Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительному лечению и неврологии, и может быть использовано для абилитации и реабилитации детей с неврологической патологией.
Рост числа детей с патологией центральной нервной системы (ЦНС) делает актуальным поиск новых методов восстановительного лечения. Причем, нередко патология двигательного развития сочетается с речевыми и эмоционально-волевыми нарушениями, что затрудняет формирование коммуникативных навыков и социализацию ребенка [Профилактика нарушений психомоторного и речевого развития у детей с перинатальным поражением ЦНС / А.И. Чубарова, М.А. Хан, Т.Е. Туленкова, Н.А. Микитченко, М.В. Румянцева // Вестник восстановительной медицины. 2019. №6 (94). С. 33-38].
Иппотерапия - лечебная верховая езда оказывает разностороннее воздействие на организм занимающегося и используется в комплексном восстановительном лечении детей с патологией ЦНС [Иппотерапия при детском церебральном параличе: методические рекомендации / Л.М. Аркуша, Н.В. Чебаненко, Т.Т. Батышева, К.А. Зайцев. - Москва, 2012.-24 с], но не способна включить в работу все возможности детского организма. Поэтому в комплексе с иппотерапией часто используют другие методы.
Существует способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья, предложенный В.И. Комлацким и Н.В. Никитиной [Патент РФ №2651902 по заявке №2017114707 от 26.04.2017, публ: 24.04.2018 Бюл. №12.]. Способ включает занятия иппотерапией в сочетании с теплыми морскими купаниями.
Недостаток способа в том, что он предусматривает курс из 14 процедур, чего недостаточно для получения стойкого положительного эффекта. Другой недостаток состоит в том, что занятия сочетают с теплыми морскими купаниями, что недоступно большую часть года на черноморском побережье и совсем недоступно на большей части территории страны.
Существует способ иппотерапии больных детским церебральным параличом, предложенный Д.А. Евменовым, И.И. Диамант, Э.М. Хроненко и А.Ф. Шевцовым [Патент РФ №2469694 по заявке №2011142558 от 20.10.2011, публ: 20.12.2012 Бюл. №35.]. Особенность способа состоит в том, что ребенок занимается иппотерапией в нейроортопедическом пневмокостюме, сначала на неподвижной лошади, потом - во время медленного движения лошади по кругу.
Недостатки способа: во время занятий ребенок осваивает лишь позы лежа и сидя, контроль положения головы. Он не совершает при этом движений конечностями, эмоционально не вовлекается в процесс. Ребенок осваивает позы в нейроортопедическом пневмокостюме, который обеспечивает ему поддержку и облегчает задачу, он не учится управлять своим телом без внешней фиксации.
Сегодня набирает популярность канистерапия - занятия со специально обученными собаками, направленные на коррекцию, реабилитацию и социальную адаптацию лиц с нарушениями развития различного генеза [Когаловская А.С. Особенности реабилитации детей-инвалидов с использованием канистерапии // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Естественные, общественные науки. 2013. №1. С. 41-46; Кароматов И.Д., Баймуродов Р.С. Канистерапия (обзор литературы) // Биология и интегративная медицина. 2017. №4. С. 236-254] Считается, что общение и игры с собакой позитивно влияют на детей с ограниченными возможностями, способны пробудить внутренние резервы их организма, стимулировать позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере, но данных о сочетании иппотерапии с канистерапией для реабилитации детей с патологией ЦНС мы не встретили.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ иппотерапии детей с патологией ЦНС [Лечебная физическая культура для младенцев с патологией ЦНС. Учебное пособие для СПО / О.А. Загородникова, С.В. Кириллова, С.А. Ковалева, Н. Г. Коновалова, В.В. Федорова; под общ. ред. Н.Г. Коноваловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - С. 169-180]. Способ включает курс из 16 занятий кратностью 2 в неделю, продолжительностью от 30 до 60 минут в зависимости от состояния здоровья и психомоторного развития ребенка. Реабилитационный процесс включает 2 этапа - адаптационный и основной.
На адаптационном этапе дети знакомятся с инструктором и лошадью, отрабатывают посадку на лошадь, спешивание, формируют равновесие, выполняют дыхательные упражнения.
На основном этапе дети выполняют следующие упражнения, сидя на лошади, движущейся шагом: изменение площади опоры; глазодвигательную гимнастику; упражнения сбивающего характера; езду с закрытыми глазами; упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения; сочетание упражнений с дыхательной гимнастикой; упражнения с предметами. Для развития манипулятивной деятельности рук детям предлагают бросать мячи в корзинки.
В заключительной части - упражнения на расслабление: лежа на шее лошади, обнять животное; езда шагом в положении лежа на животе вдоль и поперек тела лошади; езда шагом с закрытыми глазами.
В конце занятия ребенку предлагают покормить лошадь, и ходить, акцентируя внимание на правильной постановке стоп, прямом положении туловища и ног.
Недостатки приведенного способа: способ ограничивается взаимодействием только с одним животным, не предусматривая дополнительные упражнения, которые могли бы быть реализованы с использованием еще одного животного - собаки, для улучшения эмоционального состояния ребенка, выполнения комплексных и дополнительных упражнений. Кроме того, если контакт ребенка с лошадью не будет налажен, то это создаст трудности во включении ребенка в терапевтический процесс.
Задача изобретения - развитие эмоционально-волевой сферы, постуральной регуляции, мануальных функций, речи, повышения качества жизни детей с патологией центральной нервной системы.
Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности восстановительного лечения детей с патологией центральной нервной системы посредством совместной канис- и иппотерапии.
Поставленная задача достигается следующей последовательностью действий. Курс совместной канис- и иппотерапии состоит из 20 занятий кратностью 2 в неделю, продолжительностью от 30 до 60 минут в зависимости от состояния здоровья и психомоторного развития ребенка. Курс включает 2 этапа: адаптационный и основной.
На адаптационном этапе (1-2 занятия) дети знакомятся с инструктором, лошадью, собакой, отрабатывают посадку на лошадь и спешивание. В этот период у детей формируют равновесие, посадку, разучивают дыхательные упражнения. На основном этапе проводят собственно реабилитационные мероприятия.
Лошадь ведут в поводу, ребенка сажают на неподседланную лошадь с гуртом или без гурта. Сесть на лошадь и спуститься с лошади ребенку помогают, во время езды страхуют с двух сторон.
Посадка на лошадь является началом реабилитационных мероприятий и тесно связана с формированием равновесия и с дальнейшим переходом к активным движениям. Начальный подход к формированию равновесия строится следующим образом:
1. Изменение площади опоры: а) увеличение площади опоры; б) уменьшение площади опоры; в) дополнительная опора - плавающая рука.
2. Глазодвигательная гимнастика. Исходное положение (ИП) - сидя на лошади лицом вперед. На шагу по прямой: взгляд вверх, вправо, влево, вниз (не поворачивая головы); фиксация взгляда на стабильном и движущемся предмете. На шагу по кругу - то же.
3. Упражнения сбивающего характера: а) неожиданное для ребенка изменение скорости движения лошади; б) воздействие со стороны инструктора.
4. Упражнения с закрытыми глазами: а) движение шагом по изменяемому маршруту; б) движение со сменой аллюров.
5. Упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения: а) движение по прямой шагом; б) движения по серпантину шагом; в) отработка вольта (движение по кругу).
6. Сочетание всех упражнений с дыхательной гимнастикой. При формировании дыхательного стереотипа тщательно следят за правильным положением ребенка на лошади: спина прямая, надплечья опущены, так как дыхание и осанка тесно связаны, а осанка, в свою очередь, влияет на тип дыхания. Обучение нормальному дыханию сочетают с обучением правильному положению всех частей тела в разнообразных ИП: руки в стороны - вдох, опустили руки - выдох. Поворот головы и глаз в сторону -выдох, возвращение в прямое положение - вдох; подъем глаз вверх - вдох, возвращение в прямое положение - выдох. Во время всего занятия ребенка просят держать рот закрытым и дышать носом.
7. Упражнения с применением предметов при езде шагом (мячи разного диаметра, палки, гантели массой от 300 г до 1000 г, мягкие игрушки).
8. На шагу по прямой предлагают ребенку кинуть мяч собаке. Повторяют упражнения на шагу по кругу.
9. Сидя на движущейся лошади, ребенка просят искать собаку, которая сопровождает лошадь: повороты глаз, головы, туловища влево, вправо.
10. Повторения ребенком звуков, издаваемых собакой. Инструктор дает собаке команду: «Голос», собака лает. Инструктор просит ребенка повторить как «разговаривает» собака, «поговорить с собакой». Упражнения выполняют на движущейся лошади.
11. Ребенку предлагают давать собаке голосовые команды самому: «Голос», «Рядом», «Вперед», сидя на движущейся лошади и команды «Сидеть», «Лежать», сидя на стоящей лошади.
12. Езда на шагу, удерживая в руке стакан с водой.
В заключительной части занятий применяют упражнения:
13. «Объятие лошадки» (ИП - лежа на шее лошади, руки на шее животного).
14. Из ИП сидя на лошади задом наперед переход в ИП лежа на животе, езда в этом положении.
15. «Мешок с мукой». Езда шагом. ИП лежа поперек спины лошади.
16. «Слепая корова». Езда шагом с закрытыми глазами, лицом по ходу движения лошади и задом наперед.
Сразу после выполнения упражнений ребенку предлагают покормить лошадь и собаку - выпрямление руки с раскрытием ладони..
Ребенка просят сказать животным: «До свидания» и ходить, акцентируя внимание на правильной постановке стоп, прямом положении туловища и ног для закрепления достигнутого эффекта.
Дети с патологией ЦНС помимо первичного двигательного дефекта имеют нарушения вегетативной регуляции работы внутренних органов с задержкой формирования дисциплины сфинктеров, нарушением тонуса кишечника, ритма работы сердца и дыхания, формируют вторичные дефекты речи, эмоционального развития, коммуникации. Такие дети часто не формируют игровую деятельность, с трудом адаптируются к социуму. Г.Н. Лаврова на основании результатов психолого-педагогического исследования детей с ДЦП выделяет следующие особенности их социально-личностного развития: стабильно низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности; неблагоприятная адаптация при поступлении в дошкольное учреждение сохраняющаяся при постоянном посещении детского сада. Ограничение овладения коммуникативными средствами, трудности в развитии речи [Лаврова Г.Н. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях введения стандартов дошкольного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Психология, 2013. - Т. 6. №1. - С. 52-61.]. У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) эти проявления выражены значительно сильнее, чем у ребят с ДЦП [Солдатенкова Е.Н. Оценка уровня сформированности представлений о себе у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) // Сибирский вестник специального образования. 2014. - №1 (13). - С. 71-80]. Дефект коммуникации тормозит все аспекты развития ребенка.
Общение с собакой доставляет ребенку, в том числе, ребенку с ДЦП, РАС большое удовольствие и побуждает к двигательной активности. В этом случае мотивация настолько сильна, что даже неговорящий ребенок старается подражать «разговору» собаки и давать команды [Ворожбитова А.Л., Тютина Е.А. Рекреационный потенциал канистерапии в условиях реабилитационного центра для детей и подростков // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. №4 (49). С. 162-167].
В канистерапии делаются акценты на следующих моментах: умениях собаки, в нашем случае: умения подавать голос, лапу, приносить мяч, обегать лошадь с разных сторон, взбегать на пандус по команде инструктора, выполнять команды, подаваемые ребенком голосом, а инструктором -жестом; сотрудничестве ребенка и собаки, в нашем случае - поиск ребенком собаки, повторение ребенком звуков за собакой, подача команд собаке голосом, кидание мячика собаке, кормление собаки; безопасности взаимодействия ребенка и собаки, в нашем случае - собака дружелюбно берет угощение из рук ребенка, дает ему лапу, позволяет себя гладить. При этом собаке отводится роль помощника терапевта. Используется способность собаки психологически благоприятно влиять на ребенка, мобилизовать его внутренние резервы, пробудить желание говорить, кидать мяч, оглядываться, протягивать руку с раскрытой ладонью, стимулировать другие позитивные изменения.
Способ осуществляется следующим образом.
Курс совместной иппо- и канистерапии состоит из 20 занятий кратностью 2 в неделю, продолжительностью от 30 до 60 минут в зависимости от состояния здоровья и психомоторного развития ребенка. Курс включает 2 этапа: адаптационный и основной.
На адаптационном этапе дети знакомятся с инструктором, лошадью, собакой, отрабатывают посадку на лошадь и спешивание. В этот период у детей формируют равновесие, посадку, разучивают дыхательные упражнения. На основном этапе проводят собственно реабилитационные мероприятия.
Лошадь ведут в поводу, ребенка сажают на неподседланную лошадь с гуртом или без гурта. Сесть на лошадь и спуститься с лошади ребенку помогают, во время езды страхуют с двух сторон.
Посадка на лошадь является началом реабилитационных мероприятий и тесно связана с формированием равновесия и с дальнейшим переходом к активным движениям. Начальный подход к формированию равновесия строится следующим образом:
1. Изменение площади опоры: а) увеличение площади опоры; б) уменьшение площади опоры; в) дополнительная опора - плавающая рука. Эти упражнения важны для нормализации тонуса аксиальной мускулатуры, коррекции позы сидя, расширения двигательных возможностей в позе сидя на стоящей и двигающейся лошади.
2. Глазодвигательная гимнастика. Исходное положение (ИП) - сидя на лошади лицом вперед. На шагу по прямой: взгляд вверх, вправо, влево, вниз (не поворачивая головы); фиксация взгляда на стабильном и движущемся предмете. На шагу по кругу - то же. Эти упражнения важны для эмоциональной разрядки, коррекции вестибулярно-глазодвигательного взаимодействия, улучшения постуральной регуляции.
3. Упражнения сбивающего характера: а) неожиданное для ребенка изменение скорости движения лошади; б) воздействие со стороны инструктора. Эти упражнения важны для обучения ребенка отработке возмущающих воздействий в положении сидя на стоящей и движущейся лошади - важный шаг в формировании постуральной регуляции.
4. Упражнения с закрытыми глазами: а) движение шагом по изменяемому маршруту; б) движение со сменой аллюров. Эти упражнения важны для улучшения работы проприоцептивной и вестибулярной сенсорных систем, постуральной регуляции, эмоциональной разрядки.
5. Упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения: а) движение по прямой шагом; б) движения по серпантину шагом; в) отработка вольта (движение по кругу). Эти упражнения важны для улучшения работы проприоцептивной и вестибулярной сенсорных систем, постуральной регуляции, эмоциональной разрядки.
6. Сочетание всех упражнений с дыхательной гимнастикой. При формировании дыхательного стереотипа тщательно следят за правильным положением ребенка на лошади: спина прямая, надплечья опущены, так как дыхание и осанка тесно связаны, а осанка, в свою очередь, влияет на тип дыхания. Обучение нормальному дыханию сочетают с обучением правильному положению всех частей тела в разнообразных ИП: руки в стороны - вдох, опустили руки - выдох. Поворот головы и глаз в сторону - выдох, возвращение в прямое положение - вдох; подъем глаз вверх - вдох, возвращение в прямое положение - выдох. Во время всего занятия ребенка просят держать рот закрытым и дышать носом.
7. Упражнения с применением предметов при езде шагом (мячи разного диаметра, палки, гантели массой от 300 г до 1000 г, мягкие игрушки). Эти упражнения развивают манипулятивную деятельность рук, постуральную регуляцию в усложненных условиях.
8. На шагу по прямой предлагают ребенку кинуть мяч собаке. Повторяют упражнения на шагу по кругу. Этими упражнениями достигается: развитие манипулятивной деятельности рук, формирование зрительно-моторного взаимодействия, развитие взаимодействия ребенка с собакой, игровая деятельность.
9. Сидя на движущейся лошади, ребенка просят искать собаку, которая сопровождает лошадь: повороты глаз, головы, туловища влево, вправо. Упражнения направлены на сохранение равновесия в условиях движения глаз и головы, зрительно-вестибулярное взаимодействие, подавление шейно-тонических и вестибулотонических рефлексов, игровую деятельность.
10. Повторения ребенком звуков, издаваемых собакой. Инструктор дает собаке команду: «Голос», собака лает. Инструктор просит ребенка повторить как «разговаривает» собака, «поговорить с собакой». Упражнения выполняют на движущейся лошади. Упражнения направлены на развитие речи, развитие взаимодействия ребенка с собакой, игровую деятельность.
11. Ребенку предлагают давать собаке голосовые команды самому: «Голос», «Рядом», «Вперед», сидя на движущейся лошади и команды «Сидеть», «Лежать», сидя на стоящей лошади. Упражнения направлены на развитие речи, развитие взаимодействия ребенка с собакой, игровую деятельность.
12. Езда на шагу, удерживая в руке стакан с водой. Упражнение направлено на контроль распределения тонуса мышц, равновесия. В заключительной части занятий применяют упражнения: 17. «Объятие лошадки» (ИП - лежа на шее лошади, руки на шее животного). Через это упражнение строится доверие к лошади как к большому другу, партнеру, формируется контакт с лошадью, расслабление аксиальной мускулатуры.
18. Из ИП сидя на лошади задом наперед переход в ИП лежа на животе, езда в этом положении. В этом упражнении колебательные импульсы спины лошади прямо передаются на все части тела ребенка, достигается микромассаж, прогревание и расслабление всего тела.
19. «Мешок с мукой». Езда шагом. ИП лежа поперек спины лошади. Упражнение помогает найти равновесие в положении лежа, обеспечивает расслабление, микромассаж и прогревание всего тела.
20. «Слепая корова». Езда шагом с закрытыми глазами, лицом по ходу движения лошади и задом наперед. Это упражнение стимулирует проприоцептивное восприятие всего тела, развивает равновесие, приводит к глубокому расслаблению.
Сразу после выполнения упражнений ребенку предлагают покормить лошадь и собаку - выпрямление руки с раскрытием ладони. Упражнение формирует доверие к животным, взаимодействие с непосредственным контактом «лицом к морде».
Ребенка просят сказать животным: «До свидания» и ходить, акцентируя внимание на правильной постановке стоп, прямом положении туловища и ног для закрепления достигнутого эффекта.
Пример 1. Мария 5 лет. Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия.
До начала занятий у Марии наблюдалось состояние тревожности, эмоционального напряжения: девочка боялась контактировать с людьми, помимо членов семьи, бывать в незнакомых местах: плакала, отворачивалась к маме, прятала лицо. Сидела с дополнительной опорой спиной, руками о спинку и подлокотники кресла; могла стоять, не перекрещивая ноги, с поддержкой за подмышки; при ходьбе с поддержкой за две руки ноги согнутые в коленных и тазобедренных суставах, перекрещивались на уровне бедер. При стоянии и ходьбе ребенок опирался только на пальцы. В тазобедренных суставах - сгибательно-приводящие контрактуры, в коленных - сгибательные, эквинус стоп. Интеллект сохранен, развитие соответствует возрасту.
Мария занималась по описанному способу в течение 10 недель (20 занятий). На первых трех занятиях у Марии был страх при езде на лошади и вздрагивания при лае собаки. От занятия к занятию эти симптомы становились все менее выражены, затем полностью исчезли.
Девочка научилась удерживать позу сидя на лошади с прямой спиной без поддержки во время игры в мяч с собакой. Контрактуры в тазобедренных и коленных суставах уменьшились. Уменьшился эквинус стоп. При стоянии (кормление собаки и лошади) и ходьбе опирается на стопы, улучшилась координация движений, «ушел» перекрест ног. У Марии снизились тревожность, эмоциональное напряжение: она спокойно ездит в общественном транспорте, при контакте с посторонними людьми не прячет лицо, улыбается, подает руку.
Заключение. В результате курса совместной канис- и иппотерапии у ребенка уменьшились контрактуры, девочка научилась сидеть без дополнительной опоры спиной или предплечьями, выполнять из этого положения движения руками, повороты туловища, головы, глаз сидя (игра в мяч с собакой). Параллельно у Марии возросла сила мышц, улучшилась постуральная регуляция в положениях сидя, стоя, ходьба стала более устойчивой. Уменьшились тревожность и эмоциональное напряжение.
Пример 2. Владимир, 8 лет. Диагноз: РАС.
Владимир категорически отказывался контактировать с посторонними, категорически отказывался от пребывания в незнакомых местах: выйти с ним на прогулку, в магазин, проехать в общественном транспорте было невозможно. Ребенок давал бурные протестные реакции, не поддававшиеся коррекции воспитательными мерами. Соглашался перемещаться по городу только на собственной машине с мамой. Членораздельной речи не было. Не было игровой активности. Движения скованные, угловатые, нецеленаправленные, некоординированные. Походка неравномерная, без перекрестной координации. Нет дисциплины сфинктеров, ребенок в памперсе.
На момент начала занятий у Владимира было полевое поведение: он не обращал внимание на стоящих рядом лошадь и инструктора. Все внимание было на собаку, которая ходила вокруг лошади. Владимир категорически не хотел подниматься на пандус для посадки на лошадь, а бегал за собакой. Инструктор дал собаке команду: «вперед, на пандус» и Володя вбежал на пандус вслед за собакой, дал посадить себя на лошадь, но всегда следил за собакой во время езды. Просьбы бросить мяч в корзину Владимир игнорировал, а бросить мяч собаке исполнял, соглашался искать собаку, поворачивать для этого голову, туловище, повторять, «как говорит собака», подавать собаке команды голосом, стараясь отчетливо произносить слова.
Владимир занимался по описанному способу в течение 10 недель. Первые 2 занятия он поднимался на пандус только за собакой, исполнял команды, только связанные с собакой. Потом постепенно начал выполнять и другие команды, подавая команды собаке, старался повторять слова за инструктором, проговаривая их правильно, начал общаться с людьми: смотреть в лицо, в глаза инструктору, волонтерам, отвечать на их приветствия, прощаться.
По окончанию курса Владимир научился четко проговаривать слова, подавая собаке команды «Лови», «Дай лапу» повторяя за инструктором.
В результате курса совместной канис- и иппотерапии у ребенка появился глазной контакт, обращенная речь в виде односложных команд; появились навыки приветствия и прощания с людьми; появилась игровая активность. Улучшилась координация движений, что позволило мальчику расширить двигательные возможности, развивается межполушарное взаимодействие, о чем свидетельствует появление перекрестной координации при ходьбе, двуручного манипулирования с мячом в процессе игры. У ребенка выработалась дисциплина сфинктеров, что позволило снять с него памперс.
Заключение. В результате курса совместной канис- и иппотерапии у мальчика с РАС начали формироваться коммуникативные навыки, словесная речь, игровая активность, улучшилась координация движений, сформировалась дисциплина сфинктеров.
Пример 3. София 16 лет. Диагноз: ДЦП, двойная гемиплегия. Олигофрения.
На момент начала занятий самостоятельно не передвигалась, позу сидя удерживала недолго, с дополнительной опорой о спинку и подлокотники кресла, фиксацией головы к креслу-коляске. Отмечалось гектирование, рот был постоянно полуоткрыт, носовое дыхание затруднено, мелкая моторика отсутствовала: не держала ложку, ручку. Речь затруднена -сенсомоторная алалия. Сон неспокойный, прерывистый. Аппетит плохой. Стул нерегулярный.
София занималась по описанному способу в течение полугода. За это время она получила 3 курса совместной канис- и иппотерапии.
Первые занятия на лошадь вместе с Софией садился инструктор и поддерживал ее за плечи, формируя правильную посадку (прямую спину), сочетая с дыхательными упражнениями. На занятия одевали мягкий воротник Шанца. С Софией проговаривали кличку лошади и кличку собаки. Предлагали следить за собакой и подавать команды, брать и бросать мяч. София соглашалась «поиграть» с собакой: с удовольствием бросала мяч собаке поочередно левой и правой рукой, другие упражнения (дыхательную гимнастику, упражнения с предметами) делать отказывалась. К концу второго курса она, бросая мяч, четко проговаривала голосом: «Сиона, лови».
В результате трех курсов совместной канис- и иппотерапии у Софии увеличился объем движений, выросла сила мышц, улучшилась координация движений. Она стала удерживать позу сидя с прямой спиной в течение 5 минут на двигающейся лошади, следя за собакой. София научилась держать голову, что позволило снять воротник Шанца на время занятий и не фиксировать голову к креслу-коляске в быту. У нее улучшились осанка и дыхание, сформировался навык носового дыхания, что позволило улучшить фонацию. Появилась игровая активность, приступы гектирования стали реже. Улучшились сон и аппетит. Стул нормализовался.
Заключение. В результате курса совместной канис- и иппотерапии София научилась держать голову и спину сидя на шагающей лошади. Параллельно у нее увеличился объем движений в суставах конечностей, возросла сила мышц, сформировалось носовое дыхание, улучшилась речь, сформировалась игровая активность, нормализовался сон и работа внутренних органов.
Предлагаемый способ используется в Детско-юношеском конном центре «Фаворит», г. Новокузнецк в течение полугода. За это время прошли курс совместной канис- и иппотерапии 40 детей с ДЦП, 5 детей с РАС. Все дети улучшили осанку и походку, стали лучше говорить, освоили дисциплину сфинктеров и смогли избавиться от памперсов, научились дышать носом. Родители детей с РАС получили возможность возить их в общественном транспорте, брать детей с собой в магазин. Таким образом видно, что реализация предлагаемого способа совместной терапии повышает эффективность восстановительного лечения детей с патологией центральной нервной системы, повышает качество жизни таких детей.
Достоинства способа по сравнению с аналогами:
1. Способ позволяет включить в абилитационную работу все возможности детского организма.
2. Способ предусматривает курс из 20 процедур в течение 10 недель, чего достаточно для получения стойкого положительного эффекта.
3. Способ основан на взаимодействии ребенка с лошадью и собакой, что делает его доступным к использованию на всей территории страны в течение всего года.
4. Ребенок во время занятий активно формирует движения глаз, зрительно-моторное взаимодействие.
5. Ребенок совершает целенаправленные движения руками.
6. Способ формирует игровую деятельность.
7. Способ формирует речь.
8. Ребенок эмоционально вовлекается в процесс, что повышает эффективность восстановления поз и движений, обеспечивает эмоциональную стабильность, большую открытость миру, облегчает социализацию.
9. Проблема боязни или отсутствия контакта с одним из используемых в способе животных нивелируется переключением внимания ребенка на другое животное.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ иппотерапии больных детским церебральным параличом в условиях черноморского побережья | 2017 |
|
RU2651902C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2594432C1 |
СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2011 |
|
RU2469694C1 |
Способ применения иппотерапии для детей, больных церебральным параличом | 2018 |
|
RU2702729C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ | 2019 |
|
RU2723224C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАЗА И ПОЗВОНОЧНИКА У ДЕТЕЙ | 2008 |
|
RU2423095C2 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ЛЕГОЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ | 2014 |
|
RU2581514C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ МАЛОГО ТАЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2597139C1 |
МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА | 2016 |
|
RU2644823C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитации и неврологии, и может быть использовано для абилитации и реабилитации детей с неврологической патологией. Для этого проводят сеансы совместной иппо- и канистерапии, которые включают в себя адаптационный этап, основной и заключительный этапы. На адаптационном этапе, 1-2 занятия, дети знакомятся с инструктором, лошадью, отрабатывают посадку на лошадь и спешивание. Дополнительно адаптационный этап включает знакомство с собакой. На основном этапе последовательно выполняют упражнения, сидя на лошади, движущейся шагом: изменение площади опоры, глазодвигательная гимнастика, упражнения сбивающего характера, езда с закрытыми глазами, упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения, сочетание упражнений с дыхательной гимнастикой, упражнения с предметами. Дополнительно используют упражнения: при движении лошади шагом по прямой и по кругу предлагают ребенку кинуть мяч собаке, сидя на движущейся лошади, ребенка просят искать собаку, которая сопровождает лошадь, во время движения лошади повторение ребенком звуков, издаваемых собакой. Также предлагают ребенку давать собаке голосовые команды самому: «Голос», «Рядом», «Вперед», сидя на движущейся лошади, и команды «Сидеть», «Лежать», сидя на стоящей лошади, езда на шагу, удерживая в руке стакан с водой. На заключительном этапе выполняют упражнения на расслабление: лежа на шее лошади, обнять животное, езда шагом в положении лежа на животе вдоль и поперек тела лошади, езда шагом с закрытыми глазами. В конце занятия для закрепления достигнутого эффекта ребенку предлагают покормить лошадь и собаку - выпрямление руки с раскрытием ладони, и ходить, акцентируя внимание на правильной постановке стоп, прямом положении туловища и ног. При этом курс совместной иппо- и канистерапии состоит из 20 занятий кратностью 2 в неделю, продолжительностью от 30 до 60 минут. Способ обеспечивает эффективное восстановительное лечение детей с патологией центральной нервной системы за счет развития эмоционально-волевой сферы, постуральной регуляции, мануальных функций, речи, повышения качества жизни детей с патологией центральной нервной системы. 3 пр.
Способ совместной канис- и иппотерапии детей с патологией центральной нервной системы, включающий адаптационный этап, основной и заключительный, на адаптационном этапе дети знакомятся с инструктором, лошадью, отрабатывают посадку на лошадь и спешивание; на основном этапе последовательно выполняют упражнения, сидя на лошади, движущейся шагом: изменение площади опоры; глазодвигательная гимнастика; упражнения сбивающего характера; езда с закрытыми глазами; упражнения с постоянно изменяющимся маршрутом движения; сочетание упражнений с дыхательной гимнастикой; упражнения с предметами; на заключительном этапе выполняют упражнения на расслабление: лежа на шее лошади, обнять животное; езда шагом в положении лежа на животе вдоль и поперек тела лошади; езда шагом с закрытыми глазами; в конце занятия для закрепления достигнутого эффекта ребенку предлагают покормить лошадь и ходить, акцентируя внимание на правильной постановке стоп, прямом положении туловища и ног, отличающийся тем, что курс совместной иппо- и канистерапии состоит из 20 занятий кратностью 2 в неделю, продолжительностью от 30 до 60 минут; адаптационный этап 1-2 занятия дополнительно включает знакомство с собакой, на основном этапе дополнительно используют упражнения: при движении лошади шагом по прямой и по кругу предлагают ребенку кинуть мяч собаке; сидя на движущейся лошади, ребенка просят искать собаку, которая сопровождает лошадь; во время движения лошади повторение ребенком звуков, издаваемых собакой; ребенку предлагают давать собаке голосовые команды самому: «Голос», «Рядом», «Вперед», сидя на движущейся лошади, и команды «Сидеть», «Лежать», сидя на стоящей лошади; езда на шагу, удерживая в руке стакан с водой; на заключительном этапе ребенку предлагают покормить лошадь и собаку - выпрямление руки с раскрытием ладони.
Лечебная физическая культура для младенцев с патологией ЦНС: учебное пособие для СПО / под общ | |||
ред | |||
Н | |||
Г | |||
КОНОВАЛОВОЙ, 2-е издание | |||
М.: Юрайт, 2019, стр.169-180 | |||
СПОСОБ ИППОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2011 |
|
RU2469694C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2594432C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МОЩНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1993 |
|
RU2042817C1 |
РОГОВ О.С | |||
Методика физической реабилитации инвалидов со спастической формой детского церебрального |
Авторы
Даты
2022-05-13—Публикация
2020-10-12—Подача