ТРЕХКООРДИНАТНЫЙ НИЖНИЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ Российский патент 2016 года по МПК B64C13/04 

Описание патента на изобретение RU2579250C2

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к ручным управляющим устройствам для приведения в действие поверхностей управления летательного аппарата, и может быть применено при установке его между приборной доской и креслом пилота для экипажа, состоящего из одного человека.

Известные посты ручного управления в составе штурвала и штурвального вала, который проходит через переднюю панель приборов, обладают ограниченными функциональными возможностями, так как с их помощью можно управлять только двумя управляющими поверхностями, а именно рулем высоты, удаляя штурвал от себя или на себя, изменяется угол тангажа самолета, и элеронами, поворачивая штурвал относительно продольной оси штурвального вала. Это так называемый комплекс ручного управления. Для управления по углу рысканья применяется комплекс ножного управления, а именно педали. Патенты SU 999406 A1, SU 1376432 А1, RU 2356793 C1, RU 2420427 С2, US 2009321584 A1, US 2014014781 Α1.

Задачей изобретения является разработка трехкоординатного поста управления самолетом, который обеспечивает снижение веса конструкции системы управления в кабине экипажа за счет отказа от ножного управления. Отказ от ножного управления снимает медицинские ограничения к летному составу по состоянию ног. Пилот с дефектами ног с трехкоординатным штурвалом управления способен полноценно управлять любым летательным аппаратом, либо напрямую на поверхности управления, либо через усилители известных конструкций. Также трехкоординатный пост существенно расширяет ограничения по минимальному росту пилота, так как не требуется согласование положения кресла по высоте и по расстоянию до педалей, ввиду отсутствия педалей.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в конструкции штурвала добавляется еще одна степень свободы, а именно штурвальная колонка совместно со штурвалом, которая через шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, сохраняет возможность вращения относительно собственной продольной горизонтальной оси, а сам штурвал имеет возможность отдельно поворачиваться относительно оси, перпендикулярной продольной оси вала.

Причем, поворот штурвала совместно со штурвальным валом относительно продольной оси вала в вертикальной плоскости управляет положением элеронов, разворот штурвала относительно поперечной вертикальной оси между штурвалом и штурвальным валом управляет положением руля направления, линейные перемещения штурвала, совместно со штурвальным валом (′′на себя - от себя′′) управляет положением руля высоты, так как преобразуются с помощью шлицевой тяги в угловые перемещения качалки. Для практического исключения взаимного влияния перемещения штурвала относительно продольной оси на положение рулей направления ось вращения качалки привода руля направления соединяется с телескопическим валом в верхней точке с помощью оси, лежащей в плоскости оси вращения штурвального вала.

На фиг. 1 показан общий вид трехкоординатного поста управления самолетом в составе стенда-демонстратора, все рулевые поверхности в нейтральном положении.

На фиг. 2 показано предельно переднее перемещение штурвала на тангаж (положение ′′от себя′′).

На фиг.3 показано предельно заднее перемещение штурвала на тангаж (положение ′′на себя′′).

На фиг. 4 показано предельное отклонение штурвала по крену (отклонение элерона).

На фиг. 5 показано предельное отклонение штурвала по рысканью (отклонение руля направления).

Трехкоординатный пост ручного управления имеет штурвальный вал 1 (фиг. 1), ось качания телескопической тяги 2, ось навески штурвала 3, скользящая качалка привода элеронов 4, тяги привода элеронов 5 и 7, элерон 8, качалка привода руля высоты 9, руль высоты 11, кронштейн крепления тяги привода руля направления на штурвале 12, тяги привода руля направления 10 и 13, качалка привода руля направления 14, телескопический вал привода руля направления 15, телескопическая тяга привода руля высоты 16, поворотная серьга привода руля высоты 17, руль направления 18, каркас крепления элементов управления в составе стенда 19, штурвал 20, тяга привода руля высоты 21.

При развороте штурвала 20 (фиг. 1) в горизонтальной плоскости относительно оси 3, тяга 13, шарнирно закрепленная в кронштейне 12, повернет качалку 14, которая передаст движение через телескопический вал 15 и его нижний кронштейн на тягу 10, которая непосредственно соединена с рулем направления 18, руль направления 18 повернется. При повороте штурвала 20 в вертикальной плоскости совместно со штурвальным валом 1, вал через шлицевые пазы по его длине повернет скользящую качалку 4, которая удерживается скользящими захватами от продольных смещений, поворот качалки 4 вызовет перемещение тяг привода элерона 5 и 7 через качалку 6, тяга 7 повернет элерон 8. При перемещении штурвала 20 вдоль шлицевых направляющих пазов (′′на себя - от себя′′) произойдет перемещение серьги 17, которая шарнирно соединена с верхней точкой телескопической тяги 16, продольное перемещение вызовет смещение частей телескопической тяги и поворот нижней части тяги 16 совместно с качалкой 9, качалка 9 переместит тягу 21, которая в свою очередь повернет руль высоты 11.

Похожие патенты RU2579250C2

название год авторы номер документа
Трехкоординатный пост ручного управления самолетом 2016
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2647220C2
ТРЕХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ ДУБЛИРОВАННОГО РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2014
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2579417C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЁХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2021
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2794218C2
СИСТЕМА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА 1994
RU2089447C1
ШТУРВАЛЬНАЯ КОЛОНКА САМОЛЕТА 2007
  • Александров Виктор Константинович
RU2356793C1
КОМАНДНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2020
  • Пчентлешев Валерий Туркубеевич
RU2751721C1
КОМАНДНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Константинов Ю.Б.
RU2122509C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 1927
  • А. Рорбах
SU6615A1
ВАРИАТИВНОЕ РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2505456C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2420427C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 579 250 C2

Реферат патента 2016 года ТРЕХКООРДИНАТНЫЙ НИЖНИЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления самолетом. Пост ручного управления содержит штурвал, шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, телескопическую тягу, телескопический вал, тяги и качалки. В конструкцию штурвала добавлена еще одна степень свободы, а именно штурвальная колонка имеет возможность не только вращения относительно собственной продольной горизонтальной оси совместно со штурвалом, но сам штурвал получает возможность поворачиваться относительно оси, перпендикулярной продольной оси колонки. Достигается снижение веса конструкции системы управления самолетом, не требуется согласование положения кресла по высоте и по расстоянию до педалей. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 579 250 C2

Пост ручного управления, содержащий штурвал, шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, телескопическую тягу, телескопический вал, тяги и качалки, отличающийся тем, что в конструкции штурвала добавляется еще одна степень свободы, а именно штурвальная колонка имеет возможность не только вращения относительно собственной продольной горизонтальной оси совместно со штурвалом, но сам штурвал получает возможность поворачиваться относительно оси, перпендикулярной продольной оси колонки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2579250C2

US 2013031997 A1, 07.02.2013
ШТУРВАЛЬНАЯ КОЛОНКА САМОЛЕТА 2007
  • Александров Виктор Константинович
RU2356793C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2420427C2
0
SU163077A1
US 2014014781 A1, 16.01.2014.

RU 2 579 250 C2

Авторы

Яковлев Владимир Васильевич

Даты

2016-04-10Публикация

2014-08-11Подача