Изобретение относится к области диагностирования технического состояния газотурбинных двигателей и может быть использовано для обеспечения безопасной эксплуатации двигателей на летательных аппаратах.
Известны случаи разрушения дисков роторов авиационных газотурбинных двигателей от малоцикловой усталости при циклической нагрузке, возникающей при выходе двигателя на максимальные рабочие обороты. Малоцикловая усталость часто определяет ресурс двигателя в связи с многократным повторением циклов выхода на рабочие режимы и останова (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов, Сопротивление материалов, М., Наука, 1986, с. 102).
Несмотря на то, что процесс развития трещины от момента ее зарождения до разрушения диска из-за больших промежутков времени между циклами нагружения длительный, однако наличие трещины в настоящее время можно определить только на разобранном двигателе, что связано с большими затратами материальных и трудовых ресурсов и времени. Из-за этого иногда не удается предотвратить разрушение диска и, как следствие, летательного аппарата.
Поэтому разработка эффективного способа диагностирования развития трещины от малоцикловой усталости в дисках при циклической работе газотурбинного двигателя, установленного на летательном аппарате или на испытательном стенде, чрезвычайно актуальна.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ диагностирования возникновения трещины в диске от малоцикловой усталости при циклической нагрузке по изменению вибросостояния двигателя (см., например, И.Н. Долгополов и др., Формирование перечня мероприятий по исследованиям и испытаниям диска турбины высокого давления с целью внедрения диагностики его технического состояния. Отчет о научно-исследовательской работе, М., ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», 2013). Однако из-за ничтожно малого изменения инерционно-массовых свойств ротора двигателя при возникновении трещины в диске изменение виброхарактеристики двигателя очень незначительно и выявить информативный вибродиагностический признак практически невозможно даже при испытании двигателя на стенде.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание способа диагностики образования и развития трещины в диске по импульсу энергии, выделяемой при образовании и ступенчатом развитии трещины, проявляющемуся в виде кратковременного колебания, фиксируемого на корпусе двигателя датчиком линейного перемещения (см., например, Вибрации в технике, Справочник, М., Машиностроение, 1981, т. 5, с. 135).
Поставленная задача достигается за счет того, что при выходе на рабочие режимы в рабочем цикле двигателя пропорционально квадрату оборотов ротора увеличиваются напряжения растяжения в диске и накапливается энергия. Так как во всяком металле и детали имеются несплошности и нарушения микроструктуры, а также концентраторы напряжений и др. предпосылки для зарождения трещин (см., например, И.А. Биргер, Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иосилевич, Расчет на прочность деталей машин, Справочник, М., Машиностроение, 1979, с. 29), то когда в таких местах напряжения достигают предела упругости, там возникают микротрещины. Эти микротрещины, развиваясь и соединяясь под действием циклической нагрузки, с наработкой сливаются воедино и образуют магистральную трещину, которая при циклическом нагружении диска развивается ступенчато (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов, Сопротивление материалов, М., Наука, 1986, с. 13, рис. 1.7). Так как время образования очередной ступеньки в трещине составляет лишь несколько микросекунд (см., например, В.З. Партон, В.Г. Борисковский, Динамика хрупкого разрушения, М., Машиностроение, 1988, с. 153), то ступенчатое развитие трещины сопровождается практически мгновенным высвобождением значительной накопленной энергии и кратковременным колебанием ротора, через опоры ротора передаваемым на корпус.
Можно рассчитать величину высвобождаемой при развитии трещины энергии, отнесенной к единице времени, по формуле:
W=F·V, где
F - сила, действующая в плоскости диска и вызывающая развитие трещины.
F=t·l·σb, где
t - ширина очередной «ступеньки» развивающейся трещины;
l - длина вновь образовавшейся «ступеньки»;
σb - предел прочности материала диска;
V - скорость развития трещины.
Этот сопровождаемый колебанием корпуса двигателя всплеск энергии при выходе оборотов ротора на максимальный рабочий режим может быть использован как диагностический признак образования и развития трещины, который можно зафиксировать датчиком линейного перемещения, установленным на корпусе двигателя.
Импульс энергии, высвобождаемой при возникновении и развитии трещины в диске, вызывает собственные быстро затухающие колебания массы ротора на опорах, которые в реальном двигателе имеют упругость, а также способность к рассеянию и поглощению энергии колебаний ротора.
Частоту собственных колебаний можно определить расчетным путем (см., например, И.А. Биргер, Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иосилевич, Расчет на прочность деталей машин, Справочник, М, Машиностроение, 1979, с. 418). В зависимости от типа применяемой виброаппаратуры будут зарегистрированы при выходе двигателя на максимальные рабочие обороты (момент возникновения и развития трещины от малоцикловой усталости) или быстро затухающие колебания с собственной частотой, или кратковременное повышение уровня вибрации.
Способ реализуется следующим образом. На корпусе двигателя с диском, не имеющем трещины, всплеск высвобождаемой энергии при выходе двигателя на максимальный рабочий режим отсутствует, т.к. нет развития трещины. Поэтому импульсный сигнал с датчика линейного перемещения, установленного на корпусе двигателя, также отсутствует. При образовании и ступенчатом развитии магистральной трещины в диске при циклическом выходе двигателя на максимальный рабочий режим датчик линейного перемещения выдаст соответствующий сигнал, который является диагностическим признаком наличия трещины в диске. Так как процесс развития трещины от зарождения до разрушения диска относительно длительный (см., например, Н.В. Туманов и др., Исследование развития трещин малоцикловой усталости при сложных циклах нагружения применительно к диску турбины высокого давления. Отчет о научно-исследовательской работе, М., ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», 2013), то можно экспериментально-расчетным путем установить необходимую периодичность диагностирования и приурочить, например, к работам по техническому обслуживанию двигателя или летательного аппарата. Можно также использовать этот способ для диагностирования состояния диска при стендовых испытаниях двигателя.
При продолжении эксплуатации двигателя с диском с уже образовавшейся трещиной, трещина развивается вглубь и в длину, в результате чего импульс высвобождаемой при этом энергии тоже увеличивается. Соответственно увеличивается и сигнал с датчика. Величина сигнала является диагностическим признаком степени поврежденности диска.
Новым в изобретении является то, что в качестве диагностического признака используется сигнал с датчика перемещений, связанный с импульсом энергии, выделяемой при возникновении и развитии трещины в диске при циклическом нагружении.
Для выявления связи между развитием трещины и циклами выхода двигателя на рабочие обороты (полетные циклы), а также между развитием трещины и импульсным сигналом с датчика перемещений могут быть использованы экспериментальные исследования диска с уже выявленной трещиной на разгонном стенде, имитирующем выходы диска на рабочие режимы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ повышения эффективности диагностики дисков авиационных газотурбинных двигателей | 2016 |
|
RU2623856C1 |
Способ определения предельно допустимых значений вибросигналов корпуса газотурбинного двигателя с диском с трещиной | 2017 |
|
RU2702951C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДИСКОВ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2021 |
|
RU2760895C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ | 2018 |
|
RU2696523C1 |
СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2373508C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ УСТАЛОСТНОГО РАЗРУШЕНИЯ НА ОСНОВЕ МАГНИТОУПРУГОСТИ | 2007 |
|
RU2353909C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ | 2020 |
|
RU2742321C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ ДЕФОРМИРУЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА | 2014 |
|
RU2571674C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЛОПАТКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2317420C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРИОДИЧНОСТИ КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ | 2014 |
|
RU2618145C2 |
Способ диагностирования образования и развития трещины в диске работающего авиационного газотурбинного двигателя, который реализуется регистрацией сигнала с датчика линейного перемещения, установленного на корпусе двигателя и фиксирующего кратковременное колебание корпуса из-за импульсного высвобождения энергии при образовании и ступенчатом развитии трещины при выходе двигателя на максимальные обороты в рабочем цикле. Изобретение позволяет определять появление и развитие трещины в диске, а также степень поврежденности диска без разборки двигателя и предотвращать разрушение диска. 1 з.п. ф-лы.
1. Способ диагностирования образования и развития трещины в диске авиационного газотурбинного двигателя от нагрузки при выходе на максимальные обороты в рабочем цикле, отличающийся тем, что датчиком линейного перемещения, установленным на корпусе двигателя, регистрируется кратковременное колебание, вызванное импульсом высвобождаемой при образовании и ступенчатом развитии трещины энергии.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что измеряется также величина сигнала с датчика, характеризующая степень поврежденности диска.
ДОЛГОПОЛОВ И.Н | |||
и др | |||
Формирование перечня мероприятий по исследованиям и испытаниям диска турбины высокого давления с целью внедрения диагностики его технического состояния, Отчет о научно-исследовательской работе, Москва, ФГУП "ЦИАМ им | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ | 2010 |
|
RU2439527C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2379645C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2389998C1 |
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕТАЛИ | 2009 |
|
RU2518288C2 |
US20070122026A1,31.05.2007 | |||
EP1619489B1?19.03.2008. |
Авторы
Даты
2015-12-20—Публикация
2014-07-28—Подача