ТРЕХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ ДУБЛИРОВАННОГО РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ Российский патент 2016 года по МПК B64C13/12 

Описание патента на изобретение RU2579417C2

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к ручным управляющим устройствам для приведения в действие поверхностей управления летательного аппарата, и может быть применено при установке его между приборной доской и креслом пилота для экипажа из двух человек, сидящих рядом.

Известные посты ручного управления в составе штурвала и штурвальной колонки обладают ограниченными функциональными возможностями, так как с их помощью можно управлять только двумя управляющими поверхностями, а именно: рулем высоты, отклоняя штурвальную колонку от себя и на себя, изменяется угол тангажа самолета, и элеронами, поворачивая штурвал относительно продольной оси, проходящей через верхнюю часть штурвальной колонки. Это так называемый комплекс ручного управления. Для управления по углу рысканья применяется комплекс ножного управления, а именно педали. Патенты SU 999406 А1, SU 1376432 А1, RU 2356793 C1, RU 2420427 С2, US 2009321584 A1, US 2014014781 Α1.

Задачей изобретения является разработка трехкоординатного поста дублированного ручного управления двухместного самолета, который обеспечивает снижение веса конструкции системы управления в кабине экипажа за счет отказа от ножного управления. Отказ от ножного управления снимает медицинские ограничения к летному составу по состоянию ног. Пилот с дефектами ног с трехкоординатным штурвалом управления способен полноценно управлять любым летательным аппаратом, либо напрямую на поверхности управления, либо через усилители известных конструкций. Так же трехкоординатный пост существенно расширяет ограничения по минимальному росту пилота, так как не требуется согласование положения кресла по высоте и по расстоянию до педалей, ввиду отсутствия педалей.

Решение поставленной задачи достигается тем, что штурвальные колонки двухместной кабины экипажа синхронизированы по угловым отклонениям с помощью общей тяги и общего вала, а в конструкцию каждой штурвальной колонки добавляется еще одна степень свободы, а именно штурвальная колонка получает возможность вращения относительно собственной продольной оси.

Причем основание с законцовками, которое шарнирно закреплено в кронштейнах на полу кабины, обеспечивает угловые перемещения штурвала относительно продольной оси, которые управляют положением элеронов, угловые перемещения штурвальных колонок относительно горизонтальной оси, проходящей вдоль основания ручного поста, управляют положением руля высоты (отклонения штурвала ′′на себя - от себя′′), угловые отклонения штурвала относительно вертикальной оси, проходящей вдоль штурвальной колонки, управляют положением руля направления. Для исключения взаимного влияния отклонения штурвальной колонки на положения рулей направления и элеронов тяги привода этих поверхностей проходят в непосредственной близости от оси вращения основания поста ручного управления.

На фиг. 1 показан общий вид трехкоординатного поста управления самолетом в составе стенда-демонстратора, все рулевые поверхности в нейтральном положении.

На фиг. 2 показано предельно переднее положение колонки штурвала.

На фиг. 3 показано предельно заднее положение колонки штурвала.

На фиг. 4 показано предельное отклонение штурвала по крену (отклонение элерона).

На фиг. 5 показано предельное отклонение колонки штурвала по рысканью (отклонение руля направления).

Трехкоординатный пост ручного управления имеет оси вращения штурвалов 1 (фиг. 1), оси вращения штурвальных колонок 2, ось вращения основания поста 3, тяги привода отклонения элеронов 4, тягу привода руля направления 5, тягу синхронизации поворота штурвальных колонок 6, тягу синхронизации поворота кронштейнов управления элеронами 7, тягу привода элерона 8, тягу привода руля направления 9, тягу привода руля высоты 10, тягу привода элерона 11, поворотные штурвальные колонки 12 и 13, штурвалы 14 и 15, качалку привода руля направления 16, качалки привода элерона 17 и 18, элерон 19, руль направления 20, руль высоты 21, кронштейны навески основания 22 и 23, трубчатый корпус основания 24.

При повороте штурвалов поз. 14 и 15 относительно осей 1 произойдет перемещение вертикальных тяг 4, которые повернут качалки 18 привода элеронов, через тягу 7 качалки будут синхронизированы по углу поворота, далее движение передается тяге 8, которая через качалку 17 перемещает тягу 11, которая непосредственно поворачивает элерон поз. 19. При развороте штурвалов 14 и 15 совместно с колонками 12 и 13 относительно вертикальных осей 2 произойдет перемещение тяг 5 и 6, причем тяга 6 синхронизирует разворот колонок, а тяга 5 через качалку 16 переместит тягу 9, которая непосредственно повернет руль направления 20 в соответствии с углом разворота колонок 12 и 13. Данное перемещение повлияет на отклонение элеронов в пределах ±0,3°*, что укладывается в пределы допуска на упругие деформации трассы управления и упругие деформации крыла. Движение штурвалов 14 и 15 ′′на себя′′ или ′′от себя′′ вызовет угловое перемещение корпуса 24 в кронштейнах 22 и 23, что обеспечит перемещение тяги 10, которая непосредственно повернет руль высоты 21. Данное перемещение повлияет на отклонение руля направления в пределах ±0,5°*, что укладывается в пределы допуска на упругие деформации трассы управления и конструкции хвостовой части фюзеляжа.

* величина отклонения определена в геометрии данного стенда-демонстратора и при необходимости известными конструкторскими решениями могут быть уменьшены до околонулевых значений.

Похожие патенты RU2579417C2

название год авторы номер документа
ТРЕХКООРДИНАТНЫЙ НИЖНИЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2014
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2579250C2
Трехкоординатный пост ручного управления самолетом 2016
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2647220C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЁХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2021
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2794218C2
ШТУРВАЛЬНАЯ КОЛОНКА САМОЛЕТА 2007
  • Александров Виктор Константинович
RU2356793C1
КОМАНДНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2020
  • Пчентлешев Валерий Туркубеевич
RU2751721C1
СИСТЕМА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА 1994
RU2089447C1
КОНВЕРТОПЛАН С РЕАКТИВНЫМ ПРИВОДОМ РОТОРОВ, УПРАВЛЯЕМЫЙ РОТОРАМИ ПОСРЕДСТВОМ АВТОМАТОВ ПЕРЕКОСА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Бормотов Андрей Геннадьевич
  • Ошкуков Иван Александрович
RU2570241C2
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2
КОМАНДНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Константинов Ю.Б.
RU2122509C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РУЛЕВОЙ СИЛЫ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1998
  • Шеквист Андерс
RU2213025C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 579 417 C2

Реферат патента 2016 года ТРЕХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ ДУБЛИРОВАННОГО РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления летательными аппаратами. Пост ручного дублированного управления самолетом содержит штурвалы, штурвальные колонки, основание с законцовками, которое шарнирно закреплено в кронштейнах на полу кабины. Штурвальные колонки двухместной кабины экипажа синхронизированы по угловым отклонениям с помощью общей тяги и общего вала. В конструкцию каждой штурвальной колонки добавлена еще одна степень свободы, а именно штурвальная колонка имеет возможность вращения относительно собственной продольной оси. Достигается снижение веса конструкции системы управления, отпадает необходимость согласования положения кресла по высоте и по расстоянию до педалей. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 579 417 C2

Пост дублированного ручного управления самолетом, содержащий штурвалы, штурвальные колонки, основание с законцовками, которое шарнирно закреплено в кронштейнах на полу кабины, отличающийся тем, что штурвальные колонки двухместной кабины экипажа синхронизированы по угловым отклонениям с помощью общей тяги и общего вала, а в конструкцию каждой штурвальной колонки добавляется еще одна степень свободы, а именно штурвальная колонка получает возможность вращения относительно собственной продольной оси.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2579417C2

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННО-КАДМИЕВОГО ПОРАЖЕНИЯ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕПАРАТА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННО-КАДМИЕВОГО ПОРАЖЕНИЯ 2011
  • Иванов Аркадий Васильевич
  • Низамов Рамзи Низамович
  • Конюхов Геннадий Викторович
  • Плотникова Эдие Миначетдиновна
  • Гайзатуллин Ринат Рауфович
RU2484830C1
ШТУРВАЛЬНАЯ КОЛОНКА САМОЛЕТА 2007
  • Александров Виктор Константинович
RU2356793C1
US 2007102590 A1, 10.05.2007
US 5002241 A, 26.03.1991.

RU 2 579 417 C2

Авторы

Яковлев Владимир Васильевич

Даты

2016-04-10Публикация

2014-08-11Подача