СПОСОБ ТЕСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ БЕРЕМЕННОЙ Российский патент 2015 года по МПК A61B5/16 A61M21/00 

Описание патента на изобретение RU2572164C1

Способ тестирования состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной.

Изобретение относится к области медицины, в частности к психологическому обследованию состояния эмоционально-мотивационной сферы беременных, и может быть использовано для раннего выявления у беременных женщин уже имеющихся нервно-психических расстройств, для выявления беременных женщин, предрасположенных к их возникновению, а также для профилактики осложнений беременности и родов.

Известен способ психологического обследования беременных с целью выявления личностных реакций здоровых женщин на физиологически протекающую беременность (диссертация к.м.н. Кочневой М.А. "Особенности и роль психологических реакций беременных женщин в развитии осложнений беременности и родов", С.-Петербург, 1992, 155 с.).

Недостаток данного способа заключается в трудоемкости стандартизованных методик психологического обследования как для пациенток, так и для психолога. Кроме того, способ основан на экспресс-методике, в соответствии с которой определяют психологическое состояние и самочувствие женщины по сравнению со своим обычным, а не по отношению к объективным критериям. Все это лишает способ основного фактора - объективности, а следовательно, снижает его достоверность.

Более простым по сравнению с вышеизложенным и наиболее близким к предлагаемому является широко используемый тест отношения беременной Добрякова (ТОБ Добрякова).

Возникновение у женщины беременности сопровождается существенными изменениями в ее организме и психике, направленными на сохранение и вынашивание ребенка. Эти процессы получили название гестационной доминанты (от лат.gestatio - беременность, dominans - господствующий).

Гестационная доминанта состоит из двух компонентов: физиологического, обусловленного физиологическими изменениями, происходящими в организме женщины в связи с беременностью, и психологического, обусловленного особенностью связанных с беременностью изменений личности женщины, ее психических функций (Добряков И.В. «Разработка и валидизация методики определения особенностей психологического компонента гестационной доминанты». Журнал «Психологическое здоровье», 2011, №7, с. 42-47).

Тест отношения беременной Добрякова используют для определения особенностей психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Тест состоит из трех блоков утверждений, отражающих состояние беременной женщины. Каждый блок содержит три раздела, в каждом из которых содержится по пять утверждений. Блок «А» отражает состояние женщины к себе беременной; блок «Б» - отношение женщины в формирующейся системе «мать - дитя»; блок «В» - отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих. В соответствии с тестом беременной женщине предлагают отметить номер одного из пяти утверждений, представленных в блоках, наиболее полно отражающий ее состояние. Считают определяющим тот вариант, по которому в результате тестирования набрано 6 и более баллов (Добряков И.В. «Разработка и валидизация методики определения особенностей психологического компонента гестационной доминанты». Журнал «Психологическое здоровье», 2011, №7, с. 42-47).

Недостаток ТОБ Добрякова состоит в следующем. Одним из требований, которым должен удовлетворять каждый тест, является объективность психологического теста. Одним из условий, которое позволяет добиться объективности психологического теста, является единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов. Выполнение этого условия является одним из этапов стандартизации психологического теста, который учитывает влияния

ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. При этом одной из важных переменных является состояние испытуемого (усталость, перенапряжение, депрессия и т.д.) (Белова О.В. «Общая психодиагностика», Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996).

Тест Добрякова не содержит тестовых заданий, ответы на которые характеризуют состояние беременной женщины перед тестированием, а именно усталость, перенапряжение, недомогание и т.п. Беременная женщина в таком состоянии неадекватна, что отражается на выборе ее ответов на вопросы теста. В результате нарушается единообразие процедуры проведения теста, снижается достоверность результатов сравнения с нормой, а следовательно, снижается достоверность полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины. Это может привести к неправильным действиям медицинских работников и привести к формированию у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, то есть связанного с неправильным оказанием медицинской помощи.

Кроме того, нарушение единообразия процедуры проведения теста ухудшает выполнение основных требований, которым должен удовлетворять каждый тест - это объективность, валидность и надежность, а следовательно, ухудшает их в качестве характеристики теста.

Предлагаемое изобретение решает задачу создания способа тестирования состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, осуществление которого обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении объективности, валидности и надежности теста, в повышении достоверности полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины и, как следствие, в снижении вероятности формирования у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, а следовательно, в

снижении вероятности оказания беременной неправильной медицинской помощи, в снижении осложнений в беременности и в родах.

Сущность заявленного способа заключается в том, что в способе тестирования состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, включающем психологическое обследование беременной при помощи стандартизованного теста отношения беременной Добрякова, новым является то, что предварительно проводят оценку функционального и эмоционального состояний беременной женщины при помощи теста САН, и если результат оценки составляет 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова, если результат оценки функционального и эмоционального состояния женщины составляет ниже 5 баллов, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии, результат психокоррекции оценивают при помощи теста САН и при достижении результата оценки психокоррекции 5 баллов и выше выполняют обследование женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова.

Технический результат достигается следующим образом. Существенные признаки формулы изобретения: «Способ тестирования состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, включающий психологическое обследование беременной при помощи стандартизованного теста отношения беременной Добрякова, …» являются неотъемлемой частью заявленного способа и обеспечивают его осуществимость, а, следовательно, обеспечивают достижение заявленного технического результата.

Как уже показано выше, возникновение у женщины беременности сопровождается существенными изменениями в ее организме и психике, направленными на сохранение и вынашивание ребенка, которые получили название гестационной доминанты. Психологический компонент

гестационной доминанты обусловлен особенностью связанных с беременностью изменений личности женщины, ее психических функций.

Тест отношения беременной Добрякова используют для определения особенностей психологического компонента гестационной доминанты у конкретной тестируемой беременной женщины, что делает его специфическим и обеспечивает получение результата, близкого к достоверному. Тест состоит из трех блоков утверждений, отражающих состояние беременной женщины. Каждый блок содержит три раздела, в каждом из которых содержится по пять утверждений. Блок «А» отражает отношение женщины к себе беременной; блок «Б» - отношение женщины к формирующейся системе «мать - дитя»; блок «В» - отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих. В соответствии с тестом беременной женщине предлагают отметить номер одного из пяти утверждений, представленных в блоках, наиболее полно отражающий ее состояние. Считают определяющим тот вариант, по которому в результате тестирования набрано 6 и более баллов (Добряков И.В. «Разработка и валидизация методики определения особенностей психологического компонента гестационной доминанты». Журнал «Психологическое здоровье», 2011, №7, с. 42-47).

Ранее указывалось, что одним из требований, которым должен удовлетворять каждый тест, является объективность психологического теста. Одним из условий, которое позволяет добиться объективности психологического теста, является единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов. Выполнение этого условия является одним из этапов стандартизации психологического теста, который учитывает влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. При этом одной из важных переменных является состояние испытуемого: усталость, перенапряжение, депрессия …, т.е. функциональное и эмоциональное состояния (Белова О.В. «Общая психодиагностика», Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный

центр психологии НГУ, 1996). Причем состояние здоровья испытуемого сюда не относится.

Введение в заявленный способ операции предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины обеспечивает возможность контроля одной из важных ситуационных переменных, влияющих на процесс и результат тестирования, а именно функциональное (физическое) и эмоциональное состояния испытуемого (усталость, перенапряжение, депрессия и т.д.). Операция предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины является неотъемлемой частью заявленного способа, так как обеспечивает возможность объективного и достоверного подтверждения предыдущего состояния женщины перед тестированием отношения женщины по Добрякову, учитывая влияние ситуационных переменных на процесс и результат тестирования и обеспечивая, тем самым, единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов. В результате выполняется условие одного из этапов стандартизации психологического теста. Это повышает достоверность результатов тестирования, а следовательно, достоверность полученной в соответствии с заявленным способом характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины.

При этом введение в формулу изобретения количественного результата САН позволяет оценить количественно функциональное и эмоциональное состояния беременной, при которых выполняют исследование по Добрякову, что наглядно достоверно подтверждает наличие хорошего состояния и настроения, т.е. совпадение функционального и эмоционального состояний беременной, во время всех текущих обследований, что обеспечивает во время всех текущих обследований одинаковые условия выполнения обследования женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова, повышает объективность, валидность и надежности теста, повышает достоверность

полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины и, как следствие, снижает вероятность формирования у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, а следовательно, снижает вероятность оказания беременной неправильной медицинской помощи, снижает осложнения в беременности и в родах.

Кроме того, в заявленном способе при неудовлетворительном результате оценки функционального и эмоционального состояний женщины проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы методом рациональной психотерапии.

Рациональная психотерапия - это воздействие на больного с помощью логически аргументированных разъяснений; осуществляется путем объяснения, сообщения пациенту того, что он не знает и не понимает и что может поколебать его ложные убеждения. Такое собеседование имеет целью разъяснение причины заболевания, прогноза и характера намечаемого лечения. В процессе проводимой рациональной психотерапии дают рекомендации постараться отвлечься от проблем, успокоиться, отдохнуть и хорошо выспаться, погулять и заняться каким-то любимым делом, отвлечься от текущих проблем и постараться не фиксировать внимание на негативных моментах жизни. В процессе беседы не задают вопросы о беременности, в целом тему беременности не затрагивают.

В заявленном способе задача психокоррекции эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии - это обеспечение единообразия процедуры проведения теста для получения достоверных результатов тестирования. Использование рациональной психотерапии, а именно методика проведения беседы и рекомендации, излагаемые по ходу беседы, только помогают улучшить общее состояние и самочувствие беременной, но не способны значимым образом изменить ее внутреннюю психологическую картину и отношение к беременности, которые могли бы повлиять на результат теста по Добрякову. В результате выполняется условие одного из этапов стандартизации психологического теста: обеспечение единообразия процедуры проведения теста. Это повышает достоверность результатов тестирования, а следовательно, достоверность полученной в соответствии с заявленным способом характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины.

Требования, которым должен удовлетворять каждый тест, - это объективность, валидность и надежность.

Одной из важнейших характеристик теста является валидность. Валидность - соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен (Белова О.В. «Общая психодиагностика», Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996).

Введение в заявленный способ операции оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины, а также, в случае необходимости, выполнение психокоррекции эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии повышают специфичность способа, улучшают валидность заявленного способа в целом, поскольку повышают достоверность полученных результатов характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины.

Одновременно повышается объективность заявленного способа, так как соблюдается единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов. Это обеспечивается благодаря тому, что введение в заявленный способ предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины, а также выполнение, в случае необходимости, психокоррекции эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии учитывает влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования, а именно состояние испытуемого в момент тестирования (усталость, перенапряжение, депрессия и т.д.).

Повышение объективности соответственно повышает достоверность полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины, а следовательно, и осуществление заявленного технического результата.

Важной характеристикой теста является надежность - это свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты.

Надежность обеспечивается благодаря введению в способ предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины, а также благодаря тому, что тест отношения беременной Добрякова выполняют только при получении удовлетворительного результата оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины, а именно: «если результат оценки удовлетворительный, то выполняют обследование женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова, если результат оценки функционального и эмоционального состояний женщины неудовлетворительный, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии, после чего повторно оценивают функциональное и эмоциональное состояния беременной женщины, и если результат оценки удовлетворительный, то выполняют обследование женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова.» При этом, поскольку при неудовлетворительных результатах женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы и именно посредством рациональной психотерапии, повышается достоверность предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины, что еще более повышает надежность заявленного теста.

В результате повышается надежность способа в целом, так как повышается его специфичность и исключается влияние на окончательный результат тестирования такого фонового фактора, как состояние женщины,

что обеспечивает при повторном обследовании беременной женщины близкие результаты.

Кроме того, выполнение предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины посредством теста САН обеспечивает соблюдение единообразия процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов, что улучшает все основные характеристики, которым должен удовлетворять каждый тест: объективность, валидность и надежность.

Использование в заявленном способе теста САН (Самочувствие, Активность, Настроение) обеспечивает возможность оценки функционального и эмоционального состояний беременной женщины перед тестированием по Добрякову для достоверного определения у нее особенностей психологического компонента гестационной доминанты.

Тестирование САН (Самочувствие, Активность, Настроение) является разновидностью опросников состояний и настроений. Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения и отражает подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Методику САН используют в клинической психодиагностике, при индивидуальном консультировании и психологической коррекции. Тест имеет широкое распространение при оценке психического состояния здоровых и больных лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций (http://onlinetestad.com/ru-ru/Test-View/Oprosnik-SAN-samochuvstvie-aktivnost-nastroenie-810/Default.aspx).

Самочувствие - это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей, чувств и т.п. Самочувствие может 1

быть представлено в виде некоторой отражающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п.), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).

Активность - 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющая свою иерархию: химическая, физическая, нервная, психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма;

2) это одна из сфер проявления темперамента, которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.

Настроение - это сравнительно продолжительное, устойчивое состояния человека, которое может быть представлено, как: эмоциональный фон (приподнятое, подавленное), т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение, будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.

Из вышеизложенного следует, что совокупность существенных признаков, характеризующих заявленный способ тестирования состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, обеспечивает не только выполнение основных требований, которым должен удовлетворять каждый тест, а именно объективность, валидность и надежность, а улучшает их по сравнению со способом по прототипу. Это, в свою очередь, обуславливает достижение заявленного технического результата, заключающегося в повышении достоверности полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины, в снижении вероятности формирования у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, а, следовательно, в снижении вероятности оказания беременной неправильной медицинской помощи, в снижении осложнений в беременности и в родах.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что предлагаемый способ тестирования состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной при осуществлении обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении объективности, валидности и надежности теста, в повышении достоверности полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины, в снижении вероятности формирования у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, а следовательно, в снижении вероятности оказания беременной неправильной медицинской помощи, в снижении осложнений в беременности и в родах.

Способ осуществляют следующим образом. Предварительно проводят оценку функционального и эмоционального состояний беременной женщины при помощи теста САН, и если результат оценки составляет 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова, если результат оценки функционального и эмоционального состояний женщины составляет ниже 5 баллов, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии, результат психокоррекции оценивают при помощи теста САН и при достижении результата оценки психокоррекции 5 баллов и выше выполняют обследование женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова.

При оценке функционального и эмоционального состояний беременной женщины при помощи теста САН при обработке результатов исследования оценки пересчитывают "сырые" баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса оценивается в 7 баллов).

Интерпретация: человек, у которого преобладает плохое состояние и настроение ,набирает 1-3 балла;

человек, у которого доминирует плохое состояние и настроение, или человек, который сам не в состоянии оценить свое состояние и настроение как хорошее или плохое, набирает 3,5-4,5 балла;

человек, у которого преобладает (+ явно доминирует) хорошее (нормальное) состояние и настроение, набирает 5-7 баллов.

В заявленном способе, если результат оценки функционального и эмоционального состояний женщины составляет 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова, если результат оценки функционального и эмоционального состояния женщины составляет ниже 5 баллов, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии, после чего повторяют обследование беременной женщины при помощи теста САН, и если результат теста 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи теста отношения беременной Добрякова.

Психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии выполняют следующим образом. В процессе проводимой рациональной психотерапии дают рекомендации постараться отвлечься от проблем, успокоиться, отдохнуть и хорошо выспаться, погулять и заняться каким-то любимым делом, отвлечься от текущих проблем и постараться не фиксировать внимание на негативных моментах жизни. В процессе беседы не задают вопросы о беременности, в целом тема беременности не затрагивается.

После положительного результата оценки функционального и эмоционального состояний женщины выполняли тест отношения беременной Добрякова. Женщине давали таблицу с текстом тестирующих утверждений. Женщину просили отметить в каждом разделе каждого блока номер одного из пяти утверждений, представленных в блоках, наиболее полно отражающих ее состояние.

После заполнения тестовой таблицы подсчитывали количество набранных баллов.

Тест состоит из трех блоков утверждений, отражающих состояние беременной женщины. Блок «А» отражает отношение женщины к себе беременной; блок «Б» - отношение женщины в формирующейся системе «мать - дитя»; блок «В» - отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих. Каждый блок содержит три раздела, в каждом из которых содержится по пять утверждений.

Блок А содержит следующие разделы: 1. отношение к беременности; 2. отношение к образу жизни во время беременности; 3. отношение к предстоящим родам. Блок Б включает в себя следующие разделы: 1. отношение к себе как к матери; 2. отношение к своему ребенку; 3. отношение к грудному вскармливанию. Блок В представлен следующими (с точки зрения пациентки) понятиями: 1. отношение мужа к ней, как к беременной; 2. отношение родственников и близких к ней, как к беременной; 3. отношение посторонних людей к ней, как к беременной. Каждый раздел представлен пятью утверждениями, соответствующими одному из типов психологической компоненты гестационной доминанты (ПКГД). Беременной предлагают выбрать один из вариантов, наиболее соответствующих ее состоянию. По окончании тестирования результаты переносят в специальную таблицу, в нижней строке которой подсчитывают количество баллов в каждом столбце. Столбец "О" отражает утверждения, характеризующие оптимальный тип ПКГД, столбец "Г" соответственно - гипогестогнозический, столбец "Э" - эйфорический, столбец "Т" -

тревожный, столбец "Д" - депрессивный тип ПКГД. Если в результате тестирования набрано 6 баллов и выше, соответствующих одному из типов ПКГД, он может считаться определяющим.

Типы ПКГД являются мобильными и могут меняться в зависимости от срока беременности, состояния соматического и акушерского здоровья женщины, взаимоотношений с супругом, врачом. Оптимальный тип ПКГД выявляется у практически здоровых беременных, находящихся в состоянии психологического комфорта и благоприятно переживающих беременность. Диагностика других типов ПКГД - гипогестогнозического, эйфорического, тревожного и депрессивного - свидетельствует об отсутствии полноценной психологической адаптации пациентки к беременности и диктует необходимость индивидуального наблюдения и планомерного осуществления психокорригирующих мероприятий.

Пример 1. Беременная Т., возраст 23 года. Служащая. Брак зарегистрирован. Беременность первая. Срок беременности 26 недель. В браке состоит 2 года, беременность желанная. Из анамнеза: в детстве перенесла корь, ветряную оспу, будучи взрослой - простудные заболевания. В стандартных условиях проведена ознакомительная беседа. Жалоб не предъявляет, самочувствие и настроение хорошие, сон и аппетит в норме. Психологическая атмосфера в семье и на работе благоприятные. Проведено обследование функционального и эмоционального состояний женщины при помощи стандартизированного теста САН. Беременной предложили таблицу с тестирующим текстом и попросили соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.

Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Женщина должна была выбрать и

отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

После заполнения таблицы подсчитали количество баллов. Результат составил 7 баллов, его следует считать удовлетворительным, так как данный показатель обследования по методике САН находится в пределах 5-7 баллов, когда у пациентки преобладает (явно доминирует) хорошее (нормальное) состояние и настроение. После этого женщине предложили выполнить обследование по методике тест отношения беременной Добрякова. Результаты были перенесены в специальную таблицу, в нижней строке которой подсчитывается количество баллов в каждом столбце. В столбце "О", который отражает утверждения, характеризующие оптимальный тип ПКГД, имел место результат 8 баллов, то есть этот результат следует считать определяющим, поскольку он входит в рамки 6 баллов, позволяющие отнести данную женщину к оптимальному типу ПКГД.

Пример 2. Беременная М., возраст 25 лет. Служащая. Брак зарегистрирован. Беременность первая. Срок беременности 28 недель. В браке состоит 1 год, беременность желанная. Из анамнеза: в детстве перенесла краснуху, ветряную оспу, будучи взрослой - простудные заболевания, аппендектомию. В стандартных условиях проведена ознакомительная беседа. Женщина чувствует себя несколько утомленной и расстроенной, чего раньше не было. Ухудшение настроения и состояния отмечает в последние 3 дня из-за серьезного конфликта на работе. Последнюю ночь спала плохо, сон был поверхностный, после пробуждения ощущалось чувство усталости. Аппетит в норме. Психологическая атмосфера в семье благоприятная.

Проведено обследование функционального и эмоционального состояний женщины при помощи стандартизированного теста САН. Беременной предложили таблицу с тестирующим текстом и попросили соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале.

После заполнения таблицы был произведен подсчет количества баллов. Результат - 3 баллов, его следует считать неудовлетворительным, так как данный показатель обследования по методике САН находится вне пределов преобладания нормального состояния и настроения. Поскольку результат теста САН ниже 5 баллов (3 балла), то женщине провели психотерапию. Продолжение беседы осуществляли в рамках проведения рациональной психотерапии. Были даны рекомендации по разрешению производственного конфликта. Были даны советы: поделиться ситуацией на работе с мужем и получить его поддержку, в последующие 3 дня совершать совместные вечерние прогулки в парке, вместе слушать спокойную музыку, настраиваться на позитивные планы, ложиться спать вовремя, перед сном пить горячее молоко с медом.

Во время следующего визита через 3 дня беременная сообщила, что все рекомендации выполнила. Состояние, настроение и сон женщины нормализовались. Было проведено обследование функционального и эмоционального состояний женщины при помощи стандартизированного теста САН. После заполнения таблицы был произведен подсчет количества баллов. Результат - 5 баллов, его следует считать удовлетворительным, так как данный показатель обследования по методике САН находится в пределах преобладания нормального состояния и настроения.

После этого женщине было предложено выполнить обследование по методике тест отношения беременной Добрякова.

По окончании тестирования по методике Добрякова его результаты были перенесены в специальную таблицу, в нижней строке которой подсчитывается количество баллов в каждом столбце. Максимальное количество баллов было 7 в столбце Г, соответствующее гипогестогнозическому типу ПКГД. Данный результат следует считать достоверным, поскольку он входит в рамки определяющего результата (более 6 баллов).

Похожие патенты RU2572164C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИСХОДОВ БЕРЕМЕННОСТИ 2006
  • Добрянская Рушания Гавасовна
  • Евтушенко Ирина Дмитриевна
  • Залевский Генрих Владиславович
RU2322944C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ОСЛОЖНЕНИЙ БЕРЕМЕННОСТИ 2000
  • Чеботарева И.С.
  • Офицерова З.Г.
  • Менделевич В.Д.
RU2193419C2
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА, СОЧЕТАЮЩАЯСЯ С "ОБЩЕДОСТУПНОЙ" ДИАГНОСТИКОЙ 2008
  • Прочанкина Ольга Алексеевна
RU2396988C2
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ ЖЕНСКОГО БЕСПЛОДИЯ 2018
  • Ротова Ирина Александровна
  • Куприянова Ирина Евгеньевна
  • Ротова Наталья Александровна
RU2687565C1
Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС) 2019
  • Одарущенко Ольга Ивановна
  • Котенко Наталья Владимировна
  • Рачин Андрей Петрович
RU2717200C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ 2014
  • Голикова Анастасия Михайловна
  • Анисимова Евгения Николаевна
  • Анисимова Наталия Юрьевна
RU2571323C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕСА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА 2002
  • Макаров С.В.
  • Березин И.И.
RU2223797C1
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА 2007
  • Ромацкий Валерий Владимирович
RU2352363C2
СПОСОБ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ 2012
  • Прохоров Валентин Николаевич
  • Прохорова Ирина Владимировна
RU2506964C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ У БОЛЬНЫХ ПОСЛЕРОДОВЫМ НЕЙРООБМЕННО-ЭНДОКРИННЫМ СИНДРОМОМ 2007
  • Урвачева Екатерина Евгеньевна
  • Васин Валентин Алексеевич
  • Овсиенко Анна Борисовна
  • Гречкина Виктория Станиславовна
  • Ефименко Наталья Викторовна
  • Кривунова Наталья Викторовна
RU2352248C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ТЕСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ БЕРЕМЕННОЙ

Изобретение относится к области медицины, в частности к психологическому обследованию состояния эмоционально-мотивационной сферы беременных, и может быть использовано для раннего выявления у беременных женщин уже имеющихся нервно-психических расстройств, для выявления беременных женщин, предрасположенных к их возникновению, а также для профилактики осложнений беременности и родов. Проводят психологическое обследование беременной для оценки состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, для чего используют «Тест отношения беременной». Предварительно проводят оценку функционального и эмоционального состояний беременной женщины при помощи теста САН. Если результат оценки составляет 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной». Если результат оценки функционального и эмоционального состояний женщины составляет ниже 5 баллов, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии. Результат психокоррекции оценивают при помощи теста САН. При достижении результата оценки психокоррекции 5 баллов и выше, выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной». Способ позволяет повысить объективность, валидность и надежность теста, достоверность полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины, снизить вероятность формирования у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, а также снизить вероятность оказания беременной неправильной медицинской помощи и осложнений в беременности и в родах за счет предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной с обязательным достижением удовлетворительного результата предварительной оценки. 2 пр.

Формула изобретения RU 2 572 164 C1

Способ тестирования состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, включающий психологическое обследование беременной для оценки состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, для чего используют «Тест отношения беременной», отличающийся тем, что предварительно проводят оценку функционального и эмоционального состояний беременной женщины при помощи теста САН, и если результат оценки составляет 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной», если результат оценки функционального и эмоционального состояний женщины составляет ниже 5 баллов, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии, результат психокоррекции оценивают при помощи теста САН и при достижении результата оценки психокоррекции 5 баллов и выше выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной».

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2572164C1

ДОБРЯКОВ И.В
Разработка и валидизация методики определения особенностей психологического компонента гестационной доминанты
Журнал "Психологическое здоровье", N7, 2011, С.42-47
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К РОДАМ 2013
  • Кучинов Александр Иванович
  • Стеняева Наталья Николаевна
  • Перова Екатерина Игоревна
  • Аполихина Инна Анатольевна
RU2515763C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИСХОДОВ БЕРЕМЕННОСТИ 2006
  • Добрянская Рушания Гавасовна
  • Евтушенко Ирина Дмитриевна
  • Залевский Генрих Владиславович
RU2322944C1
МАКАРОВ К
Ю
и др
Изменение эмоционального состояния и мотивации беременных женщин, планирующих прерывание

RU 2 572 164 C1

Авторы

Добряков Игорь Валериевич

Прохорова Ольга Валентиновна

Даты

2015-12-27Публикация

2014-07-09Подача