Изобретение относится к медицине, а именно к способам активной вертикализации при неврологических нарушениях, и может быть использовано для реабилитации детей с иммобилизационным синдромом (ИС).
Активное применение вертикализации доказывает высокую эффективность в проведении реабилитационной терапии при самых различных неврологических нарушениях. Вертикализация позволяет эффективно улучшить и стабилизировать показатели сердечнососудистой системы, нормализовать процесс дыхания, улучшить подвижность мышц, активизировать работу и улучшить иннервацию опорно-двигательного аппарата. При этом вертикализация не только ускоряет процесс реабилитации, но и значительно снижает риск вторичных осложнений, связанных с длительной обездвиженностью пациента. Важным преимуществом вертикализации является то, что она дает возможность проводить интенсивную терапию уже на самых ранних стадиях реабилитации, позволяет своевременно активизировать функциональную перестройку центральной нервной системы. Кроме того, раннее начало реабилитации позволяет избежать психологических проблем, связанных с инсультом, травмой позвоночника, неврозов, социальной дезадаптации. Одной из наиболее часто решаемых проблем в процессе реабилитационных мероприятий является иммобилизационный синдром. Частота его развития у пациентов отделений реанимации с длительностью пребывания более 48 часов - 55-98%.
Известен способ пассивной вертикализации с помощью функциональной кровати. Пациента необходимо позиционировать лежа на спине. Пациент должен лежать симметрично. Нижние конечности по всей длине должны быть поддержаны подушками (подушки находятся и под паретичными, и под здоровыми конечностями). При необходимости паретичное плечо и ягодица могут быть поддержаны плоскими подушками. Под коленными суставами обязательно должен быть валик. Паретичная нога должна быть расположена без ротации. Нижние и верхние конечности не должны быть перекрещены. При положении пациента лежа на спине его голова должна располагаться по средней линии, шея не должна быть согнута. При желании пациента лежать выше, необходимо подкладывать подушки, захватывая область лопаток, или поднимать головной конец кровати. Недостатком данной вертикализации заключается в том, что все движения выполняются пассивно, без участия пациент. (Патент РФ 2231348 С1, МПК A61G 7/002, опубл. 27.06.2004)
Известен способ вертикализации, заключающийся в использовании тренажера Гросса. Тренажер Гросса представляет собой специализированный костюм, который снабжен эластичными тягами. (Патент РФ №1826890 от 10.02.2013). Ребенка помещают в специализированный костюм и проводят тренировку, инструктор регулирует нагрузку эмпирически. Недостатки данного способа заключается в том, что в связи с неадекватностью нагрузки у ребенка возникают болезненные ощущения в местах соприкосновения с костюмом, который усиливает гипертонус мышц. Кроме того, костюм трудоемок в использовании.
Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа активной вертикализации детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации.
Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности реабилитации за счет разработанного комплекса упражнений, оказывающего положительное воздействие на мышечноскелетный, полиорганный симптомокомплексы.
Поставленная задача решается тем, что с помощью методиста-реабилитолога ежедневно с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 7 упражнений направленных на снижение иммобилизационного синдрома и увеличение объема движения в суставах, продолжительностью 10-15 минут.
Способ осуществляют проведением комплекса лечебной гимнастики из 7 упражнений, выполняемых с ребенком с помощью методиста ежедневно, утром и днем продолжительностью 10-15 минут: 1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок лежит на спине, ноги выпрямлены, руки расположены вдоль туловища, поясничный отдел позвоночника плотно прижат к кровати, методист поднимает ноги ребенка под прямым углом к телу, сгибает их в коленях под прямым углом, а ступни ног располагает перпендикулярно полу, позу фиксируют 30 секунд, повторяют 5 раз; 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая нога выпрямлена, левая согнута в коленном суставе под прямым углом к телу, кисть правой руки под головой, левая рука, согнута в локтевом суставе с опорой на уровне груди, методист помогает ребенку поднять левую ногу, согнутую в коленном суставе под углом 90 градусов до положения, параллельно кровати, затем методист поднимает голову ребенка и разворачивает ее на 30 градусов вправо, позу фиксируют 30 секунд, повторяют по 5 раз с каждой стороны; 3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая нога согнута в тазобедренном и коленном суставах и подтянута коленом животу, правая рука выпрямлена под углом 90 градусов к туловищу, методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживает таз ребенка, помогает ему выпрямить опорную руку и сесть с опорой на две руки, позу фиксируют 30 секунд, повторяют по 5 раз с каждой стороны; 4 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь рукам на кисти и предплечья, локти разведены в стороны, затем ребенок выпрямляет руки, не отрывая таз от кровати, сгибает их в локтевых суставах и возвращается в исходное положение, повторяют 15 раз; 5 упражнение: и.п. - ребенок сидит на краю кровати с опорой на прямые руки на ширине плеч, колени разведены, пятки вместе и свешены с края кровати, ребенок выпрямляет правую ногу и свешивает ее с кровати, затем подтягивает ее, сгибая в коленном суставе, и возвращается в исходное положение, методист контролирует ось позвоночника, которая не должна смещаться относительно таза, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 6 упражнение: и.п. - ребенок стоит на коленях на полу перед кроватью, руками держится за кровать, с помощью методиста ребенок выставляет поочередно одну ногу назад в положение с опорой на пальцы ног, повторяют по 10 раз с каждой ногой; 7 упражнение: и.п. - ребенок стоит на левом колене, руками держится за кровать, при этом правая нога согнута в колене с опорой на стопу, с помощью методиста ребенок поднимается и встает на выпрямленные ноги, позу фиксируют 30 секунд и ребенок возвращается в исходное положение, повторяют по 10 раз с каждой ногой.
Клинический пример осуществления способа.
Больной. П. 15 лет, диагноз: Системный склероз неуточненный. Жалобы при поступлении: боль в области левого тазобедренного сустава, правого плечевого, ограничение подвижности, нарушение походки. С помощью методиста-реабилитогога ежедневно, утром и днем с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 7 упражнений продолжительностью 10-15 минут: 1 упражнение: исходное положение (и.п.) ребенок лежит на спине, ноги выпрямлены, руки расположены вдоль туловища, поясничный отдел позвоночника плотно прижат к кровати, методист поднимает ноги ребенка под прямым углом к телу, сгибает их в коленях под прямым углом, а ступни ног располагает перпендикулярно полу, позу фиксируют 30 секунд, повторяют 5 раз; 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая нога выпрямлена, левая согнута в коленном суставе под прямым углом к телу, кисть правой руки под головой, левая рука, согнута в локтевом суставе с опорой на уровне груди, методист помогает ребенку поднять левую ногу, согнутую в коленном суставе под углом 90 градусов до положения, параллельно кровати, затем методист поднимает голову ребенка и разворачивает ее на 30 градусов вправо, позу фиксируют 30 секунд, повторяют по 5 раз с каждой стороны; 3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая нога согнута в тазобедренном и коленном суставах и подтянута коленом животу, правая рука выпрямлена под углом 90 градусов к туловищу, методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживает таз ребенка, помогает ему выпрямить опорную руку и сесть с опорой на две руки, позу фиксируют 30 секунд, повторяют по 5 раз с каждой стороны; 4 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь рукам на кисти и предплечья, локти разведены в стороны, затем ребенок выпрямляет руки, не отрывая таз от кровати, сгибает их в локтевых суставах и возвращается в исходное положение, повторяют 15 раз; 5 упражнение: и.п. - ребенок сидит на краю кровати с опорой на прямые руки на ширине плеч, колени разведены, пятки вместе и свешены с края кровати, ребенок выпрямляет правую ногу и свешивает ее с кровати, затем подтягивает ее, сгибая в коленном суставе, и возвращается в исходное положение, методист контролирует ось позвоночника, которая не должна смещаться относительно таза, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 6 упражнение: и.п. - ребенок стоит на коленях на полу перед кроватью, руками держится за кровать, с помощью методиста ребенок выставляет поочередно одну ногу назад в положение с опорой на пальцы ног, повторяют по 10 раз с каждой ногой; 7 упражнение: и.п. - ребенок стоит на левом колене, руками держится за кровать, при этом правая нога согнута в колене с опорой на стопу, с помощью методиста ребенок поднимается и встает на выпрямленные ноги, позу фиксируют 30 секунд и ребенок возвращается в исходное положение, повторяют по 10 раз с каждой ногой.
В результате лечения у ребенка значительно уменьшились боли в области правого плечевого и тазобедренных суставах. Снизилось проявление иммобилизационного синдрома. Укрепился мышечный корсет и увеличился объем движения в суставах.
Способ помогает снизить проявление иммобилизационного синдрома, позволяет реализовать активизацию пациента в максимально короткий срок. Позволяет увеличить мышечную силу, массу и толерантность к нагрузкам, снизить риск компрессионных переломов позвонков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни | 2020 |
|
RU2726464C1 |
Способ лечения миофасциального синдрома у детей при патологии опорно-двигательной системы | 2020 |
|
RU2740854C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2018 |
|
RU2698215C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
Способ снижения болевого синдрома при сколиозе у детей с несовершенным остеогенезом | 2020 |
|
RU2726466C1 |
Способ проведения эвакуации бронхиального секрета у детей с воспалительными заболеваниями дыхательных путей | 2022 |
|
RU2789264C1 |
Способ коррекции асимметричного положения головы при врожденной мышечной кривошее у детей от полутора до шести месяцев жизни | 2022 |
|
RU2787922C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к способам активной вертикализации при неврологических нарушениях, и может быть использовано для реабилитации детей с иммобилизационным синдромом. Для этого методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс упражнений. 1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, ноги выпрямлены, руки расположены вдоль туловища, поясничный отдел позвоночника прижат к кровати, методист поднимает ноги ребенка под прямым углом, сгибает их в коленях, а ступни ног располагает перпендикулярно полу, удерживает в этом положении 30 секунд, повторить 5 раз. 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая нога выпрямлена, левая согнута в коленном суставе под прямым углом, кисть правой руки под головой, левая рука, согнута в локтевом суставе с опорой на уровне груди, методист помогает ребенку поднять левую ногу, согнутую в коленном суставе под углом 90 градусов до положения, параллельно кровати, поднимает голову ребенка и разворачивает ее на 30 градусов вправо, удерживает 30 секунд, повторить 5 раз, затем повторяют с другой ногой. 3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая нога согнута в колене и подтянута к животу, правая рука выпрямлена под углом 90 градусов к туловищу, методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживает таз ребенка и помогает ему выпрямить опорную руку и сесть с опорой на две руки, удерживает 30 секунд, повторить 5 раз, затем повторяют с другой ногой. 4 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь рукам на кисти и предплечья, локти разведены в стороны. Далее ребенок выпрямляет руки, не отрывая таз от кровати и возвращается в исходное положение, повторить 15 раз. 5 упражнение: и.п. - ребенок сидит на краю кровати с опорой на прямые руки на ширине плеч, колени разведены, пятки вместе и свешены с края кровати, выпрямляет правую ногу и свешивает ее с кровати, подтягивает ее, сгибая в коленном суставе и возвращается в исходное положение. При этом ось позвоночника не должна смещаться относительно таза, повторить 15 раз, затем повторяют упражнение с другой ногой. 6 упражнение: и.п. - ребенок стоит на коленях на полу перед кроватью, руками держится за кровать, с помощью методиста выставляет одну ногу назад в положение опоры на пальцы ног, повторяют по 10 раз на каждую ногу. 7 упражнение: и.п. - ребенок стоит на левом колене, руками держится за кровать, при этом правая нога согнута в колене с опорой на стопу, с помощью методиста ребенок поднимается и встает на выпрямленные ноги, удерживаясь в этом положении 30 секунд, затем возвращается в исходное положение, повторить 10 раз. с каждой ногой. Способ помогает снизить проявление иммобилизационного синдрома, позволяет реализовать активизацию пациента в максимально короткий срок. 1 пр.
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации с воздействием на мышечноскелетный, полиорганный симптомокомплексы. отличающийся тем, что с помощью методиста-реабилитогога ежедневно, утром и днем с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 7 упражнений продолжительностью 10-15 минут: 1 упражнение: исходное положение - и.п.: ребенок лежит на спине, ноги выпрямлены, руки расположены вдоль туловища, поясничный отдел позвоночника плотно прижат к кровати, методист поднимает ноги ребенка под прямым углом к телу, сгибает их в коленях под прямым углом, а ступни ног располагает перпендикулярно полу, позу фиксируют 30 секунд, повторяют 5 раз; 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая нога выпрямлена, левая согнута в коленном суставе под прямым углом к телу, кисть правой руки под головой, левая рука, согнута в локтевом суставе с опорой на уровне груди, методист помогает ребенку поднять левую ногу, согнутую в коленном суставе под углом 90 градусов до положения, параллельно кровати, затем методист поднимает голову ребенка и разворачивает ее на 30 градусов вправо, позу фиксируют 30 секунд, повторяют по 5 раз с каждой стороны; 3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая нога согнута в тазобедренном и коленном суставах и подтянута коленом животу, правая рука выпрямлена под углом 90 градусов к туловищу, методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживает таз ребенка, помогает ему выпрямить опорную руку и сесть с опорой на две руки, позу фиксируют 30 секунд, повторяют по 5 раз с каждой стороны; 4 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь рукам на кисти и предплечья, локти разведены в стороны, затем ребенок выпрямляет руки, не отрывая таз от кровати, сгибает их в локтевых суставах и возвращается в исходное положение, повторяют 15 раз; 5 упражнение: и.п. - ребенок сидит на краю кровати с опорой на прямые руки на ширине плеч, колени разведены, пятки вместе и свешены с края кровати, ребенок выпрямляет правую ногу и свешивает ее с кровати, затем подтягивает ее, сгибая в коленном суставе, и возвращается в исходное положение, методист контролирует ось позвоночника, которая не должна смещаться относительно таза, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 6 упражнение: и.п. - ребенок стоит на коленях на полу перед кроватью, руками держится за кровать, с помощью методиста ребенок выставляет поочередно одну ногу назад в положение с опорой на пальцы ног, повторяют по 10 раз с каждой ногой; 7 упражнение: и.п. - ребенок стоит на левом колене, руками держится за кровать, при этом правая нога согнута в колене с опорой на стопу, с помощью методиста ребенок поднимается и встает на выпрямленные ноги, позу фиксируют 30 секунд и ребенок возвращается в исходное положение, повторяют по 10 раз с каждой ногой.
Авторы
Даты
2020-07-14—Публикация
2020-02-03—Подача