Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств.
Известна конечная передача транспортного средства, содержащая ведмую шестерню, полую полуось, установленный в ней торсионный вал, связанный одним концом с концом полуоси, и кулачковую муфту, ведущая полумуфта которой связана с ведомой шестерней и с другим концом торсионного вала, а ведомая - с другим концом полуоси ij .
Недостатком известной передачи являются низкие надежность и долговечность, обусловленные возникновением, при воздействии знакопеременных нагрузок ударов между кулачками полумуфт.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности.
Поставленная цель достигается тем, что в конечной передаче транспортного .средства, содержащей ведомую шестерню, полую полуось, установленный в ней торсионный вал, связанный одним концом с концом полуоси, и .кулачковую муфту, ведущая полумуфта которой связана с ведомой шестерней и с другим концом торсионного вала, а ведомая с другим концом полуоси, контактирующие поверхности кулачков полумуфт образованы четным числом диаметрально симметричных винтовых поверхностей с центром на оси полуоси, ведомая полумуфта связана с полуосью с возможностью .осевого перемещения, а ведущая полумуфта выполнена с полостью, ограниченной торцовой поверхностью, в которой расположена ведомая полумуфта и установленный с зазором между ведомой полумуфтой и торцовой поверхностью упругий элемент, причем в полости ведущей полумуфты выполнен упор, расстояние от которого до ведомой полумуфты меньше высоты кулачков.
На фиг.1 схематически показана конечная передача, разрез; на фиг.2-3 - варианты выполнения кулачков полумуфт.
Конечная передача содержит ведомую шестерню 1 (фиг.1), связанную с ведущей шестерней 2, полую полуось 3, торсионный вал 4, связанный с одним концом полуоси 3 шлцами 5, Кулачковая муфта вьшолнена из ведущей полумуфты б, связанной шлицг№1и.7 с ведомой шестерней 1 и
шлицами 8 с другим концом торсионного вала 4, ведомой полумуфты 9, установленной на шлицах 10 другого конца полуоси 3. Взаимодействующие поверхности кулачков 11, 12 полу-. 5 муфт 6 и 9 выполнены в виде диа- . метрально симметричных винтовых поверхностей с центром на оси полу-оси 3, при зтом их число, обязательно четное, может быть равно двум
10 (фиг.2). Однако выполнение двух винтовых поверхностей приводит к некоторому перекосу ведомой полумуфты 9 при работе передачи, в результате чего более целесообраз 5 ным является выполнение четырех (фиг.З,), шести и т.д. винтовых поверхностей. Кроме того, ведущая полумуфта 6 снабжена стаканом 13 с дном 14, связанным с ней посредством болтов 15 и охватывающим ведомую полумуфту 9, при этом между торцом полумуфты 9 и дном 14 установлен с зазором о упругий элемент 16 и выполнен упор 17, расстояние Р от которого до торца полумуфты 9
5 меньше высоты h кулачков 11, 12. На конце полуоси 3 посредством шпонки 18 закреплено ведущее колесо 19.
Передача работает следующим образом.
0 Крутящий момент от ведомой.шее-, терни- 1 передается на ведущую полу- . муфту 6, торсионный вал 4, полуось 3 и через шпонку 18 на ведущее колесо 19.
5 „
При увеличении крутящего момента,
например во время трогания транспортного средства с места, наезда на препятствие, при резком изменении сопротивления грунта и так далее
происходит закрутка торсионного вала 4, при этом ведомая полумуфта- 9, скользя винтовыми поверхностями кулачков i2 по винтовым поверхнос-. тям кулачков 11 полумуфты 6, смеща5 ется в направлении упругого элемента 16 и, выбирая зазор а и деформируя элемент-1.6, гасит ударные нагрузки. Упор 17 необходим для исключения проскальзывания вершин ку0 лачков 11, 12 полумуфт 6, 9 при чрезмерном увеличении нагрузок вызываемых, например, экстренным торможением. Такое выполнение конечной передачи обеспечивает исключе5 1ние ударных нагрузок на кулачки полумуфт при работе передачи, что повышает ее надежность и долговечность .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Конечная передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1063651A1 |
Устройство автоматической блокировкидиффЕРЕНциАлА ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU852651A1 |
Механизм привода ведущих колес транспортного средства | 1984 |
|
SU1168440A1 |
Конечная передача трактора | 1982 |
|
SU1058806A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1983 |
|
SU1119868A1 |
Дифференциал транспортного средства | 1991 |
|
SU1772009A1 |
Конечная передача колесного трактора | 1978 |
|
SU688352A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1985 |
|
SU1255470A1 |
Муфта свободного хода | 1976 |
|
SU585343A1 |
Стенд для обкатки агрегатов транспортного средства | 1978 |
|
SU718747A1 |
КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОР НОГО СРЕДСТВА , содержащая ведомую шестерню, полую полуось, установленный в ней торсионный вал, связанный одним концом с концом полуоси, и кулачковую муфту, ведущая по лумуфта которой связана с ведомой шестерней и с другим концом торсион .ного вала, a ведомая - с другим кон цом полуоси, о т л и ч a ю щ a я с тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, контактирующие поверхности кулачков полумуфт образованы четным числом диаметргшьно симметричных винтовых поверхностей с центром на оси полуоси i, ведомая полумуфта связана с полуосью с возможностью осевого перемещения, а.ведущая полумуфта выполнена с полостью, ограниченной торцовой поверхностью, в которой расположены ведомая полумуфта и установленный с зазором между ведомой полумуфтой и торцовой поверхностью упругий элемент, причем в полости ведущей полумуфты выполнен упор, расстояние от которого до ведомой полумуфты меньше высоты кулачков..
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Конечная передача колесного трактора | 1978 |
|
SU688352A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1984-04-07—Публикация
1982-09-21—Подача