СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДИСКОВ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2021 года по МПК B23P9/00 

Описание патента на изобретение RU2760895C1

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к способам восстановления циклической долговечности и увеличения ресурса диска.

Известны случаи разрушения дисков роторов авиационных газотурбинных двигателей от малоцикловой усталости (МЦУ) в результате циклической нагрузки, возникающей при выходе двигателя на максимальные рабочие обороты. Возникновению и развитию МЦУ способствуют концентраторы напряжений в виде рисок от грубой обработки поверхности диска, например, при точении от скола резца при ударе по отверстиям для подвода охлаждающего воздуха к лопаткам. Из-за МЦУ в зоне потенциального разрушения в поверхностном слое металла под ободом диска происходит накопление пластичных деформаций и ослабление упругих свойств и, как следствие, зарождение множественных развивающихся в результате многократного приложения циклической нагрузки микротрещин, являющихся концентраторами напряжений, а поверхностный слой металла в этой зоне теряет способность сопротивляться воздействию циклических нагрузок. Часто именно МЦУ определяет ресурс двигателя в связи с многократным повторением циклов выхода на рабочие режимы (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов, Сопротивление материалов, М., Наука, 1986, с. 103).

При значительных циклических наработках дисков, однако значительно меньших подтвержденного расчетами на циклическую долговечность и испытаниями ресурса, наличие зародившихся под действием МЦУ множественных постепенно развивающихся и сливающихся микротрещин становится причиной появления магистральной трещины, приводящей к разрушению диска.

Чтобы предотвратить разрушение дисков и двигателей, приходится ограничивать ресурс дисков, когда ресурс двигателей еще не выработан. Это ведет к большим затратам, связанным с изготовлением дополнительных дисков.

Настоящее изобретение направлено на решение задачи повышения надежности, циклической долговечности и продления ресурса дисков газотурбинных двигателей.

Известны Способ диагностирования образования и развития трещины в дисках авиационного газотурбинного двигателя при циклической нагрузке, (RU №2570938) и Способ повышения эффективности диагностики дисков авиационных газотурбинных двигателей, (RU №2623856). Эти способы повышают надежность эксплуатации двигателей, но не решают задачу восстановления работоспособности и циклической долговечности дисков авиационных газотурбинных двигателей.

Для восстановления работоспособности дисков осуществляют снятие дефектного слоя с последующим полированием и упрочнением обработанной поверхности в потенциально опасной зоне диска. В результате не только устраняются множественные концентраторы напряжений, но и существенно повышаются качество поверхности и способность сопротивления образованию трещин и, как следствие, циклическая долговечность диска восстанавливается (см., например, П.И. Орлов Основы конструирования, справочно-методическое пособие, М., Машиностроение, 1988, т. 1, с. 222).

Известен Способ восстановления лопаток газотурбинных двигателей (SU 793742) при котором глубину дефектного слоя металла, подлежащего съему, определяют эмпирически, по результатам циклических испытаний восстановленных лопаток.

Недостатком указанного способа является необходимость проведения повторных испытаний на циклическую долговечность и повторных съемов металла для окончательного удаления микротрещин.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, увеличение надежности, циклической долговечности и ресурса дисков газотурбинных двигателей.

Технический результат состоит в снижении затрат на обслуживание и эксплуатацию газотурбинных двигателей за счет повышения эффективности способов диагностирования дисков и восстановления работоспособности дисков до заданного ресурса.

Поставленная задача решается тем, что предлагается способ восстановления работоспособности дисков, включающий определение глубины подлежащего удалению слоя с микротрещинами в потенциально опасной зоне диска, снятие дефектного слоя металла с множественными микротрещинами, полирование и затем упрочнение обработанной поверхности микрошариками, отличающийся тем что определение глубины подлежащего удалению слоя осуществляется на основе данных фрактографического исследования образцов, вырезанных из дисков с близкой по величине наработкой.

Используя при назначении глубины шлифования замеренное в результате фрактографического исследования образцов дисков с близкой по величине наработкой значение глубины утратившего под действием МЦУ упругие свойства слоя с микротрещинами (см., например, Е.Н. Каблов Отчет «Исследование причин разрушения в эксплуатации дисков ТВД из сплава 741НП с изделия 88 с наработкой около 1300 часов», ВИАМ, 2007) и осуществляя последующее полирование и упрочнение обработанной поверхности в потенциально опасной зоне диска не только устраняют множественные концентраторы напряжений, но и существенно повышают качество поверхности и способность сопротивления образованию трещин. Как следствие, циклическая долговечность диска восстанавливается и восстановленные диски годны для продолжения использования на двигателе.

Для обоснования и подтверждения возможности и целесообразности применения этого способа для восстановления работоспособности дисков используем свойства полигональной кривой выносливости (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов, Сопротивление материалов, М., Наука, 1986, с.с. 95, 96).

Зависимость между напряжением и количеством циклов до разрушения:

σαm⋅N=C

или

где

σα - напряжение в цикле нагружения;

m - показатель наклона полигональной кривой усталости, m=4…8.

N - количество циклов нагружения;

σ-1 - предел выносливости металла диска;

N0 - число циклов, соответствующее пределу выносливости.

В результате снятия дефектного слоя металла в потенциально опасной зоне под ободом диска расчетные напряжения от действия центробежных сил увеличатся, а так как диск в этой зоне может иметь концентраторы напряжений, например, риски от механической обработки, то формула (1) будет иметь вид:

где

Kσ - коэффициент концентрации напряжений;

b - толщина диска в обрабатываемой зоне;

t - глубина удаляемого слоя металла.

Снятие поверхностного слоя металла шлифованием с последующими полированием и затем упрочнением микрошариками существенно улучшает чистоту поверхности в обработанной зоне и качество поверхностного слоя металла (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов, Сопротивление материалов, М., Наука, 1986, с. 98), что повышает предел выносливости. С учетом этого формула (2) будет иметь вид:

где

β - коэффициент влияния поверхностного слоя на выносливость металла.

Учитывая переход от диска с низким качеством чистоты поверхности к шлифованной с последующим полированием и упрочнением полированной поверхности микрошариками, можно определить интегральный коэффициент, характеризующий поверхность диска в обработанной зоне:

где

βП=1 - коэффициент шероховатости полированной поверхности;

βТ=0,6…0,9 - коэффициент шероховатости точеной поверхности;

βУП=1,1…1,4 - коэффициент упрочнения поверхности.

Используя формулу (3), с учетом, что σα, N0, σ-1 и Kσ неизменны, а изменяются только величины b, t и β, можно рассчитать значение циклической долговечности доработанного диска N. При этом, не требуется проводить повторные испытания обработанных дисков на циклическую долговечность.

Например, для диска турбины высокого давления газотурбинного двигателя при исходной толщине полотна диска b=15,3 мм определенная при фрактографическом исследовании диска с большой наработкой глубина зоны многоочагового зарождения трещины ≤0,17 мм. Принимая среднее значение коэффициента шероховатости поверхности диска после токарной обработки, минимальное значение коэффициента упрочнения металла в обработанной зоне и коэффициент наклона полигональной кривой m=5 определяем, что при t=0,3+0,17=0,47 мм, где ~0,3 мм - глубина рисок от режущего инструмента, гарантированная циклическая долговечность доработанного диска N может быть увеличена не менее чем в 2,5 раза по сравнению с диском с грубо обработанной поверхностью под ободом диска с рисками от точения, определяемыми визуально.

Таким образом, использование фрактографических данных позволяет определить параметры восстановления дисков, обеспечивающие их безаварийную эксплуатацию в течение назначенного ресурса и повысить эффективность обслуживания и эксплуатации газотурбинных двигателей за счет снижения затрат на диагностику и восстановление циклической долговечности дисков до заданного ресурса.

Похожие патенты RU2760895C1

название год авторы номер документа
Способ определения предельно допустимых значений вибросигналов корпуса газотурбинного двигателя с диском с трещиной 2017
  • Панов Владимир Анатольевич
  • Семериков Андрей Васильевич
  • Хрущёв Геннадий Геннадьевич
  • Чистотин Владимир Петрович
RU2702951C2
СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Портер Александр Маркович
  • Кузменко Михаил Леонидович
  • Матвеенко Георгий Петрович
RU2373508C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗРУШЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ В ЗОНАХ КОНЦЕНТРАЦИИ МЕХАНИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ 2008
  • Шестаков Сергей Дмитриевич
  • Городищенский Павел Анатольевич
  • Лященко Алексей Вадимович
RU2378558C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРЕЩИНЫ В ДИСКАХ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЦИКЛИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ 2014
  • Громов Алексей Николаевич
  • Панов Владимир Анатольевич
  • Страшелюк Вячеслав Алексеевич
  • Чистотин Владимир Петрович
RU2570938C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЛОПАТОК ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ 2009
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Бронштейн Лев Семенович
  • Селиванов Константин Сергеевич
  • Новиков Антон Владимирович
  • Глацунов Сергей Владимирович
RU2420385C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ НА ЛОПАТКИ БЛИСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ИЗ ТИТАНОВОГО СПЛАВА ОТ ПЫЛЕАБРАЗИВНОЙ ЭРОЗИИ 2017
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Дыбленко Юрий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Гонтюрев Василий Андреевич
  • Олейник Алексей Валерьевич
  • Гумеров Александр Витальевич
  • Гордеев Вячеслав Юрьевич
  • Селиванов Константин Сергеевич
RU2677041C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЕРА ЛОПАТКИ ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Новиков Антон Владимирович
  • Селиванов Константин Сергеевич
RU2440877C2
СПОСОБ РЕМОНТА ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1996
  • Нусберг Р.Ю.
  • Винокуров В.И.
  • Тубанов В.Н.
  • Карасев В.П.
  • Фокин Е.А.
  • Царев В.И.
RU2094200C1
СПОСОБ РЕМОНТА ЛОПАТОК ИЗ ЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ 2006
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Лисянский Александр Степанович
  • Седов Виктор Викторович
  • Павлинич Сергей Петрович
  • Рева Александр Владимирович
  • Глацунов Сергей Владимирович
  • Дыбленко Юрий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Селиванов Константин Сергеевич
  • Мингажев Аскар Джамилевич
RU2353496C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЛОПАТОК ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ 2009
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Селиванов Константин Сергеевич
  • Новиков Антон Владимирович
  • Измайлова Наиля Федоровна
  • Мингажева Алиса Аскаровна
  • Дыбленко Михаил Юрьевич
  • Тарасюк Иван Васильевич
RU2424887C2

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДИСКОВ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к способу восстановления циклической долговечности и увеличения ресурса диска. Способ включает определение глубины подлежащего удалению слоя с микротрещинами в потенциально опасной зоне диска, снятие дефектного слоя металла с множественными микротрещинами, полирование и затем упрочнение обработанной поверхности микрошариками, при этом определение глубины подлежащего удалению слоя осуществляют на основе данных о значении глубины слоя с микротрещинами, замеренного в результате фрактографического исследования образцов, вырезанных из дисков с близкой по величине наработкой. Обеспечивается снижение затрат на обслуживание и эксплуатацию газотурбинных двигателей за счет повышения эффективности диагностирования дисков и восстановления работоспособности дисков до заданного ресурса.

Формула изобретения RU 2 760 895 C1

Способ восстановления работоспособности дисков авиационных газотурбинных двигателей, включающий определение глубины подлежащего удалению слоя с микротрещинами в потенциально опасной зоне диска, снятие дефектного слоя металла с множественными микротрещинами, полирование и затем упрочнение обработанной поверхности микрошариками, отличающийся тем, что определение глубины подлежащего удалению слоя осуществляют на основе данных о значении глубины слоя с микротрещинами, замеренного в результате фрактографического исследования образцов, вырезанных из дисков с близкой по величине наработкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2760895C1

Способ восстановления лопатокгАзОТуРбиННыХ дВигАТЕлЕй 1977
  • Волков Владимир Иосифович
  • Сидоров Николай Филиппович
  • Сурай Павел Яковлевич
  • Цейтлин Вольф Иосифович
SU793742A1
RU 2016106981 A, 31.08.2017
Способ определения циклической долговечности вращающейся детали 2018
  • Серветник Антон Николаевич
  • Шадрин Дмитрий Владимирович
RU2685438C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОМПРЕССОРНЫХ ЛОПАТОК ТУРБИННЫХ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ 2005
  • Тарасенко Юрий Павлович
  • Царева Ирина Николаевна
  • Леванов Юрий Константинович
  • Сорокин Вячеслав Александрович
  • Щеголев Игорь Львович
RU2343061C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЛОПАТОК ИЗ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ 2007
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Рева Александр Владимирович
  • Глацунов Сергей Владимирович
  • Павлинич Сергей Петрович
  • Селиванов Константин Сергеевич
  • Новиков Антон Владимирович
RU2354521C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЕРА ЛОПАТКИ ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Новиков Антон Владимирович
  • Селиванов Константин Сергеевич
RU2440877C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН 2009
  • Смыслов Анатолий Михайлович
  • Смыслова Марина Константиновна
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Селиванов Константин Сергеевич
  • Новиков Антон Владимирович
  • Тарасюк Иван Васильевич
  • Кишалов Евгений Александрович
RU2420383C2
US 7204153 B2, 17.04.2007
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИБЕНЗОКСАЗИНДИОНОВ 0
SU276404A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСАДКИ ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА НА ВОЛНЕНИИ 1996
  • Алексеев С.В.
  • Абатуров С.Б.
  • Вакс А.И.
  • Куров Б.Н.
RU2111889C1

RU 2 760 895 C1

Авторы

Коцюбинский Сергей Вадимович

Чистотин Владимир Петрович

Даты

2021-12-01Публикация

2021-03-10Подача