индикации значений наработанных моточасов и возможностью настройки тахометра на разные диапазоны частот входного сигнала с помощью установленных в тахометре кнопки и индикатора.
Недостатки описанного способа:
- метод не учитывает скорость движение транспортного средства. Как известно, водитель утомится быстрее, если будет двигаться с большей скоростью, потому что большая скорость требует повышенной концентрации внимания;
- метод не учитывает физиологические особенности водителя. Выспавшийся водитель может проехать без остановок 4-6 часов, поддерживая свою концентрацию внимания, в то время как уставший водитель - 1,5-2 часа.
Предлагаемый способ применения интеллектуального тахографа с функцией рекомендации параметров оптимальной работы водителей позволяет устранить недостатки прототипа.
Суть предлагаемого способа заключается в следующем.
Система представляет собой прибор с временным циферблатом, который показывает время до осуществления остановки, сигнализирует об остановке и показывает время до возобновления движения, причем расчеты автоматически меняются в соответствии со скоростью транспортного средства.
Современные системы усталости определяют усталость водителя по его внешним факторам, т.е. когда усталость уже наступила или, если человек возбужден, когда она длится уже некоторое время. А это значит, что интеллектуальный тахограф с функцией рекомендации параметров оптимальной работы водителей предупреждает об опасности раньше, к тому же рассчитывает время отдыха, достаточное для дальнейшей продуктивной работы.
Сущность изобретения и возможный вариант функциональной схемы предложенного способа поясняются следующим графическим материалом:
- фиг.1 - функциональная схема интеллектуального тахографа с функцией рекомендации параметров оптимальной работы водителей.
Функциональная схема работает следующим образом: водитель до начала движения проходит тест через устройства ввода-вывода (устройство определяет среднюю длительность зрительно-моторной реакции водителя), далее вся информация поступает на микроконтроллер, где она обрабатывается и рассчитывается время работы/отдыха водителя. Также на микроконтроллер поступает информация со спидометра о скорости транспортного средства, в зависимости от нее время работы/отдыха корректируется. При необходимости сделать остановку срабатывает устройство оповещения, которое информирует водителя. Водитель же в свою очередь воздействует на скорость автомобиля, то есть изменяет показания спидометра.
Технико-экономический эффект предложенного способа и устройства для его осуществления заключается в простом, недорогом и надежном способе выявления усталости водителя. Надежное выявление усталости водителя и своевременный отдых при вождении транспортного средства обеспечивает уменьшение вероятности возникновения транспортного происшествия и повышение работоспособности водителя.
Литература
1. Патент №2499692. Антипов О.И., Захаров А.В., Неганов В.А., Повереннова И.Е. Способ контроля за состоянием бодрствования водителя транспортного средства или диспетчера и устройство для предупреждения его засыпания, 2012.
2. Патент №102388. Фортученко Г.Е., Петров Ю.Е., Кречка П.М. Тахометр электронный, 2009.
Микроконтроллер получает информацию о скорости автомобиля со спидометра и о состоянии водителя на момент начала движения при помощи определения средней зрительно-моторной реакции. Передают информацию водителю о предстоящих временных интервалах вождения и отдыха через устройство оповещения. Предложено также устройство для повышения безопасности движения. Достигается надежное выявление усталости водителя. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ повышения безопасности дорожного движения, включающий замер проведенного времени водителем за рулем транспортного средства отличающийся тем, что водитель информируется о рекомендуемом времени движения и остановок, учитывающем скорость движения транспортного средства, произведенные остановки, анализ состояния водителя до начала движения.
2. Устройство для повышения безопасности дорожного движения, содержащее микроконтроллер, отличающееся тем, что микроконтроллер получает информацию о скорости автомобиля со спидометра и о состоянии водителя на момент начала движения при помощи определения средней зрительно-моторной реакции и передает информацию водителю о предстоящих временных интервалах вождения и отдыха через устройство оповещения.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ДИСПЕТЧЕРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЕГО ЗАСЫПАНИЯ | 2012 |
|
RU2499692C1 |
Способ изготовления моделей деревянных колодок и копировальное устройство для его выполнения | 1955 |
|
SU102388A1 |
Авторы
Даты
2015-10-20—Публикация
2014-05-12—Подача