Изобретение относится к области медицины, психоневрологии, дефектологии, в частности логопедии и может быть использовано для коррекции заикания детей и взрослых.
Заикание относится к одному из сложных речевых нарушений и сопровождается частыми рецидивами. Заикание - нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5 -е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с. - С. 278). Также характерными проявлениями могут быть тики и навязчивые движения. Внешнее проявление заикания речи не означает, что его причиной является дефект речевой функции, поскольку заикание это лишь результат внешнего проявления. Заикание может иметь различные причины, как органического генеза, так и возникающего на фоне новой ситуации волнения или стресса, называемое невротическим или логоневрозом. Данное заболевание имеет исторические корни. Научно обоснованные способы коррекции указывают об отсутствии универсального способа, подходящего для каждого случая и обеспечивающего гарантии полного устранения заикания. Традиционные и современные способы коррекции заикания постоянно изменяются и совершенствуются.
Известны способы коррекции заикания основанные на медикаментозном лечении (Методические рекомендации Минздрава СССР по комплексному лечению заикания, М., 1980; патент RU 2065736 С1, опубликовано 27.08.1996), с применением технических аппаратов (Миссуловин Л.Я., Юрова М.С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - №S23. - С. 46-50.; Гусаров С.В. Коррекция заикания у взрослых с использованием технических средств в условиях актуального речевого общения: диссертация кандидата педагогических наук Моск. пед. гос.ун-т.- Москва, 2018.).
Недостатками данных способов является то, что они не учитывают индивидуальные психологические особенности и включают медикаментозную терапию, которая, как показывает практика, дает временный эффект или вовсе его отсутствие и даже ухудшение состояния речи заикающегося человека.
Известен патент на способ коррекции заикания RU 2450835 С1, Томилина СМ., опубликовано 20.05.2012. Способ основан на саморегуляции системы речи посредством ее связи с внешним синхронизатором. На каждом из этапов коррекционной работы проводится сеанс императивного внушения и эмоционально-стрессовой терапии, режим молчания, аутогенная тренировка, упражнения на синхронизацию речи с тактильными раздражителями ладоней и пальцев, массаж. Сформированный навык используют в искусственно созданных ситуациях в режиме «публичного выступления».
Известен патент на способ коррекции заикания RU 2497555 С1, Сидоров A.M., опубликовано 10.11.2013. Способ включает установление контакта с пациентом, погружение в полное молчание, обучение диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу. Проводятся физиотерапевтические мероприятия: дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н, массаж мышц, участвующих в процессе речепроизводства, аутотренинг, развитие фразовой речи с применением речеслухового волновода, чтение вслух, проведение социальной адаптации, физические упражнения.
Известен патент на способ коррекции заикания RU 2149624 С1, Блинков Ю.А., опубликовано 27.05.2000. Способ основан на проведении пальцевого точечного массажа биологически активных точек на голове и теле, после чего осуществляют воздействие на точки микротоком. Способ повышает эффективность лечения.
Известен патент на способ коррекции заикания RU 2199352 С1, Иванкин П.А., опубликовано 27.02.2003. Способ включает 11-12 групповых сеансов ежедневно длительностью 3-5 ч. До проведения групповых сеансов осуществляется индивидуальная работа с пациентом. Устанавливается контакт и настрой на преодоление расстройства, пациента погружают в полное молчание, используются логопедические приемы, обучение диафрагмально-реберному дыханию и речевому голосу, проводятся физиотерапевтические мероприятия, дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н., массаж мышц, психотерапевтическое воздействие.
Известен патент на способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики RU 2721301 С2, Шутова Н.Г., опубликовано 18.05.2020. Способ основан на коррекционной работе, которая строится на логоритмических приемах. Способ включает занятия на расслабление мышц, постановку диафрагмального дыхания, постановку мягкой голосоподачи, занятия по восстановлению темпо-ритмического рисунка речи, дополнительно осуществляют артикуляционную, мимическую, пальчиковую гимнастики.
Известен патент на способ коррекции заикания RU 2762060 С1, Сидельников С.Р., опубликовано 15.12.2021. Способ основан на устранении заикания с помощью отказа от речи на период от 2 до 12 месяцев, используется искусственная речь, воспроизводимая с помощью носимого устройства помощи в речи. После завершения периода отказа от речи наступает период плавного возврата к речи. В случае если появляется малейшее проявление страха, вместо собственной речи используется искусственная речь или отказ от вербальной коммуникации.
Характерные черты представленных способов - медикаментозная терапия, массаж мышц участвующих в речепроизводстве, логопедический массаж, приемы саморегуляции, суггестивные методы, применяются аппаратные способы, рефлексотерапия, обучение логопедическим приемам, диафрагмально-реберному дыханию, психотерапевтические сеансы. Применяются приемы полного отказа от речи, включение искусственной речи на длительный период. Такие способы ориентированы на групповую работу с пациентами, но могут применяться и в индивидуальном порядке. Одним подходит постановка диафрагмального дыхания, другим точечный массаж, третьим фармакотерапия, однако недостатком указанных способов является то, что они не обеспечивают универсальности по отношению к комплексной коррекции заикания, основанной на индивидуальном подходе в каждом конкретном случае.
Заикание затрагивает социальную и личностную стороны жизни человека. Комплексный подход необходим для обеспечения всесторонности коррекционного воздействия и социализации обучаемого «новому навыку речи».
Наиболее близким способом, прототипом, является способ коррекции заикания (Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002). Система работы включает медицинское и психолого-педагогическое воздействие. Способ состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе, которые включают в себя психотерапевтические сеансы, внушение, артикуляционную и дыхательную гимнастику, точечный массаж. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
В начале занятий пациент заполняет анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу. Проводится вступительная беседа, ознакомление с условиями, при которых способ коррекции заикания обеспечит положительный результат, разбор того, что такое заикание и его возможные причины, общее оздоровление нервной системы в виде рекомендации по образу и организации жизни.
Далее осуществляют релаксационные упражнения, режим молчания, внушение, дыхательную гимнастику (нижнее - диафрагмальное дыхание) в лежачем положении, артикуляционную гимнастику для мышц языка, речевые упражнения с отработкой «чистой» техники речи для координации движения речевых органов, пение на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (вначале один звук на выдохе, затем два, три и т.д., при этом произносятся гласные звуки). Самовнушение осуществляется путем произношения вполголоса фраз, позволяющих внушить себе речь без страха, спокойное произношение, обязательное овладение плавной речью. Речевые правила, формирующие уверенную позу, правило, например «Подумай, вдохни и медленно, слитно говори», уход от уловок в речи. Точечный массаж проводится методом легкого надавливания пальцем в течение 3-5 минут (всего 3 курса по 12 сеансов) ежедневно с перерывом в 10 дней. Чтение на выдохе последовательно усложняют. Обучают синхронизации движений пальцев ведущей руки с речью (как при игре на фортепиано), упражнений, направленных на овладение регуляцией ритма и частоты дыхания. Пациентом заполняется ежедневно дневник, в котором записывается отчет о своей работе над речью. При использовании данного способа учитывается принцип системности.
К недостаткам прототипа следует отнести невозможность осуществления полной степени коррекции заикания по причине того, что используется период молчания, который сложно применить в повседневной жизни и который вызывает дополнительное нервное возбуждение у детей. Постановка диафрагмального дыхания обеспечивается только в положении лежа, однако человеку необходимо применять речевое дыхание в разных положениях, синхронизация речи с рукой производится пальцем как при игре на фортепиано, что создает роботизированную речь, которая может быть не применима в межличностной коммуникации, что в свою очередь создает дополнительную мыслительную нагрузку и повышенный контроль к своей речи и вызывает дополнительную невротизацию.
Вышеперечисленные недостатки в значительной степени обусловлены отсутствием индивидуального подхода к выявлению причины заикания пациента и построения на этой основе программы коррекции заикания.
Также значительным недостатком известных способов-аналогов и способа-прототипа является то, что не учитывается принцип интеграции межполушарных связей головного мозга. Научные исследования показывают, что одной из основных причин заикания является нарушение интеграции межполушарных связей. «Мозговой механизм трудностей овладения прозаической речью состоит в нестандартном профиле полушарной асимметрии у детей с заиканием, а именно в гиперактивности правого полушария, предуготованного к «периодическому говорению» (Визель Т.Г. О природе заикания и его коррекции // Специальное образование. - 2018. - №1. - С. 112.). Левополушарные механизмы управления речевой моторикой у людей с заиканием подвержены интерференции со стороны других текущих мозговых активаций.. Исследования доказывают существование внутриполушарных источников заикания (Forster, D.C. & Webster,W.G. (1991). Concurrent task interference in stutterers: Dissociating hemispheric specialization and activation. Canadian Journal of Psychology, 45, 321-335). Стоит также отметить, что активация правого полушария связанная с повышением тревоги, страха и опасения, в свою очередь способствует вмешательству в работу левого полушария и приводит к заиканию, которое усиливает страх, связанный с речевой ситуацией (Davidson, R.J. (1995) Cerebral asymmetry, emotion, and affective style. In R.J. Davidson & K. Hugdahl (Eds.), Brain asymmetry (pp.361-387). Cambridge, MA: MIT Press; Davidson, R.J., & Fox, N.A. (1981). Asymmetrical brain activity discriminations between positive and negative affective stimuli in human infants. Science, 218, 1235-1237). Таким образом, прослеживается связь неврологии заикания и психологии заикания.
Предлагаемое изобретение направлено не только на сохранение всех положительных свойств прототипа, но и на достижение качественно нового положительного результата в виде приобретения нового навыка речи.
Технический результат настоящего изобретения - новый навык речи - состоит в обучении пациента такой речи, которая обеспечивает плавность, ритмичность и слитность организованной и спонтанной речи, формирование социально-психологической готовности к коммуникации в различных сферах жизнедеятельности за минимальное количество времени, снижение числа рецидивов за счет тренировки, направленной на закрепление нового навыка речи, в значительной степени также зависящего и от гармоничного взаимодействия правого и левого полушария мозга.
Раскрытие сущности изобретения.
Способ коррекции заикания осуществляют сочетанием медицинского и психолого-педагогического воздействия на пациента с помощью проведения занятий в виде комплекса различных упражнений, ориентированных на индивидуальный подход к каждому пациенту и состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Указанный технический результат достигается тем, что:
- в процессе подготовительного этапа консультируют пациента, проводят психологическую, медицинскую, логопедическую диагностики, формируют психологическую, мотивационную готовность к коррекции заикания. Техническую подготовку к занятиям осуществляют на нейротренажерах (балансировочная доска, нейровосьмерки, кинезио мяч, массажный шарик «Су-Джок», нейротрек, сделанный из древесного материала, выполняющий функцию бордюра, создающий дополнительный балансир, ортоковрики квадратной формы в виде пазлов), фитбол, мешочки с кварцевым песком (размер 10 см на 10 см), груз весом от 700 гр. до 2 кг.;
- в процессе основного этапа, который длится 15 дней, проводят психотерапевтический сеанс с помощью десенсибилизации посредством движения глаз и используют приемы телесно-ориентированной психотерапии, упражнения на расслабление через переменное напряжение отдельных частей тела, расслабляющий, точечный массаж, массаж речедвигательных мышц, занятия по формированию речевого нижнего диафрагмального дыхания, обучение контролю дыхания, дыхательные, голосовые упражнения на фитболе, музыкальную логоритмику. Проводят упражнения, на которых пациента обучают синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней и пальцев рук и ног, артикуляционную гимнастику, речевую деятельность с применением комплекса нейротренажеров и специальными «мягкими движениями» рук и ног. Новый навык речи формируют на постоянно сменяющемся речевом материале, с помощью чтения, который усложняется, так же как и упражнения, обеспечивающие гармоничное взаимодействие левого и правого полушария головного мозга. Отрабатывают сформированный навык синхронизации речи в различных социальных ситуациях, например общение по телефону, посещение общественных мест (магазины, аптеки, места общественного питания), постепенно заменяя крупные «мягкие движения» рук на мелкие, а затем на речь без сопровождения внешних движений (метрономов) с внутренним ощущением аналогичного мысленного движения;
- на заключительном этапе проводят профилактические занятия 1 раз в месяц со специалистом и самостоятельные занятия, на которых закрепляется новый навык плавной ритмичной речи на протяжении 1 года.
Длительность подготовительного этапа составляет 1 день и длится 2-3 часа. Основной этап - 15 ежедневных занятий длительностью 4-5 часов. На занятиях после проведения психотерапевтического сеанса могут присутствовать члены семьи пациента. Родители детей выполняют все упражнения вместе с заикающимся ребенком. Основной - второй этап работы - рассчитан на погружение пациента с отрывом от работы и образовательных организаций. На заключительном этапе проводятся профилактические занятия, закрепляющие навык плавной речи. Длительность одного занятия составляет 2-2,5 часа.
Отличием заявленного способа является то, что он рассчитан на индивидуальную работу с пациентом по закономерной причине того, что источники заикания, фиксация на дефекте и динамика коррекции речи являются неодинаковыми для каждого человека. Иными словами, мы используем принцип подвижности содержания материала и приемов коррекции. Например, Рустам В. 16 лет за 1 день освободился от страха речи, в течение 7 дней успешно усвоил новый навык речи, и это дало возможность раньше перейти к занятиям на автоматизацию и закрепление новой речи без заикания.
Кроме интенсивной работы на основном, втором этапе пациенты получают задания, которые им необходимо выполнять после перерыва на протяжении оставшегося дня, общее количество времени которое требуется на выполнение дополнительных заданий - 2-2,5 часа. Это необходимо для закрепления проведенного занятия со специалистом и подготовки к следующему занятию. После второго этапа в период закрепления новой речи пациент готовит видео отчет по всей самостоятельной работе и отправляет специалисту для анализа и проверки. Специалист осуществляет обратную связь и, при необходимости, вносит необходимые изменения и дает рекомендации. В процессе интенсивного прохождения курса коррекции заикания на втором этапе и третьем (закрепление результата) пациент ведет дневник на протяжении всего периода.
Реализация способа.
Заикание является одним из сложных речевых нарушений и трудно поддается коррекционному воздействию. Комплексный подход дает возможность достичь результата за короткий срок. Формат проведения курса коррекции заикания возможен индивидуальный, очный и дистанционный по видеосвязи.
Этап 1 (подготовительный). Подготовка к занятиям - 1 день, 2-3 часа. Данный этап имеет принципиальное значение, так как на данном этапе происходит ознакомительное погружение в систему занятий, требований и соблюдения условий формирования нового навыка речи без заикания. Этап реализуется посредством консультации, на которой выявляются причины заикания, анализируется моторная зрелость, анамнез здоровья пациента, учитываются заключения и рекомендации специалистов из области медицины, осуществляется психологический настрой, проводится разъяснительная беседа о сути способа коррекции заикания, соблюдении пациентом требований и условий для достижения желаемого результата, осуществляется техническая подготовка, пациенту необходимо приобрести нейротренажеры, обеспечивающие мозжечковую стимуляцию, организацию гармоничного межполушарного взаимодействия головного мозга.
Этап 2 (основной). Формирование нового навыка речи - 15 дней, 4-5 часов одно занятие.
Первый день начинается с психотерапевтической беседы, погружение в событие при котором у пациента появились первые запинки в речи, психологический анализ настоящего состояния на предмет психологической фиксации на заикании и социальных ожиданий. Задача психотерапевтического воздействия снять эмоционально негативное отношения к себе как заикающемуся, устранить страх и опасение заикания в общении с окружающими людьми. Данный результат достигается с помощью десенсибилизации посредством движения глаз, при этом пациент погружается в состояние фазы быстрого сна, находясь в состоянии сознательного самоконтроля. Эффективными также являются приемы телесно-ориентированной психотерапии.
Пример:
Пациент Егор С, возраст 19 лет. Заикание с 6 лет. Ожидание предстоящей коммуникации в социальных местах вызывало стеснение, страх. После первого сеанса Егор отметил, что готов пойти в магазин и если даже будет заикаться, то не испытывает никаких опасений и страх не возникает. Пациент Александр П., возраст 26 лет, заикание с 4 лет. Потребность в психотерапевтических сеансах наблюдалась в течение 3 дней, после которых Александр свободно мог общаться и взаимодействовать в незнакомой социальной среде. Пациент Денис В., возраст 30 лет, заикание с 6 лет. Потребность в психотерапевтических сеансах потребовался в процессе всего интенсивного периода курса коррекции заикания. За годы жизни с заиканием у Дениса закрепились психологические комплексы и возникли вторичные нарушения (нарушение пищеварительного поведения) из-за которых пациент 4 года не выходил из дома. В результате психотерапевтической работы Денис на 6 день занятий смог выйти из дома до магазина, на 10 день проехать в общественном транспорте 4 остановки и на 14 день свободно перемещался в своем городе. Таким образом, психотерапевтические практики применяются с пациентами страдающими заиканием на основе индивидуальной динамики и могут иметь различную интенсивность, что зависит от учета специалистом индивидуально-психологических особенностей, причин и фиксации пациента на дефекте.
Тренировка расслабления начинается с упражнений через напряжение. Известно, что заикание сопровождается судорогами мышц речевого аппарата. Мышцы шеи, плечевого пояса, шейно-грудного отдела, лица, как правило, напряжены. Тренировка осуществляется через последовательное напряжение и расслабление различных частей тела.
Пример: Пациент последовательно напрягает правую руку, сжимает кулак, одновременно расслабляя левую руку, затем меняет положения, далее аналогично напрягает одну ногу и расслабляет другую, зажмуривает лицо, стискивает зубы, зажимает плотно губы и сжимает кулаки и расслабляется, повторяет упражнение несколько раз.
Расслабление мышц достигается с помощью расслабляющего массажа области спины, шейно-воротниковой зоны, головы, рук. Проводится точечный массаж. Точки расположены на спине, воротниковой зоны, около коленных суставах, груди, рук. Последовательные мягкие круговые движения на точки расположенные на теле активно влияют на гармонизацию общего состояния пациента. Проводится расслабляющий логопедический массаж, последовательно выполняются прикосновения движениями пальцев рук специалиста в области мышц глаз, волнообразных движений лба, носогубного треугольника, языка, шеи. Результатом процесса является достижение максимальной расслабленности и снятие напряжение в мышцах.
Формирование речевого дыхания осуществляется с помощью дыхательной гимнастики, которая производится в трех положениях: лежа с грузом на диафрагме (дети до 10 лет - 700 гр, с 11 лет до 18 лет - 1 кг, с 19 лет и старше рекомендуется 2 кг. Если пациент испытывает излишнюю тяжесть, то груз по весу уменьшается до комфортного веса), далее тренировка диафрагмального дыхания осуществляется сидя и стоя.
Пример. Прием дыхательной гимнастики осуществляется бесшумным вдохом через рот в течение 3-4 секунд и плавным медленным выдохом через сопротивление губ в течение 15 секунд, щеки при этом не должны надуваться. Одна рука пациента расположена на груди для контроля того, чтобы грудь не расширялась при вдохе и вторая рука на животе с грузом для фиксации и контроля нижнего диафрагмального дыхания. Фиксация рук обеспечивается также в положении сидя и стоя. В каждом положении дыхательная гимнастика проводится в течение 5 минут для взрослых и по 3 минуты для детей.
Результат обеспечивается постановкой нижнего диафрагмального дыхания, что способствует формированию речевого дыхания позволяющего пациенту сознательно управлять диафрагмой и с помощью плавного выдоха беспрепятственно осуществлять речевую деятельность. Для закрепления формирования речевого дыхания пациент обучается и проводит самостоятельно ежедневно в процессе интенсивного периода курса коррекции заикания дыхательную гимнастику с помощью стакана с водой и трубочкой. Примером является то, что пациент в течение 5 минут дует в стакан с водой и на воду, контролируя процесс так, чтобы вода не разливалась, выдох осуществляется до полного возвращения живота в исходное положение путем его втягивания. Также используется прием дутья на вату с ладошки и с носа пациента. Пример. Пациент расслабляет язык, располагает его на нижней губе и со звуком ФЬ делает плавный выдох на вату, также сдувает вату с носа, при этом вата должна вертикально подняться в воздухе, пациент делает выдох, сознательно управляя и усиливая выдох.
Затем выполняются дыхательные, голосовые и вибрационные упражнения на фитболе. Применяется фитбол размером 85 см. Пример выполнения дыхательного упражнения - пациент ложится животом на фитбол, так чтобы диафрагма находилась на верхней зоне фитбола, полностью расслабляется, при этом важно расслабление ног, рук и шеи. В таком положении дышит 8 раз, вдох бесшумный короткий 3-4 секунды, при вдохе живот продавливает фитбол, выдох длительный и плавный. Пример голосового упражнения - в положении лежа пациент произносит поочередно гласные звуки О, А, У, И, Э, Ы, при этом специалист осуществляет вибрационные движения с помощью надавливания руками на фитбол. В случае дистанционной работы пациент данное упражнение выполняет стоя. Пример. Пациент стоя произносит звуки и приемом быстрого переменного надавливания обеими ладонями на область диафрагмы выполняет упражнение. Делает перерыв между каждой сменой звука 15 секунд. Затем ложится спиной и осуществляет дыхательную гимнастику 8 раз через короткий вдох и длинный плавный выдох, при этом рука специалиста или пациента лежит на животе и поднимается вместе с вдохом пациента и опускается при выдохе. Результат упражнения - укрепление мышц диафрагмы и формирование речевого дыхания в различных положениях и ситуациях жизни.
Затем осуществляется переломный ход в формировании нового навыка речи - постановка нового навыка речи с помощью упражнений через мягкие движения с помощью массажного шарика «Су-Джок» и ортоковрика с мягким покрытием. Речь тренируется через интонационные, ударные и смысловые акценты в словах и предложениях. Пример упражнения с шариком «Су-Джок». Пациент повторяет за специалистом, а затем самостоятельно читает стихотворение под контролем специалиста, при этом учится ощущать речь и произношение слов на движениях руками. Стихотворение - «Вот как шарик я катаю (осуществляется плавное движение шарика в руках в перед назад), а потом в руке сжимаю и в другой руке сжимаю (передается плавно шарик и сжимается одной рукой, затем другой, делается акцент на значимом гласном звуке в слове), вперед, назад его качу, влево вправо как хочу (катает шарик влево в право с акцентом на ударную гласную), танцевать умеет танец, на руке мой каждый палец» (прижимает каждый палец руки поочередно к иголкам шарика).
Пример упражнения на мягком ортоковрике. Стихотворение «Поиграем мы в футбол и забьем в ворота гол. Гол, гол, гол» (осуществляются плавные движения руками на коврике, которые сопровождают речь). Ритмичные стихи позволяют сформировать начальное представление ритма и почувствовать плавность и слитность речи.
Далее стихотворение произносится на балансировочной доске и, в частности используется балансировочная доска Бильгоу, мешочек с кварцевым песком. Пример. Уровень сложности на доске постепенно меняется, с каждым днем уровень уменьшается и повышается сложность выдержать баланс. Стоя на балансировочной доске, на голове пациента расположен мешочек с кварцевым песком, задача удержаться на доске и удержать мешочек одновременно совершая плавные движения при чтении стихотворения. Повторить 3 раза. Результат таких упражнений - улучшение функционирования мозжечка и вестибулярного аппарата, что непосредственно влияет на моторную зрелость человека.
Далее выполняется артикуляционная гимнастика с целью улучшения дикции и снятия напряжения в речедвигательных мышцах, улучшение подвижности языка, губ, щек, выразительности мимики.
С учетом индивидуального проявления судорог у пациента, содержание артикуляционных упражнений и их интенсивность реализуется по индивидуальному маршруту. Использование артикуляционной гимнастики проводится в 2 этапа (подготовительный и основной).
Пример подготовительного этапа. На данном этапе упражнения проводятся на балансировочной доске с одновременным расположением на голове мешочка с кварцевым песком размером 10 см на 10 см., в левой руке находится аналогичный мешочек с песком, в правой руке нейровосьмерка в форме бесконечности по которой катится стеклянный шарик. Задача пациента выполнить упражнение «Прятки» (язык высовывается наружу и поднимается вверх, опускается вниз, влево, вправо, рот закрылся. Повторяем 5 раз) удержаться на балансире, удержать на голове мешочек, плавно подбрасывать левой рукой второй мешочек и приводить в действие стеклянный шарик так чтобы он беспрерывно катился на нейровосьмерке путем подвижности.
Таким образом, решается вопрос стимулирования функционирования мозжечка и улучшение моторных действия, коррдинации движений, соблюдается принцип межполушарного взаимодействия, в результате которого левое и правое полушарие головного мозга гармонично взаимодействуют и уменьшается гиперактивность правого полушария.
Основной 2 этап артикуляционной гимнастики выполняется после проведения дыхательной гимнастики с дутьем на вату (описано ранее). Артикуляционная гимнастика проводится с одновременным массажем пальцев рук специальным кольцом «Пружиной», которое является составной частью шарика «Су Джок». Пример артикуляционного упражнения «Улыбка - Дудочка» - надевается кольцо последовательно на каждый палец левой руки и с одновременной улыбкой, затем кольцо надевается и снимается на пальцах правой руки и одновременно с дудочкой губами. Далее чередуется «Улыбка» - кольцо надевается и снимается на один палец, «Дудочка» - надевается и снимается кольцо на другой палец. Таким образом, происходит улучшение взаимодействия полушарий мозга, активируются участки, которые отвечают за речь.
При заикании речь, как правило, тихая, гласные звуки «проглатываются», согласные звуки «застревают». Важно организовать произношение гласных и согласных звуков так, чтобы они «перетекали» из одного звука в другой на мягкой голосоподаче. Проводится это с помощью предварительного анализа на этапе подготовки к занятиям на основе визуального осмотра пациента и общения с ним, а также по предварительным видеозаписям (пациент записывает 2 видео. В первом видео длительностью 2-3 минуты пациент рассказывает о себе, во втором читает специальный текст из 100 слов). Гласные и согласные звуки в строгом порядке произносятся с одновременными «мягкими» движениями рук, что формирует плавность и слитность речи.
Пример голосовых упражнений с гласными звуками. Пациент стоит на балансировочной доске, на голове удерживает мешочек с песком и произносит гласные звуки [О], [А], [У], [И], [Э], [Ы] и одновременно рисуя их кистью ведущей руки в воздухе в виде прописных букв. Необходим контроль, чтобы звуки произносились безотрывно, перетекали из одного звука в другой. Затем добавляются согласные «проблемные» звуки на которых чаще заикается пациент. Они «сливаются» таким образом в двойном произношении и прямом с обязательным сопровождением «мягких» движений руками.
Пример голосовых упражнений. Пациент произносит плавно АЛА, ОПО (в данном случает звук «П» обозначен как проблемный в произношении у пациента) и одновременно осуществляет движение руками вправо и влево, мягко сжимая и разжимая кулаки на гласные звуки. Упражнение проводится для всех «проблемных» звуков и с помощью всех гласных звуков, делая на них акцент в произношении. Двойное произношение сопровождается сменой мягких движений руками в форме «Игра на фортепиано», «Игра на дудочке», «Летит птица», «Распускается бутон цветка», «Ползает паучок», «Мягкие молоточки», «Качели», «Плавающие рыбки», «Дирижируем перед оркестром», «Лепим снежки».
Пример прямого произношения. Пациент произносит ПО-ПА - ПУ-ПИ-ПЭ-ПЫ. Упражнение произносится на основе изменения модуляции голоса. Пример проведения упражнения на изменении модуляции. Пациент от тихой речи к громкой произносит последовательно слоги ПО-ПА-ПУ-ПИ-ПЭ-ПЫ. Одновременно пациент осуществляет движения руками - «Лепим снежки, не разрывая ладони». Упражнение проводится для всех «проблемных» звуков и с помощью всех гласных звуков, делая на них акцент в произношении.
Усвоение эффекта синхронизации речи и мягких движений руками проводится на речевом материале на ортопедических ковриках в ритмичной ходьбе. В качестве речевого материала используется счет, короткие ритмичные стихотворения, длинные стихотворения, сказки, тексты детских произведений, свободные рассказы, пересказы, ответы на вопросы. Целью упражнений является формирование речевого ритма и ощущение речи через движения ногами и руками, всем телом. Принципиальным техническим элементом является соблюдение принципа межполушарного взаимодействия. Для выполнения упражнений необходима адаптация к переходу от простого к более сложному упражнению. В процессе воспроизведения пациентом речевого материала применяются мягкие движения ведущей руки «Рука плывет» (осуществляется путем движения влево-вправо, ладонь переворачивается и рисует «лежачую восьмерку»), «Пальчики» (пациент рисует большим пальцем ведущей руки на указательном бесконечность от конца пальца до второго сустава»). Это позволяет наиболее точно усваивать речевой ритм и регулировать темп речи. Положительным результат такого действия в виде бесконечности, которая рисуется пальчиками, обусловлен тем, что данное действие для окружающих практически незаметно. Это позволяет уменьшить беспокойство пациента на его «помогающих движениях» в речи.
Пример упражнений на ортопедических ковриках. Упражнение реализуется по принципу от простого к сложному. Пациент под счет 1-2-3-4 ходит по коврикам, синхронно применяя мягкое плывущее движение рукой «Лежачая восьмерка». Далее речевой материал усложняется, используются короткие стихотворения, длинные стихотворения, рассказ, пересказ. Выполнение упражнения усложняется тем, что вводятся дополнительные «мягкие» движения руками. Пациент при шаге левой ногой поднимает и вытягивает вперед правую руку, при шаге правой ногой аналогично поднимается левая рука, далее при шаге левой ногой опускается вниз правая рука, при шаге правой ногой, опускается левая рука. Как только упражнение усваивается пациентом, усложняется речевой материал в виде короткого стихотворения и добавляется движение руками в стороны, вверх и в обратном порядке. Для выполнения данного упражнения с ортоковриками используется 15 ковриков, которые располагаются по кругу, расстояние между которыми 15 см. Как только данные уровни сложности усваиваются пациентом, переходим к упражнению с помощью ортоковриков. Коврики выкладываются в виде знака «+» (соединяются 5 ковриков). Пример выполнения данного упражнения. Пациент под речевой материал (счет, стихотворение, рассказ, пересказ) осуществляет «двойной шаг» по коврикам сопровождаемый движениями рук вперед, в сторону, вверх и обратно. Все действия выполняются плавно.
Интеграция межполушарного взаимодействия также реализуется с помощью ритмичных движений рук с помощью упражнения «Кулак-ребро-ладонь» на мягком ортоковрике («мягкая травка»), выполняющих синхронно разные движения руками. Пример упражнения. Пациент вначале под счет от 1 до 4, затем читает короткое стихотворение, длинное стихотворение, далее чтение произведений и синхронно на каждое слово кисть руки выполняет разные движения. На счет 1 - пациент сжимает кулак правой руки и одновременно левая рука демонстрирует открытую ладонь, на счет 2 - левая демонстрирует ребро (фигура в виде забора) и так положения рук меняются. Необходим контроль, чтобы кисти рук мягко прижимались к коврику и пациент таким образом ощущает свою речь в движениях.
Музыкальная логоритмика реализуется на 3 день интенсивного этапа курса коррекции заикания посредством ритмичной детской песни. Пример музыкальной логоритмики. Пациент под руководством специалиста под песню «Петушок» сначала ладонями хлопает под музыкальный ритм, затем ритмично ходит по ортоковрикам одновременно хлопает в ладоши. Такое упражнение формирует ритм, развивает музыкальный слух.
Таким образом, осуществляется деятельность, стимулирующая функцию мозжечка и одновременно соблюдается принцип организации межполушарного взаимодействия, которая придает данному процессу гармоничность. Вместе с улучшением речи происходит активизация всех высших психических функций.
Практика применения нового навыка речи тренируется на технике чтения. Чтение осуществляется с использованием сочетаний двух слов - 1 день, предложения из 3 слов -2 день, предложения из 4 слов - 4 день, произведения на 2-3 страницы - 5 день, чтение 5-7 страниц - 6 день. Подбираются слова для чтения на проблемные для пациента звуки и на одном выдохе пациент читает по 5-7 слов на мягкой голосоподаче. В процессе чтения на 11 день используются упражнение «Эмоции». Примером является то, что пациент по одному предложению читает с разными эмоциями (грусть, радость, гнев). Вначале используются детские произведения, затем с 7 дня может использоваться любая литература подходящая пациенту по возрасту. Чтение осуществляется под синхронизацию мягких движений руками: «Лежачая восьмерка» (рука плывет в воздухе, «Лежачая восьмерка» (рисуется движением указательного пальца ведущей руки, затем движениями указательных пальцев правой и левой руки, соблюдая принцип межполушарного взаимодействия, «Ладошки» - ладони, не отрываясь от поверхности стола, переворачиваются в процессе произношения каждого слова, прижимаются к столу при усилении ударения в слове. Как только данные действия усвоены пациентом, используется прием «Пальчики», позволяющий читать говорить без привлечения внимания окружающих. Такой прием позволяет быстро выйти из применения дополнительных движений и на сформированном ощущении внутреннего ритма осуществлять коммуникацию. Вначале используется замедленная речь, затем постепенно осуществляется переход на естественную речь.
Задача данных упражнений закрепить новый навык речи посредством правильной интонации, расслабленности, сочетания мимического сопровождения речи, тренировки навыка через постоянную смену деятельности, осуществляемой на ортоковриках, балансировочной доске, в положении сидя за столом, в ходьбе.
Выполнение упражнений записывается на видео и анализируется после занятий совместно с пациентом.
По завершению каждого занятия, специалист дает задание для самостоятельной работы и закрепления усвоенного материала. В процессе самостоятельной работы в тот же день пациент заполняет дневник, выполняет дыхательную гимнастику в положении лежа, сидя и стоя - 4 подхода через каждые 1,5 часа, дыхательную гимнастику через дутье в трубочку в стакан с водой и на воду - 1 раз в день, дыхание через ладошки утром после сна и вечером за 30 минут до сна, чтение - 7 раз перечитывание одного и того же текста, затем по 7 страниц текста или 30 минут чтения в день с использованием усвоенных правил с помощью мягких разнообразных движений руками, разучиваются стихотворения, сказки, производится раскрашивание 15 рисунков одновременно правой и левой рукой, осуществляется работа с каждой нейровосьмеркой (кольцевая, парные, нейрокосичка) по 5 мин с каждой, отрабатывается автоматизация движений и речевого материала, для достижения синхронизации. В конце дня пациент отправляет отчет в форме фото и видео дневника с оценкой степени заикания по шкале от 0 до 5, рисунков, описывает основные характеристики собственного состояния, самонаблюдений, достижений, сложностей, настроение, условий и возможностей реализации заданий данных специалистом.
Тренировка и закрепление нового навыка речи осуществляется посредством телефонных звонков, общение с незнакомыми людьми, в различных социальных местах сначала на подготовленной речи со специалистом, затем на спонтанной речи.
3 Этап (заключительный). Закрепление нового навыка речи (1 год). Данный этап имеет особое значение, так как сформированный новый навык речи имеет уязвимость по причине влияния разнообразных факторов на появление рецидивов в речи. Закрепляющая деятельность пациента производится в среднем в течении года. Пациент занимается ежедневно 3 месяца, затем 3 месяца через день и 6 месяцев 1 раз в неделю. Общее количество времени самостоятельного закрепления нового навыка речи составляет 2-2,5 часа в день. Занятие со специалистом в качестве профилактики проводится 1 раз в месяц. Длительность занятия 2 часа. Полный период восстановления речи может занимать до 5 лет.
Результат коррекции заикания - речь без заикания в естественном темпе, спокойная, ритмичная, уверенная, мимически эмоционально окрашенная, без применения движений руками в различных ситуациях жизнедеятельности. Рецидив может появиться из-за сильного стресса и не соблюдения рекомендаций и условий закрепления нового навыка речи.
Принципы, выступающие как базовые требования к реализации способа коррекции заикания:
1. Комплексность. В процессе коррекции заикания вся деятельность реализуется на основе комплексного подхода с учетом индивидуально-психологических особенностей пациента и возможных причин заикания. К терапевтическому воздействию привлекаются специалисты разных специализаций - невролог, психиатр, психолог, психотерапевт, массажист, нейропсихолог, специалист по ораторскому мастерству, мануальный терапевт, логопед.
2. Интеграция межполушарного взаимодействия. Выполняя упражнения с помощью одновременных движений, активизируются оба полушария головного мозга. Механизм объединения правого и левого полушарий мозга обеспечивает интегративно-целостную систему -межполушарное взаимодействие. Одна из причин заикания - это гиперактивность одного из полушарий мозга. Также слабое межполушарное взаимодействие является причиной неуспеваемости ребенка в школе. Данный принцип как требование к реализации способа коррекции заикания решает комплексно круг задач, являющихся важными с точки зрения психологии развития. Интеграция между двумя полушариями мозга способствует появлению новых нейронов, созданию нейронных связей между различными структурами мозга и увеличивает общее количество нейронов, что повышает возможности деятельности мозга.
3. Социально-психологическая адаптированность. Способ решает задачи быстрого включения пациента в социальные коммуникации, формирование устойчивой уверенности и на этой основе повышение речевой активности.
4. Индивидуальный подход. Способ учитывает индивидуальные причины заикания, особенности психологической фиксации на дефекте, реализует содержание деятельности таким образом, чтобы пациент имел возможность эффективно усваивать материал и выполнять все необходимые упражнения.
5. Единство речи и деятельности. Терапевтический эффект достигается посредством постоянной включенности в деятельность с целенаправленными движениями и сменой ее видов.
6. Естественность речи. Способ реализуется таким образом, чтобы пациент с учетом нового навыка речи мог общаться с людьми в обществе на естественной речи.
7. Автоматизация. Каждое упражнение доводится до автоматического выполнения и не должно вызывать сложностей. Это позволяет переходить к более сложным упражнениям.
8. Последовательность. Способ реализуется последовательно от простого к сложному. Только после усвоения и достижения промежуточного результата происходит переход к следующим видам деятельности.
9. Смена деятельности. Способ содержит разнообразные виды деятельности позволяющие легко переносить длительные занятия даже детям. Каждое упражнение сопровождается сменой вида деятельности, условий реализации, посредством применения нейротренажеров.
10. Закрепление. Новый навык речи должен закрепляться в самостоятельной жизни и деятельности пациента. В процессе интенсивной работы
11. Сенсорная интеграция всех систем мозга. Вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции пациента на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом.
Способ был успешно применен на более чем 120 пациентах в возрасте от 3 до 46 лет в течение 20 лет. Работа осуществлялась с пациентами, имеющими неврозоподобную и невротическую формы, а также с различной степенью тяжести, наличием психологических комплексов и фиксации на дефекте.
Оригинальность способа заключается в комплексном подходе и нетрадиционном применении упражнений на основе междисциплинарности, индивидуальности, интеграции межполушарных связей головного мозга, баланса и движений; способ затрагивает практически все системы организма человека и совершенствует их.
Преимущества способа.
1. Способ является комплексным и не требует дополнительных видов деятельности с использованием внешних ресурсов.
2. Сокращается воздействие с помощью искусственных источников ритма, вызывающих адаптацию и необходимость использования в коммуникации.
3. Для овладения плавной речью необходимо 15 дней интенсивной работы, в отличие от известных способов в которых курсы длятся по несколько месяцев.
4. При выполнении пациентом закрепляющей работы практически отсутствуют рецидивы.
5. Способ способствует устранению сопутствующих функциональных расстройств - бессоница, навязчивые движения, нервные тики, а также способствует формированию уверенности, снимает страхи и оздоравливает центральную нервную систему.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ устранения заикания с помощью комплексной логоритмики | 2018 |
|
RU2721301C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2012 |
|
RU2497555C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ | 2019 |
|
RU2723221C1 |
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений | 2021 |
|
RU2788132C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕ 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2760196C1 |
Способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых | 2019 |
|
RU2735057C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ | 1998 |
|
RU2128944C1 |
СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАИКАНИЯ | 2001 |
|
RU2199352C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОСОВЫХ ДАННЫХ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ТЕХНИКЕ | 2008 |
|
RU2380760C1 |
Изобретение относится к медицине, психоневрологии, дефектологии, логопедии и может быть использовано для коррекции заикания. В процессе подготовительного этапа консультируют пациента, проводят психологическую, медицинскую, логопедическую диагностики, формируют мотивационную и техническую готовность к коррекции заикания. В процессе основного этапа проводят психотерапевтические сеансы с помощью десенсибилизации посредством движения глаз, используют приемы телесно-ориентированной психотерапии, осуществляют точечный массаж и массаж речедвигательных мышц, занятия по формированию речевого нижнего диафрагмального дыхания, обучают контролю дыхания, выполняют дыхательные, голосовые упражнения на фитболе, упражнения по синхронизации речи с тактильным раздражением ладоней пальцев рук и ног, артикуляционную гимнастику, музыкальную логоритмику, речевую деятельность с применением комплекса нейротренажеров и движений рук и ног, чтение и отработку речевого материала с помощью массажного шарика, на балансировочной доске, ортопедических ковриках. В процессе заключительного этапа проводят профилактические занятия и предусматривают самостоятельную работу пациента, направленную на закрепление нового навыка речи. Способ обеспечивает приобретение нового навыка речи, которая обеспечивает плавность, ритмичность и слитность организованной и спонтанной речи, формирование социально-психологической готовности к коммуникации в различных сферах жизнедеятельности за минимальное количество времени. 1 з.п. ф-лы, 1 пр.
1. Способ коррекции заикания, включающий психотерапевтическое внушение, артикуляционную и дыхательную гимнастики, точечный массаж, отличающийся тем, что занятия проводят в три этапа: подготовительный, основной и заключительный, при этом,
в процессе подготовительного этапа консультируют пациента путем психологической, медицинской, логопедической диагностики, формируют мотивационную и техническую готовность к коррекции заикания,
в процессе основного этапа проводят психотерапевтические сеансы, причем первый день начинают с психотерапевтической беседы, погружают в событие, при котором у пациента появились первые запинки в речи, далее проводят десенсибилизацию посредством движения глаз и используют приемы телесно-ориентированной психотерапии, включая упражнения на снятие напряжения в теле, расслабляющий, точечный массаж, массаж речедвигательных мышц, после чего проводят занятия по формированию речевого нижнего диафрагмального дыхания, которые производят в трех положениях: лежа с грузом на диафрагме, сидя, стоя и поочередно произнося гласные и согласные звуки, затем проводят дыхательные и голосовые упражнения на фитболе, упражнения по синхронизации речи с тактильным раздражением пальцев рук и ног Су Джок, ортоковриками, после чего выполняют артикуляционную гимнастику в 2 этапа: подготовительный этап проводят на балансировочной доске, при этом пациент одновременно выполняет артикуляционные упражнения и удерживает баланс на балансировочной доске, удерживает на голове мешочек с кварцевым песком, подбрасывает одной рукой второй мешочек с кварцевым песком и двигает другой рукой шарик на нейровосьмерке, на основном этапе артикуляционные упражнения проводят с одновременным массажем пальцев рук кольцом пружиной Су Джок, затем выполняют музыкальную логоритмику, во время которой сначала ладонями хлопают под музыкальный ритм, затем ритмично ходят по ортоковрикам одновременно хлопая в ладоши, после чего пациент стоит на балансировочной доске, на голове удерживает мешочек с кварцевым песком и произносит гласные звуки и одновременно рисует их кистью ведущей руки в воздухе в виде прописных букв, затем добавляют согласные звуки на которых чаще заикается пациент и одновременно осуществляют движение руками вправо и влево, сжимая и разжимая кулаки на гласные звуки, далее осуществляют чтение под синхронное движение рук с использованием сочетаний 2-х слов в 1 день, предложения из 3-х слов на 2 день, предложения из 4-х слов с 4 дня, произведения на 2-3 страницы с 5 дня, чтение 5-7 страниц с 6 дня, при этом подбирают для чтения проблемные для пациента звуки, с 11 дня пациент по одному предложению читает с разными эмоциями,
в процессе заключительного этапа проводят занятия, аналогичные основному этапу со специалистом и самостоятельно пациентом по закреплению нового навыка речи.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что длительность подготовительного этапа составляет 1 день, основного - 15 дней, заключительный этап состоит из 12 занятий по 1 дню в месяц.
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ | 2013 |
|
RU2556559C1 |
Способ автоматизации нового навыка речи в коррекции заикания у детей и взрослых | 2019 |
|
RU2735057C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ | 2000 |
|
RU2199996C2 |
СПОСОБ РЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2003 |
|
RU2294691C2 |
Способ автоматического перевода энергоблока с прямоточным котлом на нагрузку собственных нужд | 1982 |
|
SU1087742A1 |
СОЛОВЬЕВА Е.Н | |||
Путь к преодолению заикания | |||
Система занятий | |||
Топчак-трактор для канатной вспашки | 1923 |
|
SU2002A1 |
CHARLES V.R | |||
SPEECH CORRECTION: An introduction to speech pathology and audiology | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Топка с качающимися колосниковыми элементами | 1921 |
|
SU1995A1 |
Авторы
Даты
2024-07-09—Публикация
2023-09-12—Подача