ТРАНСМИССИЯ ПОЛНОПРИВОДНОЙ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2015 года по МПК B60K17/32 F16H47/00 

Описание патента на изобретение RU2567323C2

Настоящее изобретение относится к области машиностроения, а именно к трансмиссии полноприводной колесной машины.

Широко известны трансмиссии полноприводных колесных машин, содержащих раздаточную коробку, в том числе выполненные с межмостовым дифференциалом /см. например, кн. А.С. Антонова “Силовые передачи колесных и гусеничных машин”, “Машиностроение”. Ленинград, 1967, стр.154. рис.6/.

Недостатком бездифференциальных раздаточных коробок является появление паразитной мощности в трансмиссии при выезде колесной машины на дорогу с твердым покрытием, вызывающей перегрузку деталей трансмиссии, повышенный расход топлива и износ шин.

Машины с дифференциальным межмостовым приводом могут работать при постоянно включенных ведущих мостах, что обеспечивает им снижение расхода топлива и износа шин. Их существенным недостатком является то, что при попадании одного из ведущих колес, связанных дифференциальным приводом, на скользкий участок тяговое усилие падает на всех ведущих колесах.

Общим недостатком всех колесных машин с механическим приводом является то, что их трансмиссии испытывают значительные нагрузки от крутильных колебаний, идущих как от двигателя, ввиду тактности его работы, так и от неровностей дороги. Возникающий при этом неустановившийся режим работы двигателя ведет к снижению реализуемой мощности двигателя. Возникающие в трансмиссии крутильные колебания существенно влияют на усталостную прочность деталей двигателя и трансмиссии.

Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков и повышение комфортабельности полноприводных колесных машин.

Поставленная цель достигается тем, что полноприводная колесная машина, содержащая раздаточную коробку с межмостовым дифференциалом, включает в себя привод одного из ведущих мостов с установленной в нем гидродинамической муфтой.

С целью повышения проходимости полноприводной колесной машины с шестеренчатым межмостовым дифференциалом, последний выполняется с установленными на нем механизмами полной блокировки дифференциала, выполненными, например, в виде механизмов свободного хода с роликовыми телами заклинивания в двух направлениях, содержащих объединяющий ролики сепаратор, соединенный упругой связью со звездочкой таким образом, что ролики через сепаратор с определенной силой удерживаются в среднем относительно мест заклинивания на звездочке положении.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где в схемном изображении показано: на рис.1 - “Схема раздаточной коробки в сборе с механизмом блокировки дифференциала и гидродинамической муфтой”, на рис. 2 - “Схема механизма блокировки межмостового дифференциала” и на рис.3 - фрагмент роликового механизма блокировки дифференциала, выполненный с наружной звездочкой.

Корпус 1 межмостового дифференциала /Рис.1/, установленный в раздаточной коробке, через шестерни 2, 3, вал 4, коробку передач и сцепление, взаимодействует с валом двигателя. Расположенная между сателлитными шестернями 5 и 6 центральная шестерня 7 через вал 8 и карданную передачу соединена с входным валом среднего ведущего моста, а через шестерни 9, 10, вал 11 и карданную передачу - с входным валом заднего ведущего моста.

Корпус межмостового дифференциала жестко соединен с корпусом 12 механизма блокировки межмостового дифференциала. Вал шестерни 13, одновременно являющийся одним из выходных валов межмостового дифференциала, через гидромуфту 14 и карданную передачу соединен с валом привода переднего ведущего моста.

Механизм автоматической блокировки дифференциала /Рис.2/ включает в себя тела заклинивания, выполненные в виде роликов 15, объединенные сепаратором 16, упругую связь сепаратора 16 со звездочкой 17, выполненную, например, в виде пружины 18, и цилиндрическую обойму 19, жестко соединенную с корпусом 12 механизма блокировки.

С целью повышения компактности самоблокирующего механизма, его выполняют не с двумя, а с одним силовым блокирующим механизмом /Рис.2/. Для этого его снабжают управляющим конструктивно ему подобным механизмом, выполненным миниатюрным, сепаратор 20 которого с роликами 21 посредством упругой связи, выполненной, например, в виде пружины 22, соединяют с цилиндрической обоймой 19 силового блокирующего механизма, а звездочку 23 управляющего механизма соединяют с сепаратором 16. В этом случае, если ускорение от колеса, попавшего на скользкий участок, получает цилиндрическая обойма 19, сначала под действием сил инерции деформируется пружина 22, установленная между наружной обоймой управляющего механизма, соединенной с обоймой 19 и сепаратором 20. Ролики 21 заклиниваются и, будучи соединенной с сепаратором 20, звездочка 23 подводит силовые ролики 15 в положение заклинивания между обоймой 19 и звездочкой 17, и дифференциал блокируется.

Блокировка описанного дифференциала, выполненного по а.с. СССР №566045, автоматически прекращается, как только колеса, попавшие на скользкий участок, получат запас сцепления с опорной поверхностью, достаточный для обеспечения раздельного качения.

Сочетание простого шестеренчатого дифференциала с механизмами полной автоматической блокировки является особенно важным фактором для колесных машин, работающих в условиях большого сопротивления передвижению, так как при использовании самоблокирующихся дифференциалов с высоким внутренним трением, в этих условиях, большой крутящий момент, подведенный к ведущим мостам, создает большой блокирующий дифференциал момента внутреннего трения, при котором ведущий мост может длительно работать без раздельного качения колес, без всякой в этом необходимости, например в горной местности. Это увеличивает износ шин, ухудшает управляемость колесной машины и снижает безопасность движения.

Установка гидромуфты в приводе одного из ведущих мостов полноприводной колесной машины обеспечивает ряд преимуществ перед известными трансмиссиями колесных машин.

Такая колесная машина может быть заторможена до полной остановки без заглохания двигателя при включенной трансмиссии, например при кратковременной остановке машины перед светофором.

При прочих равных условиях у ней лучше динамика разгона, так как за счет проскальзывания в гидромуфте характеристика двигателя при трогании машины с места смещается в сторону большего момента.

При практически неизменном диапазоне силового регулирования, использование гидромуфты в трансмиссии колесной машины существенно увеличивает кинематический диапазон регулирования на каждой передаче, что уменьшает потребность в переключении передач, способствует снижению утомляемости водителя и повышению безопасности движения.

При движении колесной полноприводной машины в горных условиях, предложенная трансмиссия обеспечивает возможность использования установленной в ней гидромуфты в качестве тормоза-замедлителя. Для этого двигатель на крутом спуске останавливают. Корпус 1 межмостового дифференциала, соединенный через трансмиссию с валом двигателя, становится заторможенным.

Крутящий момент от задних мостов поступает на центральную шестерню 7 межмостового дифференциала. Пройдя через дифференциал, он поступает на центральную шестерню 13, получившую противоположнонаправленное вращение. Соединенное с центральной шестерней 13 лопастное колесо гидромуфты 14 получает противоположнонаправленное вращение по отношению к лопастному колесу, получающему вращение от переднего ведущего моста. В гидромуфте 14 возникает два встречных противодействующих потока, вызывающих взаимное замедление вращения лопастных колес гидромуфты 14, а вместе с ними и ведущих колес полноприводной машины. Это обеспечивает уменьшение износа тормозов колесной машины и повышает надежность и безопасность эксплуатации полноприводной колесной машины в горных условиях.

Предложенная трансмиссия позволяет существенно снизить динамические нагрузки и крутильные колебания в трансмиссии, что почти вдвое повышает долговечность двигателя и трансмиссии.

Похожие патенты RU2567323C2

название год авторы номер документа
Самоблокирующийся дифференцинал 1975
  • Шульгин Леонид Михайлович
SU566045A1
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 2005
  • Анисимов Станислав Валентинович
  • Копылов Игорь Борисович
  • Королев Евгений Анатольевич
  • Заболотный Александр Валерьевич
  • Зеленов Юрий Николаевич
  • Мещеряков Владимир Степанович
  • Королев Юрий Николаевич
  • Масягин Александр Григорьевич
  • Чураев Владимир Михайлович
RU2297927C2
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 1999
  • Некрасов В.И.
RU2171187C1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Малыхин М.В.
  • Горев Д.Г.
RU2093374C1
Многоосное длиннобазное шасси 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2743769C1
УПРАВЛЯЕМАЯ ТЕЛЕЖКА НАЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ 2014
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Гулезов Сергей Сергеевич
RU2552375C1
ЗАДНЯЯ ТЕЛЕЖКА НАЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ 2014
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Гулезов Сергей Сергеевич
RU2568162C1
ПРИВОД ГЛАВНЫХ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2577754C1
Трансмиссия секционной колесной машины, преимущественно трактора с шарнирно-сочлененной рамой 2022
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
  • Шэнь Юньфэн
RU2796857C1
Трансмиссия автотранспортного средства 2018
  • Федотов Михаил Владимирович
  • Марохин Антон Сергеевич
  • Смирнов Александр Анатольевич
  • Горбунов Алексей Юрьевич
RU2692166C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 567 323 C2

Реферат патента 2015 года ТРАНСМИССИЯ ПОЛНОПРИВОДНОЙ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к приводу колес транспортного средства. В трансмиссии полноприводной колесной машины в приводе одного из ведущих мостов установлена гидродинамическая муфта. Содержащийся в ней межмостовой дифференциал выполнен самоблокирующимся, составленным из простого шестеренчатого дифференциала и механизма полной автоматической блокировки. Содержащаяся в трансмиссии гидродинамическая муфта на затяжных спусках может использоваться в качестве гидротормоза. Достигается упрощение конструкции. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 567 323 C2

1. Трансмиссия полноприводной колесной машины, содержащая раздаточную коробку с межмостовым дифференциалом, отличающаяся тем, что привод одного из ведущих мостов выполнен с установленной в нем гидродинамической муфтой.

2. Трансмиссия по п.1, отличающаяся тем, что межмостовой дифференциал в ней выполнен самоблокирующимся, включающим в себя простой шестеренчатый дифференциал, снабженный механизмом полной автоматической блокировки.

3. Трансмиссия по п.2, отличающаяся тем, что механизм полной автоматической блокировки межмостового дифференциала расположен между одним из его выходных валов, предпочтительно соединенным с центральной шестерней дифференциала, имеющей меньшее число зубьев, и корпусом дифференциала, или жестко соединенным с ним отдельным корпусом, и составлен из последовательно расположенных механизмов свободного хода /МСХ/ двухстороннего действия - силового и управляющего, каждый из которых содержит две обоймы - гладкую и профильную звездочку и расположенные между ними ролики, удерживаемые в среднем относительно мест заклинивания на звездочке положении с определенной силой упругой связью, выполненной, например, в виде пружины, установленной между звездочкой МСХ и сепаратором, объединяющим ролики, у силового MСX и между сепаратором и гладкой обоймой, соединенной с гладкой обоймой силового МСХ, у управляющего МСХ, а между собой управляющий и силовой МСХ связаны жестким соединением звездочки управляющего МСХ с сепаратором силового МСХ.

4. Трансмиссия полноприводной колесной машины по п.1, отличающаяся тем, что с целью совмещения свойств гидродинамическая муфта трансмиссии одновременно используется в качестве фильтра крутильных колебаний, идущих от двигателя к ведущим колесам и от ведущих колес к двигателю, а на затяжных спусках в качестве гидротормоза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2567323C2

Конечная передача транспортного средства 1982
  • Довнар Олег Казимирович
SU1084155A1
Привод вращения шпинделя машины для сварки трением 1987
  • Ведерников Николай Михайлович
  • Воинов Валерьян Петрович
  • Смоляк Владимир Александрович
SU1472199A1
JP S 61155030 A, 14.07.1986
DE 102008026033 A1, 10.12.2009
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОСТЫХ ЭФИРОВ а-ОКСИАЛ кил ПЕРЕКИСЕЙ 0
SU384816A1

RU 2 567 323 C2

Авторы

Шульгин Леонид Михайлович

Даты

2015-11-10Публикация

2011-07-05Подача